Шлюзы и заброшенная усадьба
Путешествие в этот день началось с поисков шлюзов. Нас направили в окрестности поселка Дружба, где должны были находиться старинные немецкие шлюзы Мазурского канала. Обещали нам впечатляющее зрелище. Путь наш проходил через 2 ярко запомнившихся городка – Правдинск и Железнодорожный. Оба выглядели очень «по-старонемецки». Сохранившиеся в первозданном виде домики с черепичными крышами, узкие мощеные улочки, часовни и кирхи. Все это было дополнено редковстречающимися магазинами советского типа и людьми странной наружности.
В пригороде Правдинска, тормознув у какой-то заброшенной старинной постройки, мы нашли огромных улиток. Кушать их не стали, а вот фотосессию устроили. Ну и постройку увековечили своими снимками.
Доехав до Дружбы, мы спрашивали у местных подростков, где шлюзы, а они сказали, что рядом, но там летом делать нечего, и сказали, что лучше посмотреть на заброшенную мельницу. Так вот шлюзы они имели в виду совсем не те, что мы искали. А на заброшенную мельницу мы все равно съездили. Она в поселке Железнодорожный. Причем выглядит она совсем не как домик-избушка с ветровой мельницей, а как промышленное старинное здание.
Возле нее есть огороженная территория с красивым прудом и домиков. Мы думали, что это музей и ресторан, но оттуда нам на встречу вышел мужчина и сообщил, что это его дом, его территория и его мельница, которую мы можем осмотреть. Вот не то, чтобы мы завистливые люди, но не каждый день видишь владельца старинной немецкой мельницы и усадьбы). В общем, все там посмотрели, и дополнительно обнаружили еще и разрушенный замок Гердауэн. От него почти ничего не осталось, но посмотреть стоит, раз уж все равно приехали)
Итак, мы продолжили искать шлюзы по спутниковой карте в навигаторе. Просто ехали по дороге от Новобобруйска до Озерков (где мы только ни побывали) и увидели слева от себя речку, а справа огромную бетонную стену. Это и был шлюз. Я не могу сказать, что боюсь высоты, но мне не очень комфортно смотреть вниз, когда нет ни поручней, ни ограждения. На шлюзах у нас всех захватило дух. Было очень страшно и очень интересно. Поиски того стоили.
По пути домой мы еще решили посетить некую заброшенную усадьбу, которая соседствует сейчас с военным аэродромом. Накануне вечером мы уже хотели туда попасть, но состав наш был – две девушки и два ребенка, поэтому не рискнули. Место довольно-таки устрашающее, так как вечером там нет ни одного человека, бегают дикие собаки, громко гавкая на нежданных гостей, а вокруг заброшенные пятиэтажки, сгоревшие автобусы и старые будки КПП. Прямо как в фильме BBC Жизнь после)
Так что вернулись мы туда только на следующий день, вооружившись мужчиной с топором))) Но днем так оказалась обычная территория для игр в пейнтбол и довольно много людей, а собаки выглядели скорее дружелюбно, чем пугающе.
Мы без труда нашли заброшенную усадьбу у пруда. Она была довольно интересной, хотя после вышеописанных мест, она ушла на второй план. Так или иначе, домой мы поехали, как обычно, восторженные, довольные и уставшие.
День №7. Форты 4,5 и 11
Про фортификационную систему Кёнигсберга вполне можно прочитать в интернете, но я все-таки немного расскажу, чтобы подчеркнуть всю значимость дня, когда мы посетили небольшую часть этой системы. «Кёнигсберг был городом крепостью и был окружен кольцом оборонительных сооружений – фортов, 12 больших и 5 малых фортов. Форты стояли на расстоянии 2-4 километров друг от друга и защищали все подступы к городу. В процессе 2 форта были упразднены и до Второй Мировой Войны дожили 15. После войны судьба их сложилась по разному, часть при штурме Кёнигсберга была взорвана, части посчастливилось стать музеями, какие-то попали в распоряжение военных, какие-то стали формально «ничейные» и тихонько растаскиваются аборигенами». Каждый форт представляет собой крепость, построенную в теле холма и тщательно замаскированную, обнесенную рвом со всех сторон. К каждому форту есть только один подъезд, и тот только через мост. Строились все форты в конце 19 века, когда авиации еще не было, поэтому наземная разведка с трудом могла их обнаружить. На строительство каждого форта отводилось 4 года, при этом инженеры, строители и архитекторы продумывали каждую мелочь.
Мы начали путешествие с Форта №4. Он находится на выезде из города в поселке Новодорожный и полностью заброшен. С него началось наше знакомство с неприступной оборонительной системой Кёнигсберга. Помимо того, что снаружи видно всю былую мощь сооружения, внутри впечатлений еще больше.
Там очень темно, без фонарика точно ничего не рассмотреть. В форте множество разноразмерных комнат, люков в полу, винтовых лестниц и каких-то помещений со сводными пололками. По ощущениям там 3 этажа, 1 из которых подземный. При том, что форт заброшен, поражает сохранность лестниц и кирпичной кладки – они просто идеально сохранились. Блуждая по широким коридорам, которые видимо предназначались для проезда транспорта (колесниц), мы находили все новые входы, выходы, лестницы и гроты. Многие помещения завалены. Если идти по лесу можно периодически сталкиваться с новыми входами и дотами. Стены форта, естественно, исписаны надписями в стиле «мы здесь были» и «анархия», но это не смогло выветрить ощущения, что мы первооткрыватели. Когда появляешься в таком заброшенном месте, пропитанном историей, то всегда чувствуешь себя частью чего-то великого. Те, кто любят это чувство, должны там побывать.
Следующим на нашем пути был Форт №5. Он находится на окраине города, как раз по той же дороге, что и Форт №4. Этот Форт превращен в историко-художественный музей. Он, как и остальные крепости находится в холме, окружен прудом, а вокруг пруда сделан лесной парк, где стоит военная техника, а возле стен форта есть даже торпеды.
В этом форте можно увидеть точно такие же помещения и кладку с лестницами, как и в четвертом, но все сохранилось лучше. Вообще, чем яростнее сопротивлялись немцы в форте, тем хуже он сохранился. Захват 5го форта длился несколько дней. ля сравнения, на штурм форта № 5-а пришлось затратить около суток, а фортами № 6 и 7 советские штурмовые части овладели в течение нескольких часов. На валу выставлены советские пушки, от противотанковой до зенитки, и Катюша. Внутри помещений форта есть много фотографий после штурма города. Вид довольно зловещий. Это сейчас мы восхищаемся остатками немецких замков, а после войны, когда надо было заселять область, люди ненавидели все атрибуты этого «фашистского» города, а руины крепостей больше всего хотелось разрушить под корень, а не сохранить.
Небольшое историческое отступление. В центре города располагался Королевский замок, который был виден из каждого форта. При том что город-крепость бомбили беспощадно (кстати, в основном англичане), замок уцелел и почти не был поврежден, хоть и горел. Его не стали рушить и потом. Но всему свое время. Его-таки разрушили по идеологическим соображениям по указу Хрущёва. На эту тему до сих пор ведутся споры. Именно потому что для одних руины замка – это интересная историческая ценность, а для других напоминание о врагах, которых мы победили очень страшной ценой. Так или иначе, на месте замка стали строить Дом советов, который не достроен до сих пор и представляет собой весьма унылое зрелище. Глядя на него, мне кажется, что лучше уж не трогали бы руины замка.
Вернемся к фортам. После прогулки по пятому форту, мы уже было угомонились, но вечером решили посетить еще №11. Туда мы приехали в 7 вечера, а работает он до 6. Но поскольку был день России, то посетителей хватало, и нам провели экскурсию. Длилась она час и стоила 200 рублей с человека. Не скажу, что это был захватывающий рассказ, но кое-какие факты меня поразили, так что расскажу их вкратце.
Во-первых, все форты были построены на случай войны в конце 19го века, но во время Первой Мировой войны они не пригодились, а потом они морально устарели и использовались самими немцами как склады. И только к моменту захвата Кёнигсберга советскими войсками все форты были введены в состояние полной боевой готовности. Но это, как известно, не помогло.
Во-вторых, 11й форт использовался после войны нашими военными в качестве склада и только в 2014 году был переделан в музей. При этом вода, скапливающаяся в помещениях форта, откачивалась военными вручную насосами. И не так давно мы в ходе переговоров выпросили у немцев из прусского архива чертежи всех фортов и восстановили систему водоотведения. А сами не смогли додуматься до их инженерных уловок конца 19 века.
В-третьих, этот форт сохранился лучше всех, так как солдаты сдались без боя, зная, что все соседние форты уже захвачены. И именно в этом форте мы узнали, что сквозные овальные люки в полу/потолке использовались для транспортировки раненных на специальном тельфере. Так же сохранились все лестницы, которые сделаны идеально для шага среднего человека, а количество ступенек – 16 – для того, чтобы не было одышки, ведь приходилось много бегать. Поручни сделаны из толстой шершавой арматуры, чтобы руки не соскальзывали.
В-четвертых, в фортах и правда 3 этажа (как нам показалось еще в 4м форте), один из которых подземный, другой на уровне земли, чтобы удобно было получать груз, а третий выше наземного, но в уровень с холмом. Третий этаж накрыт метровым слоем бетона и землей. На первом этаже, там где изначально разгружались повозки с лошадьми, срезаны углы стены и сделан «разворотный камень», чтобы повозки не задевали колесами и грузом стены.
Такие тонкости инженерной мысли не могут не восхищать. Форт №11 максимально открыт для посетителей, доступны все этажи. Сохранился даже лифтовый механизм для снарядов, который можно покрутить. И еще один секрет, который я не раскрою – разрешают кое-куда залезть. Мне понравилось!)
День №8. Балтийская коса
В наш последний день путешествия мы решили съездить на самую западную точку России – Балтийскую косу. Мы уже ездили в Балтийск в первые дни, но для Косы решили выделить отдельный день. Паром под названием «Вистула» ходит туда каждые 2 часа, стоит 70 руб/чел и там вполне можно все посмотреть без машины.
Чем манила нас Коса: Заброшенными самолетными ангарами и взлётной полосой (с подогревом!) Люфтваффе, старинным фортом и песчаным морским (а не заливным) пляжем.
Что мы открыли для себя сверх ожиданий: множество янтаря возле разрушенной крепости, лес, очень похожий на «танцующий» на Куршской косе, горы красивых деревянных палочек и невероятно контрастный пейзаж.
Развалившиеся советские старые машины соседствуют с новенькими мерседесами, обшарпанные полусгнившие немецкие бараки рядом с такими же, но отреставрированными и яркими, пустыри с мусором рядом с новенькими детскими площадками. Вот что-то есть от Чернобыля в этом виде.
Мы не успели все облазить, так как были ограничены во времени, но это место, куда хочется обязательно вернуться и исследовать его вдоль и поперёк.
Итог путешествия в Калининград: нам понравилось всё. Там есть что посмотреть и любителям цивилизованного и модного отдыха, и ценителям оздоровительных мероприятий, и самое главное нам, ценителям исторических нетронутых мест и моря. Еще мы открыли для себя очень интересный сайт http://www.prussia39.ru/, в котором огромным списком значатся все самые интересные неизученные места Кёнигсберга и области. Резерв этих мест достаточен еще для 5-10 таких насыщенных поездок. Так что в следующий раз опять буду составлять подробный рассказ.