Цар. 7, 11б-16. Пророчество Нафана. Толкование.
Ст. 11. "Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом". Обещание это находится в тесной связи с первоначальным намерением Давида построить дом Господу. Господь в ответ как бы так говорит Давиду: не ты построишь Мне дом, а Я тебе. Обещание Господа "устроить дом" Давиду в ст. 11 нужно понимать, разумеется, не в буквальном смысле, а в том значении, что Господь сделает потомство Давида сильным, не даст ему иссякнуть.[5]
Ст. 12.В этом стихе мысль ст. 11 раскрывается подробнее: здесь говорится, что после смерти Давида потомство его не прекратится, оно будет занимать престол и пользоваться постоянным благоволением Божиим. "Когда исполнятся дни твои", – то есть когда ты достигнешь глубокой старости, – "и ты почиешь с отцами твоими", буквально – "ляжешь с отцами твоими", – "то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его". Слово "семя" (евр. "зерá", греч. "сперма") обозначает здесь не все потомство Давида, а только его преемников на престоле. Словами "...и упрочу царство его" (т. е. семени Давида) выражается мысль, что оно будет продолжительным и крепким.
Ст. 13. Объем "семени Давида" в этом стихе еще более суживается. Здесь под "семенем Давида" разумеется уже один ближайший потомок его – Соломон, а не все потомки Давида на престоле, о чем речь шла в ст. 12. О нем говорится, что ''он построит дом имени Моему". Слово "бет" – "дом" нужно понимать в этом стихе уже буквально, в смысле храма Господня, о котором говорится в начале главы. "Имени Моему" – значит в честь и славу Мою, или просто "для Меня". "И Я утвержу престол царства его на веки (ад-олам)", то есть Господь сделает престол ближайшего потомка Давида и следующих за ним потомков его продолжительным до бесконечности.[6]
Ст. 14. "Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном", – то есть я буду отечески относиться к нему, буду снисходительным к его слабостям, а он будет оказывать Мне сыновнее почтение. Далее эта мысль раскрывается подробнее: "если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих", то есть в тех случаях, когда потомок Давида на престоле будет заблуждаться, Господь будет милостив к нему; Он пошлет ему наказание, которое тот сможет вынести: это будут обыкновенные человеческие бедствия, посылаемые Богом не для отмщения за грехи, а для исправления и предупреждения.
Ст. 15. "Но милости Моей не отниму от него как Я отнял от Саула,
которого Я отверг пред лицем твоим", то есть и при наказании Господь останется милостивым отцом, заботящимся о благе сына: участь отверженного Богом дома Саула не постигнет дом Давида.
Ст. 16. "И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки (ад-олам) пред лицом Моим, и престол твой устоит на веки (ад-олам)". "Дом" здесь, как и в ст. 13, обозначает "род", "потомство" Давида.
Это пророчество заключает в себе буквальный и духовный, мессианский смысл. В ближайшем историческом смысле под "семенем" Давида надо понимать плотское потомство его, главным образом Соломона, его непосредственного преемника и строителя Иерусалимского храма; но пророческое созерцание простирается далее и за плотскими представителями семени Давида предрекает в отдалении славного Потомка Давида и в то же время Сына Божия – Мессию, основателя невещественного храма Божия – Церкви. На Нем и только на Нем окончательно и полностью исполнилось пророчество Нафана. Кто из плотских преемников Давида осуществил на себе в полной мере божественные слова: "Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном"? На них исполнилась только первая половина этого обетовании о милостивом, отеческом отношении к ним Господа. Истинным же Сыном Божиим не в переносном, но в собственном смысле явился Христос, ик Нему именно отнесены эти слова в Новом Завете, в Евангелии от Луки (1, 32-33) и в послании к Евреям (1, 5). Архангел Гавриил, возвещая Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Божественного Сына, благовествовал Ей словами пророчества Нафана: "Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца" (Лк. 1, 32-33). В послании к Евреям (l, 5) цитируются вместе, как пророчества об Иисусе Христе, слова псалма 2-го о Сыне Божием и приведенное выражение пророчества Нафана: «ибо кому когда из ангелов сказал Бог: "Ты Сын Мой, Я нынеродил тебя" (Пс. 2, 7), и еще: "Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном"».
Наконец, только на Иисусе Христе исполнилось обетование Божие утвердить престол семени Давидова "на веки", так как плотские потомки Давида очень давно лишились царской власти.
Общий смысл данного откровения следующий: хотя благое намерение Давида – построить храм Господу и не могло быть осуществлено, однако в награду за ревность Давида ему обещается благополучие в будущем. После мирной смерти Давида престол его достанется его наследнику, который построит храм Господу. Господь сделает прочным и продолжительным царствование потомков Давидовых, будет по-отечески относиться к их слабостям и не отнимет у них своей милости. В отдаленном же будущем явится славный Потомок Давида, Который будет истинным Сыном Божиим, царство Которого будет продолжаться вечно.
Мысль о вечном царстве и Богосыновстве Мессии далее будет раскрываться в боговдохновенных псалмах Давида (Псс. 2 и 109) и у пророков-писателей, особенно у Исаии. Но пророчество Нафана является первым из откровений о происхождении Мессии из рода Давида. Ранее из пророческого благословения Иаковом Иуды (Быт. 49, 10) было известно только, что Мессия произойдет из колена Иудина.
2. Кроме пророчеств об Иисусе Христе в книгах Царств и Паралипоменон имеются еще прообразы Его. Прообраз (греч. τυπος)– это такое же, как и пророчество предвозвещение или предизображение Мессии или Его Царства, то есть Церкви, только не словами переданное, а заключенное в лицах, событиях или же священных предметах и действиях Ветхого Завета. Прообраз относится к прообразуемому так же, как, например, эскиз к картине, или же как тень к телу (Кол. 2, 17; Евр. 8, 5; 10, 1). Достоверность наличия прообразов в Ветхом Завете не подлежит никакому сомнению, так как на них неоднократно указывал Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы (особенно ап. Павел в послании к Римлянам).
Из лиц, деятельность которых описывается в книгах Царств и Паралипоменон, преобразовательное значение имеют Давид, Соломон, пророки Илия и Елисей.
Давид прообразовал Иисуса Христа как своей многострадальной жизнью, исполненной враждебных отношений к нему со стороны даже родных и друзей, так и своим славным победоносным царствованием. Это преобразовательное значение Давида особенно ясно и глубоко раскрывается в его боговдохновенных псалмах (Псс. 2, 21, 109 и др.), затем в книгах пророков-писателей, которые называют Мессию пастырем и царем Давидовым или просто Давидом (Ос. 3, 5; Иер. 30, 9; Иез. 34, 23-24 и др.).
Соломон Своей мудростью и своим мирным и славным царствованием прообразовал мирный и славный характер духовного царства Христова (Его Церкви): Мф. 12, 42; Лк. 11, 30.
Пророк Илия своим чудесным восхождением на небо прообразовал вознесение Иисуса Христа, а пророк Елисей – характером и обилием своих чудес прообразовал чудеса Спасителя. Доик Идумеянин и изменник Ахитофел – прообразы Иуды Искариотского.
КНИГИ: ПЕРВАЯ ЕЗДРЫ И НЕЕМИИ.
Общие сведения.