Тема 1. «Серебряный век», его роль в истории русской культуры

ХХ век в России — эпоха грандиозных исторических катаклизмов. Политические кризисы 1905—1917 гг., «год великого перелома», «оттепель», «перестройка». Россия — участница мировых войн 1914—1918 и 1939—1945 гг. Геополитическое противостояние «сверхдержав» во второй половине ХХ века («холодная война»).

Декадентство (упадничество) — умонастроение общества в кризисную эпоху, характеризуемое стремлением к тотальному ревизионизму, к «переоценке всех ценностей» (Ф. Ницше). Символизм — наиболее яркое выражение декадентского умонастроения в литературе, стремление к «новому» содержанию, которое может быть достигнуто «новыми» средствами поэтического выражения (символами).

Поиск «нового содержания» и поэтическое обновление в творчестве «предсимволистов» — поэтов 80-х гг. XIX в. Поздняя лирика А. А. Фета. Поэзия К. К. Случевского, В. С. Соловьева, К. М. Фофанова. Негативная оценка их творчества современниками.

В. Я. Брюсов (1873—1924) - теоретик и организатор русского символизма. К. Д. Бальмонт (1867—1942). Раннее творчество Бальмонта (книги «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина») — преодоление поэтической традиции предшествующих лет. Формально- поэтические эффекты как принцип творчества раннего символизма. Эвфония, метрика, рифма у Бальмонта, (стих. «Фантазия»). Первое пятилетие ХХ века — творческий расцвет Бальмонта (книги «Горящие здания», «Будем как солнце!», «Только любовь»). «Философия мгновенья» Бальмонта — поэтический импрессионизм как метод получения «высшего знания».

Д. С. Мережковский (1866—1941). Жизнь и творческая судьба Мережковского, «пророческий» пафос его деятельности, стремление к «новой общественности».

Ф. Сологуб (Ф. К. Тетерников, 1863—1927). Жизнь Сологуба и формирование пессимистического мировоззрения, влияние идей А. Шопенгауэра. Тема смерти в творчестве Сологуба. Смерть как уход в «ничто» и смерть как «вечное возвращение» (книга «Жало смерти»). Утверждение онтологической бессмысленности бытия в романе «Мелкий бес». Фантазии и иллюзии как преодоление «безлепицы жизни» (рассказы «Тени», «Обруч»). Творческая воля художника как победа над жизнью. Трилогия «Творимая легенда».

Дебют нового поколения русских символистов (Андрей Белый, Вяч. Иванов, А. А. Блок и др.) в первые годы ХХ века. Ревизия «декадентского» мировоззрения. «Дискуссия о символизме» (1910) и распад символизма как литературного течения.

Философская база идеологии младосимволизма. Учение В. С. Соловьева о мире как «Вечной Женственности» в восприятии младосимволистов. Апокалипсизм В. С. Соловьев («Три разговора») и «теургизм» младосимволистов. Эстетика младосимволизма. Вяч. И. Иванов (1866—1949) — теоретик символизма (статьи «Символика отвлеченных начал», «Заветы символизма»). Трактовка Ивановым искусства как «теургического действа». Духовные искания Андрея Белого (Б. Н. Бугаев, 1880—1934). Деятельность А. Белого в журнале «Весы» и издательстве «Мусагет». «Симфонии» А. Белого — вариации на тему «эсхатологического» начала в современной жизни. Религиозные искания русского народа в романе «Серебряный голубь». Роман «Петербург»: агрессия «хаоса» против «космоса». Политическая актуальность романа (тема провокации, ее содержательная вариативность и символическое наполнение). А. Белый и революция 1917 г. Позднее творчество А. Белого. Автобиографическая трилогия.

А. А. Блок (1880—1921). Ранние стихотворения (цикл «Ante lucem») и знакомство с учением В. С. Соловьева о «Вечной Женственности» мироздания. «Стихи о Прекрасной Даме» — их «софианская» символика и автобиографичность. Знакомство с А. Белым. Драма «Балаганчик» и произведения о Незнакомке как трансформация блоковского «софианства». Цикл «Страшный мир» и учение о «вечном возвращении» (стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека...»). Блок в «дискуссии о символизме» (статья «О современном состоянии русского символизма»). Историософия Блока: противостояние «стихии» и «цивилизации» (Ф. Ницше). Антитеза «Россия — Европа» в творчестве Блока. Блок и революция 1917 г. Статья «Интеллигенция и революция». Историософская символика Блока в поэме «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Последние годы творчества. Принцип творческой свободы художника («тайной свободы») в блоковской трактовке (речь «О назначении поэта», стихотворение «Пушкинскому Дому»). Смерть Блока — итоговая веха в истории «серебряного века» русской поэзии.

Кризис «телеологического мирочувствования» в 90-е г. XIX в. и кризис русского «критического реализма». М. Горький (А. М. Пешков, 1868—1936). Жизнь и творческая судьба Горького. Раннее творчество Горького. Идейные истоки трактовки Горьким «сильного человека», «ницшеанская» природа горьковского гуманизма. Культ биологической морали и эстетизм. Спор о человеке в пьесе «На дне» и поэма «Человек». Природа горьковской драматургии 1900-х гг., ее связь с античным и средневековым театром. Идейные поиски Горького на рубеже столетий. Критика либеральной интеллигенции. Горький и революционное движение в России. «Богостроительство» в творчестве Горького (романы «Мать», «Исповедь»). Нравственная и религиозная проблематика в автобиографических произведениях Горького 1910-х гг. («Детство», «В людях», «Сторож», «Хозяин»). Проблема «русского характера» в горьковской трактовке (статья «Две души» и повесть «Городок Окуров»). Горький и революция 1917 г. Сборник статей «Несвоевременные мысли». Горький и эмиграция. Журнал «Беседа» и миссия Горького по примирению русской творческой интеллигенции. Горький и СССР. Творчество Горького 20—30-х гг. Русская интеллигенция в романе «Жизнь Клима Самгина» — «выдуманные люди» и «пленники идеи». Роль Горького в образовании Союза советских писателей. Горький и Сталин. Смерть Горького.

Творчество Л. Н. Андреев (1871—1919).

Художественная беллетристика 1900—1910-х годов. Творческий путь В. Вересаева (В. В. Смидовича, 1867—1945) — типичный путь «знаньевского» реалиста. «Декадентские» тенденции в произведениях А.М.Арцыбашева (роман «Санин» и «проблема пола»). Творчество А. И. Куприна. (повести «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет».

«Десятые годы» в русской литературе ХХ века. Акмеизм. Футуризм, «новокрестьянская поэзия».

Литература «русского зарубежья»

«Зарубежье» — уникальный исторический феномен: автономность «зарубежья» как от СССР, так и от Запада. Особенности «литературы зарубежья». «Традиционализм» и отрицание «декадентской культуры». Возобновление реалистической традиции XIX века в творчестве И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, И. С. Шмелева. Возрождение крупных прозаических форм (роман, повесть, «художественные биографии»). «Онтологизм» художественного мировоззрения писателей-эмигрантов, его причины. Глобальные проблемы человеческого бытия вне какой-либо исторической, национальной, временной конкретики — отличительная черта тематики «литературы зарубежья». Аполитизм эмигрантских писателей и опровержение мифа об «антисоветском» характере эмигрантской литературы «первой волны» (литературы собственно «зарубежья»).

Поэзия «зарубежья». Литературные объединения («Круг», «Версты», «На струге слов»). Поэты «серебряного века» в эмиграции: позднее творчество З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонта, В. И. Иванова. Творчество поэтов «среднего» поколения эмиграции. «Неоклассицизм» В. Ф. Ходасевича и идея «конца поэзии» («Европейская ночь»). Поэзия и мемуаристика Г. В. Иванова: нигилистический эпатаж и «контристория» «серебряного века». Роман-поэма Г. В. Иванова «Распад атома». «Неоромантизм» М. И. Цветаевой и ее «конфликт со временем». Эмиграция в восприятии Цветаевой (поэма «Крысолов»). Г. В. Адамович и «парижская нота»: конфликт «литературы» и «поэзии». Журнал «Числа» Н. А. Оцупа. Трагедия «незамеченного поколения» и распад «зарубежья» в 1939—1940 гг.

Творчество И. А. Бунина (1870—1953), Б. К. Зайцева (1881—1972), И. С. Шмелева (1873—1950), В. В. Набокова (1899—1977)

Историческая романистика «русского зарубежья»

Активная творческая деятельность Д. С. Мережковского (исторические романы — «Тутанхамон на Кипре», «Мессия». Трилогия Мережковского («Тайна трех: Египет и Вавилон», «Тайна Запада. Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный»).

Книги Мережковского «Реформаторы» («Лютер», «Кальвин», «Паскаль»), «Испанские мистики», «Маленькая Тереза» (1941

Тема прошлого России, революции и Гражданской войны — одна из главных в литературе «русского зарубежья». Точки соприкосновения и отталкивания во взглядах на историю России у писателей зарубежья и советских писателей. Активное обращение к жанру мемуаров, исторического романа и повести, художественно-документальной монографии (М. А. Алданов, Р. Б. Гуль, М. А. Осоргин, И. Лукаш, А. П. Ладинский и др.).

Раздел V.

Тема 6. Литература советского периода и новейшая отечественная литература

Становление «советской прозы» в 20-е годы. Революция и Гражданская война — главный объект художественного исследования. Роман Б. Пильняка «Голый год» (1921). Художественная символика революции и революционеров в прозе Пильняка («Метель», «Кожаные куртки» и т. п.). «Повесть непогашенной луны» (1926). Установка на традиции реализма в прозе А. Фадеева, Д. Фурманова. Интерес к психологии и личностному мировосприятию. Психологическая разработка характеров в романе Л. Леонова «Барсуки». Философский смысл легенды о «Неистовом Калафате».

Роман А. Серафимовича «Железный поток» и традиции экспрессионизма. «История» как «стихия» в творчестве Серафимовича 20-х годов. Художественные поиски И. Бабеля («Конармия»), Артема Веселого («Россия, кровью умытая»). Полемика вокруг «экспериментальной прозы».

Тема «маленького человека» в сборнике К. Федина «Пустырь». Роман «Города и годы». Тема интеллигенции и революции, революции и искусства в романе «Братья».

Роман М. Булгакова «Белая гвардия», его тематическая специфика и поэтическая ориентация.

Творчество Ю. Олеши. Роман «Зависть» — этап в становлении советской прозы 20-х годов. Становление и развитие сатиры. Сатирические повести и фельетоны М. Булгакова. Романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

М. М. Зощенко (1895—1958). Традиции Гоголя в творчестве Зощенко. Комический сказ. Рассказы Зощенко 20-х гг. Тема самосознания и самосовершенствования человека в повести «Возвращенная молодость». Проблема человеческих ценностей в «Голубиной книге». Критика творчества Зощенко официальными кругами СССР. Зощенко-переводчик.

Исторический роман в советской прозе 20-х годов. Идейное и художественное своеобразие произведений А. Чапыгина («Разин Степан»), О. Форш («Одеты камнем»), Ю. Тынянова («Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара»).

Литература 30-х годов

Социалистический реализм — нормативная эстетическая система. Генетические корни социалистического реализма: эстетические программы и художественная практика «натуральной школы» 40—60-х годов XIX в., «пролетарская «рубежа XIX—XX веков. Типологическое родство социалистического реализма с другими нормативными эстетическим школами (классицизм). Генетическая близость жанрам, в природе которых заложена идеализация (агиографические жанры).

Формирование эстетики социалистического реализма.

Итоги деятельности «Раппа». Групповщина и жесткая дисциплина, радикализм лозунгов («Не попутчик, а союзник или враг», «одемьянивание поэзии», «Догнать и перегнать буржуазную литературу» и т. п.). «Вульгарный социологизм» в литературоведении и критике.

Съезд советских писателей в 1934 г.

Пафос государственного строительства в «социалистическом реализме». История течения. 1934 — конец 50-х годов — расцвет «государственного искусства». Политическая и идейная тенденциозность. Жесткая оценочная система, идеологические критерии в советской критике. Постепенное разложение «социалистического реализма» с конца 50-х годов.

«Социалистический реализм» как исторический феномен.

Роман — ведущий жанр в социалистическом реализме.

Поэзия «социалистического реализма». Проблема лирики и эпоса. «Научная» поэзия начала 30-х годов.

Творчество М. А. Шолохова (1905-1984)

Эпопея «Тихий Дон» — эпос нового времени. Творчество М. М. Пришвина (1873—1954). Творчество А. П. Платонова (Климентов) (1899—1951). Творчество М. А. Булгакова (1891—1940). Творчество Л. М. Леонова (1899—1993). Творчество А. Н. Толстого (1882—1945)

Новейшая отечественная литература

Литература периода Великой Отечественной войны. Массовая песня — один из ведущих поэтических жанров (В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А. Сурков. Лирика А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. Т. Твардовского, О. Ф. Бергольц, А. А. Прокофьева. Лирический герой. Тема «малой родины». Образ родины в поэме Прокофьева «Россия». Поэма П. Г. Антокольского «Сын».

Книга про бойца А. Т. Твардовского. «Василий Теркин» — «поистине редкая книга, какая свобода, какая чудесная удаль...» (Бунин). Военная тема в послевоенной литературе. Эволюция, ее этапы. Жанровое, тематическое и стилевое многообразие.

Лирико-романтическая повесть Э. Г. Казакевича «Звезда» Образная символика повести. Повесть В. Ф. Пановой «Спутники». Роман В. И. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Военная проза К. М. Симонова. Психологическая проза Ю. В. Бондарева, В. П. Астафьева, В. В. Быкова, Г. Я. Бакланова. Поэзия А. Т. Твардовского. Поэма «Дом у дороги» ее фольклорные истоки. Поэма «За далью — даль». Сатирическая поэма «Теркин на том свете». Поэма «По праву памяти» (1966—1969, публикация — 1987). Сборник «Из лирики последних лет». «Деревенская проза», ее эволюция. Социально-нравственная проблематика в книге очерков В. Овечкина «Районные будни», в повести А. Яшина «Рычаги», в «Деревенском дневнике» Е. Дороша. Лиризм («Владимирские проселки», «Капля росы» В. А. Солоухина, «Липяги» С. А. Крутилина). Аналитическая повесть С. П. Залыгина «На Иртыше». Острая конфликтность произведений В. Ф. Тендрякова («Падение Ивана Чупрова», «Ухабы», «Тугой узел», «Три мешка сорной пшеницы»).

Тетралогия Ф. А. Абрамова «Братья и сестры» [«Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути—перепутья» (1973), «Дом» (1978). Острота постановки социально-нравственных проблем в повестях «Пелаге» и «Алька». Эпическая природа таланта В. П. Астафьева. Повествование в новеллах «Царь-рыба» Публицистическое начало в романе. Роман о войне «Прокляты и убиты» (ч. I. — 1992, ч. II — 1994). Творчество В. М. Шукшина —Киноповесть «Калина красная». Судьба Егора Прокудина — человека между двумя мирами. Философский смысл сатирической сказки «До третьих петухов». Роман «Я пришел дать вам волю» (Степан Разин). «Любавины» — роман о судьбах русского крестьянства. Творчество В. И. Белова. Повесть «Привычное дело». «Плотницкие рассказы» Роман «Кануны. Книга «Лад». Творчество В. Г. Распутина. Повести «Деньги для Марии», «Последний срок» «Живи и помни», «Прощание с Матерой». Диссидентское движение. Практика «самиздата» и «тамиздата». Начало литературной деятельности В. Аксенова (повести «Коллеги», «Звездный билет», «Затоваренная» В. Максимова, В. Н. Войновича. «Третья волна» эмиграции (А. Д. Синявский, А. Галич, В. Максимов, Г. Н. Владимов, С. Д. Довлатов, И. А. Бродский и др.). Литературная деятельность этих писателей за границей. Публикация произведений писателей-эмигрантов «третьей волны» в конце 80-х и 90-е годы.

А. И. Солженицын — крупнейший русский писатель ХХ века. Присуждение писателю Нобелевской премии (1970). Первые публикации произведений Солженицына. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» — «лагерь глазами мужика». «Матренин двор». Романы Солженицына «В круге первом» и «Раковый корпус». «Архипелаг Гулаг. «Красное колесо» — «повествование в отмеренных сроках» («Август четырнадцатого», «Октябрь шестнадцатого», «Март семнадцатого», «Апрель семнадцатого») Книга Солженицына «Бодался теленок с дубом». «Неоакмеистические» традиции в творчестве И. А. Бродского, Д. Бобышева. Е. Рейна. Уход в индивидуальное «бытие» — вне России.

Рассказы В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для «На блаженном острове коммунизма». Осмысление трагических противоречий истории, отход от классовой идеологии.

В. Т. Шаламов и его «Колымские рассказы». Трагический накал повествования. Ю. О. Домбровский. Жизненная и литературная судьба. Главная книга — роман «Факультет ненужных вещей». «Идет суд, я обязан выступить на нем» (Домбровский). Тема противоборства, жизни и «антижизни». Философско-этическая проблематика и христианская тема в романе. Роль авантюрного сюжета.

Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Тема свободы в романе.

«Пушкинский дом» А. Битова. Бессобытийность прозы писателя. Проблема творчества. Литературоведческая статья Льва Одоевцева «Три пророка». Отражение авторского миропонимания. Тема совести. Модернистские тенденции в романе.

Постмодернизм. Отказ от идеалов, интерес к игре, восприятие мира как текста, создаваемого художником. «Бога нет, Истины нет, мироздание хаотично, в мире все относительно, «мир как текст», который берется сочинить любой посмодернист, — как все это шумно, но и бесполезно само в себе» (А. Солженицын). Роман В. Пелевина «Чапаев и пустота». Творчество Е. А. Попова. Повесть Попова «Душа патриота или различные послания к Ферфичкину».

Проза «новой волны».

Роль литературы в формировании демократического общества.

Наши рекомендации