Урок 4. Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю.

Урок 2. Родина, породившая богатырские характеры.

1. Проверка домашнего задания.

Расскажите о жизни Тараса Бульбы по плану

1. Приезд сыновей.

2. Сборы в Запорожскую Сечь.

3. Отношение к жене.

2. Что мы узнаем о матери двух братьев?

3. Какими деталями автор показывает силу материнской любви?

4. Сравните Остапа и Андрия, используя материал из прочитанных глав.

Сравнительная характеристика героев

Эпизоды Черты характера Остапа Черты характера Андрия
Приезд братьев в родной дом    
История жизни братьев в бурсе    
Жизнь в Запорожской Сечи    

Урок 4. Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю. - student2.ru

Прокомментируйте иллюстрацию. Как вы опишите чувства матери?

Урок 4. Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю. - student2.ru

Почему молодые казаки, покидая родной дом, едва сдерживают слезы?

____________________________

5. Степь в повести «Тарас Бульба».

Урок 4. Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю. - student2.ru

Степь – родина-мать казаков и, как мать, принимает она их в свои объятья, чтобы утешить, передать жизненную силу и энергию. Степь и казаки – нечто созвучное, родное друг другу.

6. Найдите эпитеты, рисующие степные просторы. Какие сравнения и метафоры создают впечатление, что степь – безграничное пространство.

___________________________________________________________________

7. Какие краски использует писатель, рисуя степь днем, вечером и ночью?

_________________________________________________________________

8. В каких словах автор непосредственно выражает свое восхищение степью?

__________________________________________________________________

9. Расскажите, что из себя представляла Сечь, какие нравы там царили. Краткий вывод запишите в тетрадь.

____________________________________________________________________

10. Что больше всего ценилось среди казаков? Зачитайте. Почему именно это было ценным?

11. Как встретила Сечь Остапа и Андрия?

___________________________________________________________________

12. С какой целью Тарас стремился поднять запорожцев на какое-нибудь дело?

13. Что послужило истинной причиной для начала похода запорожцев на Польшу?

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть отрывок из описания степи и нарисовать к нему иллюстрацию.

2. Прочитать 5-9 главы.

Урок 3. «Испытание любовью» .

Обратитесь к 6 главе.

1. Прочитайте сцену объяснения Андрия с полячкой. Какое чувство вызывает у вас Андрий?

_____________________________________________________________

2. Любит ли полячка Андрия? Почему у полячки нет имени?

Почему полячка переживает за жизнь матери, а Андрий готов забыть свою?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Урок 4. Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю. - student2.ru

5. Составьте киносценарий или диафильм «Путь Андрия в осажденный город»

____________________________________________________________________

Урок 4. Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю. - student2.ru

6. Считаете ли вы поступок Андрия предательством? Обоснуйте свой ответ.

___________________________________________________________________

Домашнее задание.

Прочитайте 9 главу.

1. Разделите главу на части. Дайте название каждой части.

2.Подготовьте выразительное чтение боя.

Урок 4. Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю.

Внимательно прочитайте 9 главу.

1. Прочитайте речь Тараса о товариществе. Чем родство по душе отличается от родства по крови?

___________________________________________________________________

2. В чем видит Тарас угрозу товариществу?

__________________________________________________________________

Прочитайте отрывок. “Полковники… готовились дать сражение. Тарас уже видел это по движению и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три табора курени, обнесши их возами в виде крепости, - род битвы, в которых бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду; убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками копьев, чтобы при случае загнать туда неприятельскую конницу. И когда все было сделано, как нужно, сказал речь казакам, не для того, чтобы одобрить и освежить их, - знал, что и без того крепки они духом, - а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце”. В бою Тарас постоянно поддерживает дух товарищей: “А что, паны… есть еще порох в пороховницах?”

Покажите, как Гоголь раскрывает полковнический талант Тараса.

3.Выразительное прочитайте сцену боя. К кому обращены слова умирающих казаков? Почему их предсмертные слова похожи?

____________________________________________________________________

Урок 4. Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю. - student2.ru

3. Какие произведения русской и мировой литературы напоминают вам гоголевское описание боя?

____________________________________________________________________

4. Выберите любой фрагмент боя и предложите свой вариант его экранизации.

____________________________________________________________________

5. Как ведет себя в бою Остап?

____________________________________________________________________

6. Охарактеризуйте поведение Андрия в бою.

____________________________________________________________________

Урок 4. Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю. - student2.ru

7. Почему Тарас убивает сына? Какие чувства испытывает Тарас, глядя на мертвого сына?

____________________________________________

8.Прочитайте отрывок из новеллы П.Мериме «Матео Фальконе», в которой отец убивает своего ребенка за предательство. В чем вы видите сходство и различие эпизодов сыноубийства? (ответьте письменно 5-8 предложениями)

Прошло около десяти минут, а Маттео все молчал. Мальчик тревожно поглядывал то на мать, то на отца, который, опираясь на ружье, смотрел на сына с выражением сдержанного гнева.

- Хорошо начинаешь! - сказал наконец Маттео голосом спокойным, но страшным для тех, кто знал этого человека.

- Отец! - вскричал мальчик; глаза его наполнились слезами, он сделал шаг вперед, как бы собираясь упасть перед ним на колени.

Но Маттео закричал:

- Прочь!

И мальчик, рыдая, остановился неподвижно в нескольких шагах от отца.Подошла Джузеппа. Ей бросилась в глаза цепочка от часов, конец которой торчал из-под рубашки Фортунато.

- Кто дал тебе эти часы? - спросила она строго.

- Дядя сержант.

Фальконе выхватил часы и, с силой швырнув о камень, разбил их вдребезги.

- Жена! - сказал он. - Мой ли это ребенок?

Смуглые щеки Джузеппы стали краснее кирпича.

- Опомнись, Маттео! Подумай, кому ты это говоришь!

- Значит, этот ребенок первый в нашем роду стал предателем.

Рыдания и всхлипывания Фортунато усилились, а Фальконе по-прежнему не

сводил с него своих рысьих глаз. Наконец он стукнул прикладом о землю и,

вскинув ружье на плечо, пошел по дороге в _маки_, приказав Фортунато

следовать за ним. Мальчик повиновался.

Джузеппа бросилась к Маттео и схватила его за руку.

- Ведь это твой сын! - вскрикнула она дрожащим голосом, впиваясь

черными глазами в глаза мужа и словно пытаясь прочесть то, что творилось в

его душе.

- Оставь меня, - сказал Маттео. - Я его отец!

Джузеппа поцеловала сына и, плача, вернулась в дом. Она бросилась на

колени перед образом богоматери и стала горячо молиться. Между тем

Фальконе, пройдя шагов двести по тропинке, спустился в небольшой овраг.

Попробовав землю прикладом, он убедился, что земля рыхлая и что копать ее

будет легко. Место показалось ему пригодным для исполнения его замысла.

- Фортунато! Стань у того большого камня.

Исполнив его приказание, Фортунато упал на колени.

- Молись!

- Отец! Отец! Не убивай меня!

- Молись! - повторил Маттео грозно.

Запинаясь и плача, мальчик прочитал "Отче наш" и "Верую". Отец в конце

каждой молитвы твердо произносил "аминь".

- Больше ты не знаешь молитв?

- Отец! Я знаю еще "Богородицу" и литанию, которой научила меня тетя.

- Она очень длинная... Ну все равно, читай.

Литанию мальчик договорил совсем беззвучно.

- Ты кончил?

- Отец, пощади! Прости меня! Я никогда больше не буду! Я попрошу дядю

капрала, чтобы Джаннетто помиловали!

Он лепетал еще что-то; Маттео вскинул ружье и, прицелившись, сказал:

- Да простит тебя бог!

Фортунато сделал отчаянное усилие, чтобы встать и припасть к ногам

отца, но не успел. Маттео выстрелил, и мальчик упал мертвый.

Даже не взглянув на труп, Маттео пошел по тропинке к дому за лопатой,

чтобы закопать сына. Не успел он пройти и нескольких шагов, как увидел

Джузеппу: она бежала, встревоженная выстрелом.

- Что ты сделал? - воскликнула она.

- Совершил правосудие.

- Где он?

- В овраге. Я сейчас похороню его. Он умер христианином. Я закажу по

нем панихиду. Надо сказать зятю, Теодору Бьянки, чтобы он переехал к нам

жить.

________________________________________________________________________________

Наши рекомендации