Цар. 7, 11б-16. Пророчество Нафана. Толкование.

Ст. 11. "Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом". Обе­щание это находится в тесной связи с первоначальным намерением Да­вида построить дом Господу. Господь в ответ как бы так говорит Да­виду: не ты построишь Мне дом, а Я тебе. Обещание Господа "устроить дом" Давиду в ст. 11 нужно понимать, разумеется, не в буквальном смысле, а в том значении, что Господь сделает потомство Давида силь­ным, не даст ему иссякнуть.[5]

Ст. 12.В этом стихе мысль ст. 11 раскрывается подробнее: здесь говорится, что после смерти Давида потомство его не прекратится, оно будет занимать престол и пользоваться постоянным благоволением Божиим. "Когда исполнятся дни твои", – то есть когда ты достигнешь глубокой старости, – "и ты почиешь с отцами твоими", буквально – "ляжешь с отцами твоими", – "то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его". Слово "семя" (евр. "зерá", греч. "сперма") обозначает здесь не все потомст­во Давида, а только его преемников на престоле. Словами "...и упрочу царство его" (т. е. семени Давида) выражается мысль, что оно будет продолжительным и крепким.

Ст. 13. Объем "семени Давида" в этом стихе еще более суживается. Здесь под "семенем Давида" разумеется уже один ближайший потомок его – Соломон, а не все потомки Давида на престоле, о чем речь шла в ст. 12. О нем говорится, что ''он построит дом имени Моему". Слово "бет" – "дом" нужно понимать в этом стихе уже буквально, в смысле храма Господня, о котором говорится в начале главы. "Имени Моему" – значит в честь и славу Мою, или просто "для Меня". "И Я утвержу престол царства его на веки (ад-олам)", то есть Господь сде­лает престол ближайшего потомка Давида и следующих за ним потомков его продолжительным до бесконечности.[6]

Ст. 14. "Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном", – то есть я бу­ду отечески относиться к нему, буду снисходительным к его слабостям, а он будет оказывать Мне сыновнее почтение. Далее эта мысль раскры­вается подробнее: "если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих", то есть в тех случаях, когда потомок Давида на престоле будет заблуждаться, Господь будет милостив к нему; Он пошлет ему наказание, которое тот сможет вынести: это будут обыкновенные человеческие бедствия, посылаемые Богом не для отмщения за грехи, а для исправления и предупреждения.

Ст. 15. "Но милости Моей не отниму от него как Я отнял от Саула,
которого Я отверг пред лицем твоим", то есть и при наказании Господь останется милостивым отцом, заботящимся о благе сына: участь отверженного Богом дома Саула не постигнет дом Давида.

Ст. 16. "И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки (ад-олам) пред лицом Моим, и престол твой устоит на веки (ад-олам)". "Дом" здесь, как и в ст. 13, обозначает "род", "потомство" Давида.

Это пророчество заключает в себе буквальный и духовный, мессианский смысл. В ближайшем историческом смысле под "семенем" Дави­да надо понимать плотское потомство его, главным образом Соломона, его непосредственного преемника и строителя Иерусалимского храма; но пророческое созерцание простирается далее и за плотскими пред­ставителями семени Давида предрекает в отдалении славного Потомка Давида и в то же время Сына Божия – Мессию, основателя невеществен­ного храма Божия – Церкви. На Нем и только на Нем окончательно и полностью исполнилось пророчество Нафана. Кто из плотских преемни­ков Давида осуществил на себе в полной мере божественные слова: "Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном"? На них исполнилась только первая половина этого обетовании о милостивом, отеческом отно­шении к ним Господа. Истинным же Сыном Божиим не в переносном, но в собственном смысле явился Христос, ик Нему именно отнесены эти слова в Новом Завете, в Евангелии от Луки (1, 32-33) и в послании к Евреям (1, 5). Архангел Гавриил, возвещая Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Божественного Сына, благовествовал Ей словами пророчества Нафана: "Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца" (Лк. 1, 32-33). В послании к Евреям (l, 5) цитируются вместе, как пророчества об Иисусе Христе, слова псалма 2-го о Сыне Божием и приведенное выражение пророчества Нафана: «ибо кому когда из ангелов сказал Бог: "Ты Сын Мой, Я нынеродил тебя" (Пс. 2, 7), и еще: "Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном"».

Наконец, только на Иисусе Христе исполнилось обетование Божие утвердить престол семени Давидова "на веки", так как плотские по­томки Давида очень давно лишились царской власти.

Общий смысл данного откровения следующий: хотя благое намерение Давида – построить храм Господу и не могло быть осуществлено, однако в награду за ревность Давида ему обещается благополучие в будущем. После мирной смерти Давида престол его достанется его наследнику, который построит храм Господу. Господь сделает прочным и продолжительным царствование потомков Давидовых, будет по-отечески относиться к их слабостям и не отнимет у них своей милости. В отдаленном же будущем явится славный Потомок Давида, Который будет истинным Сыном Божиим, царство Которого будет продолжаться вечно.

Мысль о вечном царстве и Богосыновстве Мессии далее будет раскрываться в боговдохновенных псалмах Давида (Псс. 2 и 109) и у пророков-писателей, особенно у Исаии. Но пророчество Нафана является первым из откровений о происхождении Мессии из рода Давида. Ранее из пророческого благословения Иаковом Иуды (Быт. 49, 10) было известно только, что Мессия произойдет из колена Иудина.

2. Кроме пророчеств об Иисусе Христе в книгах Царств и Паралипоменон имеются еще прообразы Его. Прообраз (греч. τυπος)– это такое же, как и пророчество предвозвещение или предизображение Мессии или Его Царства, то есть Церкви, только не словами переданное, а заключенное в лицах, событиях или же священных предметах и действиях Ветхого Завета. Прообраз относится к прообразуемому так же, как, например, эскиз к картине, или же как тень к телу (Кол. 2, 17; Евр. 8, 5; 10, 1). Достоверность наличия прообразов в Ветхом Завете не подлежит никакому сомнению, так как на них неоднократно указывал Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы (особенно ап. Павел в послании к Римлянам).

Из лиц, деятельность которых описывается в книгах Царств и Паралипоменон, преобразовательное значение имеют Давид, Соломон, пророки Илия и Елисей.

Давид прообразовал Иисуса Христа как своей многострадальной жизнью, исполненной враждебных отношений к нему со стороны даже родных и друзей, так и своим славным победоносным царствованием. Это преобразовательное значение Давида особенно ясно и глубоко раскрывается в его боговдохновенных псалмах (Псс. 2, 21, 109 и др.), затем в книгах пророков-писателей, которые называют Мессию пастырем и царем Давидовым или просто Давидом (Ос. 3, 5; Иер. 30, 9; Иез. 34, 23-24 и др.).

Соломон Своей мудростью и своим мирным и славным царствованием прообразовал мирный и славный характер духовного царства Христова (Его Церкви): Мф. 12, 42; Лк. 11, 30.

Пророк Илия своим чудесным восхождением на небо прообразовал вознесение Иисуса Христа, а пророк Елисей – характером и обилием своих чудес прообразовал чудеса Спасителя. Доик Идумеянин и изменник Ахитофел – прообразы Иуды Искариотского.

КНИГИ: ПЕРВАЯ ЕЗДРЫ И НЕЕМИИ.

Общие сведения.

Наши рекомендации