III. Работа над новым материалом. Учитель. Сегодня на уроке будем решать экологическую проблему
Учитель. Сегодня на уроке будем решать экологическую проблему. Давайте вспомним, что означает слово «экология».
Ученики. Экология– наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Учитель. А что изучает эта наука?
Ученики. Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, другими растениями и животными, с человеком; как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.
Учитель. Сегодня на уроке мы должны выяснить, что такое «экологическое равновесие».
Запись на доске и в тетрадях темы – «Экологическое равновесие».
Учитель. Что значит «равновесие»?
Ученики. Это значит «равное по весу».
Учитель. Равновесие – устойчивое отношение между чем-нибудь.
Значит, экологическое равновесие – это устойчивые отношения в растительном и животном мире и т. д.
Учитель предлагает прочитать экологическую сказку «Там, где нет песен, – желудей не бывает» и установить, какую роль выполняет экологическое равновесие.
Там, где нет песен, – желудей не бывает
В укромном лесном уголке бил из-под земли Родничок. Вода чистая, прозрачная, как воздух… Днем и ночью бормотала вода: «Подходите, пейте на здоровье! Всем хватит, всем достанется!»
Усталый путник хлебнет водицы – усталость как рукой снимет. Зверь жажду утолит – сила появится. У птицы после нескольких глоточков голос чистым и звонким становится… Но не всем в лесу нравилось птичье пение. Оно мешало спать Очень Дикой Свинье. Наелась Свинья желудей под Развесистым Дубом, разлеглась в тени и никак заснуть не может: птицы на ветвях своими песнями мешают спать. И что же она сделала? Прибежала к Родничку и завалила его камнями, землей, гнилыми сучьями и ушла. А через год пришла она к Дубу. Ищет желуди, а найти ни одного не может.
– Дуб, где же твои желуди? – хрюкнула Очень Дикая Свинья.
– У речки спроси.
– А при чем тут речка?
– Она пересыхает, и моим корням нечего пить.
– А при чем тут корни?
– Они качают воду по всем ветвям, а на ветвях желуди растут.
Прибежала Очень Дикая Свинья к Речке.
– Эй, речка! Ты чего это пересыхаешь?
– Кто-то Родничок завалил.
– А при чем тут Родничок?
– Я из него вытекаю.
И поняла тогда Свинья: там, где нет песен, там и желудей не бывает.
Учитель.Чему учит нас эта экологическая сказка?
Ученики. Тот, кто обижает и губит природу, – губит и обижает прежде всего себя. Так случилось и с Очень Дикой Свиньей. В природе все связано между собой: родничок питал речку, которая давала влагу дубу, а дуб кормил желудями свинью и других животных. Когда погиб родничок, то многие животные остались без пищи – любимых желудей.
Учитель.Это значит, что между ними нарушилась связь, или, говоря другими словами, нарушилось экологическое равновесие. Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки.
Учитель предлагает показать на схеме экологические связи, о которых говорится в сказке.
Учащиеся составляют схему:
родничок ® река ® дуб ® свинья.
Учитель. В природе все взаимосвязано: неживая и живая природа, растения и животные, травоядные и хищные животные. Одно зависит от другого. Поэтому и говорят, что в природе существует экологическое равновесие.
Учитель предлагает рассмотреть экологическую пирамиду.
Ученики. Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке – множество желудей. Сова – это хищник. Хищников должно быть меньше, чем растительноядных животных. А растительноядных животных должно быть меньше, чем растений, которыми они питаются.
Учитель. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепи?
Ученики. Будет нарушено экологическое равновесие. Если уничтожить сову, то разведется много мышей. А если будет много сов, то они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, но им будет мало места для роста.
Стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете».
Все-все-все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
Учитель. Люди очень часто нарушают равновесие в природе. Рассмотрим это на примере:
По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так?
Ученики. Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду. Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки.
Учитель. То есть происходил обмен: река питала растения, а растения – реку. Но вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой?
Ученики. Река обмелеет и может совсем высохнуть, так как не получает питания.
Учитель. Это значит, что нарушится экологическое равновесие.
Учитель предлагает прочитать статью «Экологическое равновесие» на с. 141–142 учебника.
Учитель. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Что произошло в Австралии?
Ученики. Когда в Австралию завезли кроликов, они быстро размножились и стали опустошать поля и пастбища. Это произошло потому, что там нет хищников и никто на них не охотится. Когда кроликов стало очень много, им не хватило пищи и они стали есть все, что было на полях и пастбищах.
Учитель. Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи?
Ученики. В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.
Учащиеся рассматривают другие экологические проблемы, указывают причину нарушения экологического равновесия.