Тема 2 школы культурологии
План:
1. Основные подходы культурологии
2. Западноевропейские школы культурологи
3. Отечественные школы культурологи
4. Семиотические школы и направления
Школы культурологии
Культурологические школы создали тот фундамент, который позволил культурологии выделиться в самостоятельную науку. Школы культурологии возникают на основании различных подходов к трактовке сущности культуры, опираясь на достижения как западных, так и отечественных теоретиков культуры.
Основные научные концепции: эволюционистская, психологическая, функционалистская, структурно-антропологическая, феноменологическая.
Эволюционистская (Э. Тейлор). Понимание развития культуры по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Выделение инвариантов развития (универсалии культуры): понятия «души», «смерти», «бога» и др.
Психологическая (З. Фрейд, К.Г. Юнг). Объяснение культурных феноменов посредством редуцирования их к психологическим. Три структуры личности (З. Фрейд): «Оно» подсознательные влечения человека, инстинкты; «Я» система согласования подсознательных устремлений и требований культуры; «сверх Я» - культура.
Постулация связи индивидуальной психики с бессознательным сверх личным коллективным началом (коллективное бессознательное - архетип) (К.Г. Юнг)
Функционалистская (Г.Спенсер, Б.Малиновский, А. Рэдклифф-Браун). Культура как самостоятельная система и функциональные организмы. Постулаты функционализма: 1) существование функционального единства общества как взаимосвязь социальных и культурных структур; 2) дифференциация социальных структур, складывающихся в упорядоченную систему; 3) поддержание всех элементов культуры (производственные навыки, ритуалы, нормы, представления и т.д.), обеспечивающее сохранение общества.
Структурно-антропологическая (Ф. де Соссюр, Леви Стросс). Культура - символическая система, парадигматика, на основе которой человек структурирует свою познавательную деятельность, формирует представление о мире и себе.
Феноменологическая (Э. Гуссерль, М. Хайдегер, Г.Г. Гадамер). Культура - утраченное прошлое, изгнанное из мира МАН (безличного начала, господствующего в современной технократической культуре).
Произведения искусства, поэтический язык, народная культура - изначальная мера авторства. Истина мира в прикосновении к прошлому, выстраивании связи времен.
2. Основные западноевропейские культурологические школы:
Американская школа – культурно-антропологическая, основана на эмпирических исследованиях духовной жизни, психологии народа, обычаев, нравов, образа жизни. Наиболее значительный вклад в развитие культурологии внёс американский учёный Лесли Уайт (1900-1975 г.г.) – антрополог, теоретик культуры, ввёл в научный оборот понятие «культурология».
Английская школа – социально-антропологическая основана на точности знаний по типу естественных наук. Исследует экономическую, политическую, нравственную и религиозную жизнь. Наиболее ярким представителем этой школы был Бронислав Малиновский (1884-1942 г.г.). Культура для него выступала, прежде всего, как способ адаптации к окружающей среде. Он проводил исследования, опираясь на потребности человека: биологические, надбиологические (социальные), интегративные, ориентирующие человека на религию и государство.
Большой вклад в развитие культурологии внесли последователи европейского романтизма (философско-художественное течение в европейской культуре XVIII-XIX веков, основанное на интересе к личности, к человеку). Немецкий философ и культуролог Мюллер (1779-1829 г.г.) ввёл термин «культурфилософия», что позволило исследовать исторические типы культуры. Эту традицию продолжили учёные О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев, А. Тойнби.