Оперно-хоровое творчество П.И. Чайковского.

Петр Чайковский большое внимание уделял оперному жанру. Внутренний мир героев, тонкие нюансы человеческой души всегда волновали композитора и составляли основное содержание его творчества.

Он любил свой народ, его быт и историю. Правдивость и искренность полное слияние музыки со словом, гуманизм и народность характеризуют оперные хоры Чайковского.

Хоровое творчество композитора имеет большое значение в истории русской хоровой музыки. Почти все его хоры тесно связаны со всей творческой деятельностью их автора, составляют ее органическую часть. Любовь к человеку - самое главное и ценное. Это определяет внутреннюю целостность и значение его хоровой музыки.

Опера «Пиковая дама»

Опера «Пи́ковая дама» была написана Чайковским в 1890 году во Флоренции. Она состоит из трех действий и семи картин. Либретто создано братом композитора Модестом Чайковским по одноименной повести Пушкина. В повести воспроизведена эпоха царствования Николая I, в опере действие перенесено во времена Екатерины II. Главное место отведено личной драме героев, их поступкам, взаимоотношениям. Наряду с этим композитор дает яркие зарисовки петербургского быта и нравов светского общества.

«Пиковая дама» стала одной из самых популярных опер во всей мировой музыке. Она обошла театры большинства зарубежных стран и по праву занимает место в ряду самых высоких достижений не только русской, но и мировой музыкальной культуры.

Сюжет

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Петербург. В Летнем саду много гуляющих, дети играют под присмотром нянюшек и гувернанток. Сурин и Чекалинский беседуют о своем приятеле Германе: все ночи напролет, мрачный и молчаливый, он проводит в игорном доме, но не прикасается к картам. Странным поведением Германа удивлен и граф Томский. Ему Герман открывает тайну: он страстно влюблен в прекрасную незнакомку, но она богата, знатна, и принадлежать ему не может. К друзьям присоединяется князь Елецкий. Он сообщает о своей предстоящей женитьбе. В сопровождении старой Графини приближается Лиза, в которой Герман узнает свою избранницу; в отчаянии он убеждается, что Лиза – невеста Елецкого.

При виде мрачной фигуры Германа, его пылающего страстью взора зловещие предчувствия охватывают Графиню и Лизу. Тягостное оцепенение рассеивает Томский. Он рассказывает светский анекдот о Графине. В дни молодости она однажды проиграла в Париже все свое состояние. Ценой любовного свидания молодая красавица узнала тайну трех карт и, поставив на них, вернула проигрыш. Сурин и Чекалинский решают подшутить над Германом – они предлагают ему узнать у старухи тайну трех карт. Но мысли Германа поглощены Лизой. Начинается гроза. В бурном порыве страсти Герман клянется добиться любви Лизы или погибнуть.

Картина вторая

Комната Лизы. Вечереет. Свою опечаленную подругу девушки развлекают русской пляской. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Неожиданно Герман появляется на балконе. Он пылко признается Лизе в любви. Стук в дверь прерывает свидание. Входит старая Графиня. Скрывшись на балконе, Герман вспоминает о тайне трех карт. После ухода Графини жажда жизни и любви с новой силой пробуждается в нем. Лиза охвачена ответным чувством.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина третья

Бал в доме богатого столичного сановника. На бал прибывает царственная особа. Все с воодушевлением встречают императрицу. Князь Елецкий, встревоженный холодностью невесты, уверяет ее в своей любви и преданности.

Среди гостей Герман. Замаскированные Чекалинский и Сурин продолжают подшучивать над приятелем; их таинственное нашептывание о магических картах угнетающе действуют на его расстроенное воображение. Начинается представление – пастораль «Искренность пастушки». По окончании представления Герман сталкивается со старой Графиней; снова мысль о богатстве, которое сулят три карты, овладевает Германом. Получив от Лизы ключи от потайной двери, он решает выведать у старухи тайну.

Картина четвертая

Ночь. Пустая спальня Графини. Входит Герман; он с волнением всматривается в портрет Графини в молодости, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется. В сопровождении приживалок возвращается Графиня. Недовольная балом, она предается воспоминаниям о прошлом и засыпает. Неожиданно перед ней появляется Герман. Он умоляет открыть тайну трех карт. Графиня в ужасе молчит. Взбешенный Герман грозит пистолетом; испуганная старуха падает замертво. Герман в отчаянии. Близкий к безумию, он не слышит упреков прибежавшей на шум Лизы. Лишь одна мысль владеет им: Графиня мертва, а тайны он не узнал.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина пятая

Комната Германа в казармах. Поздний вечер. Герман перечитывает письмо Лизы: она просит прийти его в полночь на свидание. Герман снова переживает случившееся, в его воображении встают картины смерти и похорон старухи. В вое ветра ему слышится заупокойное пение. Германа охватывает ужас. Он хочет бежать, но ему мерещится призрак Графини. Она называет ему заветные карты: «Тройка, семерка и туз». Герман повторяет их как в бреду.

Картина шестая

Зимняя канавка. Здесь Лиза должна встретиться с Германом. Она хочет верить, что любимый не виновен в смерти Графини. Башенные часы бьют полночь. Лиза теряет последнюю надежду. Герман приходит с большим опозданием: ни Лиза, ни ее любовь для него уже не существуют. В его обезумевшем мозгу лишь одна картина: игорный дом, где он раздобудет богатство. В порыве безумия он отталкивает от себя Лизу и с криком: «В игорный дом!» - убегает. Лиза в отчаянии бросается в реку.

Картина седьмая

Зал игорного дома. Герман одну за другой ставит две карты, названные Графиней, и выигрывает. Все ошеломлены. Упоенный победой, Герман ставит на карту весь выигрыш. Вызов Германа принимает князь Елецкий. Герман объявляет туза, но… вместо туза в руках его оказывается дама пик. В исступлении смотрит он на карту, в ней ему чудится дьявольская усмешка старой Графини. В припадке безумия он кончает с собой. В последнюю минуту в сознании Германа возникает светлый образ Лизы. С ее именем на устах он умирает.

Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года.

Хор «Будем пить и веселиться» из 3 действия 7ой картины оперы «Пиковая дама». Он написан в простой трехчастной форме для двухголосного мужского хора. Тональность A-dur, размер ¾, что отражает веселый, танцевальный характер произведения.

Первую часть открывает динамичное фортепианное вступление в динамике ff и темпе Allegro moderato e con fuoco (Быстро, но умеренно и с огнем). Здесь присутствуют и секстоли, и украшения, что передает торжественное настроение:

Хоровую тему открывает яркий запев басов в поступенном восходящем движении от 4 ступени к 1ой со словами «Будем пить и веселиться!»:

Сразу за ними в следующем такте вступают тенора, повторяя эти слова в той же динамике ff, но уже в поступенном восходящем движении от 1 к 5 ступени:

Таким образом создается некое ощущение переклички мужских партий между собой. А пунктирный ритм в хоровых партиях и отсутствие третьей доли в аккомпанементе придают задорный характер началу первой части. Далее мужские голоса поют вместе с разделением внутри партий, имея при этом в каждой свою ритмику, что в общем звучит цельно. Отрывистый ритм в аккомпанементе и акцентирование второй доли создают ощущение некого марша. Также в аккомпанементе присутствуют триоли и тридцать-вторые. Это создает впечатление «заполненности», яркости и стремительности мелодии, которая приводит к кульминационному заключению первой части.

Вторая часть начинается также, как и первая, с запева партии басов в параллельной тональности f-moll (мелодический) с акцентом на вторую долю:

Динамика в вокальной партии в нюансе mf, в аккомпанементе – p, что делает эту часть контрастной по отношению к первой. Более угрюмую тему басов продолжает партия теноров, переходящая в общее терцовое звучание голосов:

После совместной в вокальной партии синкопы звучит кусочек темы, похожей на основную в первой части, которую теперь начинают тенора. Только в миноре эта тема звучит более взволновано и печально, о чем свидетельствуют и слова «Пусть потонет наша младость..»:

Смена акцентов в долях, залигованные ноты между тактов, несовпадение текста обеих партий – все это создает ощущение неритмичности:

Однако в завершении такой «неровности» в одном ритме сливаются обе партии с разным текстом. Это и есть кульминация всей части в динамике ff. Тут снова происходит некая перекличка партий, но уже совместной вокальной с партией фортепиано. Аккомпанемент как будто вторит мужским голосам:

Следом за этим фрагментом сразу звучит реприза, полностью повторяющая первую часть.

Диапазоны хоровых партий:

Тенор: ми малой – ля первой

Бас: ля большой – ми первой

Divisi есть в обеих партиях. Тесситура этого произведения соответ-ствует голосам, диапазон партий довольно широкий.

Гармонический язык произведения не сложный, в основном это аккорды главных ступеней и их обращения: T35 (T6 T64), S35 (S6 S64), D35 (D6 D64) и D7 с его обращениями (D65). Хор написан в гомофонно-гармоническом складе с элементами имитационной полифонии, где присутствует основная партия и ее гармоническая поддержка. Главная партия постоянно передается от одной партии к другой, имитируя ее. Аккомпанемент полностью отражает характер произведения, он дополняет и поддерживает хор.

В этом произведении есть некоторые исполнительские трудности:

- Отклонение в параллельную минорную тональность в мелодическом виде

- Скачки в партиях

- Секундовые интонации

- Умение передавать основную партию от одного голоса к другому

- Сложный пунктирный ритм

- Наложение ритмического рисунка одной партии на другой

- Точность вступлений в разных предложениях

- Исполнение почти всего произведения в громкой динамике

На основе анализа этого произведения можно сделать вывод, что это произведение предназначено для исполнения полупрофессиональных хоров училища, а также и профессиональных хоров.

Наши рекомендации