Урок 10, про аккордообразование и перенос в другую тональность

Теперь поговорим об образовании аккордов от основных постановок пальцев. Все помнят аккорды Em, A, Am и E. Так, если зажать аккорд Am не на первом, а на втором ладу, и первый лад зажать первым пальцем, то получим аккорд Bm. Если эту конструкцию сместить еще на лад вверх по грифу, то получим аккорд Hm. Так же можно образовывать аккорды и от других основных постановок пальцев. Ниже приведена соответствующая таблица.

Урок 10, про аккордообразование и перенос в другую тональность - student2.ru Лады Урок 10, про аккордообразование и перенос в другую тональность - student2.ru
F I Fm
F# II F#m
G III Gm
Ab IV Abm
A V Am
B VI Bm
H VII Hm
C VIII Cm

Таблица 3. Аккордообразование от F и Fm.

Урок 10, про аккордообразование и перенос в другую тональность - student2.ru Лады Урок 10, про аккордообразование и перенос в другую тональность - student2.ru
B I Bm
H II Hm
C III Cm
C# IV C#m
D V Dm
Eb VI Ebm
E VII Em
F VIII Fm

Таблица 4. Аккордообразование от B и Bm.

Урок 10, про аккордообразование и перенос в другую тональность - student2.ru Лады Урок 10, про аккордообразование и перенос в другую тональность - student2.ru
F7 I Fm7
F#7 II F#m7
G7 III Gm7
Ab7 IV Abm7
A7 V Am7
B7 VI Bm7
H7 VII Hm7
C7 VIII Cm7

Таблица 5. Аккордообразование септ аккордов от F7 и Fm7.

Урок 10, про аккордообразование и перенос в другую тональность - student2.ru Лады Урок 10, про аккордообразование и перенос в другую тональность - student2.ru
B7 I Bm7
H7 II Hm7
C7 III Cm7
C#7 IV C#m7
D7 V Dm7
Eb7 VI Ebm7
E7 VII Em7
F7 VIII Fm7

Таблица 6. Образование септ аккордов от B7 и Bm7.

Часто возникает потребность перевести песню в другую тональность, чтобы было удобнее петь. Если песня кажется вам в слишком высокой тональности, вы можете перевести ее в более низкую, и наоборот. В этом вам поможет следующая таблица.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 A -> A# -> В -> С -> С# -> D -> D# -> E -> F -> F# -> G -> G# ->A# -> В -> С -> С# -> D -> D# -> E -> F -> F# -> G -> G# -> A ->В -> С -> С# -> D -> D# -> E -> F -> F# -> G -> G# -> A -> A# ->С -> С# -> D -> D# -> E -> F -> F# -> G -> G# -> A -> A# -> В ->С# -> D -> D# -> E -> F -> F# -> G -> G# -> A -> A# -> В -> С -> D -> D# -> E -> F -> F# -> G -> G# -> A -> A# -> В -> С -> С# -> D# -> E -> F -> F# -> G -> G# -> A -> A# -> В -> С -> С# -> D -> E -> F -> F# -> G -> G# -> A -> A# -> В -> С -> С# -> D -> D# -> F -> F# -> G -> G# -> A -> A# -> В -> С -> С# -> D -> D# -> E -> F# -> G -> G# -> A -> A# -> В -> С -> С# -> D -> D# -> E -> F -> G -> G# -> A -> A# -> В -> С -> С# -> D -> D# -> E -> F -> F# -> G# -> A -> A# -> В -> С -> С# -> D -> D# -> E -> F -> F# -> G ->

Таблица 7. Перевод в другие тональности.

Если исходный аккорд минорный или септ, или еще какой – новый аккорд наследует это свойство.

Задание 1. Перевести песню «Август» на тональность выше (из Dm в Em).

Задание 2. Выучить песню «Август» с модуляцией.

Задание 3. Играть уже известные последовательности и песни, заменяя обычные аккорды на их аналоги - баррэ. Довести до автоматизма. Играть стоя.

Приложение А.

Экзаменационные билеты по дисциплине «Основы игры на шестиструнной гитаре».

Билет № 1 Задание 1: Устройство гитары. Виды струн. Задание 2: ||: C – G – D – G :|| боем Тимон и Пумба и перебором восьмеркой. Задание 3: ||: Em – Hm – F# – Hm :|| боем четверкой и перебором четверкой. Задание 4: Рассвет-Закат. Билет № 2 Задание 1: Принципы настройки гитары (по 5 ладу). Задание 2: ||: Dm – Am – E – Am :|| боем с глушением и перебором шестеркой. Задание 3: ||: F – C – G – C :|| боем шестеркой и перебором тройкой. Задание 4: Рассвет-Закат. Билет № 3 Задание 1: Соответствие нот и струн. Принцип перевода в другую тональность. Задание 2: ||:Am – Em – H7 – Em :|| боем шестеркой и перебором четверкой. Задание 3: ||: Gm – Dm – A7 – Dm :|| боем панковским и перебором восьмеркой. Задание 4: Звезда по имени Солнце.
Билет № 4 Задание 1: Обозначение аккордов. Табулатура. Задание 2: ||: Em – C – G – D :|| панковским боем и перебором тройкой. Задание 3: ||: B – F – C7 – F :|| боем с глушением и перебором шестеркой. Задание 4: За три леса. Билет № 5 Задание 1: Обозначение ритмических рисунков и переборов. Задание 2: ||: C – G – D – G :|| боем четверкой и перебором восьмеркой. Задание 3: ||: Gm – Dm – A7 – Dm :|| боем Тимон и Пумба и перебором четверкой. Задание 4: За три леса. Билет № 6 Задание 1: Соответствие нот и струн. Основные басовые звуки. Задание 2: ||: Dm – Am – E – Am :|| боем Тимон и Пумба и перебором шестеркой. Задание 3: ||: F – C – G – C :|| боем четверкой и перебором тройкой. Задание 4: Звезда по имени Солнце.
Билет № 7 Задание 1: Аккордообразование от F. Задание 2: ||: Em – C – G – D :|| боем с глушением и перебором четверкой. Задание 3: ||: B – F – C7 – F :|| боем шестеркой и перебором восьмеркой. Задание 4: Сеньора. Билет № 8 Задание 1: Аккордообразование от В. Задание 2: ||:Am – Em – H7 – Em :|| боем шестеркой и перебором тройкой. Задание 3: ||: Em – Hm – F# – Hm :|| боем панковским и перебором шестеркой. Задание 4: Сеньора. Билет № 9 Задание 1: Аккордообразование от Bm. Задание 2: ||: C – G – D – G :|| панковским боем и перебором восьмеркой. Задание 3: ||: Em – Hm – F# – Hm :|| боем с глушением и перебором четверкой. Задание 4: Белая гвардия
Билет № 10 Задание 1: Аккордообразование от Fm. Задание 2: ||: Dm – Am – E – Am :|| боем четверкой и перебором шестеркой. Задание 3: ||: F – C – G – C :|| боем Тимон и Пумба и перебором тройкой. Задание 4: Белая гвардия    

Приложение В.

История версий методички.

Список изменений в текущей версии методички (1.7).

  1. Убрана напрочь из программы песня Му-му.
  2. Урок 7 дополнен боем «Тимон и Пумба».
  3. Сеньора теперь играется боем «Тимон и Пумба».
  4. Вместо устаревшего Гимна УПИ поставили песню Звезда по имени Солнце.
  5. Наконец-то переработаны билеты.

Список изменений в текущей версии методички (1.6).

  1. Дополнен план обучения.
  2. Дополнен урок 1, много теории про ноты и настройку гитары.
  3. Добавлен новый соавтор Методички – Владимир Зеленин, честь ему и хвала за изменение №2.
  4. В урок 7 добавлена песня для изучения перебора – шестерки.
  5. В приложение Е добавлена песня из урока 7.
  6. Пересмотрено количество и состав уроков для сокращения учебного плана и экономии драгоценного времени преподавателей.
  7. Исправлено несколько нестрашных очепяток и две страшные.

Список изменений в версии (1.5).

  1. Добавлена глава 1.4. Права и обязанности преподавательского состава, в которой подробно описывается работа преподавателей.
  2. Добавлены приложения С, D и E (отчет, табель и песни).
  3. Дополнены уроки 2, 4, 10, а также изменен и дополнен 11 урок.
  4. В разработке: обновление билетов, руководство к вступительному собеседованию с учащимися.

Список изменений в версии 1.4.

1. В тяжелых боях за музыкальную грамотность отрядных масс мы понесли тяжелые потери в виде Методички 1.4. Помним. Скорбим. Отомстим.

Список изменений в версии 1.3.

  1. В «Требования к учащимся» (глава 1.3) внесено наличие песенника с отрядными песнями.
  2. Некоторые последовательности для изучения заменены на простые песни.
  3. Добавлено приложение В J.
  4. Исправлена ошибка в главе 2.10, в таблице 5 (Аккордообразование септ аккордов от F7 и Fm7).
  5. Также в главу 2.10 добавлен урок по флажолетам.
  6. Добавлена таблица «Соответствие нот и струн» (глава 2.2, таблица 1).
  7. Много теории по струнам в главе 2.3.

Список изменений в версии 1.2.

  1. Добавлено две песни для изучения.
  2. Добавлена глава 2.11, в которой рассматривается игра медиатором.

Список изменений в версии 1.1.

  1. Добавлено приложение А.
  2. Исправлен ряд мелких глюков.

__________________________________________________________________

© Антон Грузовик Подоксенов, СПО «ВАГАНТ», 2007-2012 г.

© Александр Вегас Елизаров, ССО «Вега», 2008-2009г.

© Владимир Зеленин, 2009г.

При разработке использовались материалы с сайтов www.guitar.ru, www.amdm.ru, www.akgitara.ru, www.guitarplayer.ru

а также из самоучителя «Как научиться играть на гитаре за месяц» О. Шабатовского.

Приложение С.

Наши рекомендации