Направления и формы школьного краеведения

Изучение истории родного края, наиболее целеустремленная и плодотворная работа ве-дется в историко-краеведческом кружке. Именно он является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда мероприятий. Он позволяет сочетать разнообразные формы внеклассной работы. Он базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по опреде-ленной программе и с постоянным составом. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя как в проведении уроков, так и во внеклассной работе. Успех работы кружка зависит от умения, желания, инициативы и знаний учителя.

Работа историко-краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях:

1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа)

2. Практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).

Для текущей организационной и технической работы на собрании кружковцев избира-ются староста и секретарь. Они, по согласованию с руководителем назначают занятия кружка, дают отдельные поручения его членам и проверяют выполнение заданий, ведут учет работы каждого члена кружка и всего кружка в целом. Для определения тематики кружка необязатель-но иметь уже готовый материал, самостоятельная работа членов кружка по выявлению, поиску, сбору и изучению материала является ценным и привлекательным в его деятельности. Про-граммой кружка может предусматриваться углубленное изучение истории края в целом или отдельных исторических периодов, а также изучение конкретных тем и направлений. Когда изучается значительное историческое событие и показывается его преломление в конкретной местности, это имеет особо высокое воспитательное значение.

Второй важный аспект — кружок работает по плану, утвержденному на собрании кружковцев в начале учебного года. План работы может быть составлен с учетом:

1. Самых сложных вопросов школьной программы.

2. Вопросов программы, не получивших обстоятельного раскрытия на уроке (уроках).

3. Проблем, вообще не раскрытых на уроках, но имеющихся в программе.

4. Проблем, не входящих в учебную программу.

В плане определены цели и задачи и указываются различные формы работы кружка: встречи с участниками исторических событий, проведение экскурсий, вечеров, конференций, выпуск стенгазет, создание краеведческого уголка (музея), поход или экспедиция и др. Работа кружка заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме вечера или конференции. На нем заслушивается краткий отчет, а также лучшие два-три доклада, характе-ризующие основное направление работы кружка.

Основным методом работы кружка является самостоятельная деятельность уча-щихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоя-тельно работает над ней. В итоге работы кружка каждый из его членов овладевает определен-ными умениями и навыками исследовательской деятельности:

1. Составлять библиографию.

2. Составлять аннотацию.

3. Работать с каталогом, краеведческой научной литературе, документальными материа-лами.

4. Записывать воспоминания, собирать краеведческий материал.

Одна из важнейших задач кружка — сбор местных краеведческих материалов для по-следующего их использования в школе. Члены кружка занимаются сбором материала, поиском документов, фактов и сведений. В процессе сбора материалов по своему краю организуются встречи-беседы с участниками исторических событий. Сбор материалов — важная, но только первая часть работы краеведов. Все записи, сведения, документы собранные членами кружка изучаются, группируются по темам, систематизируются, обрабатываются и служат для создания докладов, работ, фотовыставок и т.д.

Формы школьного краеведения:

1) Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана(истории, обществознания, литературы). При этом реализация проблемного подхода к ведению урока-представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказывание различных мнений, которые затем формируются в виде выводов. Можно организовывать доклады учащихся по представленным в качестве домашних заданий, отражающих различные точки зрения на проблему с использованием научной дискуссии с формулированием выводов;

2) Обновление содержания образования через введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов;

3) Элективные и специальные курсы на школьном уровне для учащихся любых классов в области различных гуманитарных наук, рассматриваются вопросы исторического краеведения, которые строятся на основе выполненных исследований;

4) Группа дополнительного образования краеведческой работы, направленного с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата как дополнительной исследовательской работы ;

5) Применение исследовательского подхода при проведении экскурсии традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результатов в виде отчётных творческих работ;

6) Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности;

7) Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся совместно с педагогом-консультантом;

8) Клуб, молодёжное объединение;

9) В рамках деятельности актива школьного музея.

Наши рекомендации