Иллюстрация «(Низа» (X.-Н. Брауна) и роману Ч. Дни. кенса яДомби и сын 1 страница
сти, смысла человеческого бытия. Исторически роман возник как жанр, которому предстояло заменить героический эпос древности («Илиада», «Махабхарата») в связи с тем, что потребовалось отображать уже не поступки богов и героев, а повседневную жизнь и судьбу обычных людей, раскрывать их индивидуальность. Роман — жанр нового времени, ему принадлежит важная роль в современной литературе, тогда как в период античности (см. Античная литература) он был одним из второстепенных жанров. Благоприятные условия для развития жанра возникли лишь в эпоху Возрождения (см. Возрождение), когда ломка религиозно-аскетических барьеров и феодальной иерархии способствовала повышению ценности и независимости личности, подъему ее самосознания.
Расцвет романа наступает в XIX в., когда достигли зрелости и получили широкое распространение самые различные разновидности жанра: социальный, политический, исторический, философский, психологический, любовный, семейно-бытовой, приключенческий, фантастический. Совершенствуясь и осваивая достижения других жанров, роман XIX в. широко охватывает различные сферы жизни, критически раскрывает социальные условия бытия человека, глубоко разъясняет внутренний мир персонажей. Успешно, как никогда раньше, развивается психологический роман («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого), и в то же время создаются колоссальные эпопеи («Война и мир»).
В первых рядах прогрессивно развивающегося жанра романа XIX в. находились
произведения русской литературы, глубоко народной и реалистической. Большой вклад в разработку формы жанра внесли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов с их оригинальными романами «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени». И. С. Тургенев и М. Е. Салтыков-Щедрин создали замечательные образцы социального романа, тесно связанного с животрепещущими общественными вопросами, а Н. Г. Чернышевский — романа политического (<Что делать?»); Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и другие русские писатели блестяще разработали искусство психологического анализа и отразили в своих произведениях напряженные этические и философские поиски века.
В конце XIX—XX в. роман продолжает успешно развиваться, но испытывает воздействие явлений, связанных с общим кризисом искусства при капитализме. Писатели, которые выражают интересы буржуазии, защищают интересы эксплуататорского меньшинства, следуют реакционным, антигуманным теориям, создают низкопробные подделки под произведения искусства. Художники, не способные увидеть выход из трагических противоречий капиталистического общества, воспринимают действительность как мир торжествующего зла, бессмысленного и непреодолимого. В результате в их романах появляются герои, которые утратили способность верить в идеалы и действовать во имя высоких целей. Эти недостатки отнюдь не доказывают кризиса и вырождения жанра, как пытаются утверждать некоторые зарубежные ученые и критики. Лучшее свидетельство тому — успехи прогрессивного зарубежного романа,
Иллюстрация Л. Файнбврга к роману (В. М. Достоевского Идиот».
и особенно романа в литературах стран социализма, и в нашей стране. В последние десятилетии созданы «Горячий снег», «Берег», «Выбор», «Игра» Ю. В. Бондарева, «Блокада», «Победа», «Неоконченный портрет» А. Б. Чаковского, «Буранный полустанок», «Плаха» Ч. Айтматова, «Тройка», «Твоя заря» О. Гончара, «Потерянный кров» И. Авижюса, «Одна ночь», «Дождевые капли» П. Куусберга, «Судьба» П. Л. Проскурина,
«Вечный зов», «Тени исчезают в полдень» А. С. Иванова, «Пряслины», «Дом» Ф. А. Абрамова, «Соленая Падь», «Комиссия». «После бури» С. П. Залыгина, «Сибирь», «Грядущему веку» Г. М. Маркова, «Белые флаги», «Закон вечности» Н. В. Думбадзе, «Старик», «Время и место» Ю. В. Трифонова, «Годы без войны» А. А. Ананьева, «В списках не значился», «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Л. Васильева и многие другие романы.
РОМАНТИЗМ
Художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США. К более поздним эпохам термин «романтизм» применяется в значительной мере на основе художественного опыта первой половины XIX в.
Творчество романтиков в каждой стране имеет свою специфику, объясняемую особенностями национального исторического развития, и вместе с тем обладает и некоторыми устойчивыми общими чертами.
В этой обобщающей характеристике романтизма можно выделить: историческую почву, на которой он возникает, особенности метода и характер героя. Общей исторической почвой, на которой
Тенардье. Рисунок В. Гюго к роману иОтверженныеп.
Иллюстрация В. Бехтеева к роману Ж. Санд «Консуэпо».
В. А. Жуковский.
возник европейский романтизм, явилась переломная эпоха, связанная с Великой французской революцией. Романтики восприняли от своего времени идею свободы личности, выдвинутую революцией, но одновременно в странах Запада они осознали беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы. Поэтому дляямироощущения многих романтиков характерны смятение и растерянность перед окружающим миром, трагизм судьбы личности.
Главным событием русской истории начала XIX в. явились Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов 1825 г., оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России и определившие круг тем и вопросов, волновавших русских романтиков (см. Русская литература XiX в.).
Но при всей самобытности и оригинальности русского романтизма развитие его неотделимо от общего движения европейской романтической литературы, как неотделимы вехи национальной истории от хода европейских событий: политические и социальные идеи декабристов преемственно связаны с основными принципами, выдвинутыми французской революцией.
При общей тенденции отрицания окружающего мира романтизм не составлял единства социально-политических взглядов. Наоборот, взгляды романтиков на общество, их позиции в обществе, борьбе своего времени было резко несхожими — от революционных (точнее, бунтарских) до консервативных и реакционных. Это часто дает основание делить романтизм на реакционный, созерцательный, либеральный, прогрессивный и т. п. Правильнее, однако, говорить о прогрессивности или реакционности не самого метода романтизма, а социальных, философских или политических взглядов писателя, учитывая,
Иллюстрация А. Кошкине к балладе В. А. Жуковского «Людмиле».
и, наконец, отношение самого поэта к реальной действительности,
Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить.
Литература романтизма выдвинула своего героя, чаще всего выражающего авторское отношение к действительности. Это человек с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Поэтому он всегда поставлен выше окружающих («...я не создан для людей: я для них слишком горд, они для меня — слишком подлы», — говорит Арбенин в драме М. Лермонтова ^Странный человек»).
Герой этот одинок, и тема одиночества варьируется в произведениях самых разных жанров, особенно часто в лирике («На севере диком стоит одиноко... » Г. Гейне, ^Дубовый листок оторвалсяяот ветки родимой...» М. Ю. Лермонтов). Одиноки герои Лермонтова, герои восточных поэм Дж. Байрона. Одиноки даже герои-бунтари: Каин у Байрона, Конрад Валленрод у А. Мицкевича. Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах.
что художественное творчество такого, например, романтического поэта, как В. А. Жуковский, гораздо шире и богаче его политических и религиозных убеждений.
Особый интерес к личности, характер ее отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального (внебуржуазного, антибуржуазного) — с другой. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста с окружающей жизнью, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира. Это активное личностное начало в романтизме накладывает отпечаток на всю структуру художественного произведения, определяет его субъективный характер. События, происходящие в романтических поэмах, драмах и других произведениях, важны лишь для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора.
Так, например, история Тамары в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова подчинена главной задачч — воссоздать «дух беспокойный» — дух Демона, передать в космических образах трагедию современного человека
Иллюстрация В. Замирайло к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Герои романтизма беспокойны, страстны, неукротимы. »Я рожден / С душой кипучею, как лава», — восклицает Арбенин в ^Маскараде» Лермонтова. «Ненавистно томление покоя» герою Байрона; «...это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своем, опершаяся на самом себе», — писал о байроновском герое В. Г. Белинский.
Романтическая личность, несущая в себе бунтарство и отрицание, ярко воссоздана поэтами-декабристами — представителями первого этапа русского романтизма (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев-Марлинский, В. К. Кюхельбекер).
Повышенный интерес к личности и душевному миру человека способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров — в ряде стран именно эпоха романтизма выдвинула великих национальных поэтов (во Франции — Гюго, в Польше — Мицкевич, в Англии — Байрон, в Германии — Гейне). Одновременно углубление романтиков в человеческое «я» во многом подготовило психологический реализм XIX в. Крупным открытием романтизма явилсяяисторизм. Если вся жизнь предстала перед романтиками в движении, в борьбе противоположностей, то это отразилось и на изображении прошлого. Родился
исторический роман (В. Скотт, В. Гюго, А. Дюма), историческая драма. Романтики стремились красочно передать колорит эпохи, как национальный, так и географический. Они много сделали для популяризации устного народного творчества, а также произведений средневековой литературы. Пропагандируя самобытное искусство своего народа, романтики привлекали внимание к художественным сокровищам других народов, подчеркивая неповторимые черты каждой культуры. Обращаясь к фольклору, романтики часто воплощали легенды в жанре баллады — сюжетной песни драматического содержания (немецкие романтики, поэты «озерной школы» в Англии, В. А. Жуковский в России). Эпоха романтизма отмечена расцветом художественного перевода (в России блестящим пропагандистом не только западноевропейской, но и восточной поэзии явился В. А. Жуковский). Отвергая строгие нормы, предписывавшиеся эстетикой классицизма, романтики провозгласили право каждого поэта на многообразие художественных форм, созданных всеми народами.
Романтизм не исчезает со сцены сразу же с утверждением критического реализма. Например, во Франции такие знаменитые романтические романы Гюго, как «Отверженные» и «93-й год», созданы спустя много лет после завершения творческого пути реалистов Стендаля и О. де Бальзака. В России романтические поэмы М. Ю. Лермонтова, лирика Ф. И. Тютчева создавались тогда, когда литература уже заявила о себе значительными успехами, реализма.
Но судьба романтизма на этом не завершилась. Спустяямногие десятилетия, в других исторических условиях, писатели нередко вновь обращались к романтическим средствам художественного изображения. Так, молодой М. Горький, создавая одновременно и реалистические и романтические рассказы, именно в романтических произведениях полнее всего выразил пафос борьбы, стихийный порыв к революционному переустройству общества (образ Данко в «Старухе Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).
Однако в XX в. романтизм уже не составляет цельного художественного направления. Речь идет только о чертах романтизма в творчестве отдельных писателей.
В советской литературе черты романтического метода отчетливо проявлялись в творчестве многих писателей-прозаиков (А. С. Грин, А. П. Гайдар, И. Э. Бабель) и поэтов (Э. Г. Багрицкий, М. А. Светлов, К. М. Симонов, Б. А. Ручьев).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В.
XIX век по праву называют золотым веком русской литературы. Озаренная гением А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, блеском таланта целого созвездия крупнейших писателей, русская литература стремительно прошла большой путь, выдвинулась в число величайших литератур мира и оказала заметное влияние на художественную культуру всего человечества. Она стала средоточием духовной жизни русского общества, его совестью, защитницей интересов угнетенного, страдающего народа.
Как и на Западе, основными направлениями в русской литературе XIX в. были романтизм и критический реализм. Однако возникли они в иных общественно-исторических условиях, получили во многом иное идеологическое наполнение и были глубоко оригинальны. Романтизм и реализм в России в большей мере были связаны с идейным наследием и литературными направлениями XVIII в., теснее и активнее взаимодействовали между собой, рождали множество смешанных, переходных, промежуточных форм. Беспокойный, мятежный характер роман-
тического искусства как нельзя лучше отвечал атмосфере общенационального подъема, жажде обновления и преобразования жизни, пробудившихся в русском обществе после окончания Отечественной войны 1812 г. В стране началось освободительное движение, сформировалось целое поколение борцов-революционеров. Это были «первенцы свободы» — декабристы, лучшие люди из дворян, выступившие против «самовластья» и деспотизма.
Первоначально — еще в первое десятилетие XIX в. — романтические настроения нашли свое выражение в поэзии В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. В задушевно-мечтательной лирике и балладах Жуковского, по большей части переводных, в изящных элегиях и дружеских посланиях Батюшкова с их поэтизацией частной жизни оформилась основная тема литературы романтизма: противостояние личности и общества, неудовлетворенность сущим и стремление уйти от него в какой-то иной, лучший мир — фантастического предания (Жуковский), условной, эстетизи-рованной античности (Батюшков), в мир собственной души.
В дальнейшем художественные принципы этих зачинателей русского романтизма получат свое продолжение и развитие в лирике
Слав» направо: И. С. Турганфа. Художник И. Крамской.
И. А. Гончаров. Художник И. Крамской.
Д. В. Давыдова, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, а также в юношеском творчестве А. С. Пушкина. В их стихах выразилась противоречивость и драматическая напряженность внутреннего мира незаурядной, независимой личности, враждебной официальным сферам. Культ наслаждения, упоение личной свободой (гусарские стихи Давыдова, студенческие песни Языкова, дружеские послания Вяземского и юного Пушкина) уживаются в их
Иллюстрация И. Астапова к рассквзу И. С. Тургвнв«а «Му-муч.
творчестве с жалобами на жизнь, с настроениями печали, уныния, безнадежности. Особенно глубоко и последовательно трагическая сторона позиции гордого одиночества запечатлена в поэзии Баратынского. Неизбежность утрат, охлаждение души, вечные противоречия человеческой психики — главные темы его лирики.
Напротив, в художественном творчестве писателей-декабристов: К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. А. Бестужева-Мар-линского, А. И. Одоевского и других — центром внимания была не судьба личности, но судьба нации, не личное благо, но благо общественное. Романтизм декабристов носил революционно-гражданский характер, их произведения звали на подвиг, славили радость борьбы за свободу. Декабристы считали, что главная задача искусства — воспитание подлинных граждан. Им был близок художественный опыт классицизма с его прославлением гражданских доблестей, установкой на торжественно-патетическую речь, тяготением к возвышенно-героическим жанрам. Однако накал их гражданских чувств был несравненно более сильным. В служении общему благу, в гибели за Отчизну видели они высшее счастье. Пламенная жажда свободы, жгучая ненависть к тирании рождают страстный лиризм декабристской поэзии. Именно этой своей стороной сближается она с романтизмом.
Центральной фигурой романтического движения в преддекабристскую эпоху был А. С. Пушкин. В его лирике («Погасло дневное светило», «Узник», <К морю» и др.), в его южных поэмах («Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы») наиболее полно и ярко
воплотился образ героя-индивидуалиста, разочарованного и одинокого, недовольного жизнью и рвущегося к свободе. И характер демонического бунтаря, и сам жанр романтической поэмы сложились в творчестве Пушкина под непосредственным влиянием Байрона. Пушкин создал, однако, оригинальный, русский вариант романтической поэмы, оказавший огромное воздействие на отечественную литературу. Постепенно разочарование в духовно-нравственном облике героя-индивидуалиста, в возможности личности, даже самой выдающейся, направить по своему произволу ход исторических событий стимулировало переход Пушкина на позиции реализма.
Новые черты и свойства проявились в русском романтизме последекабристской поры. С одной стороны, усилившееся стремление к коренному изменению жизни, а с другой, видимая неразрешимость общественных противоречий, неясность путей исторического развития, невозможность прямой политической деятельности в эпоху господства реакции — все это побуждало к нравственно-философским раздумьям, сосредоточенному размышлению о мире, человеке, истории.
Дух самоанализа, философских исканий сказался как в произведениях писателей, вступивших в литературу задолго до событий 14 декабря 1825 г. (с особой силой в поздней лирике Баратынского), так и в творчестве поэтов нового поколения: М. Ю. Лермонтова, А. И. Полежаева, Н. П. Огарева, продолживших традиции гражданского романтизма. Более того, в рамках романтического направления складывается особое течение философского романтизма: группа так называемых поэтов-любомудров (Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев), творчество талантливого и своеобразного прозаика В. Ф. Одоевского, гениального русского лирика Ф. И. Тютчева.
Все больше заявляет о себе романтическая проза. Широкую известность получают повести писателя-декабриста Д. Д. Бестужева-Марлинского, исторические романы М. Н. Загоскина; позднее, уже в 1840-е гг., выходит итоговая книга В. Ф. Одоевского «Русские ночи», принадлежащая к числу замечательных явлений русского романтизма. В романтическом духе выдержаны ранние произведения Н. В. Гоголя: ^Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий». Единство украинского народа, общность, душевная красота и поэтичность простых людей, живущих в согласии с природой, выступают в них как романтическая противоположность ненормальному, обособленному существованию
человека в современном цивилизованном обществе, захваченном духом эгоизма, корысти и приобретательства.
Наиболее ярким и полным воплощением романтических умонастроений 1830-х гг. стало творчество М. Ю. Лермонтова. В его лирике, драме «Маскарад», в «Песне про ... купца Калашникова», поэмах «Демон» и «Мцыри» глубоко раскрыта трагедия одинокой личности, бросившей вызов целому миру и переживающей непрестанные внутренние борения. Основное противоречие романтического искусства — противоречие между идеалом и действительностью — достигает у Лермонтова предельного напряжения и невиданной остроты.
На протяжении 1820—1830 гг. набирает силу новое литературное направление, получившее впоследствии наименование реализма. На первых порах противостояние романтизма и реализма не исключало их взаимодействия, их взаимопроникновения, причем даже в творчестве одного писателя. Лишь в 1840-е гг. борьба между ними обостряется, романтизм оказывается оттесненным на второй план и фактически сходит со сцены.
Н. А. Некрасов. Картине художника А. Пластова.
Однако традиции романтизма долго еще отзываются в русской литературе: в лирике А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, А. К. Толстого и других поэтов, причастных школе так называемого «чистого искусства», а позднее — в произведениях молодого М. Горького, в поэзии символистов.
У истоков реализма в русской литературе стоят И. А. Крылов-баснописец и А. С. Грибоедов — автор бессмертной комедии «Горе от ума», проникнутой «глубокою истиною русской действительности» (Белинский). Но подлинным первооткрывателем «поэзии действительности» по праву считается А. С. Пушкин — создатель «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Повестей Белкина», «Дубровского» и «Медного всадника», «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки». В его творчестве оказалась преодоленной грань между
«высокими», «поэтическими» и «низменными» сферами бытия, утвердился взгляд на общество как на исторически сложившуюся целостность, подчиненную объективным, не зависящим от человека законам. Под пером Пушкина-реалиста русская старина и русская современность предстали в неисчерпаемом многообразии, в столкновении противоборствующих сил, богатстве и сложности характеров, национально-исторических типов: «лишнего» человека (Онегин), решительной, страстной и самоотверженной женской натуры (Татьяна), «маленького человека» (Самсон Вырин), вождя крестьянского восстания (Пугачев), эгоистического индивидуума, всеми силами стремящегося к самоутверждению и обогащению (Германн). Творчество Пушкина заложило основы развития пути русской литературы XIX в.
СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ БОНДИ (1891—1983)
Сергей Михайлович Боиди прожил большую жизнь. Будучи студентом, занимался в семинарах профессоров С. А. Венгерова и И. А. Шляпкина. Учился у таких филологов, как И. А. Бодуэн де Куртенэ.А. А. Шахматов, Л. В. Щерба. Работал с М. А. Цявловским, Б. В. Томащевским, Б. М. Эйхенбаумом, Ю. Н. Тыняновым. Был знаком с А. А. Блоком, Ф. К. Сологубом, Андреем Белым, А. А. Ахматовой. Он как бы воплощал в себе непрерывность русской духовной традиции, переносил ее в сегодняшний день.
Первые публикации Бонди, посвященные А. С. Пушкину, относятся к 1921 г., однако серьезные занятия творчеством поэта начались еще раньше, в студенческие годы. Студент Петроградского университета Сергей Бонди находит ключ к зашифрованным строфам «Евгения Онегина», над разгадкой которых тщетно бились такие знаменитости в пушкиноведении, как Л. Н. Майков, Н. О. Лернер, В. Я. Брюсов. В 1931 г. Бонди выпускает книгу «Новые страницы Пушкина», где на основе внимательного анализа черновиков поэта предлагает реконструкцию и научно обоснованное чтение ряда неизвестных ранее или публиковавшихся с искажениями произведений Пушкина. Среди них такие лирические жемчужины, как «Все тихо — на Кавказ идет ночная мгла...», «Я возмужал среди печальных бурь...», «Вот, Муза, резвая бол-тунья...» и др. Затем появляются исследования
«Историко-литературные опыты Пушкина» (1934), «Неосуществленное послание Пушкина к «Зеленой лампе» (1935), «Воображаемый разговор Пушкина с Александром 1» (1952). В статьях «Спорные вопросы изучения пушкинских текстов» (1932) и «О чтении рукописей Пушкина» (1937) Бонди последовательно и полно излагает текстологическую систе^ му, «удивительную, — как писал Н. В. Измайлов, — по своей стройности, простоте, ясности н всеобщности». Впоследствии эта система легла в основание большого академического издания сочинений Пушкина — издания, составившего эпоху в отечественном пушкиноведении и текстологии.
Сергей Михайлович не раз подчеркивал, что «историко-литературная наука должна давать точные, объективно верные положения, а не более или менее остроумные концепции того или иного талантливого исследователя». Это стремление к совершенной точности литературоведческого анализа наиболее отчетливо обнаружилось в последней книге Бонди «О Пушкине. Статьи и исследования» (1978), книге, довольно полно представившей сферу его исследовательских интересов.
Истины, добытые Сергеем Михайловичем Бондн, легли прочным основанием советской пушкиноведческой науки. Велико и их общеметодоло-гическое значение для литературоведения в целом.
Вслед за Пушкиным к реализму приходят М. Ю. Лермонтов, углубивший в «Герое нашего времени» принципы психологического раскрытия личности, и Н. В Гоголь, обнаживший в «Ревизоре», «Шинели», «Мертвых душах» трагикомическую сторону повседневного, будничного существования, усиливший обличительно-критическое начало нового художественного метода. Творчество Гоголя стало знаменем натуральной школы — первого объединения писателей-реалистов, сложившегося в 1840-е гг. (см. Натурализм).
Признанным вождем натуральной школы, объявившей открытую войну романтизму, стал В. Г. Белинский, который сыграл важнейшую роль в создании теории реализма, обосновании его эстетических принципов. Сплотившиеся вокруг Белинского молодые писатели поставили своей задачей возможно
г более точное, непосредственное воссоздание
- повседневной жизни обыкновенных людей — э со всеми ее мелочами, подробностями, про-
- заическими, темными сторонами. Стара-
- тельно и добросовестно изучая действитель-
- ность, они открывали в своих рассказах, \ повестях, очерках такие ее грани, каких почти
- не знала прежняя литература: своеобразие 1 быта, особенности речи, душевного склада
- крестьян, мелких чиновников, городской бед-
- ноты, обитателей петербургских «углов». Лучшие произведения писателей, составив-
- ших натуральную школу, — «Записки охот-
- пика» И. С. Тургенева, «Бедные люди» п Ф. М. Достоевского, «Сорока-воровка» и
- «Кто виноват?» А. И. Герцена, «Обыкновен-l ная история» И. А. Гончарова, «Деревня» и е «Антон-Горемыка» Д. В. Григоровича — под-о готовили расцвет реализма в русской литера-
ДМИТРИ^ ДМИТРИЕВИЧ БЛА (1893—1984)
Дмитрий Дмитриевич Благой, советский литературовед, член-корреспондент АН СССР (1953), действительный член АПН РСФСР (1947), АПНСССР (1967). С 1943 г. и до конца жизни профессор МГУ. Благой был одним из ведущих редакторов фундаментального пушкинского Полного собрания сочинений 1937—1949 гг., впервые включившего в себя все черновики поэта. На протяжении всей жизни ученый работал над трилогией «Творческий путь Пушкина». Первый том этого труда вышел в свет в 1950 г. и был удостоен Государственной премии. В нем рассмотрен период жизни Пушкина до 1826 г. Второй том опубликован в 1967 г. и остается одним из капитальных исследований творчества Пушкина 1826—1830 гг. Третий том, над которым ученый работал в конце жизни, закончен не был. Некоторые его идеи и фрагменты вошли в последнюю книгу ученого «Душа в заветной лире».
Благой принадлежал к поколению интеллигенции, сформировавшемуся в предреволюционные годы. После Октябрьской революции он стал одним из создателей социологического направления в советском литературоведении. В лучших его работах убедительно показана связь динамики общественного развития и творчества русских классиков («Социология творчества Пушкина», ряд статей). На этом же подходе основываются и его позднейшие теоретические работы, посвященные закономерностям
- развития русской литературы XIX в. Среди работ Благого на другие
- темы наибольшую известность полу-, чила книга «Мир как красота», по-
- священная поэзии А. А. Фета. Здесь 1 проявилась большая чуткость ученого
- к стиху, к эстетической ценности
- поэзии. Интересны статьи Благого о , его современниках: В. Я. Брюсове,
- А. А. Блоке, В. В. Маяковском. 1 Благой был одним из видных ор-
- ганизаторов науки. Под его редакцией ^ . вышло много коллективных трудов, i переизданий классики, сборников ан-
- тологий. Многие годы он был про-
- фессором Московского государствен-) ного педагогического института им. а В. И. Ленина и занимался вопро-
- сами методики вузовского и школь-
- ного преподавания литературы. До \ сих пор одним из лучших пособий
- для студентов остается его учебник з «История русской литературы з XVIII в.».
\ После завершения научной трило гии о Пушкине Д. Д. Благой наме-з ревался написать свои мемуары, рас-в сказать о встречах с А. А. Ахмато-
- вой, М. И. Цветаевой... Однако этот i замысел остался неосуществленным,
- поскольку до последних дней жизни
- ученый продолжал трудиться над
- пушкинской темой. * я
туре второй половины XIX в.
Середина 1850-х гг. — начало нового общественного подъема, время подготовки крестьянской реформы, вокруг которой сразу же развернулась острейшая идейная и литературная борьба. Осуществленное в феврале 1861 г. «освобождение» крестьян, означавшее, что Россия ступила, наконец, на путь буржуазных преобразований, лишь подлило масла в огонь, возбудило горячие, страстные споры о судьбе народа, о перспективах развития России. В стране сложилась революционная ситуация, с новой силой вспыхнуло освободительное движение, во главе которого стояли теперь революционеры-разночинцы. Вождями русской революционной демократии были Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов — сторонники крестьянской революции, звавшие Русь «к топору», а их главным печатным органом — редактировавшийся Н. А. Некрасовым журнал «Современник». Публицистическая и литературно-крити-тическая деятельность Чернышевского и Добролюбова способствовала проникновению передовых, освободительных идей в русскую литературу, чутко откликавшуюся на важнейшие запросы и потребности общественной жизни.