Особенности социального строя и культура древнерусского государства

History Module 1

Предмет и методы истории. Методология истории.

Ответ:

История(др. греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого [5].

Методы исторического исследования

К традиционным специальным историческим методам исследования относятся:

  • историко-генетический метод,
  • историко-сравнительный метод,
  • историко-типологический метод,
  • историко-системный метод,
  • метод диахронического анализа,
  • метод исторической периодизации,
  • ретроспективный метод.

Кроме того, в советской историографии активно использовался метод классового анализа.

К нетрадиционным специальным историческим методам относят:

  • количественные методы;
  • социально-психологические методы;
  • лингвистические методы;
  • методы семиотики;
  • метод искусствоведческого анализа.

Также в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук.

Методология истории — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды, этапы и методы исторического познания, а также формы исторических знаний). Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.

Основные этапы становления древнерусского государства.

Ответ:

Норманнская теория.

Образование первого восточнославянского государства - Ки­евской Руси - проблема не менее дискуссионная, чем происхожде­ние славян. Все споры идут в основном об интерпретации извест­ного летописного сказания Нестора о призвании варягов, согласно которому ильменские славяне (словене), жившие в Новгороде, ус­тав от междоусобиц, призвали на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора, которые и поделили между собой зем­лю. От них и пошли затем династии русских князей. Реальным ис­торическим лицом, возможно, был только Рюрик. Сомнение вызы­вает и родственная связь между Рюриком и Игорем, однако, суть дела не в этом.

В практике раннего средневековья были нередки случаи, ко­гда престол занимали чужеземцы-наемники. Проблема не в появлении

варягов на Руси, а в их роли в создании древнерусского го­сударства. То есть проблема намного шире, чем историческая дос­товерность легенды о призвании варягов.

Авторами норманнской теории являются западные, прежде всего немецкие историки. Они считают, что славяне не способны были создать собственное государство и только вмешательство норманнов привело к созданию государства у восточных славян. То есть норманны как бы привнесли восточным славянам государство в готовом виде. В такой теории явно просматривается унизитель­ный, расистский подтекст.

Вполне закономерное и объяснимое неприятие этой теории отечественными историками привело к другой крайности - полно­му отрицанию какой-либо роли скандинавов в ранней русской ис­тории. Таким образом, второй подход также не может считаться объективным. Конечно, государство не может быть привнесено кем-либо извне. Не выдерживает никакой критики и мнение о культурном превосходстве скандинавов над славянами. Скандина­вы (викинги) существовали в то время благодаря своему основному занятию - профессиональному разбою - и терроризировали Европу (и не только ее) своими дикими набегами, наводя ужас в течение многих веков. И это обстоятельство должно быть хорошо известно западным (немецким) историкам.

Несомненно, общественный строй славян находился на ста­дии образования государства. Процесс образования государства — это естественно-исторический процесс, это продукт всего доста­точно длительного предшествующего развития данного народа, данной территории, и приход даже значительного числа иноземцев не может существенно повлиять на его темпы и направленность.

Мы знаем, что у восточных славян к моменту образования государства были достаточно развиты производительные силы (хо­зяйство, орудия труда); в социальном плане произошла дифференциация (расслоение, выделение знати и т. д.); в политическом планевосточные славяне находились на этапе военной демократии (последняя ступенька к созданию государства); в культурном от­ношении восточнее славяне также были готовы к созданию собстенного государства (религия, письменность и т. д.).

Таким образом, в середине IX века восточные славяне были действительно, объективно и закономерно на пороге создания соб­ственного государства. Как мы уже отметили, наши отечественные историки, и первым из них великий русский ученый М. В. Ломоносов,

отвергают норманнскую теорию. Тем не менее несомненно, что варяги сыграли определенную (но никак не определяющую) роль в образовании единого государства восточных славян, и эта объективная реальность доказана археологическими, письменными и другими историческими источниками.

2-3. Этапы формирования государственности у восточных славян. Первые упоминания о русских князьях.

Сначала появляются племенные союзы. Возникают два крупных племенных союза: северный и южный. Южный располагался в Среднем Поднепровье, в районе реки Рось, и назван в источниках «Русью» или «Русской землей», центр - Киев. Здесь сформирова­лось ядро древнего союза - в Новгороде, в районе озера Ильмень. Слияние северного и южного союзов племен завершило образова­ние единого Древнерусского государства.

Этому предшествовали следующие события. В Новгород, раздираемый усобицами, был приглашен Рюрик - вождь варяжской дружины. Рюрик стал новгородским князем в 862 году.

Преемник Рюрика - князь Олег совершил поход на юг, убил киевских князей Аскольда и Дира и перенес в Киев центр своего княжества. Это произошло в 882 году - эту дату можно считать датой образования Древнерусского государства.

Таким образом, в восточнославянских землях к 60-м годам IX века образовалось, по сути дела, два мощных государственных центра: Среднеднепровский, Полянский, во главе с Киевом и Севе­ро-западный во главе с Новгородом. Оба они стояли на торговом пути (из варяг в греки), оба складывались как многоэтнические государственные образования, оба стали называть себя Русью: юж­ной, где в Киеве утвердилась местная полянская династия, и север­ной, где власть взяли норманны.

В 879 году умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родст­венник Рюрика - Олег.

И в 882 году князь Олег вероломно захватил Киев, убив местных князей - Аскольда и Дира (наверное, тоже норманнского происхождения, хотя есть мнение, что они потомки полулегендар­ного Кия - основателя Киева, примерно в V веке).

Итак, такова история, таковы этапы формирования Древне­русского государства у восточных славян.

Древнерусское государство Киевская Русь - это раннефео­дальное государство IX-XII веков. В нем господствовала государственная собственность, собственность феодалов лишь формировалась, еще не сложились классы феодального общества, и крестьяне еще не были закрепощены.

Власть в этом государстве принадлежала князю, опиравшемуся на дружину. В случае необходимости созывалось ополчение. Князь исполнял судебные функции и функции защиты от внешних врагов. За это племена платили ему дань, которая в летописях фигурирует как «полюдье», собиравшееся обычно осенью или зимой во время объезда князем подчиненных ему территорий.

4-5. Вещий Олег - основатель Древнерусского государст­ва - Киевской Руси. Первые русские князя (Игорь, Ольга, Свя­тослав), их деятельность по созданию и укреплению Древне­русского государства.

Итак, Олег - первый общерусский князь, сделавший Киев столицей нового государства и объявивший этот город «матерью всех русских городов», подчинил древлян, северян и радимичей и правил в Киеве успешно 33 года.

Приемником князя Олега стал Игорь (912-945 гг.), согласно летописи - сын Рюрика, потомков которого принято называть Рюриковичами.

Во время Игоря Русь еще расширилась (в ее состав вошло племя уличей). В 945 году при сборе дополнительной дани с древлян Игорь был убит. Его вдова, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, разорив их землю и истребив многих из них, прежде всего их знать. Ольга первой из русских князей приня­ла христианство и причислена русской православной церковью к лику святых.

Княгиня Ольга упорядочила взимание дани (реформа взимания дани). Отныне взимать дань должны были представители княжеской администрации на местах. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Русской земли.

Весьма острой была проблема обороны границ. У Киевской Руси были беспокойные соседи: кочевые племена хазар, печенегов, позднее - половцев.

Уже князь Олег столкнулся с противодействием Хазарского каганата. Читаем у А. С. Пушкина: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам...».

Хазары, создавшие государство с центром в низовьях Волги и на Северном Кавказе, контролировали обширные территории, где жили славянские племена полян, северян, вятичей, платившие хазарам

дань. Борьба с хазарами завершилась походом Святослава (945-972 гг.), которые покончили с существованием Хазарского каганата.

Отношения с Византией определялись в основном заинтере­сованностью в равноправных торговых отношениях с ней. Для дос­тижения этой цели киевские князья предпринимали военные похо­ды на Константинополь (столицу Византии), которые в случае уда­чи завершались торговыми договорами. Исключение представляет только деятельность Святослава Игоревича, пытавшегося создать собственную державу на Балканах в 970-971 гг. (основал даже с этой целью столицу будущей державы - Переяславец) и вступив­шего из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией.

Одновременно продолжался процесс включения восточно­славянских племен в состав Киевской Руси, завершившийся в кня­жение сына Святослава - Владимира.

Кроме славян, в состав государства входили и другие этниче­ские группы, в основном финно-угорские: меря, мурома, весь, чудь, ижора и др. Уже на самом раннем этапе своего развития восточно­славянское государство складывалось как многонациональное.

Для защиты от враждебных кочевников были построены оборонительные линии на южных границах (валы, наблюдательные пункты и крепости). Оборонительные линии протягивались на сот­ни километров и требовали, конечно, больших затрат. В народе они получили название «Змиевые валы», и начали сооружать их задол­го до правления Владимира Святославовича.

При решении оборонительных и многих других задач князь опирался на ближайших помощников - старшую дружину, а также местных князей, местную знать, вышедшую из родоплеменной верхушки. Из этих групп населения и формировался постепенно класс феодалов во главе с великим князем и дружиной, делившейся на старшую и младшую. Старшие дружинники все чаще стали на­зываться боярами, а младшие - отроками (не по возрасту, а по со­циальному статусу).

Постепенно основой существования верхушки знати вместо дани стали доходы с пожалованных земель, на которых работали как челядь и холопы - различные категории, в общем-то рабов - по древнерусской терминологии, так и лично свободные крестьяне-смерды.

Консолидации феодального класса способствовали общие за­дачи государственного строительства, необходимость поддерживать порядок на контролируемой территории, классовые интересы (защита собственности).

Итак, Киевская Русь - раннефеодальное государство IX-XI вв. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Особенности социального строя и культура древнерусского государства.

Ответ:

Понятие "общественный строй" включает в себя: экономическое развитие страны, классовую структуру общества, правовое положение классов и социальных групп населения.

Исторические, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в экономической жизни основным занятием у восточных славян преобладало земледелие. Развивалось как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие.

В X-XII вв. наблюдается значительный рост городов с ремесленным и торговым населением. В XII веке на Руси уже около 200 городов.

В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения.

Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.

Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.

К ним относятся:

* феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри);

* свободные общинники (сельские и городские "люди" и "людины");

* смерды (крестьяне-общинники);

* закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий "купу");

* изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом);

* челядь и холопы (придворные рабы);

* городское население (городская аристократия и городские низы);

Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.

Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.

Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству.

Появление в Пространной редакции Русской правды, относящейся к концу XI-началу XII вв., статей, где упоминаются боярские тиуны, боярские рядовичи, боярские холопы и боярское наследование позволяет делать вывод о том, что к этому времени утвердилось и боярское землевладение.

Продолжительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родо-племенной знати. Формой их землевладения были:

1. вотчина;

2. держание (поместье).

Вотчины приобретались путем захвата общинных земель или путем пожалования и передавались по наследству. Держание бояре получали только путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти). Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена.

Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли.

К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.

Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст.3) "людин" противопоставлялся "княжу-мужу", он сохранил личную свободу.

Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.

Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 пп.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.

По мнению историков Б.Д. Грекова и М.Б. Свердлова, смерды были свободные и зависимые. Зависимыми смердами были те, которые получили землю у феодала и работали на него.

Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория называлась "закупами". Основным источником, характеризующим положение "закупа" - являются ст. 56-64, 66 Русской правды пространной редакции.

Таким образом, "закупы" - крестьяне (иногда и представители городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его ограничивалась. Он не мог без разрешения господина покидать двор. За попытку бегства превращался в холопа.

"Изгои" бывали свободные и зависимые. Это были:

* бывшие закупы;

* выкупившиеся на волю холопы;

* выходцы из свободных слоев общества.

Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Жизнь изгоя защищается Русской правдой штрафом в 40 гривен.

На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь. Они не являлись субъектами права, а за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Если он совершал кражу, то платил господин. В случае нанесения холопом побоев, тот мог его убить "в пса место", т.е. как собаку. Если раб укрылся у своего господина, то последний мог защитить его, заплатив 12 гривен, или отдать на расправу.

Закон запрещал укрывать беглых холопов.

Наши рекомендации