Возникновение идейного учения тонхак

Религиозное учение тонхак, т.е. «восточное учение», поначалу имело достаточно мирный характер, и о каких-либо вооруженных действиях речи не было. Основателем тонхак стал первый патриарх религии — Чхве Чжеу (1824-1864), выходец из сословия янбан. Суще­ствует даже точка зрения, что Чхве Чжеу был потомком великого силлаского поэта Чхве Чхивона (857-?).

Чхве Чжеу родился в 28-й день 10-го месяца 1824 г. в деревне Ёндам, неподалеку от города Кёнчжу провинции Кёнсан. В возрасте шести лет он лишился матери, а в 16-отца. Очевидно, отец не оставил сыну большого наследства, так как, несмотря на интерес к конфу­цианскому классическому знанию, Чхве Чжеу, за неимением средств, был вынужден прекратить образование и заняться торговлей. Счи­тается, что будущий основатель тонхак торговал тканью и деревом. Таким образом, с 1844 г. Чхве Чжеу начинает путешествовать по всей стране. В 1856 г. он принял решение удалиться от мирских дел и вплоть до 1859 г. провел время в горах Янсан. В 1859 г. Чхве Чжеу возвратился в родные места, в селение Ёндам, а в 1860 г. ему наконец-то открылась истина.

В историографии существуют различные версии рассказов о том, как Чхве Чжеу познал истину тонхак. Ниже вкратце приведем тот вариант, который отражен в классических сочинениях тонхак[218].

В 5-й день 4-го месяца 1860 г., когда будущий патриарх болел, то ли во сне, то ли наяву к нему спустилось верховное божество — «Вер­ховный Император» Санчже. Верховный Император поведал Чхве Чжеу, что избрал его для того, чтобы он распространял добродетель по всему свету и открыл сущность тонхак. Кроме того, Верховный Император передал Чхве Чжеу волшебные заклинания и рассказал о других магических способах, которые должны были помочь Чхве Чжеу спасти людей.

Верховное божество, которое снизошло к Чхве Чжеу, нередко на­зывают традиционным для Дальнего Востока понятием «Верховный Император». Иногда же бога тонхак именуют другим, исконно ко­рейским термином хануллим, получившим широкое распространение несколько позже. Его значение трактуют одновременно как «небесный бог» и «великие мы», вкладывая в него новое тонхаковское представ­ление о Боге и человеке.

Итак, в 1860 г. Чхве Чжеу, получив, как он считал, озарение свы­ше, начал пропаганду нового учения. В своей родной провинции Кен-сан он стал создавать небольшие группы последователей, имевшие целью постижение истины тонхак.

Чем же так привлекала корейцев новая религия[219]?

О содержании идейного учения Чхве Чжеу нам известно из его двух ставших каноническими книг — «Великий свод Восточного ка­нона» («Тонгён тэчжон») и «Оставленные речения [из селения] Ён-дам» («Ендам юса»). Оба сочинения были подготовлены к печати ближайшим учеником Чхве Чжеу — Чхве Сихёном (1827-1898), став­шим впоследствии вторым патриархом тонхак, и отражают основные взгляды основателя учения. Однако полное и четкое представление об идейной основе тонхак составить не так просто, поскольку в 1905 г. религия тонхак была переименована в «учение Небесного пути» — чхондогё. Это учение, переняв самое главное из тонхак, продолжило развитие по несколько иному пути, окончательно сформировавшись уже в XX столетии как религия чхондогё. Поэтому некоторые момен­ты идейного содержания тонхак могли быть утерянными или изъ­ятыми. Тем не менее, попробуем обрисовать отдельные черты учения тонхак, поскольку это крайне необходимо для понимания крестьян­ского восстания, организованного последователями тонхак.

Отправная точка учения — идея о прямой взаимосвязи человека как земного существа с верховным божеством, чья сущность сконцен­трирована в представлении о божественных Небесах. Согласно тон­хак, человек и Небеса (т. е. божество) равны, они суть одно и то же, что выражается в центральном постулате учения «человек есть Небе­са» (ин-си-Чхон). Поскольку каждый человек суть божество, то это значит, что люди равны перед верховным божеством, а также равны между собой. Для традиционного конфуцианства, разделяющего все общество на вышестоящих и нижестоящих, а значит не признающе­го равенства, подобная идея была неприемлемой, «революционной». Развивая идею о равенстве людей, Чхве Чжеу учил: поскольку люди подобны Небесам, то людей нельзя убивать, ибо нельзя убивать Бога. Однако люди подобны Небесам не только по своей сущности, но и по своим действиям: «Замыслы Небес как раз и есть замыслы людей» («Чхонсим чык гтсгш»).

Так же как человек подобен Небесам, Небеса подобны человеку. Поэтому со временем в тонхак появляется новое корейское понятие Небес — хануллим. совмещающее в себе слово «Небо» — ханылъ и по­нятие «великие мы[, люди]» — хан ури. Однако иногда мирские де­ла отвлекают человека от истины, и он может потерять свою небес­ную сущность. Поэтому для правильной жизни необходимо следовать Небесному Пути (Чхон До) и Небесной Добродетели (Чхон Док).

Очевидно, на ранних этапах становления тонхак при еще не раз­витой идейной составляющей по-прежнему важное значение имели традиционные конфуцианские догматы, такие, как «Пять норм мора­ли» («О рюн»), а также различного рода мистические тексты, как, на­пример, древнекитайский трактат «Чжоуская книга перемен» («Чу-ёк»; корейское прочтение иероглифического названия), или тексты различных «волшебных» заклинаний.

Таким образом, имея в основе постулат о божественности челове­ка и любви ко всем людям, учение тонхак было достаточно мирным по своей сути. Однако идеи равенства всех людей нарушали установ­ленный в стране порядок, построенный на проповедуемых конфуци­анством отношениях служения младшего (нижестоящего) старшему и заботы старшего о младшем (нижестоящем). К тому же сведения о создававшихся тайных организациях не могли не беспокоить коро­левский двор, особенно в условиях распространявшегося самими ко­рейцами христианства с его идеями равенства.

Поэтому, по сообщению одного из приближенных ко двору чи­новников, имя которого не встречается в исторической литературе, в 1863 г. Чхве Чжеу вместе с 20 своими последователями был схвачен и заключен в тюрьму города Тэгу, где был казнен в 3-м месяце 1864 г.

Революция» тонхак

После гибели Чхве Чжеу вторым патриархом тонхак стал его бли­жайший ученик с 1861 г. — Чхве Сихён (1827[220]-1898). В исторической литературе встречаются две даты начала его деятельности как руко­водителя нового религиозного учения — начало 1863 и начало 1864 г. Став во главе тонхак, Чхве Сихён прежде всего обратился к рабо­те по изданию двух канонических сочинений, упомянутых выше, а также развернул работу, направленную на расширение и укрепление низовых организаций тонхак по всей стране. Одной из важнейших задач Чхве Сихён считал реабилитацию безвинно казненного учите­ля — основателя религии, а также получение свободы религиозной де­ятельности тонхак.

Возможно, на протяжении 1870-х — начала 1890-х годов продолжа­ла развиваться идейная составляющая тонхак. В связи с этим необ­ходимо упомянуть о так называемом «открытии Небес и Земли» — кэбёк, представление о котором, исходя из упоминаний в литературе, существовало в тонхак, но впоследствии исчезло из сменившего его «учения Небесного пути». Когда и в связи с чем в тонхак появилось представление о кэбёк, сказать сложно.

Суть кэбёк заключается в следующем. Время циклично. Один большой цикл длится около 50 тыс. лет. По его завершении возвраща­ется «Небесная судьба» (Чхонун) или «Временная судьба» (Сиуп), ко­торая позволяет при активном участии людей совершить переустрой­ство Неба и Земли, т. е. «вновь открыть» Небо и Землю, когда вместе со всей природой, т. е. через изменение в природе, можно изменить человеческое общество, сделав жизнь более счастливой.

В начале 1890-х годов, очевидно, речь еще не шла о том, что при­шло время совершить переустройство Неба и Земли. Постоянно воз­раставшая организация тонхак продолжала настаивать на реабили­тации Чхве Чжеу и разрешении религиозной деятельности. В 12-м месяце 1892 г. в местечке Самне неподалеку от города Чончжу, цен­тра провинции Чолла, Чхве Сихён собрал несколько тысяч последо­вателей тонхак. Собравшиеся подготовили петицию на имя губерна­тора провинции Чолла с призывом реабилитации безвинно казненно­го Чхве Чжеу, а также свободы религиозной деятельности тонхак. Напуганный масштабом и организованностью собрания тонхаковцев губернатор поспешил издать указ, запрещавший гонения на последо­вателей новой религии.

Воодушевленный успехом Чхве Сихён попробовал добиться ре­ализации своих требований на общегосударственном уровне. В 1-м месяце 1893 г. в столицу была послана новая петиция аналогично­го содержания, однако она осталась без ответа. И тогда в 3-й месяц Чхве Сихён направил в Сеул делегацию из 40 человек во главе с Пак Квансе, чтобы лично передать послание государю. Послание напуга­ло короля и представителей иностранных держав, поскольку, помимо указанных требований, в нем содержались призывы к закрытию всех иностранных представительств, церквей и высылке иностранцев из Сеула. Королевский двор в срочном порядке решил направить пра­вительственные войска на юг, в сторону города Чхончжу (провинция Чхунчхон), туда, где, по сведениям провинциальной администрации, концентрировались основные силы тонхак. Последователям тонхак было предписано покинуть Сеул. Одновременно в цинский Китай бы­ло отправлено тайное послание с просьбой оказать военную помощь в случае широкомасштабных «внутренних смут».

Таким образом, поездка представителей тонхак в Сеул оказалась неудачной. Поэтому 26-го числа 4-го месяца 1893 г. в местечке Поын, недалеко от города Чхончжу, собрались более 20 тыс. последовате­лей тонхак со знаменами, на которых была начертана надпись «Сбор ополчения для изгнания японских и западных варваров». Собравших­ся более всего волновал не вопрос реабилитации первого патриарха, а тяжелое положение страны, зависимость Кореи от цинского Китая, Японии, западных держав. Многие призывали взяться за оружие и изгнать иностранцев.

О проведении съезда тонхак в Поыне стало известно провинци­альным властям, поскольку там находился правительственный чинов­ник О Юнчжун, специально направленный из Сеула для разбиратель­ства с ситуацией в провинции Чхунчхон. Он попытался уговорить со­бравшихся разойтись. Через некоторое время последователи тонхак действительно разошлись по домам, и случилось это отчасти из-за позиции второго патриарха религии — Чхве Сихёна.

Между тем на протяжении 1893 г. в провинциях Пхёнан, Хванхэ, Канвон, Кёнсан - буквально по всей территории Кореи — происходили небольшие крестьянские выступления. Одной из самых неспокойных была провинция Чолла. Потерявший контроль над центральной вла­стью, подчиненный иностранным державам королевский двор был не в состоянии навести порядок в провинции, где злоупотребления мест­ной администрации превысили все возможные пределы. В частности, в уезд Кобу провинции Чолла в 1892 г. был назначен новый началь­ник Чо Бёнгап, особо отличившийся в изобретении способов дополни­тельных поборов с крестьянства. В конце 1893 и начале 1894 г. мест­ные крестьяне дважды подавали ему петиции с просьбами прекра­тить несправедливые поборы. В составлении этих петиций помогал местный выходец из сословия мелкого чиновничества Чон Бончжун (1854-1895), который примкнул к тонхак еще в середине 1880-х го­дов. Однако голос крестьян не был услышан, многие из «зачинщиков» были заключены под стражу.

Рано утром 15 февраля[221] 1894 г. около тысячи крестьян из уезда Кобу собрались вместе и, избрав тпонхаковца Чон Бончжуна своим руководителем, решили напасть на уездную управу и изгнать нена­вистного начальника. Так началось крестьянское восстание тонхак. Разгоревшееся в феврале месяце, оно еще не было в полной мере вы­ступлением тонхак, потому что основная масса крестьян не принад­лежала к последователям «восточного учения» и не ставилось особых целей общегосударственного масштаба. Восставшие открыли государ­ственные амбары, разделили рис и разрушили ненужное водохрани­лище Мансокпо, построенное прежним начальником уезда и служив­шее одним из главных предлогов для взимания дополнительных по­боров. Достигнув своих целей, восставшие разошлись по домам.

На место происшествия был послан государственный инспектор Ли Ёнтхэ. Всю вину за беспорядки он приписал последователям тон­хак и стал жестоко расправляться со многими выявленными привер­женцами учения. Это было первое крупное гонение на тонхак со сто­роны государства.

Ответ тонхаковцев не заставил себя долго ждать. Очевидно, счи­тая, что кризис в стране достиг крайней точки, Чон Бончжун решил, что настало время совершить кэбёк — переустройство Неба и Земли для того, чтобы наконец-то построить государство всеобщей справед­ливости. В конце апреля 1894 г.последователи тонхак впервые вы­ступили организованно иод лозунгами: «Защитить государство, дать народу мир», «Изгнать японцев, изгнать европейцев». Это, уже не сти­хийное, крестьянское восстаниеначалось в местечке Пэксан, чуть севернее уездного центра Кобу. Повстанцев возглавил Чон Бончжун, избранный в качестве руководителя. В армии тонхак был свой устав с элементами программы действий, требовавший от своих членов не убивать людей без крайней необходимости и не забирать чужого иму­щества; быть преданным стране и своим руководителям, почтитель­ным к родителям и старшим по возрасту; изгонять японские войска, но не забывать о самосовершенствовании, обязательно дойти до Сеула и разобраться с теми, кто совершал преступления.

Второй патриарх Чхве Сихён выступил против восстания. (Ведь, согласно учению тонхак, все люди божественны, и никому нельзя причинять зла.) Однако восстание охватывало все большие терри­тории западной части провинции Чолла: существовавшие в течение длительного времени организационные ячейки позволяли быстро мо­билизовать крестьян. Идеи тонхак, во многом основанные на тради- 1 ционном мировоззрении корейцев, были понятны простому народу, а активное выступление обещало счастливую жизнь на многие поколе­ния вперед.

К маю месяцу 8-тысячная армия тонхак подчинила девять уезд­ных центров. 11 мая 1894 г. произошло первое крупное столкновение между повстанцами и правительственными войсками, присланными из центра провинции — города Чончжу. Восставшие одержали победу над правительственными войсками и захватили большое количество трофейного оружия. Тогда из столицы было срочно отправлено более чем полутора тысячное подкрепление на защиту Чончжу. Но оно не смогло противостоять армии тонхак, и 31 мая 1894 г. Чончжу пере­шел в руки восставших.

Однако правительственные войска во главе с Хон Гехуном окружи­ли город, пытаясь выбить оттуда отряды тонхак, которые, в свою оче­редь, также совершали постоянные рейды. Одновременно Чон Бон­чжун вступил в контакт с полномочным инспектором по юго-западу Кореи — Ли Вонхве, который прибыл из Сеула, приведя с собой до­полнительное подкрепление. Тонхаковцы предложили правительству принять предложение преобразований из 14 пунктов, дополненное позже еще 24 пунктами. Корейское правительство, ожидая прибытия военной помощи из цинского Китая, пошло на подписание мирного соглашения с тонхак из 12 пунктов, в котором, в частности, говори­лось, что отныне все противоречия между последователями тонхак и правительством Кореи считаются разрешенными. В соглашении так­же отмечалось, что все виновные в злоупотреблениях чиновники бу­дут наказаны, документы о личной зависимости ноби — уничтожены, а земля будет поровну распределена между теми, кто ее обрабатыва­ет, и будут наказаны те, кто поддерживает контакты с японцами, и т.д.

Последователи тонхак, находившиеся в северных провинциях Ко­реи и подчинявшиеся второму патриарху Чхве Сихёну, так и не под­держали восстание в провинции Чолла.

Несмотря на мирное соглашение с тонхак, королевская власть в принципе не могла допустить существование неподконтрольных структур провинциального самоуправления (чипкансо), опиравшихся на вооруженную силу простого народа, неподчиненного правитель­ству и исповедовавшего непонятное идеологическое учение.

Уже 8 июня 1894 г. 1,5 тыс. человек китайских войск прибыли на кораблях к западным берегам Кореи, расположившись в заливе Асан, южнее Инчхона. Подобный шаг Китая, учитывая его возраставшее экономическое и политическое влияние в Корее, мог привести к пол­ному подчинению Кореи. Поэтому Япония, сославшись на то, что Ки­тай не известил заранее Японию о посылке войск, как требовалось по Тяньцзиньскоыу договору 1885 г., отправила в Корею 4,5 тыс.[222] чело­век для «защиты японских граждан». Войска с первых трех японских кораблей начали высаживаться в Инчхоне уже 9 июня. Так началось японо-китайское военное противостояние в Корее, на время отвлекшее внимание внешних сил от крестьянского восстания тонхак.

Чуть более чем через полтора месяца, в конце июля 1894 г., нача­лась японо-китайская война[223], закончившаяся поражением Китая, а значит — доминированием Японии на Корейском полуострове. Неспо­собность корейского правительства организовать защиту от внешней агрессии, отстоять независимость своей страны, во второй раз под­няла армию тонхак, но теперь уже — на борьбу с японцами.

В местечке Самне, к северо-западу от Чончжу, 12 октября 1894 г. собралось все руководство движения тонхак во главе с Чхве Сихёном. Чон Бончжун предлагал как можно скорее организовать воен­ный поход на Сеул и выступить против японских войск, оккупиро­вавших страну. В распоряжении Чон Бончжуна было 10 тыс. человек повстанческой армии. Чхве Сихён поначалу по-прежнему настаивал на мирных путях достижения поставленных целей. Однако его бли­жайший ученик Сон Бёнхи (1861-1922; впоследствии третий патриарх тонхак), относившийся к «северной группировке» тонхак, которая до сих пор не принимала участия в военных действиях, решил присо­единиться к Чон Бончжуну, возглавив еще 10 тыс. повстанцев.

Первым городом на пути армии тонхак к Сеулу, где японские и правительственные войска готовились к обороне, стал город Кончжу в провинции Чхунчхон. Повстанцы вступили в сражение с хорошо обу­ченной и вооруженной армией японцев 21 октября 1884 г. (Уровень оснащения японских войск в Корее можно проиллюстрировать фак­том прокладки временной линии военной телеграфной связи между Пусаном и Сеулом.) Несмотря на то, что взять Кончжу не удавалось, армия тонхак не отступала под натиском врага и даже одерживала отдельные победы в окрестностях города. После последнего крупного сражения между повстанцами и японскими войсками в ноябре 1894 г. у селения Нонсан, южнее Кончжу, перевес сил стал складываться не в пользу тонхак, и они были вынуждены оставить провинцию Чхун­чхон, отступив еще южнее, в провинцию Чолла. Сам Чон Бончжун скрывался в городе Сунчхан, пока его не выдали в деревне Пхиро за обещанное вознаграждение. Чон Бончжуна увезли в Сеул, судили и казнили в марте 1895 г.

Однако второй этап восстания тонхак, в отличие от первого эта­па весны-лета 1894 г., не ограничился южными провинциями страны, а распространился и на север, охватив провинции Хванхэ и Канвон.

Итак, к концу 1894 г. восстание тонхак в основном было подавле­но. Число пострадавших определяют цифрой в 300-400 тыс. человек. Это было первое в истории Кореи восстание крестьян, вооруженных своей особой религиозной идеологией и имевших четкие и конкретные цели построения нового государства всеобщего благоденствия. Воз­можно, именно поэтому восстание тонхак иногда называют «революцией». Масштабность и размах крестьянских выступлений позволяют говорить об этом восстании как о крестьянской войне. Именно так оно определяется в отечественной литературе.

При этом нельзя однозначно утверждать, что восстание тонхак потерпело поражение. Во-первых, религия тонхак не только не ис­чезла, но получила дальнейшее развитие и распространение, транс­формировавшись впоследствии в чхондогё — «учение Небесного пу­ти», ставшее одним из знамен, одной из ведущих сил в борьбе за неза­висимость Кореи в первой половине XX в. Во-вторых, вооруженное выступление крестьян, во главе которого стояли приверженцы тон­хак, показало глубину охватившего страну кризиса и необходимость преобразований. Реформы, отразившие новые социально-экономиче­ские реалии Кореи, были проведены в 1894-1895 гг. при помощи япон­цев, и в 1897 г. — Императором Кочжоном без вмешательства извне.

Крестьянское восстание тонхак послужило формальным поводом для введения в Корею войск Японии и Китая, противостояние кото­рых за влияние в Корее достигло максимума в 1894 г. В результа­те японо-китайской войны это противостояние разрешилось в пользу Японии.

Наши рекомендации