Правописание one после шипящих. 3 страница
1. Выпишите слова с двойными согласными из приведенного
выше упражнения.
2. Выясните по толковому словарю значения слова бюллетень.
II. 1. К дому примыкала небольшая те..аса. 2. В брошюре
содержатся а..отации на выходящие в ближайшее
время книги. 3. Для изготовления лекарств используется
дисти..ированная вода. 4. По а..уратности
несения дежурства новый ученик считался одним из
лучших. 5. На этот раз приступ а..ендицита потребовал
хирургического вмешательства. 6. На пе..оне
собралось множество провожающих. 7. Подобные во-
31
просы решаются кс..егиально. 8. Огромное многокрасочное
па..о украшало правую стену зала. 9. Одна
за другой на те..иторию строящегося завода въезжали
пятит...ки, нагруженные кирпичом и цементом.
10. В библиотеку поступили новые бе..етристические
произведения. 11. Ни в науке, ни в искусстве нельзя
быть д..етантом, 12. На миротворческую делегацию
возложена особая ми..ия — договориться о дате начала
переговоров. 13. Разработчики добиваются меньшего
расхода системных ре..урсов компьютера. 14. Ветераны
войны и труда пользуются в нашей стране определенными
приви..егиями.
1. Подберите к выделенным в упражнении словам одно-
коренные.
2. Разберите по составу слова многокрасочный, пятитонка.
65. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Она села за фортепьяно, взяла несколько ак..ордов,
запела (Герц.). 2. Обломовцы склонны к идиллическому,
бездейственному счастью, которое ничего от
них не требует (Добр.). 3. Мальчик подошел к отцу и
подал ему записку о бал..ах, полученных в школе
(Л. Т.). 4. За проволочной сеткой мелькали ловкие
фигуры тен..исистов, вздымались ракетки и пулями
летали мячи (Вер.). 5. С моря били корабли, поддерживая
высадку де..антного морского полка (Соб.).
6. На Усть-Сотюге он ра..жег огонь (Абр.). 7. Дом упал
фа..адом вперед, обломки загородили улицу, и в этой
каше битого кирпича, мебели, а..матуры торчало черное
крыло рояля (Кав.).
66. Подчеркните двойные согласные: а) на стыке приставки
и корня; б) на стыке корня и суффикса.
Беззаботный, ввезти, весенний, иззубрить, матросский,
барабанный, наддать, равнинный, вагонный, белорусский,
оббить, осенний, ссутулиться, конный, табунный,
мгновенный, оттащить, ссадить, туманный,
ладонный, беззащитный, подделать, караванный, не-
винный, окраинный, ввергнуть, баянный, оттенить,
карманный, черкесский, пружинный, ранний, ввинтить,
наддверный, эскимосский, санный, сторонний,
сезонный, поддержать, банный, машинный, безземельный,
диванный, лунный, иззябнуть, данный.
67. Перепишите, вставляя пропущенные буквы на стыке
приставки и корня.
1. И долго буду тем любезен я народу, что чувства
добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век
во\.лавил я свободу (П.). 2. Ра..ыпались в широком
поле, как пчелы, с гиком казаки (Л.). 3. Мы и..учили
ум наукою бесплодной (Л.). 4. Платина не по ается
огню, плавке (В. Даль). 5. Это необычайное вс.вание
подействовало на Базарова (Т.). 6. Я верю, что ничто
не проходит бе..ледно (Ч.). 7. Эскадрон ехал шагом,
ра..троив ряды (Фад.). 8. Старик, ра..телив ≪халат,
мирно спал под деревом (Фад.), 9. Они ра..читывали,
что никто их не увидит (Кат.). 10. Всю ночь он по..ер-
живал огонь, подбрасывал сухой хворост (Аре).
11. Потом мы сидим на левом берегу на опрокинутой
ра..охшейся лодке и смотрим на дымящиеся трубы
Тракторного (Некр.). 12. На ра..вете, до первых залпов
нашей артиллерии, гатянутый предра..ветным
прозрачным туманом, бе..аботно спокойный и широкий,
с еле-еле прорисовывающимися только полосками
дальних лесов, берег нежен, как акварель (Некр.).
Употребление букв ъ и ь.
§11. Разделительные ъ и ь.
68. Перепишите, вставляя, где нужно, разделительные
ъ и ь.
I. 1. Берясь за какую-либо работу, нужно объективно
оценивать свои возможности. 2. Атлет обладал
сверхъестественной силой. 3. Вы сэкономите целые
сутки, если полетите на самолете. 4. Шофер гордился
2- 0105660 33
без..аварийной ездой. 5. Открыт новый магазин в первом
этаже четырех..этажного дома. 6. По тропинке
пробирались в..ючные животные. 7. По ночам нередки
были заморозки, и лист..я на деревьях с..ежились
от холода. 8. К генералу под..ехал его ад..ютант.
9. Двери прикрывала тяжелая порт..ера. 10. В городке
было сконцентрировано несколько батал..онов пехоты.
11. Перед молодежью стоят широкие, всеоб..емлющие
задачи.
II. 1. Новый сотрудник проявляет сер..езное отношение
к работе. 2. Работу переводчика облегчил недавно
изданный трех..язычный словарь. 3. В такую
в..южную ночь нетрудно было сбиться с пути. 4. Проверив,
прочно ли прикреплены п..ексы, лыжники отправились
в поход. 5. Денежные знаки старого образца
были из..яты из обращения. 6. Химик производил
опыты с какими-то четырех..элементными соединениями.
7. Сначала проводились натурные с.емки, затем
работа была перенесена в павил..оны. 8. Активная
контр..атака противника поставила молодого шахматиста
в трудное положение. 9. Гигантский реактивный
самолет совершил транс..европейский перелет за
несколько часов. 10. Построены новые дет..ясли.
Для с п р а в о к .
Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю,
я в следующих случаях:
а) после приставки, оканчивающейся на согласную,
например: въезд, объём, предъюбилейный, объявление;
б) в иноязычных по происхождению словах после некоторых
приставок на согласную или составной части
пан-, например: адъютант, конъюнктура, объект,
субъект, панъевропейский;
в) в сложных словах, первую часть которых составляют
числительные двух-, трех-, четырех-, например:
двухъярусный.
2. Разделительный ь пишется в следующих случаях:
а) перед буквами е, ё, и, ю, я не после приставок, например:
портьера, сырьё, воробьиный, вьюга, крестьянин;
б) в некоторых иноязычных словах перед о, например:
почтальон, шампиньон.
69. Сделайте фонетический разбор слов в парах: Ко
ля — колья, лёд — льёт, полёт — польёт, сесть —
съесть, солю (от солить) — солью (от слить). Сравните
произношение и написание этих слов.
70. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные
буквы. Объясните, для чего служат буквы ъ и ь.
1. Высокий зеленый бур..ян рос на том месте, где
когда-то был двор (Л. Т.). 2. Раз..яренная река пенилась
и охлестывала волнами гранитные парапеты набережной
(Гарш.). 3. Харламов, ад..ютант, потерял
самую нужную папку (Некр.). 4. Вот нам и еще один
компан..он для пикника (Купр.). 5. Она села за
фортеп..яно и сыграла несколько любимых его п..ее
(Гонч.). 6. Обивка на креслах первых рядов и на
бар..ерах лож давно выцвела (М.-С). 7. Повар давал
им [матросам] вываренное бул..онное мясо (М. Г.).
8. Среди большой чистой площадки на высоком
п..едестале высился слепок могучей фигуры Давида
(Вер.). 9. Я послал инженера во второй батал..он
(Некр.). 10. Мы уж с отцом от..ужинали (Л. Н. Т.).
11. Письма Андрея стали неот..емлемой частью моей
жизни (Кав.). 12. Аксинья с у з и л а глаза, шевельнув
черными бровями (Шол.). 13. В шестидесятых годах
[XIX века] носили шин..оны, накладные косы и локоны,
≪презенты≫ из в..ющихся волос (Гил.). 14. В пор-
т..ерах, выцветших от времени, сохранилось множество
пыли (Шал.). 15. Как-то он [Паустовский] пригласил
меня на прем..еру своей п..есы ≪Созвездие
Гончих Псов≫ (Эм. Миндлин).
§ 12. Употребление буквы ъ в словах
разных частей речи после шипящих.
71. Сформулируйте правила написания буквы ь после
шипящих на основании следующих примеров.
1. Рожь, ночь, мышь, вещь; нож, врач, шалаш,
плащ; задач, училищ.
2* 35
2. Воздух свеж, мороз жгуч.
3. Беречь, читаешь, учишься, назначь, спрячься.
4. Настежь, навзничь, наотмашь; замуж.
72. Перепишите, добавляя, где нужно, букву ь. Объясните
написания.
I. 1. Вдали сверкает горный ключ.., сбегая с каменной
стремнины; оделись пеленою туч.. Кавказа
спящие вершины (П.). 2. Звучал булат, картеч.. визжала
(Л.). 3. Деревья группировались в каких-то чудовищ..
(Гонч.). 4. Дремлет чуткий камыш.. . Тиш..,
безлюдье вокруг (Ник.). 5. Знаю я, что не цветут там
чащи, не звенит лебяжьей шеей рож.., оттого пред
сонмом уходящих я всегда испытываю дрож.. (Ее).
6. Я бы не мог так смело забегать на каждую из дач.,
еще и потому, что боялся собак (Вс. Ив.). 7. Игра не
стоит свеч., (поел.).
И. 1. Меж виноградных лоз нагорный ключ от
мирного аула недалеко бежал по камням, светел и
гремуч.. (Л.). 2. Жгуч., мороз трескучий (Ник.).
3. Дядюшка был могуч.., непримирим (Зайц.). 4. Я
был здоров, горяч.., службу свою ненавидел (Зайц.).
5. Породили горы один бел-горюч., камень (песня).
6. Не пригож., лицом, а хорош., умом (поел.).
Ш.1. Хочеш.. — останеш..ся век мужиком, сможет..
— под небо взовьеш..ся орлом (Н.). 2. Забереш..
ся, бывало, на дерево за блестящими лаковыми
ягодками и еш.. их горстями прямо с косточками
(Пришв.). 3. Дьякон Тарас тоже пробовал развлеч..
публику, распевая песни и рассказывая свои сказки
(М. Г.). 4. Третьего дня письмо пришло с предупреждением:
стереч..ся от злых людей, которые войдут
в дом (Леон.). 5. Пьянеещ.. от воздуха, ноги с непривычки
болят, и все-таки не можеш.. остановиться и
идет.., идет.., идеш.. куда глаза глядят (Некр.).
6. Отреж..те кусок хлеба и намаж..те его маслом.
7. Спряч..тесь скорее от дождя.
IV. 1. Сорвал и сдернул он [Тарас Бульба] все перевязки
ран своих, бросил их далеко проч.. (Г.).
2. Когда крестьянам становится невтерпеж.., они
бегут, делают поджоги или режут господ (Герц.).
3. Мы шли дорогой, сплош.. покрытой бурыми прошлогодними
листьями (Купр.). 4. Андрей Иванович
уж., пять дней не ходил в мастерскую (Вер.).
5. Настена пошла замуж., легко, радуясь самой большой
перемене в своей жизни (Расп.). 6. Степная кобылица
несется вскач.. (Бл.). 7. Степа наконец узнал
трюмо и понял, что лежит навзнич.. у себя на кровати
(Булг.).
73. Перепишите, вставляя, где нужно, букву ь в глагольных
формах.
1. Мартышка вздумала трудит..ся: нашла чурбан и
ну над ним возит..ся (Кр.). 2. Скажи-ка, что глаза ей
портить не годит..ся (Гр.). 3. В поле чистом, серебрит..
ся снег волнистый и рябой, светит месяц, тройка
мчит..ся по дороге столбовой (П.). 4. Измученное волнениями
или вовсе не знакомое с ними сердце так и
просит..ся спрятат..ся в этот забытый всеми уголок
(Гонч.). 5. Зима недаром злит..ся: прошла ее пора,
весна в окно стучит..ся и гонит со двора (Тютч.).
6. Пруд едва начинает дымит..ся. Вам холодно немножко,
вы закрываете лицо воротником шинели;
вам дремлет..ся (Т.). 7. Где трудно дышит..ся, где горе
слышит..ся, будь первым там (Н.). 8. Все ка-
жет..ся, и помнит..ся, и мнит..ся, что осень прошлых
лет была не так грустна (Бл.). 9. Очень знать нам хочет..
ся, звездная Медведица, как вам ночью ходит..
ся, как вам ночью ездит..ся (Маяк.). 10. Ночью
злой хищник филин охотит..ся, а днем прячет..ся.
Говорят, будто днем он плохо видит, и потому ему
приходиться прятат..ся, так как своими ночными
разбоями он нажил себе много врагов (Пришв.).
11. Люби ж, покуда любит..ся, встречай, пока встречает..
ся (Исак.). 12. Учит..ся никогда не поздно
(посл.). 13. Одинокое дерево ветра боит..ся, одинокий
человек людей страшит..ся (поел.).
Правописание окончаний.
§ 13. Имена существительные.
74. Перепишите, добавляя нужные окончания и объясняя
их правописание. Выделите словосочетания с главным
и зависимым словом (существительным в косвенном
падеже с предлогом или без предлога).
1. Пошел он ко своей землянк.., а землянк.. нет уж
и следа (П.). 2. И нищий наездник таится в ущель..,
где Терек играет в свирепом весель.. (П.). 3. Два дня
мы были в перестрелк.. . Что толку в этакой без-
делк..? (Л.). 4. Спит земля в сиянь.. голубом (Л.).
5. Он бешено начал метаться по комнате, хватая в забыть..
предметы, попадавшиеся под руки (Григ.).
6. Вот если бы он был работником, то знал бы цену
каждой копейк.. (Ч.). 7. Чайки бродят по отмел.., раскрыв
клювы (М. Г.). 8. Сердце билось согласно всей
музык.. тишины (Пришв.). 9. На столе — стопочка
книг и даже какой-то цветок в полубутылк.. из-под
сливок (А. Н. Т.). 10. Ехал я долго, а сама больница
была на отшиб.. от трасс (Непомн.). 11. В сара.. тихонько
позвякивало железо (Абр.). 12. И. И. Левитан
был беден, но старался по возможност.. прилично одеваться
(Гил.). 13. Когда-то в юност.., во время моих
гастролей на юг.. Росси.., я очутился однажды в Кишинев..
и в свободный вечер пошел послушать в местном
театр.. оперу (Шал.).
Для с п р а в о к . В существительных среднего рода
на -ье в предложном падеже единственного числа пишется
буква е, например: находиться в ущелье, отдыхать
на взморье, жить в Закавказье (но: быть в забытьи —
под ударением).
75. Перепишите, добавляя нужные окончания; имена
числительные напишите словами.
Знаете ли вы, что:
вилка появилась в Итали..; картофель привезли в Европу
из Южной Америк.. в XVI веке; кофе появился в
Росси.. в 1665 году; зеркало появилось 300 лет назад
в Венеци..; очки были известны в Древнем Египт..
уже 3 тысячи лет назад; бумажные деньги появились
в Кита.. 2 тысячи лет назад; первый автомат построили
в Александри.. почти 2 тысячи лет назад: в него
бросали деньги, и из автомата текла вода.
§ 14. Имена прилагательные.
76. Перепишите, добавляя нужные окончания. Укажите,
с каким существительным согласовано прилагательное.
1. Во взгляде его [Грушницкого] было какое-то беспокойство,
изобличавшее внутренн.. борьбу (Л.).
2. Мы поспешно собрались в дальн.. дорогу (Акс).
3. Я стоял тут же в своей куц.. куртке и глядел на пол
(Т.). 4. Раскинулось поле волнист.. тканью и с небом
слилось темно-син.. гранью (Ник.). 5. Песня то замирала,
то опять проносилась в стояч..м душн..м воздухе
(Ч.). 6. В песок косы, усеянной рыб.. чешуей, были
воткнуты деревянные колья (М. Г.). 7. На сотни верст
ни следу человеч.. (Сераф.). 8. Филин на свету в пти-
ч..м мире — огромное событие (Пришв.). 9. Они вошли
в село, встреченные ленив..м собач..м лаем
(Фад.). 10. И ни месяц-проныра, ни солнышко не видали
очей твоих девич..х (Кл.). 11. Но раз был случай,
когда все жадной волч.. стаей набросились на крупную
добычу (Гил.). 12. В дверях сталкиваюсь с человеком
в черной шинели и тюлен.. кепке (Гил.).
77. Перепишите, раскрывая скобки и согласуя прилагательные
с существительными.
1. В (следующий) году он проведет свой отпуск в деревне.
2. Перед (дальнее) путешествием сборы бывают
долги. 3. На звериных тропах переплелись (лисий,
заячий) следы со следами (охотничий) сапог. 4. (Раннее
летнее) утром альпинисты начали восхождение
на (ближняя высокая) гору. 5. В (сонный застывший)
воздухе стоял монотонный шум. 6. Часть дороги пришлось
идти (дремучий) лесом. 7. Девочка достала фотографию
из (бабушкин) альбома. 8. Веселое оживление
царило в (рыбачий) поселке. 9. Есть какая-то прелесть
в (осеннее) увядании природы. 10. Много птиц
погибло в (суровая прошлогодняя) зиму.
Глаголы.
78. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в личных
окончаниях глаголов.
1. Бездонной кадки водою не наполн..шь. 2. Где
стро..шь, там и ро..шь. 3. Как постел..шь, так и
высп..шься. 4. Конь вырв..тся — догон..шь, слова
сказанного не ворот..шь. 5. Кто говорит, тот се..т, кто
слуша..т, тот пожина..т. 6. Не по словам суд..т, а по
делам. 7. Ноги нос..т, а руки корм..т. 8. Одной рукой
и узла не завяж..шь. 9. Пашню паш..т — руками не
маш..т. 10. Пожале..шь лычка — не увяж..шь и ремешком.
11. Потерянного времени не ворот..шь.
12. Правда глаза кол..т. 13. Пустая мельница и без
ветра мел..т. 14. Работа и корм..т и уч..т. 15. Розы
кол..тся, а пчелы жал..тся. 16.Скаж..шь — не ворот..
шь, напиш..шь — не сотрешь, отруб..шь — не
приставишь. 17. Словами, что листьями, стел..шь. а
стеблем в глаза кол..шь. 18. Соловья баснями не
корм..т. 19. Чего не поищ..шь, то и не сыщ..шь.
20. Что было, то вид..м, что буд..т, то увид..м.
(Пословицы)
Для с п р а в о к . К глаголам II спряжения с личными
окончаниями -ишь, -ит и т. д. в настоящем или будущем
простом времени относятся (из числа имеющих
безударные окончания) глаголы на -ить в инфинитиве
(строишь — строит — строят), кроме глаголов брить
и стелить (бреешь — бреют, стелешь — стелют),
и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть,
ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть,
гнать, держать, дышать, слышать, а также производные
от них.
79. Поставьте глаголы в форме 3-го лица множественного
числа.
Видеть, стлать, светиться, приставить, молоть,
гнать, хотеть, ходить, строить, сеять, жалить, жалеть,
судить, платить, сыпать, слышать, дышать,
дремать, вертеть, навеять, ненавидеть, обезуметь, зависеть,
колоть, опротиветь, рыть, обидеть, полоть^
выдержать, выписать, высушить.
Для с п р а в о к . В глаголах с приставкой вы- пишутся
те же личные окончания, что и у этих же глаголов
без приставки: выроете, выстроите.
лерепишите, вставляя пропущенные буквы. Объяс-
ните написания.
1. Темнеют лазурные своды, прохладная стелется
тень (Жук,). 2. Посмотр'..шь на дельца иного: хлопочет,
мечктея, ему дивятся все (Кр.). 8. Сышк.тся
величественный гром украинского соловья, и месяц
заслушался его посреди неба. Как очарованное,
дремл..т на возвышении село (Г.). 4. Когда услыш..шь
или увид..шь что-то новое и любопытное, то захочешь
услышать и увидеть продолжение (Акс).
5. Наплакавшись, кол..т и руб..т дрова молодая вдова
(Н.). 6. Тонкий многоцветный аромат устойчиво держатся
над садами до голубых потемок (Шол.).
7. Чистый ветер ели колышу.т, чистый снег заметает
поля. Больше вражьего шага не слыш'..т, отдыха..т
моя земля (Ахм.). 8. Дремл..т хаты, гасн..т день
(Исак.). 9. В письмах все не скажется и не все услы-
шЦтся (Сим.). 10. Пахнет горелым деревом и керосином
(Некр.).
81. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в глаголах
в форме прошедшего времени. Укажите неопределенную
форму этих глаголов.
1. Чистое небо усе..лось миллионами звезд (П.).
2. Свежесть утра ве..ла над пробудившимися Соро-
чинцами (Г.). 3. Мать леле..ла и баловала его, как ба-
41
луют единственное чадо (Гонч.). 4. Точно он ка..лся
ей в немного странной, но забавной выходке (Г.).
5. На дворе было холодно, и низко нависшие плотные
тучи се..ли дождь (Андр.). 6. Заунывная песня и на
них наве..ла молчаливую тоску (Купр.). 7. Толпа начала
редеть, потом раста..ла (Фед.). 8. По синему небу
плыли и та..ли изорванные ветром белые облака
(Шол.). 9. Ла..ли вдали собаки (Зайц.). 10. И ласточки
над крестами проре..ли (Зайц.). 11. Истребители кружились,
гоняясь друг за другом, и в воздухе зате..лся
сложный хоровод (Полев.).
Для с п р а в о к . В формах прошедшего времени
сохраняется гласная, имеющаяся в суффиксе неопределенной
формы, например: слышать — слышал, видеть
— видел, усилить — усилил, таять — таял.
82. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в окончаниях
будущего времени и повелительного наклонения
глаголов.
1. Вышл..те нужные мне книги заказной бандеролью.
Если вышл..те в ближайшие дни, я получу их
своевременно. 2. Вытр..те пыль с письменного стола.
Когда вытр..те, возьмете лист почтовой бумаги и на-
пиш..те ответное письмо. 3. Наполн..те сосуд жидкостью.
После того как наполн..те, не забудьте закрыть
его пробкой. 4. Хотя здесь шумно, но, если вы
крикн..те, я услышу. Крикн..те только погромче.
5. Вы на второе полугодие выпиш..те те же газеты?
Выпиш..те, пожалуйста, и для меня. 6. Когда вывер..
те подходящие для себя книги, библиотекарь запишет
их в ваш абонемент. Выбер..те не больше трех
книг. 7. Выйд..те все на несколько минут из комнаты.
После того как вы выйд..те, помещение будет проветрено.
8. Если дверь будет заперта, стукн..те в
дверь или окликн..те кого-нибудь из нас. Как только
вы стукн..те или окликн..те, вам откроют.
9. Прыгн..те еще раз? Пожалуйста, прыгн..те, у вас
это хорошо получается. 10. Умолкн..те хоть на минуту!
Пока не умолкн..те, я рассказывать не стану.
11. Выруч..те меня и на этот раз. Если выруч..те, я
буду вам премного обязан. 12. Лодку заливает водой,
выгреб..те скорее к берегу. После того как выгреб..те
жар из печи, перенесите горящие уголья в жаровню.
13. Вымет..те мусор; в комнате станет чище, когда вы
вымет..те окурки и крошки хлеба на полу.
83. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Передайте
своими словами основной смысл текста. Озаглавьте
его.
В одном музе.. я заметил венец..анскую люстру, похожую
на цветок, но такой совершенной формы, какой
не быва..т в природ.. и какую мог создать только
человек. А быва..т, усталый где-нибудь пр..сяд..шь на
опушк.. леса и влюб..шься в какой-нибудь простейший
цветок вроде полевой незабу..ки, и дума..шь, разглядывая
его проникновенно, что никакой человек не
создавал и не создаст такой живой красоты.
Придет зима — вернеш..ся к люстр..: в хрустальных
лепестках заг..раются огоньки, и тогда опять дума..
шь: ≪Нет, такой совершенной формы не существу..
т в природе!≫
Но незабу..ка-то летняя?
И вспомнив ее, спрашива..шь: ≪Где она теперь?≫
И сам себе отвеча..шь: ≪Глубоко под снегом лежат ее
истлевшие листочки, и не найдеш.. их новой весной,
и не замен..т ее новым летом новый цветок≫. Напротив,
встретив другой, подобный, и я загрущ.., и отвернусь,
и скажу:
— Дайте мне мою единственную незабу..ку, только
тогда я и тебе, моя хорошая, тоже обрадуюсь! Прелесть
живого цветка подч..ркнута непр..менной и
бли..кой смертью его. Своей красотой он как бы обращается
ко мне со словами:
≪Воз..ми меня, человек, я тебе о..даюсь и ..веря-
юсь, воз..ми и спаси меня от неминуч..й смерт..≫.
И вот какой-то человек взял смертный цветок и создал
бе..смертный из хрусталя.
(М. М. Пришвин)
1. Образуйте формы единственного и множественного
числа повелительного наклонения от глаголов заметить,
вернуться, подчеркнуть.
2. Разберите по составу слова незабудка, загораются,
бессмертный.
3. Найдите в тексте односоставные предложения.
84 (повторение). Составьте план к тексту. Объясните написание
слов с пропущенными буквами.
На дворе раз..гралась в..юга. Переулок зано..т
с каждым порывом ветра. Правый тр..туар совсем
зам..ло. Газ трепещет и мига..т в обмерзлых фонарях.
Стужа не сильна, но ветер донима..т.
Будка на перекрес.к.. пр..мостилась к одноэтажному
деревянному дому в шесть окон, с крылечком.
Г..рит лампочка с ф..рфоровым п..едесталом, от нее
идет копоть; зеленый, сверху обг..релый колпак усилива..
т темноту. На лежанк.. видне..тся какая-то груда.
Комната служит спальней, рабочей комнатой и
гостиной двум старым женщинам. В комнатк.. тепло
только около печк.. . Из окна, отпотелого и запыленного,
ду..т. В полуотворенную дверку проника..т холодный
воздух. Пахн..т задним гнилым поко..м дворянского
домика. Из двери донос..тся стук маятника
деш..вых стенных ч..сов. С заворота улицы ветер ударя..
т в угол дома; старые бревна тр..щат; гул погоды
пронос..тся мимо окна и кида..т в него горсти снега.
У лампы нагнулась над в..заньем меньшая старуха.
Она просидит так еще ч..са четыре. Потом постел..
т себе на сундуке. Она вяж..т платок из дымч..той
тонкой шерст.. . Глаза ее молодо бл..стят, а руки так
и тр..сутся от усиленного движения длинных спиц.
{По П. Д. Боборыкину)
1. Найдите глаголы с чередующимися гласными в корне.