Теории и методологии истории
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
Кафедра дореволюционной отечественной истории
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ»
Для направления/специальности 030401 – История
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
от «20 сентября 2011 г. Протокол № 2
Зав. каф., профессор ____________________Ратушняк В.Н.
№ | Виды учебной работы | ОДО (курс 3, сем. 6) | ОЗО (курс 3, сем. 6) |
Лекции | |||
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Форма отчета | зачет | зачет |
Составитель:
Минц Светлана Самуиловна
д.и.н., профессор кафедры дореволюционной
отечественной истории
Содержание УМК.
Пояснительная записка.
Календарно-тематический план.
Содержание дисциплины.
Самостоятельная работа.
Глоссарий.
Рекомендованная литература.
Пояснительная записка.
Курс теории и методологии исторической науки – важнейшая учебная дисциплина, определяющая профессиональную подготовку студентов-историков. Курс призван помочь формированию личности будущих профессиональных историков.
Предмет курса можно определить как изучение логико-гносеологических основ современного исторического знания.
Объект изучения – теоретические модели и методологические принципы современной исторической науки, а также опыт их реализации в исследовательской практике прошлого и настоящего.
Задачи курса – познакомить студентов с основными видами теоретических воззрений на историю, показать многообразие методологических подходов, существующих в современном историческом знании, условия и границы применения популярных приемов и методов исторического исследования, выработать практические навыки анализа ключевых понятий и методологических компонентов в конкретных исторических текстах.
Цель курса – ввести студентов в творческую лабораторию историка, познакомить их с существующими теоретическими конструктами и методологическими принципами исторических исследований, убедить студентов в чисто практической приложимости теоретико-методологических знаний и навыков, научить их осознанно определять исходные позиции собственной исследовательской практики.
Источниками изучения курса теории и методологии являются наиболее распространенные концепции, которые лежат в основе исторических трудов отдельных ученых, научных школ и целых направлений, приемы и методы реализации их теоретических представлений.
Тематика лекционных и практических занятий, приводимая в конце, позволяет студентам получить общее представление о содержании курса в целом и о том месте, которое занимают в нем опубликованные тексты.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Лекц., ч. | Практ. занят.,ч. | Самост. раб., ч. |
Вводная. Что изучает курс теории и методологии истории. История становления современных курсов теории и методологии исторической науки. Цели, задачи и структура курса | - | |||
Основные этапы развития теории и методологии истории в новое и новейшее время. Логическая структура научного исследования. Понятийно-терминологический аппарат научного исследования. Творческая лаборатория исследователя | - | |||
Современные макро- и микроистории: антропологическое измерение как поиск идентичности.Представления о функциях исторического знания и исторической науки в их связи со сложившимися историософскими моделями. | - | |||
«История изучает социально-психическое»: Л.П. Карсавин о роли психологического фактора в постижении истории.Основные методологические подходы (гносеологический, герменевтический и эпистемологический) к изучению исторических явлений и процессов. | - | |||
Статус факта и текста в классическом объективизме и неклассической историософии ХХ в. Исторический факт в современном историческом знании. | - | |||
Исторический источник и проблемы его интерпретации в современном историческом знании. Понятие актуальной и скрытой информации | - | |||
Место метода в научном исследовании. Систематизация методов, принятая в современном историческом знании | - | |||
Структура и система в современном историческом знании. Дискурсивный анализ и системное моделирование. Возможности современной компаративистики | - | |||
О «чистой» истории и междисциплинарной кооперации как средстве изменения представлений о предмете и границах исторического познания | - | |||
Объект и предмет в историческом исследовании | - | |||
Понятия закономерности и случайности в концепции русской революции, предложенной С.Л. Франком | - | |||
И.Д. Ковальченко об историческом источнике и историческом факте | - | |||
Масштабы исторического времени и интерпретация исторических событий | - | |||
(Для группы А) Поэтика и Хронотоп исторического текста | - | |||
(Для группы Б)Й. Хейзинга о методах исторического исследования и задачах изучения культуры | - | |||
Вклад школы «Анналов» в современную историографию | - | |||
Л.П. Репина об основных направлениях исторической науки последней трети ХХ в. | - | |||
Понятие идентичности и междисциплинарность в историческом исследовании | - | |||
Междисциплинарный синтез и верификация в свете современных концепций бессознательного. | - | |||
Итого |
3. Содержание дисциплины
3.1. Содержание и ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ
К лекции 1
ЧТО ИЗУЧАЕТ КУРС
ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ
Теория современной исторической науки уходит своими корнями в глубокую древность. Зародыши идей, образующих современные представления об историзме, можно найти в древнеиндийской, древнекитайской или античной цивилизациях, в трактатах, созданных мировыми религиями. Зарождение теории современной исторической науки можно соотнести с осевым временем, открытым во второй трети ХХ в. немецким психологом и философом К. Ясперсом (1883-1969). В своих трудах он показал, что в период между VIII и II вв. до новой эры в трех очагах мировой культуры (восточносредиземноморском, индийском и китайском) сложилась система универсальных ценностей, на основе которых стало развиваться самосознание человека и создаваться единая мировая культура. Двигателем процесса ученый назвал самопознание, включая научное познание.
Методология истории формируется на основе складывающегося теоретического знания и соответствует актуализирующимся моделям исторического описания. Она способствует решению тех задач, которые мировая цивилизация ставит перед народами и странами в различные исторические эпохи. До сего дня методология истории основывается на интуитивном постижении и/или рациональном осмыслении социокультурной реальности в ее прошлом и настоящем. Когда общество начинает интересоваться состоянием массового и профессионального исторического сознания, знания о теории и методологии истории обобщаются и приобретают известную самостоятельность.
Курс теории и методологии исторической науки - важнейшая учебная дисциплина, определяющая профессиональную подготовку студентов-историков. В российском университетском образовании этот курс появился во второй трети XIX в. Одно из первых пособий по курсу, «Методологию», написал академик Петербургской Академии наук Н.Г. Устрялов (1805-1870). С лекций Н.И. Кареева (1830-1931) в Петербурге и В.О. Ключевского (1841-1911) в Москве теория и методология истории стали обязательной частью обучения профессиональных историков.
Предмет курса можно определить как изучение логико-гносеологических основ современного исторического знания.
Объект изучения – теоретические модели и методологические принципы современной исторической науки, а также опыт их реализации в исследовательской практике прошлого и настоящего.
Задачи курса – познакомить студентов с основными видами теоретических воззрений на историю, показать многообразие методологических подходов, существующих в современном историческом знании, условия и границы применения наиболее популярных приемов и методов исторического исследования, выработать практические навыки анализа ключевых понятий и методологических компонентов в конкретных исторических текстах.
Цель курса – ввести студентов в творческую лабораторию историка, познакомить их с существующими теоретическими конструктами и методологическими принципами исторических исследований, убедить студентов в чисто практической приложимости теоретико-методологических знаний и навыков, научить их осознанно определять исходные позиции собственной исследовательской практики.
Лекция 2
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ