Клинические гипотезы и цели

Циркумплексная модель указывает на то, что семьи с умеренными уровня­ми сплоченности и гибкости обычно отличаются более сбалансированны­ми отношениями, чем семьи с полярными показателями по этим парамет­рам. Действительно, семьи с умеренными уровнями сплоченности по­ощряют развитие индивидуальности у своих членов и в то же время предоставляют им поддержку. Получение поддержки со стороны семьи не препятствует отношениям с окружающими людьми. Семьи с умеренными уровнями гибкости отличаются стабильностью, но также способны при необходимости измениться.

Однако модель не предлагает точных критериев для диагностики сба­лансированных и несбалансированных типов семей. Олсон (Olson, 2000) считает, что при оценке семейных типов необходимо учитывать такие фак­торы, как этническая и расовая принадлежность и религиозные убеждения. Испанские, итальянские или азиатские семьи могут быть чрезвычайно сме- • шанными, и семья останется средоточием жизни каждого ее члена. Из-за подобных культурных норм функциональность или дисфункциональность семейных паттернов определяются удовлетворенностью отдельных членов семьи. Например, молодая женщина, которая решила жить отдельно от своей семьи, может столкнуться с сильным противостоянием со стороны смешан­ной семейной системы с жесткими этническими нормами. В кабинете пси­хотерапевта родители будут сражаться за возвращение контроля над доче­рью, пытаясь воспрепятствовать ее стремлению к более независимому образу жизни. Несмотря на то что другие члены семьи чувствуют себя комфортно при смешанных паттернах, молодая женщина задыхается в этой среде.

Циркумплексная модель описывает жизненный цикл семьи, поддер­живая адаптационный подход. На разных этапах своего жизненного цикла семья должна адаптироваться как ко внутренним (например болезнь одно­го из членов семьи), так и к внешним (например потеря работы или пере­езд) изменениям, которые могут произойти и неизбежно происходят. На­пример, когда в семье воспитываются маленькие дети, наиболее адекват­ным типом функционирования является ситуация, когда семья более связана в структурном отношении. В семьях с младшими подростками более адап­тивным типом является гибко-связанный. Аналогичным образом, гибко-обособленный тип функционирования больше подходит для семей, воспи­тывающих старших подростков.

Основная гипотеза модели, которая заключается в том, что семьи с уме­ренными уровнями по параметрам гибкости и сплоченности более функ­циональны, подтверждается данными более чем 250 исследований (Olson, 2000). Семьи испытывают трудности и обращаются к психотерапевту в тех случаях, когда семейные паттерны препятствуют адаптации к внутренним или внешним стрессорам. Носитель семейного симптома может.указывать на то, что семья не способна адаптироваться к изменившимся условиям.

Семейная психотерапия, основанная на циркумплексной модели, ста­вит следующие задачи:

1) ослабить имеющиеся трудности и симптомы;

2) перевести семейную систему на более сбалансированный уровень по параметрам сплоченности и гибкости;

3) улучшить навыки коммуникации;

4) повысить способность членов семьи к переговорам и изменению системы по мере ее развития.

Таким образом, семейная психотерапия, основанная на циркумплекс­ной модели, не ограничивается только устранением или изменением дис­функциональных семейных паттернов. Симптомы отдельных членов семьи исчезают, когда система переходит на более сбалансированный уровень по параметрам сплоченности и гибкости.

ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ

Семья Мартинов столкнулась с рядом трудностей: 1) объединение двух се­мей, которые находятся на разных этапах жизненного цикла, 2) объедине­ние разных этнических паттернов, 3) вступление детей в подростковый воз­раст.

Развод, разрыв отношений или смерть одного из родителей нарушает в се­мье равновесие и подрывает семейные основы. Кто теперь принимает ре­шения? Кто оплачивает счета? Кто требует выполнения правил? Непонятно даже, кому выносить мусор. Распределение ролей также меняется, чтобы заполнить пустоту в семейных паттернах. Возможно, самый старший сиб-линг теперь должен будет сразу идти домой после школы и присматривать за младшими братьями и сестрами. Родителю-одиночке приходится возла­гать на детей такие обязанности, к которым они не привыкли. Снижение материального благосостояния семьи заставляет выбирать иные приорите­ты. Единственным членом семьи, который принимает решения, становится родитель-одиночка.

Все же со временем, после всех изменений и перестановок, которые в лю­бом случае должны произойти, семья сможет восстановить прежние отно­шения. Маловероятно, чтобы девочка-подросток отреагировала отказом на просьбу матери прийти домой из школы пораньше и присмотреть за млад­шим братом, если эта просьба звучит в контексте длительных позитивных отношений. Долговременные позитивные отношения побуждают членов се­мьи жертвовать личными интересами на благо семьи. К сожалению, комби­нированная семья не может себе позволить такой роскоши. Комбинированная семья образована потому, что этого пожелали два взрос­лых человека. Дети не участвовали в принятии данного решения. Конечно, обычно взрослые спрашивают мнение детей. Миссис Мартин хотела бы, что­бы Роберт и Карен полюбили ее будущего мужа и их будущего отчима. Она согласилась на брак только после того, как дети привыкли к мистеру Мар­тину и почувствовали себя с ним комфортно. Хотя мистер Мартин чувство­вал, что проходит испытание на роль отца для детей миссис Мартин, он от­носился к их жизни с искренним интересом. Сначала Роберт противился зна­комству матери с новым мужчиной, но затем, когда увидел, что мама вы­глядит счастливой, он решил смириться с происходящим на то время, пока не начнет жить самостоятельно.

Мистер Мартин сообщил Синди о предстоящем бракосочетании за пиццей. Синди спокойно отнеслась к этому сообщению, поскольку после развода ее отец встречался с несколькими женщинами и она не придавала этому боль­шого значения. Так как Синди жила с матерью и постоянно с ней конфлик­товала, она полагала, что повторный брак отца не окажет на нее большого влияния. Когда мистер Мартин спросил дочь, что о*на думает о его женить­бе, Синди ответила: «Мне все равно!»

Как и все приемные родители, мистер и миссис Мартин хотели, чтобы все было идеально, и надеялись создать семью в полном смысле этого слова. Они хотели, чтобы дети чувствовали себя хорошо в новой семье, поскольку лю­бовь между двумя взрослыми должна была стать надежной опорой и под­держкой. Поэтому когда этого не произошло, они были шокированы и разо­чарованы. Мистер и миссис Мартин забыли или не знали простой истины: дети не принимают решение о создании новой семьи и чаще всего противятся этому. Этот основополагающий факт обнаруживается, как только один из супругов начинает воспитывать приемного ребенка. Тогда ребенок жалуется: «Почему я должен'слушаться какого-то человека, которого я едва знаю?» Уважение членов семьи друг к другу появляется со временем. В са­мом начале создания комбинированной семьи ей не хватает общей истории отношений.

Кроме того, в комбинированной семье объединяются два разных жизнен­ных цикла и две>разные истории отношений. На смену существующим ра­нее семейным нормам и паттернам интеракций должны прийти новые пра­вила отношений. Даже при самых благоприятных условиях это непростая задача.

Разница в этнических нормах у двух объединившихся семей также приво­дит к конфликтам в семье Мартинов. Миссис Мартин, воспитанная в италь­янской семье, полагала, что послушание и уважение идут рука об руку. Миссис Мартин жестко контролировала своих детей, проявляя любовь и строгость. Хотя Роберт и Карен не всегда соглашались с решениями своей матери,, они подчинялись ее требованиям. Роберт, в частности, считал, что миссис Мартин слишком много запрещает и чересчур опекает детей, но он понимал, что мать многое для него сделала, и поэтому редко оспаривал ее решения. Поведение Синди противоречило всему тому, что миссис Мартин считала священным. Непослушание падчерицы для миссис Мартин оказа­лось пощечиной.

Мистер Мартин сочувствовал своей жене, но сам имел долгую историю пре­одоления негативизма дочери. Поэтому «отношение» Синди было, образно выражаясь, просто еще одним пятнышком на экране его радара. Миссис Мартин крайне огорчалась снисходительным отношением мужа к бунтар­скому поведению Синди. Она рассуждала следующим образом: «Он мой муж. Он должен соглашаться со мной на все 100% и требовать от. Синди уваже­ния». Мистер Мартин не ожидал настолько бурной реакции со стороны жены на поведение дочери и был растерян. «Синди есть Синди», — думал он. В конце концов семья Мартинов разделилась на две части. С одной сторо­ны, мистер и миссис Мартин пытались объединить всех вместе, с другой стороны Синди и Роберт постепенно отдалялись от семьи. Подростковый воз­раст — это время отделения от родительской семьи, когда игрушечные сол­датики и куклы должны остаться в прошлом. Даже при самых благоприят­ных условиях семьи с подростками испытывают трудности при перестрой­ке отношений между детьми и родителями.

К сожалению, в семье Мартинов отношения родитель-ребенок еще не успе­ли сформироваться, тогда как пора было перейти к отношениям родитель-подросток. Приемные родители и дети не имели опыта длительного знаком­ства, и между ними отсутствовали прочные эмоциональные связи, которые могли бы послужить буфером на этапе вступления в подростковый возраст. Перед мистером Мартином стояла сложная задача быть приемным отцом. Между миссис Мартин и ее детьми существовали хорошие отношения и четкие межличностные границы. После развода, когда мистер Мартин уехал из дома, его отношения с дочерью сводились к регулярным встречам по вы­ходным дням и посещению кафе раз в неделю. Когда Синди начала жить с отцом и мачехой, мистеру Мартину пришлось наспех учиться воспитывать дочь. Со своей стороны Синди хотела, чтобы ее оставили в покое.

Согласно циркумплексной модели, на момент обращения к психотера­певту семья Мартинов находилась на хаотичном уровне по параметру гиб­кости. По ходу слияния двух семейных историй шла борьба за лидерство, ролевые отношения и правила отношений.

До того как Синди переехала к отцу, мистер Мартин возложил все обя­занности родителя на свою жену. Эта ситуация устраивала миссис Мартин и ее детей, поскольку позволяла сохранить привычные паттерны отноше­ний. Однако переезд Синди заставил мистера Мартина выполнять родитель­скую роль, что привело к открытому конфликту с женой. Миссис Мартин считала, что должна воспитывать Синди так же, как и своих собственных детей.,Но поскольку у Синди не было длительных отношений с мачехой, она реагировала протестом на попытки миссис Мартин навести в доме по­рядок. Мистер Мартин хотел, чтобы все было в порядке, и неохотно высту­пал в роли посредника между своей женой и дочерью. Вскоре он осознал, что оказался в проигрышной ситуации.

В семье Мартинов конфликты возникали не только из-за порядков, связанных с новым лидерством, но и в силу осечек при установлении роле­вых отношений и правил. Например, Роберт, Синди и Карен теперь пользовались одной ванной комнатой. Роберт считал, что Синди присвои­ла ванную себе, поскольку имела привычку наслаждаться 20-минутным ду­шем. Карен сначала с радостью приняла «старшую сестру», но затем ее по­стигло сильное разочарование, так как Синди не хотела с ней рбщаться. Даже тема домашних обедов была проблемой для семьи Мартинов. Кто накрыва­ет на стол? Кто моет посуду? Кто с кем разговаривает? Кто стремится по­скорее доесть и уйти к себе в комнату?

Труднее всего было оценить семью Мартинов по параметру сплоченно­сти. Отношения миссис Мартин со своими детьми можно было бы посчи­тать смешанными. После смерти ее первого мужа она сократила дистанцию с детьми. Дети, в свою очередь, поддерживали близкие отношения со своей мамой. В частности, Карен любила, когда мама причесывает ей волосы, а Роберт чувствовал постоянную поддержку с ее стороны.

После развода со своей первой женой мистер Мартин уехал из дома. В это время Синди была еще маленькой. Мистер Мартин пытался прини­мать активное участие в жизни своей дочери, но этому мешало напряжение между ним и бывшей женой. Со временем ему стало проще позволять быв­шей жене самостоятельно принимать решения, имеющие отношения к Син­ди. Мистер Мартин, в свою очередь, редко общался с дочерью, и его визиты обычно вызывали напряжение. Ко времени обращения к психотерапевту эмоциональная связь между Синди и ее отцом была разобщенной.

Как уже говорилось выше, комбинированная семья — это объедине­ние двух разных семейных систем. Чем больше разница между этими се­мейными системами, тем выше вероятность конфликта. Например, до того как миссис Мартин вступила в браке мистером Мартином, ее семью можно было бы отнести к ригидно-смешанному типу. Так же, как было принято в ее итальянской семье, миссис Мартин установила четкие правила поведе­ния и эмоционально близкие отношения со своими детьми. Первая семья мистера Мартина находилась в состоянии затяжного конфликта даже после развода супругов и относилась к хаотично-разобщенному типу. Поскольку мистер Мартин и его бывшая жена редко приходили к согласию относи­тельно воспитания дочери, Синди росла в атмосфере отсутствия последо­вательных правил. Кроме того, Синди не чувствовала привязанности ни к одному из родителей.

Нет необходимости специально подчеркивать ограниченность комму­никаций в комбинированной семье Мартинов. Обсуждение любого вопро­са быстро переходило в конфликт. Члены семьи были склонны к взаимным обвинениям, вместо того чтобы слушать и пытаться понять друг друга. При отсутствии элементарного уважения на коммуникациях был налет подозри­тельности. В таких условиях оказалось очень трудно, если вообще возмож­но, обсуждать правила поведения, которые помогли бы Роберту и Синди перейти в ранний взрослый период.

Ко времени обращения к психотерапевту комбинированная семья Мар­тинов относилась к хаотично-разобщенному типу. Оценив семью по пара­метрам циркумплексной модели, психотерапевт сосредоточился бы насле­дующих задачах.

1. Оказание семье помощи в переходе на более сбалансированный уро­вень по параметру гибкости. Это повлекло бы за собой укрепление лидирующей позиции родителей.

2. Оказание семье помощи в переходе на более сбалансированный уро­вень по параметру сплоченности. Для того чтобы сформировались эмоциональные связи, члены семьи должны стремиться к понима­нию и уважению друг друга. В этом процессе позитивные интерак­ции пришли бы на смену негативным, что позволило бы начать очень медленно выстраивать отношения.

3. Улучшение коммуникативных навыков. На момент обращения к пси­хотерапевту семья была своеобразным пособием по тому, как не нуж­но общаться. Члены семьи не слушали и часто перебивали друг дру­га. На семейных сессиях психотерапевту пришлось бы сохранять повышенную бдительность, выступая в роли строгого полицейско­го, регулирующего коммуникативный процесс. Для того чтобы чле­ны семьи могли научиться слушать друг друга, психотерапевт запре­щал бы перебивать речь говорящего и просил бы всех перефразировать сказанное для гарантии того, что послание было услышано.

РЕЗЮМЕ

• Циркумплексная модель помогает организовать наблюдения посредством идентификации функциональных и дисфункциональных паттернов пове­дения. План терапевтического вмешательства вытекает из оценки, и в его основе лежит задача перевода семьи на более сбалансированный уровень по параметрам гибкости и сплоченности. Кроме того, циркумплексная мо­дель может быть использована для пре- и постэмпирической итоговой оцен­ки. В сокращенном варианте комплекс оценочных шкал циркумплексной модели (Olson, 2000) включает в себя:

• • Шкалы оценки семейной адаптивности и сплоченности — вторая ре­дакция^FACES II): при помощи опросника-самоотчета члены семьи оценивают свою семью по параметрам гибкости и сплоченности.

• Шкалы оценки супружеской адаптивности и сплоченности — третья редакция (MACES HI): супружеские пары оценивают свои отноше­ния по параметрам адаптивности и сплоченности.

• Шкала семейной удовлетворенности: члены семьи оценивают степень удовлетворения уровнем семьи по параметрам адаптивности и спло­ченности.

• Клиническая рейтинговая шкала (CSR): клиницисты или исследова­тели могут оценить семью по параметрам адаптивности и сплочен­ности, а также идентифицировать коммуникативный стиль наблю­даемой семьи.

Циркумплексная модель имеет ограничения. Разнообразные семейные характеристики, такие как границы, эмоциональная связь между членами семьи, власть и иерархия власти, сведены к двум основным параметрам: гибкости и сплоченности. В то время как упрощение характеристик это не­сомненное преимущество модели, ее недостатком является игнорирование индивидуальных особенностей. Например, в каждой семье принципы рас­пределения власти могут существенно отличаться. Нет пока и достаточного количества доказательств того, что тот или иной симптом имеет специфи­ческую связь с семейным типом. Так, в ригидно-разобщенных семьях сим­птомы подростка могут выражаться в гневном, мятежном поведении и не­желании подчиняться. В семьях этого же типа подросток, чувствуя отвер­жение и обвиняя в этом себя, может быть склонен к депрессивным переживаниям и суицидным поступкам. Таким образом, циркумплексная модель может дать общую оценку семьи, но не способна спрогнозировать индивидуальное поведение.

СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ СЕМЕЙНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯБИВЕРСА

Системная модель семейного функционирования Биверса (Beavers Systems Model of Family Functioning)также оценивает семьи по двум параметрам: ком­петентность семьи (family competence) и семейный стиль (family style)(Beavers & Hampson, 2000) (рис. 4.2). Как и циркумплексная модель, модель Биверса делает акцент на способности семьи гибко реагировать и приспосабливать­ся к меняющимся условиям. По горизонтальной оси — компетентность се­мьи — характеризуется способность семьи менять свою структуру для того, чтобы соответствовать внутренним или внешним требованиям. Члены се­мей с высокой компетентностью интуитивно понимают круговой характер причины и следствия и признают за собой способность влиять друг на дру­га. Поэтому в таких семьях исключено формирование паттерна «козла от­пущения» и взаимного обвинения в семейных неурядицах. Например, вме­сто того чтобы обвинять подростка, родители в семьях с высокой компетен­тностью обычно стремятся обсудить варианты изменения ситуации. Готовность обратиться к семейным отношениям и, если необходимо, изме­нить их наделяет семью гибкостью, что делает ее высокоадаптивной.

Системная модель семейного функцио­нирования Биверса (Beavers Systems Model of Family Functioning) —модель семейного функционирования, обосно­ванная данными исследований и кли­нической практикой. Включает оценку семьи по следующим параметрам: • компетентность семьи (family com­petence)— способность семьи менять свою структуру для того, чтобы соответ­ствовать внутренним и внешним требо­ваниям; семейный стиль (family style) —па­раметр, оценивающий качество семей­ных интеракций. Стиль коммуникаций варьирует в диапазоне от центростреми­тельного до центробежного.

Вертикальная ось — семейный стиль — характеризует качество семей­ных интеракций. Сектор здорового функционирования семьи находится между двумя противоположными полю­сами: центростремительного (centripetal) и центробежного (centrifugal). Встрессо­вых ситуациях члены семей с центрост­ремительным стилем коммуникаций сосредоточиваются на общении друг с другом. Отношения внутри семьи важ­нее отношений за ее пределами. Семьи с крайне центростремительным стилем отличаются плохими границами и запу­танными коммуникациями. Члены се­мей с центробежным стилем коммуни­каций, напротив, в стрессовых ситуаци­ях сосредоточиваются на общении с окружающими людьми. В крайней сте­пени проявления центробежного стиля семья не рассматривается ее членами в качестве безопасной среды. Для удов­летворения личных потребностей выбираются друзья и знакомые, поскольку члены семьи не особенно лояльны друг к другу.

Как и циркумплексная модель, модель Биверса признает, что для адап­тации к требованиям возрастного развития семьям необходимо постоянно менять свой стиль. Например, маленькие дети требуют больше контроля и заботы, поэтому наиболее адекватным стилем является центростремитель­ный. В позднем подростковом возрасте детям необходимо больше свободы для исследования окружающего мира. Поэтому наиболее адаптивным ста­новится центробежный паттерн семейных отношений.

Рассмотрение семьи с точки зрения параметров компетентности и се­мейного стиля образует шесть типов группирования семьи: оптимальный, адекватный, умеренно-центростремительный, умеренно-центробежный, глубоко нарушенный центростремительный, глубоко нарушенный центро­бежный. В основе классификации семей лежат данные клинических наблю­дений и эмпирических исследований (Beavers, 1977).

клинические гипотезы и цели - student2.ru

Рис. 4.2.Системная модель семейного функционирования Биверса Источник: From «The Beavers Systems Model of Family Struc­ture'», by R. Beavers and R. Hanipson, 2000, Journal of Family The­rapy, 22, Fig. 1, p. 129. Copyright 2000 Blackwell Publisthers, Ltd. Reprinted with permission.

/. Оптимальный тип. Семьи оптимального и адекватного типа — это здоровые семьи. В семьях этого типа каждый несет ответственность за свои чувства, мысли и поведение. Нерешенные конфликты присутствуют в ми­нимальном количестве по сравнению с умеренно и глубоко нарушенными центростремительными/центробежными семьями. Иерархическая структу­ра четкая, но гибкая. Члены семьи слушают и уважают друг друга. В атмос­фере взаимной поддержки обсуждение проблемных вопросов помогает до­стичь желаемых изменений.

2. Адекватный тип. Этот тип семьи стоит ближе к умеренному типу, чем к оптимальному. Несмотря на то что родительские роли распределены по принципу доминирующий—подчиненный, оба родителя последователь­ны в своем поведении и выполняют обязательства перед семьей. Хотя стрем­ление контролировать поведение членов семьи приравнивается к проявле нию заботы и приводит к конфликту, дети чувствуют, что окружены любо­вью и поддержкой.

Центробежный стиль (centrifugal) —семейный стиль коммуникации, где чле­ны в стрессовых ситуациях сосредото­чиваются на общении с окружающими людьми. Отношения с людьми вне семьи важнее семейных отношений.
Центростремительный стиль (centri­petal)— семейный стиль коммуникации, где члены в стрессовых ситуациях со­средоточиваются на общении друг с дру­гом. Семейные отношения важнее отно­шений за пределами семьи.

3. Умеренно-центростремительный тип. Интерперсональные границы в этих семьях поддерживаются условно. Соперничество за власть, в частно­сти в родительской субсистеме, может быть явным или скрытым. Один ро­дитель может доминировать и пытаться контролировать поведение других членов семьи. Борьба за власть, связанная со стремлением одних членов семьи к большей независимости, а других — к сохранению тесных связей, приводит к тому, что семья обращается к «семейному рефери» извне, чтобы найти правых и виноватых. Например, «семейным рефери» может быть формальный религиозный кодекс. По­скольку чувство вины часто использует­ся для контроля поведения, дети огра­ничены в своих эмоциональных прояв­лениях и пытаются обрести личное чувство идентичности за пределами се­мьи. В свою очередь, дети часто обвиня­ют семью в жизненных неудачах. Трево­га, которую они испытывают, приводит к паттерну невротического поведения.

4. Умеренно-центробежный тип. В этих семьях трудно решать конфлик­ты через переговоры. Обычно один из родителей доминирует над другим. Не­последовательность методов воспита­ния является следствием несбалансиро­ванности родительской коалиции. Семьи этого типа также обращаются к независимому эксперту, чтобы тот рассудил, кто прав, а кто виноват. Члены семьи ищут воспитующих отношений за пределами семьи. Отсутствие тес­ной эмоциональной связи с родителями может препятствовать интернализации семейных правил и поэтому приводить к поведенческим расстрой­ствам.

5. Глубоко нарушенный центростремительный тип. Такая семья сража­ется с любой индивидуализацией. Близость — это когда все члены семьи думают и чувствуют одинаково. Семья избегает конфликтов, или же они су­ществуют в скрытой форме. Сердечность и доверие абсолютно отсутствуют. Ребенок в этих семьях может страдать шизофренией, пограничным лично­стным расстройством. У него могут быть «нормальные» сиблинги, которые конфликтуют с родителями за право личной автономии.

6. Глубоко нарушенный центробежный тип. Между членами такой се­мьи отсутствует всякое согласие. Конфликты никогда не прекращаются и выражаются в открытой форме. Родителям не хватает навыков эффектив­ного воспитания, поскольку они постоянно находятся в конфликте. Отсут­ствие привязанности в этих семьях'вызывает у всех ее членов глубокое ощу­щение разъединенности. В этих семьях создается благоприятная почва для формирования личностей с антисоциальным поведением, которые запол­няют эмоциональную пустоту яростью, направленной вовне.

Наши рекомендации