Учебник истории для общеобразовательных учреждений

Вопросы теории

Схема 1. Основные структурные компоненты учебника истории

ТЕКСТОВЫЙ КОМПОНЕНТ
ОСНОВНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ
Повествовательный Документы Определение терминов
Описательный Отрывки из художественной литературы Подписи к иллюстрациям
Объяснительный Пояснения в скобках
Проблемно-обобщающий Биографические справки
  У Ч Е Б Н И К  
Вопросы и задания Фотографии Оглавление
Шрифтовые выделения Репродукции картин Рубрикации
Пункты параграфов Рисунки, иллюстрации Сигналы-символы
Даты, термины Достоверные изображения Указания
Таблицы Картосхемы, карты, схемы Рекомендуемая литература
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ АППАРАТ ОРИЕНТИРОВКИ
ВНЕТЕКСТОВЫЙ КОМПОНЕНТ

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретиче­ский и фактический), дополнительный (документы, отрывки, справки) и пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии) материал. Ядро основного текста составляют зна­ния о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельно­сти. При анализе содержания учебника во время подготовки к уроку учителю важно выявить основные, базовые знания. Это составляет примерно треть содержания учебника. При объясне­нии на уроке две трети составляет дополнительный материал, призванный ярко и убедительно раскрыть базовые знания.

Как уже отмечалось, весь материал в школьных курсах исто­рии не может излагаться одинаково подробно. Как правило, раз­вернутое изложение сочетается в учебнике с конспективным. Основные факты даются подробно, образно, дополняются доку­ментами и иллюстрациями. Сведения, необходимые для связи между основными фактами, излагаются в виде краткой справки, делая учебник менее сложным.

Сложность текста учебника может быть предметной, логичес­кой и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами тео­ретического характера. По мнению ученых, для понимания тек­ста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предло­жений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстра­ции, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюс­трации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами об­разной и знаковой наглядности.

Текст и иллюстрации занимают по отношению друг к другу неодинаковое положение. Дополнительные иллюстрации ис­пользуются только в сочетании с работой над текстом. Незави­симые иллюстрации не связаны с текстом, поэтому самоценны и их можно использовать для разбора и описания автономно. В таких иллюстрациях, как правило, содержится какая-то задача, проблема. В отличие от дополнительных иллюстраций равноправные не могут существовать без текста, поэтому работа с ними может идти только параллельно. Дополнительные же ил­люстрации можно и не использовать.

Основную часть методического аппарата учебника составля­ют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю да­ют возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет диф­ференцировать работу учащихся.

В учебниках истории применяются три основных способа группировки учебного материала: 1) хронологический, при ко­тором материал излагается в последовательности совершавших­ся во времени событий; 2) тематический, если проводится объе­динение фактов в однородные по содержанию комплексы; 3) географический, когда последовательно освещается история отдельных стран и народов. Ни один из указанных способов не встречается в учебниках в «чистом» виде, каждый из них ис­пользуется в том или ином сочетании с другими способами.

Хронологическая последовательность изложения в курсах всеоб­щей истории проявляется неоднократно: либо в порядке следова­ния разделов или глав, либо в изложении материала внутри главы или параграфа. Но, поскольку в курсах всеобщей истории изучает­ся история многих стран и народов, она неизбежно сочетается с ге­ографической группировкой материала: в истории Древнего мира географический принцип размещения материала проявляется в по­рядке следования разделов по истории Востока, Греции и Рима.

Хронологический и географический принципы сочетаются с тематической группировкой материала, общего для многих стран: например, в истории Средних веков — это темы о городах, христианской церкви и крестовых походах, географических от­крытиях и т. п.; в Новой истории — темы о международном ра­бочем движении, международных отношениях, войнах.

При освещении истории одной страны в рамках определенно­го исторического периода также возникает необходимость тема­тической группировки материала путем раздельного, последо­вательного изучения отдельных сторон жизни общества.

Практикум

Задание 1.1) Найдите в учебнике по истории Средних веков примеры использования принципов хронологического, страно­ведческого, тематического характера. Для анализа используйте темы «Крестовые походы», «Византия в эпоху потрясений», «Арабский халифат», «Средневековая Япония», «Реконкиста в Испании», «Хозяйственный подъем в Европе», «Город и горо­жане», «Начало культуры Возрождения». Какие принципы пре­обладают в других темах учебника? 2) Каким путем в учебнике излагается понятийный материал? В каком случае преобладает дедуктивный путь, а в каком индуктивный? Каким путем в учеб­нике реализуется идея обогащения основных понятий курса ис­тории? На этот вопрос поможет дать ответ текст учебника. 3) Оп­ределите основное назначение компонентов дополнительного текста: документов, отрывков из художественной литературы, дополнительных сведений автора. Каким образом дополнитель­ный текст можно использовать на уроках истории? 4) Какую роль играет пояснительный текст в работе учителя? Покажите на конкретных примерах. 5) Обратите внимание на вопросы и зада­ния учебника. Где они помещены? Как они учитывают познава­тельные возможности учащихся? 6) Зачем необходимы шрифто­вые выделения текста? Где и как они представлены в учебниках? 7) Что обычно понимают под методическим аппаратом учебни­ка? Оцените качество методического аппарата рассматриваемого учебника. Какие элементы в нем отсутствуют? Сравните методи­ческий аппарат учебников для младших и старших классов, что в них общего и каковы отличия? 8) Просмотрите аппарат ориен­тировки учебника: оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература, хронологическая таблица, словарь. Каково назначение каждого компонента аппарата ори­ентировки? Как учитель на уроках использует этот аппарат? 9) Определите назначение иллюстративного материала. Как можно использовать на уроке современные фотографии, репро­дукции картин и изображения исторической эпохи? Приведите примеры. 10) Чем отличаются картосхемы, схемы, карты и таб­лицы в темах учебника? Приведите примеры. К какому компо­ненту учебника истории относятся таблицы?

Задание 2. Следует проанализировать один из учебников ис­тории и занести данные результатов анализа в таблицу по сле­дующим направлениям:

Таблица 1.

Основные структурные компоненты учебника Хозяйст­венная жизнь Социаль­ные отно­шения Государст­венные структуры Культу­ра
Текст (ссылка на страницы учебника)
описательно-повествова­тельный, объяснительный, обобщающий, дополнительный, пояснительный        
Внетекстовые компоненты
Методический аппарат: вопросы и задания, шрифтовые выделения в тексте, таблицы, инструктивно-методичес­кие материалы        
Аппарат ориентировки: оглавление, рубрикации, сигналы-сим­волы, указатели, рекомендуемая литература, иллюстрации, фотографии, репродукции картин, карты, схемы        

Задание 3. Ответьте на вопросы и выполните практическую работу: 1) Какие типы текстов преобладают в анализируемом вами учебнике? Назовите темы, разделы, в которых большин­ство тех или иных текстов. Дайте оценку основного текста учебника. 2) Какие принципы положены в основу изложения материала учебника? Приведите примеры. 3) Выявите качест­во методического аппарата учебника. Какие компоненты ме­тодического аппарата отсутствуют в учебнике? Как учитель может восполнить этот пробел? 4) Проанализируйте качество иллюстративного материала учебника. Какие иллюстрации преобладают в разделах, темах? 5) Насколько синхронна связь иллюстраций с основным текстом учебника? Выявите, каких иллюстраций больше: связанных или не связанных с текстом. 6) Как различные компоненты учебника обеспечи­вают изучение однородного по характеру материала? Просле­дите по направлениям анализа в таблице. 7) Дайте общую оценку учебника с точки зрения возможностей эффективной работы учителя и учащихся. Определите основные недостат­ки. 8) Учитель требует, чтобы учебник во время опроса был за­крыт. Правильно ли это требование?

Выводы:

1. Обсуждение основных черт учебников нового поколения: отказ от единой концепции; в основе книг — персонифициро­ванная история; преобладание образной системы над поня­тийной; усиление роли фактов и представлений; многоуров­невая система образов; новая система заголовков; дополнительный текст равноправен с основным, является са­мостоятельным источником знаний (однако может привести к информационной перегруженности текста); дается новый по­яснительный текст, изменение иллюстративной метасистемы; многоуровневость и новизна методического аппарата; диало­гичная направленность учебника.

2. Вопросы и задания для анализа и сравнения учебников: 1) Насколько текст учебника соответствует познавательным возможностям учеников? 2) В каком виде представлены источ­ники? 3) Что нового появилось в пояснительном тексте? 4) Что изменилось в методическом аппарате? Какие виды заданий представлены и каким образом? Какие имеются инструктивно- методические материалы? (Схемы, памятки, тексты самоконт­роля.) 5) Каковы особенности иллюстраций? В чем смысл ис­пользования подлинных (документальных) иллюстраций? 6) В чем оригинальность, полезность и эффективность аппарата ориентировки? Для ответа рассмотрите ориентиры в тексте, ус­ловные знаки, выделения, словари, указатели, списки литерату­ры. 7) Каков же, на ваш взгляд, лучший учебник нового поколе­ния? Обоснуйте свой ответ.

Наши рекомендации