Методические рекомендации к разработке заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Проведение школьного и муниципального этапов олимпиады нацелено на выявление литературно-одаренных учащихся, их отбор для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Учитывая цели Всероссийской олимпиады школьников, задания распределены на 3 тура: 1 тур - комплексный анализ художественного текста; 2-й тур - интерпретация поэтического произведения; 3-й тур - вопросы по истории, теории литературы и культуре, а также творческое задание.
Разработчики заданий для школьного и муниципального этапов Олимпиады по литературе могут выбрать любой из трех туров, предложить участникам олимпиады выбор (1 тур, 2 тур или 3 тур), или составить комплексный вариант, включающий типы заданий первого, второго и третьего туров Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Содержание заданий первого тура (комплексный анализ текста) в основном должно быть ориентировано на материал русской классической литературы.
Учащимся предлагается написать отзыв или рецензию на незнакомый или малознакомый текст русского писателя XVIII-XX вв.
Выбор художественных произведений должен быть нацелен на выявление творческих способностей школьников, их самостоятельности в интерпретации и оценке литературных произведений, умения аргументировано строить рассуждение, составлять отзыв или рецензию на неизвестное им произведение. При отборе художественных произведений необходимо прежде всего ориентироваться на имена русских классиков, то есть иметь в виду ту часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой» фонд литературы.
Конечно, жизнь величайших творений художественной словесности исполнена исторической динамики и содержание их в каждую эпоху может звучать по-новому, открывая бесконечные глубины смыслов и простор для читательской интерпретации. Но для решения основных задач данного тура Олимпиады при выборе художественных текстов необходимо обратиться не к произведениям, входящим в школьные программы и текстуально изучаемым на уроках, а к малознакомым произведениям известных авторов или к произведениям незаслуженно забытых потомками писателей XVIII-XX вв.
Второй тур олимпиады (интерпретация поэтического текста) также имеет целью выявление творческих способностей учащихся, их восприятия и оценки поэтического текста, определение их знаний по теории и истории литературы, общего культурного уровня и развития речи.
В этом туре участникам олимпиады предлагается для анализа или сопоставительного анализа стихотворный текст. Обычно это одно или два стихотворения русских поэтов XVIII-XX вв.
При подборе заданий второго тура необходимо учитывать, что лингвостилистический анализ не должен стать самоцелью и должен сопрягаться с рассмотрением литературоведческих проблем. Следует избегать формализма при подходе к тексту: окончательной целью должно стать толкование художественных функций того или иного лингвостилистического явления, возникновение ассоциаций, порождение интерпретаций, выход на определенные содержательные обобщения.
На третьем туре олимпиады школьникам предлагаются задания, направленные на выявление их теоретико-литературных и историко-культурных знаний, а также определяющие общий культурный уровень, начитанность, знание фактов историко-литературного процесса, ориентацию в других видах искусства и некоторых социально-исторических явлениях. Важно также увидеть, как школьник владеет современной терминологией литературоведения, как сформировались в его сознании теоретико-литературные понятия.
Задания заключительного тура, как правило, должны состоять из двух блоков, имеющих вполне самостоятельное значение: историко-литературного и теоретико-литературного.
По содержанию задания многообразны – от определения авторства текстов до оценки и осмысления тропов, жанров, словесных образов и т.д.
Столь же разнообразны они и по форме. Здесь и тесты, и вопросы на индивидуальное осмысление фактов, задания «игрового» характера и задания, требующие творческого подхода.
Литература тесно взаимосвязана с другими видами искусства. Поэтому в заключительном туре олимпиады ее участникам предлагаются задания, содержания которых показывает взаимодействие литературы с театром, музыкой, живописью, балетом, кино и т.д.
Конкретные примеры заданий всех типов можно найти в изданиях, список которых представлен в разделе «Учебно-методическая литература для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе».
Документы, определяющие содержание заданий
Содержание олимпиадных заданий определяется на основе следующих документов:
1. Положение о Всероссийской олимпиаде школьников (Приказ Минобрнауки России от 22 октября 2007 г.№286)
2. Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования России от 30.06 1998 №1236).
3. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (Приказ Минобразования России от 30.06 1999 №56).
4. Примерная программа по литературе для основной общеобразовательной школы (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по литературе». - М., «Дрофа», 2001).
5. Примерная программа по литературе для средней общеобразовательной школы (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников средней общеобразовательной школы по литературе». - М., «Дрофа», 2001).
6. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по литературе (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по литературе». - М., «Дрофа», 2000).
7. Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе». - М., «Дрофа», 2001).
8. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).
Учебно-методическая литература для подготовки к Всероссийской олимпиаде по литературе
При подготовке к Всероссийской олимпиаде по литературе можно обратиться к следующим изданиям:
1. Всероссийские олимпиады школьников по литературе. 9-11 кл. / Сост. Т. А. Калганова.- М.: Дрофа, 2002.
2. Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Заключительный этап. 2001-2004гг. 9-11 кл. /сост. Е.А. Зинина, Т. Н. Роговик - М.: Дрофа, 2005.
3. Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Московский областной этап. 2002-2005 гг. / Сост. Л.В.Тодоров. Дрофа, 2005.
4. Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2005.
5. Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2006.
6. Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. М., Просвещение, 2008.
7. Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, 2009.
8. Л.В. Тодоров. Русское стихосложение в школьном изучении. М., Просвещение, 2009.
При подготовке к Олимпиаде можно обращаться к информационному порталу http: // lit. rusolymp.ru
К олимпиаде по литературе нужно готовиться, перечитывая тексты изученных литературных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия, обращаясь к справочным и энциклопедическим изданиям, используя учебники и учебные пособия по литературе, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ.