И. П. Цыбулько. ГИА-2013: новое и важное

Русский язык № 3, 2013 г.

В экзаменационной работе для проведения в 2013 го­ду государственной (ито­говой) аттестации (в новой форме) по русскому языку (ГИА) все основные ха­рактеристики по сравне­нию с 2012 годом в целом сохранены. Работа, как и в предыдущие годы, состоит из трех частей, которые связаны между собой об­щетематической направленностью.

Первая часть работы - это написание сжатого изложения по тексту.

Вторая и третья части работы выполняются на основе прочитанного текста, который, как уже упоминалось, тематически связан с прослу­шанным, но представляет общую тему несколько иначе, на живом, жизненном материале.

Изменения коснулись задания С2. В 2013 году учащиеся будут выполнять только одно творчес­кое задание С2 (прошедшее апробацию с хоро­шим процентом выполнения) - сочинение по предложенной цитате: толкование простой цита­ты с опорой на прочитанный текст. Этот вид ра­боты знаком и учителям, и ученикам: несколько лет все выпускники 9-го класса писали сочине­ние только по одной цитате (теме).

(Как известно, ничего в экзамене не меняется без опоры на статистику и мнение учителей. На одном задании в тесте настаивали учителя рус­ского языка, подчеркивающие в своих обраще­ниях значение именно этого задания для подго­товки к сдаче экзамена в 11-м классе).

Хочется обратить внимание учителей на то, что цитаты в экзаменационных вариантах пов­торяться не будут. Как, впрочем, не будут пов­торяться и цитаты из пособия «36 вариантов ГИА», изданного в издательстве «Национальное образование». Таким образом, в каждом вариан­те экзаменационной работы будет «своя» цитата к заданию С2.

Причем это не сочинение на лингвистическую тему в строгом понимании этого слова, от учаще­гося не требуется покорения высот лингвисти­ческих знаний. Это очень простое задание прове­ряет осознанность полученных знаний и умение применять их на практике.Следует подчеркнуть, что такая «проверка алгеброй гармонии» дает воз­можность не только выявить оригинальность и неповторимость текста, но и лучше понять его содержание. Ученый-энциклопедист П.А. Фло­ренский советовал дочери: «Когда читаешь... отдавай себе отчет в построении произведения, в особенностях языка. Надо понимать, как сде­лано произведение, все в целом и в отдельных элементах, и для чего оно сделано именно так, а не иначе. Тогда ты увидишь, что различные особенности произведения, даже такие, которые сперва могут показаться недостатками, недоче­тами, капризами автора, на самом деле имеют цель. Иное кажется сперва случайным, но ког­да вдумаешься, то увидишь его необходимость, увидишь, что иначе было бы хуже».

Приведем примеры выполнения задания С2. (Оно оценивается по критериям, указанным в таблице, которую можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ). Тексты сочинений даны с сохра­нением орфографии и пунктуации.

Во время апробирования задания учащимся был предложен следующий текст.

(1) Подходя к своему подъезду, молодая женщи­на перехватила зонтик подмышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2) Женщина остановилась, минуту поискала еще, а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести ее полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая собачка, лежащая под этой же скамейкой.

- (5) Что, дочка, никак потеряла что-то? - спро­сила бабулька неожиданно звучным голосом.

(6) В это время из-под скамейки вылезла соба­ка. (7) Она оказалась еще меньше, чем показалась Марине вначале. (8) Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами. (9) Женщина достала из сумки оставшийся от обеда кусок «докторской» и протянула собаке. (10) Животное недоверчиво посмотрело на Марину, но колбаса слишком хорошо пахла, чтобы от нее отказаться.

(11) Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала:

(12) Плохо стало без Ивана Матвеевича. (13) Он умер три месяца тому назад. (14) Родст­венников у Матвеевича не было, а Жулька (она указала морщинистой рукой на собачку, уже до­евшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в комок под скамейкой) осталась на улице. (15) Он ее любил очень, десять лет назад подобрал у по­мойки слепым щенком, как младенца из бутылоч­ки выкормил. (16) Сколько его помню, Жуля всег­да рядом с ним была, у него кроме нее никого не было и у Жули кроме него - никого.

(17) Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать под скамейкой, где ей и предстояло провести еще одну ночь, ко­торая могла стать для нее последней. (18) Жуль-ка всю свою жизнь прожила с человеком, она не умела заботиться о своем пропитании, не умела находить лазейки в теплые подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у нее не было ни единого шанса пережить эту зиму.

(19) Марина спала эту ночь плохо. (20) Ей сни­лись собаки. (21) Много, много собак: белых, ры­жих, черных. (22) Они лаяли, скулили, как будто хотели что-то сказать, и в глазах каждой из них были слезы. (23) Нет, глаза не слезились, это бы­ли настоящие слезы... (24) И почему человек счи­тает, что только он способен по-настоящему пла­кать, чувствовать, переживать?

(25) Вечером после посещения местного зве­ринца Марина пошла домой. (26) Но не своим привычным маршрутом, а через ветеринарный магазин. (27) В магазине Марина приобрела со­бачий шампунь, расческу, витамины, лекарства и другую мелочь, в большом ассортименте пред­лагаемую для четвероногих питомцев, которых у Марины не было. (28) «Теперь будет», - подумала она про себя.

(29) Ну, не бойся, заходи, - сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. - (30) Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся. (31) У меня никогда раньше не было собаки, хотя я о ней всег­да мечтала. (32) Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (33) Вот колбаса, вот булочка. (34) Ешь. (35) Ты любишь сдобные булочки? (36) Я люблю. (37) А к вечеру я сварю тебе кашки. (38) Специаль­ный корм для собак мне не понравился. (39) Но, если ты захочешь, я тебе его куплю.

(40) Марина осторожно дотронулась до рыжей, скатавшейся на боках шерсти - собачка вздрог­нула.

- (41) Ничего, Жулька, я понимаю, - произнесла Марина и отошла от собаки, села на пол в другом конце коридора.

(42) Этой ночью Марина спала чутко. (43) Нет, не беспокойно, а именно чутко, прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (44) Ночь больше не казалась гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и все оттого, что рядом бы­ло живое создание, за которое теперь она несла ответственность. (45) Жуля спала, удобно распо­ложившись на подстилке в просторной плетеной корзине. (46) Что ей снилось? (47) Может быть, Матвеевич? (48) А может, просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

(По С.Сергеевой[1])

Часть 3

Напишите сочинение-рассуждение, раскры­вая смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Вер­ный способ узнать человека, его моральный об­лик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит». Аргументируя свой ответ, приведи­те 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нуж­ных предложений или применяйте цитирова­ние.

Вы можете писать работу в научном или пуб­лицистическом стиле, раскрывая тему на линг­вистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Д.С. Лихачёва.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитан­ный текст (не по данному тексту), не оценивает­ся. Если сочинение представляет собой переска­занный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 1

Прочитав выдержку из небольшого рассказа С.Сергеевой о несчастной Жульке, потерявшей хозяина, я сначала даже не понял, как согласу­ется данное повествование с заданием раскрыть смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он го­ворит».

С первого взгляда - никак! Однако при более глубоком размышлении, представив себя на мес­те несчастного животного, не понимающего че­ловеческой речи, но чувствующего на уровне при­родного инстинкта угрозу или доброту, я смог сформулировать появившиеся мысли.

Из уст бабульки с «неожиданно звучным го­лосом» мы с Мариной узнаем, что «щуплое су­щество размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами» три месяца тому назад потеряло единствен­ного в своей жизни хозяина (Иван Матвеевич умер) . Но никому из соседей не пришло в голову приютить обездоленное животное, да хоть той же бабульке. А вот «молодая женщина», впервые увидевшая маленькую собачку, тут же ее покор­мила «докторской» колбасой, оставшееся после обеда. Более того, приобрела в ветеринарном магазине «шампунь, расческу, витамины, ле­карства и другие мелочи».

Привела Жульку к себе в дом со словами: «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся». И хотя от перво­го прикосновения новой хозяйки собачка вздрог-пула, почему-то есть полная уверенность в том, что им вдвоем будет очень хорошо! Ведь не слу­чайно Марина этой ночью спала особенно чутко, «прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре». А Жульке наконец возможно снились, «просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

Отсутствие комментария и речевое оформле­ние «преамбулы» к последующему рассуждению свидетельствуют о том, что учащийся не смог проникнуть в смысл высказывания Д.С. Лиха­чёва. Рассуждения экзаменуемого не могут ква­лифицироваться как иллюстрация исходного тезиса. Аргументы отсутствуют. Рассуждения учащегося не содержат комментариев речи пер­сонажей текста.

Сочинение 2

Не секрет, что манера общаться, а также ис­пользуемые слова позволяют судить о характе­ре человека. Когда человек приводит бездомную собаку к себе домой и говорит, «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся», по таким словам можно судить о доброте и искрен­ности, желании помочь ближнему. Чувствует­ся, что в этот момент одинокая женщина об­рела себе друга, о котором будет заботиться, кормить, ухаживать, разделять с питомцем все радости и невзгоды.

По словам пожилой женщины, обращенным к молодой незнакомке «Родственников у умершего Матвеевича не было, а Жулька (собачка) оста­лась на улице», можно судить о том, что бабуль-ке было жаль оставшуюся без хозяина собачку, но помочь ей не было возможности. Она понима­ла, что привыкшая к домашней жизни собачка не сможет выжить на улице, и потому всячески старалась помочь осиротевшему бездомному су­ществу обрести нового хозяина.

Учащийся прокомментировал слова Д.С. Ли­хачёва, трактовка тезиса соответствует смыс­лу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено. Но приведен только один аргумент. Во втором абзаце сочинения комментарий фразы из текс­та: «Родственников у умершего Матвеевича не было, а Жулька (собачка) осталась на улице» не соответствует процитированному фрагменту.

Сочинение 3

Верный способ узнать человека, его мораль­ный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит», - утверждал Дмит­рий Сергеевич Лихачёв. Действительно, в речи отражается душа человека, все его мысли и чувства.

Марину до глубины души тронули слова незна­комой пожилой женщины, которая рассказала

историю глубокой привязанности друг к другу человека и собаки. Эта женщина смогла подоб­рать именно те слова, идущие из глубины ее доб­рого сердца, которые растревожили привычный мир Марины и заставили ее совершить человеч­ный поступок.

Этого бы не случилось, если бы бабушка оста­лась безразличной к затруднению Марины и не обратилась к незнакомой девушке с готовностью ей помочь. Добросердечие бабушки проявляется в ласковом обращении к Марине: «Доченька». Мне становится понятно, что она готова отнес­тись к девушке по-матерински.

Бабушка не может остаться равнодушной и к судьбе собачонки, оставшейся без хозяина. И в коротком рассказе о взаимоотношениях хо­зяина и собачки она сумела выделить главную особенность отношения Ивана Матвеевича к своей питомице - восприятие спасенного щенка как существа, нуждающегося в заботе и ласке не меньше, чем человек: «как младенца, из бу­тылочки выкормил». И сама бабушка говорит о собачке как о существе, нуждающемся в заботе: чаще называет ее не привычной для маленьких собачонок кличкой: «Жулька», а ласково и ува­жительно: «Жуля».

Автор дает возможность высказаться персо­нажу всего в двух репликах, но и этого достаточ­но, чтобы в глазах читателя «бабулька» стала сердечной пожилой женщиной, которая высоко ценит способность любить и быть преданным, внимательно и уважительно относится и к лю­дям, и к животным.

И о другом персонаже, проявившем участие к судьбе собачки, мы получаем представление и по поступкам, и по речи. Марина разговаривает с собачкой, как с человеком, обращается к ней, как к много пережившему собеседнику, задает ей вопросы, рассказывает о себе.

Да, очень важно уметь прислушиваться и к тому, что говорит собеседник, и к тому, как он говорит, ведь речь человека - это зеркало, в ко­тором отражается его внутренний мир.

Трактовка тезиса соответствует смыслу исход­ного высказывания. Условие задания, оцени­ваемое по первому критерию, выполнено. Роль речевой характеристики в понимании характера персонажей текста доказана верно с двумя отоб­ранными для иллюстрации примерами.

Сочинение 4

Как говорит человек? Что понимать под воп­росом «как»? Что можно сказать о человеке по его речи?

В тексте говорят двое: бабулька, каких можно встретить в наших дворах и молодая женщина. Речь старушки простая, но наполнена жалос­тью: «Плохо стало без Ивана Матвеича ... Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме нее нико­го не было и у Жули кроме него - никого». Речь женщины короткая: «Вот колбаса, вот булочка. Ешь. Ты любишь сдобные булочки?» Они по-раз­ному говорят, по-разному думают, но очень схо­жи в сострадании к обездоленной собачке.

Тут слышится голос еще одного человека. Это автор этого рассказа. С какой болью он описы­вает собачку: «Это было щуплое существо раз­мером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами». И с какой радостной надеждой описывает ее, уже обретшую свой дом: «Что ей снилось? . просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога».

Итак, мы услышали трех людей: простую старушку, образованную женщину и писателя. Что в их речи раскрыло для нас их моральный облик, их характер? Все. Как говорят эти люди, как они относятся друг к другу и собачке. Все пе­редала их речь - жалость и любовь ко всем несчас­тным животным, лишенным крова и поддержки со стороны человека. И мы друзья, мы соратники этим людям, в их чувствах и добрых делах.

Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено (см. последний абзац). Очень интересное сочинение с точки зрения приведенных примеров. Ученик характеризи-рует речь еще одного человека - автора текста. Таким образом, в сочинении приведено 3 аргу­мента.

[1]Светлана Сергеева - экономист, член общества защи­ты животных «Преданность», председатель ревизионной комиссии благотворительного фонда «Помощь бездомным животным».

Наши рекомендации