Общая характеристика структуры заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе
Не повторяя содержание заключительного этапа Всероссийской олимпиады по литературе, но ориентируясь на подготовку учащихся к следующему (региональному) этапу, для проведения муниципальногоэтапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе предлагаются три варианта заданий:
Первый вариант - комплексный анализ художественного текста;
Второй вариант- интерпретация поэтического текста;
Третий вариант - задания по теории, истории литературы и культуре; литературно-творческая работа.
Структура вариантов заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады в известной мере соотносится с региональным и заключительным этапами Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Организаторы данного этапа олимпиады на свое усмотрение могут выбрать один из вариантов.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно шифруются. Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания олимпиады.
Работы пишутся в прозаической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объем работ не регламентируется. Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника. Объем работы не влияет на оценку выполнения задания.
При оценивании олимпиадных работ школьного этапа олимпиады методическая комиссия ориентируется на систему оценивания заключительного этапа Всероссийской олимпиады по литературе, выбирая критерии оценивания, соответствующие варианту задания.
Критерии оценивания
Первый вариант (комплексный анализ художественного текста)
При оценке работы учитываются:
- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;
- знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов;
- умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;
- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.
Общая сумма баллов – 50.
Второй вариант (интерпретация поэтического текста)
При оценке работы учитываются:
- глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании – до 20 баллов;
- владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов;
- восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;
- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.
Общая сумма баллов – 50.
Третий вариант (задания по теории, истории литературы и культуре; литературно-творческая работа)
При оценке заданий этого варианта учитываются:
- знание текстов художественных произведений – до 10 баллов;
- владение теоретико-литературными понятиями – до 5 баллов;
- историко-культурная эрудиция – до 5 баллов;
- правильность, точность и полнота ответа – до 5 баллов;
- композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) – до 5 баллов;
- глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка (для литературно-творческой работы) – до 20 баллов.
Задания третьего тура могут выполняться в любой последовательности, при этом переписывать задания не нужно, достаточно указать их номер.
Оценка ставится за каждое задание.
Общая сумма баллов – 50.