Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши

Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru Костёл Девы Марии, королевы Польши и гетмана польских солдат (польск. kościół pw. NMP Królowej Polski Hetmanki Żołnierza Polskiego) — гарнизонный костёл и кафедральный собор Полевого ординариата Войска Польского в Варшаве. В 1642 году, по распоряжению короля Владислава IV, был построен небольшой деревянный храм для ордена пиаристов посвящённый свв. Приму и Фелициану. В 1651 году пиаристы поместили в нём реликвии мучеников. Привёз их из Рима для Владислава IV член рода Оссолинских[2].

Костёл сгорел во время битвы со шведами за Варшаву в 1656 году. Король Ян Казимир распорядился отстроить вместо него новый каменный храм. Строительные работы поддерживала вышегродзка стольник Малгожата Котовская.

17 июля 1701 года костёл, выстроенный по проекту Юзефа Фонтаны, был посвящён Богоматери Побеждающей и свв. Прима и Фелициана. Освятил его познаньский епископ Миколай Швианцицкий. На алтарях располагались работы Шимона Чеховича и Яна Ержи Плерша. В костёле была размещена икона Милостивой Божьей Матери, покровительницы Варшавы, привезённая из Рима. В настоящее время икона находится в Иезуитском костёле на Светоянской улице[2].

В 1834 году русский губернатор Иван Паскевич передал костёл Русской православной церкви. В 1835—1837 годах храм был перестроен и адаптирован к православной литургии. Башни дополнились луковицами, убран барочный декор храма, на башнях повешены колокола, отлитые из пушек, отбитых у поляков во время ноябрьского восстания. Храм пиаритов был переименован в Собор Св. Троицы, кафедру варшавско-новогеоргиевской епархии[3].

После восстановления независимости, в 1919 году, польские власти вернули костёл католикам и предназначили его для кафедры Войска Польского. 5 февраля 1919 года папа римский Бенедикт XVназначил епископа Станислава Галла викарным епископом Войска Польского. В 1923—1927 годах, под руководством профессора Оскара Сосновского, костёлу было возвращено барочное убранство. В годы немецкой оккупации костёл принадлежал немецким католикам и их клиру[2].

Во время войны был сильно повреждён. Восстановлен в 1946—1960 годах под руководством Леона Марка Сузина. Затем передан генеральному деканату Войска Польского. 21 января 1991 годаопубликована булла, восстанавливающая Полевой Ординариат. Храм получил статус Полевой кафедры Войска Польского с посвящением Пресвятой Деве Марии, королеве Польши[2].

Во время войны уцелела фигура Девы Марии, Королевы Польши, которая была накрыта гетманским плащом 15 августа 1994 года епископом Славоем Лешеком Глудзем[4]. В костёле находятся органы XIX века и образа работы Михаэля Вильманна[5]. С левой стороны располагается Мавзолей защитников отечества, а с правой — Катынская часовня.

Координаты: Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru 52°14′56″ с. ш. 21°00′24″ в. д.

Дворец Чапских (Варшава)

Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru Фасад дворца в 1750-е годы[2].

«Дворец Чапских» — наиболее употребляемое название для дворца, но также в разные времена он назывался по именам других собственников здания: Красински,[3] Дворец Сенявски или Дворец Рачински. Здание также находилось во владении семей Радзивиллов, Радзеховских, Замойских и Чарторыйских.

Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru Ныне в нём располагается варшавская Академия изящных искусств. Строительство дворца началось около 1686 года архитектором Тильманом ван Гамереном для Микаля Стефана Радзеевского, архиепископа Гнезно и примаса Польши.[4] Между 1712 и 1721 годами дворец был достроен архитекторами Агостино Лоччи и Каспером Базанка (добавлены альковы и переходы) для следующего собственника дворца гетмана Речи Посполитой Адам Николая Сенявского[4]. Нынешний стиль рококо дворец приобрёл с 1752-1765 годов, когда им завладела семья Чапских[4]. В это время вход со стороны Краковского предместья был украшен изображениями орлов и аллегорических фигур Четырёх времён года.

Слеповрон над главным входом.

Дворец Чапских сменил своих владельцев не менее 10 раз. Он был резиденцией Станислава Малаховского, маршала Сейма, который в 1791 году был соавтором второй в мире, первой в Европе, конституционного закона признанного государства Конституции 3 мая 1791 года[4]. Малаховский и его жена Констанца, урождённая Чапская, в середине XVIII века реконструировали дворец во французском стиле городского дворца. На рубеже XVIII и XIX веков были добавлены 2 пристройки в классическом стиле архитектором Иоганном Кристианом Каммсетжером[4]. Другими знаменитыми обитателями дворцами были в 1808-1826 годах Зигмунт Фогель, художник и профессор факультета Изящных искусств Варшавского университета[4].

Бальный зал в неоклассическом стиле, до 1939 г.

Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru В первой половине XIX века дворец был приобретён Винсентом Красинским. Зыгмунт Красинский, польский поэт-романтик, родился здесь в 1812 году. В 1827-1830 годахФредерик Шопен жил со своей семьёй в южной пристройке дворца на Краковском предместьи;[5] Дворец стал последним домом Шопена в Польше, после своего отъезда он больше никогда не бывал на родине. В 1837-1839 годах в здании дворца жил поэт Циприан Норвид, автор «Фортепиано Шопена». В 1851-1852 годах дворец был перестроен архитектором Генриком Маркони[4]. С 1909 года до начала Второй мировой войны здание принадлежало Эдварду Рачинскому, будущему президенту Польши в изгнании (1979—1986)[5].

Дворец сгорел в 1939 году, подвергнувшись обстрелу немецкой артиллерии, и бесценные картины и книги, как полагают, были уничтожены[4]. Здание было восстановлено в 1948-1959 годах по проекту Станислава Брукальского. После реконструкции в здании разместилась Академия изящных искусств.

С. ш. 21°00′59″ в. д.

Дворец «Под бляхой»

Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru Территория, на которой сейчас находится дворец, тянется от Замковой площади к Висле. На месте современной трассы «В-З» (польск.)русск. 600 лет назад находился овраг, по дну которого шла дорога к переправе через реку. В овраге даже протекал ручей, который в XV веке называли Каменным (Kamienną). Во время строительства трассы найдено много интересных предметов старины и элементов средневековых деревянных конструкций. Первое строение на месте дворца имело характер обычного мещанского дома. Этот дом принадлежал королевскому кузнецу и оружейнику при дворе короля Яна-Казимира Вавжинцу Руффусу. Его строительство началось в 1651 году и было закончено до 1656 (точная дата окончания неизвестна). Дом был очень неудачно расположен, так как время от времени река заливала его подвалы. Здание примыкало к вазовским стенам города, что можно увидеть на гравюре «Вид Варшавы со стороны Праги» Эрика Дальберга (1656 год).

Первоначально скромное здание поменяло свой вид при восстановлении после уничтожения во время шведского потопа, по заказу нового хозяина Ежи Любомирского (с 1726 года краковский воевода). В начале XVIII века построено южное крыло дворца. К этому времени дворцовое строение стало привлекать взоры богатой шляхты и аристократии.

По видимому в 1720—1730 годах пристроено северное крыло, спроектирован новый главный фасад и полу-эллипсоидный тимпан со стороны Вислы. Проектировал эту перестройку Якуб Фонтана, который является первым архитектором резиденции, упомянутым в источниках. Главный корпус накрыла четырёхскатная крыша, покрытая медной жестью, которой дворец обязан своим названием. В архитектуре дворца видно влияние времени, когда барокко переживало последний расцвет. Сказала своё слово и другая трактовка здания. В нём нет ничего от замка и укреплений, скорее — от садовой архитектуры. Монолитный массив не нарушен ни одним выступом. Только смена пилястр полуколоннами, поддерживающими невысокий аттик с лепным гербом, отмечают его центр и вход. Сквозные — через оба этажа — и поставленные на маленькие базы, как бы прямо на землю, они придают ему большую легкость, как и сложные решетчатые окна с изогнутыми завершениями и еле заметные ажурные балкончики, намеченные между полуколоннами над входом. Низкие боковые крылья, охватившие сплошь вымощенный плитами парадный двор, замыкают здание, делая его уютней, интимней. Здание было увековечено на картинах псевдо-Каналетто в 1772 («Вид Варшавы со стороны Праги») и 1773 («Вид Варшавы с террасы Королевского замка») годах, которые послужили при восстановлении дворца после войны.

В 1777 году владельцем дворца стал Станислав Август Понятовский, который заказал его перестройку Доминико Мерлини. Изменения были внесены только в интерьер дворца. Дворец предназначался для родственников и двора короля. С 1783 года в одном из помещений была резиденция рода Мнишеков, для обустройства которой мебель выписывали прямо из Парижа. До сего времени сохранилось богатое убранство этих апартаментов в стиле Людовика XVI.

После смерти Станислава Августа во дворце жил его племянник, князь Юзеф Понятовский. Новый владелец сделал всё, чтобы дворец оставил свой след в польской культуре. В Варшаве находились прусские оккупационные войска, но дворец «под бляхой» сделался главным варшавским салоном. Тут проводились всевозможные балы и ставились театральные постановки. Дворец, называемый по простому «Бляха», часто становился местом размещения приезжих дворян. рядом с князем жили также сотрудничавшие с ним, в том числе: придворный маршал Ян Харель, распорядитель дворца Анджей Гайда, личный врач Винцентий Витачек и множество других. В соответствии с документом 1814 года во дворце было 45 спален. При дворце жила и сестра князя Мария-Тереза, занимающая вместе с братом первый этаж, а также французская графиня Генриетта де Вобан, с которой князь познакомился в Брюсселе в 1793 году.

Несмотря на оккупацию, время в замке проводили беспечно. Постоянно проходили приёмы, играли в карты и бильярд, устраивали любительские представления, главным образом комедии. После прихода Наполеона в 1806 году всё изменилось. Приёмы не прекратились, но Понятовский с товарищами занялись государственными делами. В 1807 году, после создания Варшавского герцогства, Понятовский получил пост военного министра. Дворец по прежнему был первым салоном столицы. Князь варшавский Фридрих Август III, резиденция которого была в Королевском замке, не представлял для «Бляхи» конкуренции, так как придерживался спокойного и не публичного образа жизни. Тогда же во дворце жила родственница князя Анетка Тышкевич-Потоцкая, оставившая мемуары о жизни дворца. Сама Анетка стала объектом ухаживаний Иоахима Мюрата, который также гостил во дворце у князя Понятовского. Как минимум один раз во дворце побывал Наполеон Бонапарт

После смерти Юзефа Понятовского, согласно его воле, во дворце устроен аукцион его вещей. Участников пришло 75 человек, и среди них были представители всех слоёв общества и достатка, от аристократов до мелких ремесленников и торговцев.

В 1820 году, уже под российским владычеством, резиденция перешла во владение царя Александра и оставалась в распоряжении царских властей до провозглашения Польшей независимости. В здании разместилась Центральная военная библиотека. В 1926 году выделены жилые помещения для офицеров военной канцелярии президента Игнация Мосцицкого. В межвоенный период проведены реставрационные работы, которые были прерваны началом Второй Мировой войны. Здание, не пострадавшее от военных действий, было сожжено в 1944 году. К счастью, главный корпус и крылья получили только незначительные повреждения.

После войны, во время восстановления, был изменён интерьер обеих крыльев. В главном корпусе сохранилась аутентичная, однопролётная лестница на четырёх колоннах. Комнаты главного корпуса на первом и втором этажах сохранили свой вид с XVII века. В некоторых из них сохранились круглые своды с люнетами, колонны, камины из тёмного и светлого мрамора того же периода.

После восстановления использовался для административных и офисных целей. В 1989 году был передан Королевскому замку. В 2004—2008 годах проведена капитальная реконструкция дворца (стоимость ремонта составила 40 миллионов злотых[3]). Сейчас во дворце размещаются экспозиция восточных ковров из коллекции Фонда Терезы Саакян и реконструированные апартаменты князя Юзефа Понятовского.

Координаты: Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru 52°14′51″ с. ш. 21°00′56″ в. д.

Уяздовский замок

Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru Уяздовский замок[1] (польск. Zamek Ujazdowski) — варшавская резиденция польского короля Августа II, которая занимает участок между Уяздовским и Лазенковским парками. Её история восходит к XVI веку, однако нынешнее здание было в основном сооружено в конце XVII века по проекту Тильмана Гамерского.

Станислав Понятовский надстроил дворец ещё одним этажом, но после раздела Польши он был перестроен под казармы и военный госпиталь. Во время фашистской оккупации дворец был сожжён, а его стены в 1954 году решено было снести, несмотря на протесты архитекторов и историков искусства, чтобы по приказу главнокомандующего польской армии, Константина Рокоссовского, построить здание театра польской армии.

В 1975 году, однако, замок был вновь отстроен в том виде, который он должен был иметь во времена Августа II. Автор проекта реконструкции и восстановления - архитектор Пëтр Беганьский.

В настоящее время в нём размещён центр современного искусства.

Координаты: Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru 52°13′10″ с. ш. 21°01′50″ в. д.

Костёл иезуитов

Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru Костёл иезуитов[1] (польск. Kościół Jezuitów), другое название Костёл Милостивой Божьей Матери (Kościół Matki Bożej Łaskawej)

Костёл иезуитов был основан королём Сигизмундом III Ваза и подкоморием Анджеем Боболи Старым по инициативе Петра Скарги в 1609 году для иезуитов. Главное здание церкви было построено между 1609 и 1626 годами в стиле польского маньеризма Яном Франкевичем.[2]

Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru Двери церкви скульптора Игоря Миторая.

В 1627 году церковь была окружена тремя часовнями,[3] и в 1635 году Урсула Мейерин, будучи ярым сторонником Общества Иисуса, была похоронен здесь. Мейерин профинансировала приобретение костёлом серебряной дарохранительницы.[4] Урсула Мейерин была также любовницей короля Сигизмунда III и обладала огромным политическим влиянием. Её могила была разграблена и разрушена шведами и бранденбургскими немцами в 1650 году во время «Шведского потопа».[4]

Вестибюль был добавлен в интерьер храма в 1633 году, а хор — спустя 3 года.[5] В 1640-е годы кардинал Карл Фердинанд Ваза установил алтарь из серебра.[6] Костёл был разграблен и повреждён в 1656 году.[5]

В последующие годы здание стало всё больше и больше украшалось: богатой барочной мебелью и мраморнами алтарями и полами. Добавились ещё 2 часовни. После упразднеия Ордена иезуитов в 1773 году, церковь сменила владельцев несколько раз.[5] Например, в течение некоторого времени костёл служил в качестве церковно-приходской школы, позже он и вовсе был магазином по продаже церковной мебели, затем церковь была отдана ордену Пиаристов. Иезуиты не могли вернуть костёл обратно до конца Первой мировой войны. В 1920-х и 1930-х годах церковь была отремонтирована.

Во время Второй мировой войны после подавления Варшавского восстания, немцы полностью разрушили иезуитскую церковь.[7] [8][9] Всё, что осталось от четырёхсотлетнего здания было большой грудой щебня.[7][8] В 1950 и 1973 годах церковь была перестроена в более упрощённом, нежели прежний, архитектурном стиле.

Координаты: 52°14′56″ с. ш. 21°00′47″ в. д. / 52.24889° с. ш. 21.01306° в. д. / 52.24889; 21.01306

Кастел Святого Казимира

Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru Костел Св. Казимира – барочная церковь, основанная Яном III Себеским. Костел расположен в центре Варшавы.

В 1688 году по проекту ведущего польско-голландского архитектора Тильмана Гамерски началось строительство костела Св. Казимира на средства короля Яна III Себеского и его супруги в честь победы в битве под Веной. Церковь была построена в стиле палладионизма – ранней формы классицизма, где в основе лежит строгое следование симметрии.

В 1692 году состоялось освящение костела. В последующие годы 18 века были построены боковые алтари Св. Казимира и Богоматери, в 1745 году у костела появился орган в стиле рококо. Колокола были заменены на новые в 1752 году. Во второй половине 18 века в костеле появились две гробницы членов семьи Себески: Марии-Каролины и Марии-Жозефины.

Церковь была сильно повреждена от пожара, вызванного ударом молнии в 1855 году. С 1873 года начались ремонтные работы под руководством Владислава Космовски.

Во время Второй мировой войны церковь использовалась в качестве больницы. Монахини размещали пострадавших мирных жителей в подвалах. В августе 1944 года они впервые решили отступить от своих правил помощи только мирным жителям и разместили раненых повстанцев. Из-за этого костел подвергся тяжелой бомбардировке, в результате которой были убиты 35 монахинь и 1000 гражданских лиц, укрывавшихся в подвале. Костел был полностью уничтожен.Реконструкция началась в 1948 году и продолжалась 4 года.

52.2532083,20.9387345,12

Крыжтопор ЗАМОК

Заказчик и строительство

Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru Заказчиком был тогдашний Сандомирский воевода — Кшиштоф Оссолинский (1587—1645). Он получил село Уязд в 1619 году от отца. Кшиштоф решил построить новую резиденцию. Первые работы начались в 1627 году, но не были закончены.

Новый этап строительства начался, когда к созданию роскошной резиденции владелец привлек талантливого архитектора Лоренцо Сенеса, представителя первого, богато одаренного поколения итальянских мастеров начала 17 века, приглашенных для работы в Речь Посполитую.

Владелец потратил огромную кучу денег, которую оценивают в 30 000 000 злотых, и не очень ограничивал творческое вдохновение архитектора, которого позже причислят к наиболее оригинальным среди тех, кто работал в 17 веке. Здания созданы в стилистике перехода от маньеризма к раннему барокко.

Сооружение было распространенным тогда образцом «дворца в крепости» («palazzo in fortezza»). Среди подобных — Подгорецкий замок Конецпольского (выстроен в 1635—1640 годах), дворец Мнишека в селе Мурованом и тому подобное. В пятиугольный двор крепости был артистично вписан сложного плана дворец, с двумя внутренними дворами — овальным и в виде трапеции. Предполагаемый планом дворец правителя имел четыре этажа, служебные крылья — два. В качестве строительного материала использовали местный камень и кирпич. Северный участок на террасах под замком был использован для создания регулярного сада. Четыре башни новой дворцовой постройки олицетворяли четыре времени года, пятьдесят два зала — количество недель в году. Новый дворец сохранил ров вокруг крепостных стен и бастионы, на которых стояли пушки.

Общая площадь замка — 1.3 гектара, периметр крепостных стен — семьсот (700) метров. (Нечто подобное имел замок кардинала Александра Фарнезе в Капрарола, Италия, где пятиконечное сооружение, однако, не имело открытого наружу двора). Общая площадь всех помещений замка составляла 70 000 м². По сохранившимся планам — это беспрецедентное сооружение на территории Речи Посполитой, одновременно оборонительное и парадное.

Все это в годы, когда на землях Польши уже активно работает первое поколение итальянских архитекторов — иезуитов в стиле раннего барокко (Джакомо Бриано, Джованни де Росси, Ян Мария Бернардони т.д.), которые работали преимущественно в области сакральной архитектуры.

Резиденция[править | править вики-текст]

Первый обладатель умер через год после окончания строительных работ в роскошной резиденции. Замок получил в наследство сын — Бодуин Оссолинский. Но и он скончался в 1649 года, не оставив прямых потомков. Дворец перешел к родственнику из семьи Калиновских. В 1655 земли и замок захватили шведские солдаты, которые грабили замок на протяжении двух лет.

Замок был настолько поврежден за эти два года, что после ухода шведов его восстановление признавали слишком дорогим. Восстановили для жилья только западное крыло замка, где жили представители родов Морштынов, Вишневецких, Пацов. Главные сооружения самого дворца оставались разрушенными.

В 1770 году, во время Барской конфедерации, замок взяли и разрушили солдаты Российской империи, что привело к его полному упадку. Новые разрушения замок претерпел в годы второй мировой войны.

Неудачные попытки реставрации[править | править вики-текст]

В послевоенный период, в конце 1950-х годов, делом восстановления уникального на территории Польши замка занимался профессор Альфред Маевский. Он хлопотал о разрешении на восстановление значимого сооружения середины 17 века и получение от государства соответствующих средств. На волне энтузиазма после восстановления разрушений Варшавы, польских городов и сел это казалось не таким уж трудным делом. Консервационные и восстановительные работы начались, но были прекращены. В 1970-е проект восстановления замка Крыжтопор был заново переработан специалистами Технического университета города Кракова. Работы начались с главных ворот замка, но в начале 1980-х вновь были приостановлены.

В ноябре 2005 была основана Ассоциация содействию восстановления и ухода за замком Крыжтопор. Начались работы по созданию новой документации по восстановлению и реставрации замка. Реставрация потребовала в то время 200 000 000 долларов. Но это годовой бюджет всего воеводства, что не способствовало восстановительным работам. Желание профинансировать восстановление проявил Институт Собеских. Институт декларировал восстановление хотя бы одного исторически значимого объекта от каждого воеводства. В Свентокшиском воеводстве таким объектом мог быть замок Крыжтопор.

Координаты: 50°42′50″ с. ш. 21°18′38″ в. д. / 50.71389° с. ш. 21.31056° в. д. / 50.71389; 21.31056.

Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши - student2.ru

Осмотр достопримечательностей мож­но начать с Замковой площади и 22-метровой колонны Сигизмунда. Королевский замок помнит времена расцвета Польши – в палатах замка была написана Конституция 3 Мая.

В бывшей резиденции последних поль­ских королей проходят приёмы офи­циальных государственных делегаций. Здесь же размещаются замечательный музей и художественная галерея, име­ющие в своих собраниях, в частности, картины Рембрандта и Каналетто.

В историческом музее, расположенном на старогородской рыночной площади, Вы можете ознакомиться с историей города. В свою очередь, в доме по адресу ул. Freta 16, в котором родилась Мария Склодовская-Кюри, основан биографический музей дваж­ды лауреатки Нобелевской премии.

Особого внимания заслуживают два костёла в Старом городе: Кафедраль­ный собор Св. Иоанна Крестителя (Archikatedra sw. Jana Chrzciciela) и костёл Посещения Пресвятой Девы Марии (Kosciot Nawiedzenia NMP). Первый из них был свидетелем важ­нейших событий в истории города и принадлежит к ряду старейших костёлов в Варшаве.

Парк Фонтанову подножия Нового города дарит прохладу в жаркие дни, а вечерами по выходным захватывает магической прелестью цвета во время показа шоу «Вода-Свет-Звук».

Летом Старый город превращается в сцену для музыкальных и театральных спектаклей и галерею под открытым небом.

Во время рождественских праздников на рыночной площади Старого города организуется ярмарка, где можно при­обрести небольшие подарки и сувени­ры, отведать национальные продукты, а также послушать концерты. В зимний период Старый город восхищает кра­сочной иллюминацией.

Башня костёла Св. Анны (ул. Krakowskie Przedmiescie 68) -150 ступенек до незабываемой панора­мы. С самого верха отлично виден Национальный стадион!

Королевский замок (pi. Zamkowy 4) пример безупречной реконструкции после Второй мировой войны.

В его стенах находятся королевские троны, а снаружи, у подножия замка, со стороны реки Вислы – тщательно восстановленные Аркады Кубицкого и двухъярусные сады.

Колонна Сигизмунда (pi. Zamkowy) увенчана статуей короля Сигизмун­да III Вазы, который перенёс столицу из Кракова в Варшаву. Согласно легенде, если король опустит саблю вниз, город постигнет беда.

Канония (за кафедральным собором Св. Иоанна) – небольшая треуголь­ная площадь, на которой находится самая старая в Варшаве каменная табличка с названием улицы, самый узкий дом столицы, а также огром­ный бронзовый колокол, обойдя который три раза – можно обрести счастье.

Гнойная гора – средневековая свалка мусора, а в настоящее время – смотровая площадка.

Санктуарий Милостивой Божией Матери Покровительницы Вар­шавы (ул. Swigtojariska 10) – двери костёла спроектированы известным скульптором Игорем Митораем.

У Варшавы был свой дракон Василиск(Bazyliszek). Согласно легенде, он жил в подвале одного из домов на ул. Кшиве Коло.

Русалка(Syrena) – на рыночной площади Нового города возвыша­ется памятник символу и защитнице города – Сирене. Памятники полуженщине-полурыбе размещены во многих уголках Варшавы.

Каменные ступеньки (Kamienne schodki) – в 1806 году по этой улочке прогуливался Наполеон Бонапарт, однако она не пришлась ему по вкусу из-за повсеместного зловония. К счастью, это было более 200 лет назад. Сегодня – это очаровательная улочка, излюбленная художниками и влюбленными.

Барбакан (Barbakan) – сооружен­ный примерно в 1548 году венециан­цем Джованни Баттистой, остатки оборонных стен.

Костёл Посещения Пресвятой Девы Марии(Kosciot Nawiedzenia NMP) (ул. Przyrynek 2) – один из са­мых древних варшавских костёлов, построенный в начале пятнадцатого века. Согласно преданиям, возведён на месте языческого храма. Служил местом молитв рыбаков.

Королевский тракт

Королевский тракт (Trakt Krolewski) длиною одиннадцать километров – одна из самых красивых улиц города. В прошлом по этой дороге короли ездили в свои резиденции Ян III Собеский в Вилянов (Wilanow), а Станислав Август Понятовский в Лазенки (Lazienki). Во дворце Радзивиллов (ныне Президентский дворец) и в Бельведере жили и работали после­дующие польские президенты. Первый отрезок тракта – простирающееся от Замковой площади – Краковское Пред­местье, одна из красивейших и наиболее роскошных улиц города.

На этой улице располагаются, в частности, костёлы, места связанные с Фредериком Шопеном, а также два известных университета – Варшавский университет и Академия изобразитель­ных искусств. В здании сегодняшней Центральной аграрной библиотеки готовилась к сдаче вступительного эк­замена в Сорбонну Мария Склодовская-Кюри.Следующие отрезки тракта – ул. Новый Свят (Nowy Swiat), являющаяся одной из самых элегантных улиц столи­цы и, ведущие к Королевским Лазенкам (Lazienki Krolewskie), Уяздовские Аллеи (Aleje Ujazdowskie). Вдоль аллей возвы­шаются прекрасные особняки, в большинстве из которых, в настоящее время, расположились иностранные посольства. Чтобы добраться до Вилянова (Wilanow) достаточно сесть в один из автобусов № 180 или № 116, курсирующих вдоль Тракта.

Президентский дворец

(ул. Krakowskie Przedmiescie 46/50) – один из крупнейших дворцов в Варшаве, возведённый в семнад­цатом веке. Был резиденцией перво­го правительства после обретения Польшей независимости в 1918 году. В 1989 году здесь проходили совещания Круглого стола, с 1994 года дворец является резиденцией Президента РП.

Костёл под покровительством св. Иосифа сестёр Визи­ток (Kosciot Opieki sw. Jozefa siostr Wizytek) (ул. Krakowskie Przedmiescie 34) – один из немногих

варшавских памятников старины, сохранившихся во время Второй ми­ровой войны. Именно здесь Шопен играл на органе и повстречал свою любовь – Констанцию Гладковскую.

Наши рекомендации