II. Изучение нового материала.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.
– Мы начинаем тему, которая называется… (Люби живое.) А эпиграфом к этой теме могут быть слова человека, писателя необыкновенно любившего родную природу, много сделавшего для ее охраны, – Михаила Михайловича Пришвина.
учитель открывает доску, на которой написаны слова М. М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».
– Прочитайте эти слова.
– Как вы их понимаете?
Высказывания детей.
– А вы уже сейчас можете что-то делать для охраны природы?
– Любой человек, даже самый маленький, может оказать посильную помощь природе: покормить зимой птиц, посадить деревце, ухаживать за растениями, животными. И уж конечно, каждый из нас не должен вредить природе: не мусорить, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы, не разрушать птичьи гнезда, муравейники… Но, к сожалению, так бывает не всегда.
Учитель читает стихотворение С. В. Михалкова «Будь человеком».
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут
бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу
гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой
семьи
Нарушила беда.
В дыму метались
муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо
тлел
Сухой опавший лист.
Спокойно сверху вниз
смотрел
Жестокий эгоист…
За то, что так тебя
назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный
наш век,
И сам – не муравей.
Будь Человеком,
человек,
Ты на земле своей!
Учитель выдерживает паузу, для того чтобы дети высказали свои мысли, мнения, возникшие от услышанного ими стихотворения.
– Какие слова поэта отражают главную мысль стихотворения?
(Будь Человеком,
человек,
Ты на земле своей!)
– Что бы вы сказали мальчику, погубившему муравейник, если бы встретили его?
Физкультминутка
2. Работа над произведением.
– Открывает тему «Люби живое» рассказ «Моя Родина» М. М. Пришвина.
Учитель читает рассказ.
– Что хотите сказать?
– Перечитайте рассказ еще раз и найдите слова, которые выражают основную мысль рассказа. (данная работа может быть проведена в парах.) («Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. …Человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».)
– В чем заключалась охота писателя? («Моя охота была и тогда и теперь – в находках».)
– А у вас бывали такие находки? Расскажите о них.
– Какой совет дает писатель? («…что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!».)
– Попробуйте и вы, ребята, воспользоваться этим советом.
IV. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– О чем заставил задуматься?
Домашнее задание:перечитать еще раз рассказ М. М. Пришвина «Моя Родина» (с.58–59, часть 2-я), написать сочинение «Моя родина», сделать рисунок своего любимого уголка природы.
Урок 56
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ СОКОЛОВ-МИКИТОВ.
«ЛИСТОПАДНИЧЕК»
Цели:продолжать знакомить учащихся с произведениями о природе; расширять кругозор учеников; прививать интерес к чтению; развивать наблюдательность, внимание, речь детей.
Ход урока