Рассказы невелики по объему

Не большое количество героев.

"Говорящие" фамилии.

Простые, часто иронические названия.

Отсутствие описаний и авторских характеристик героев.

Характеры героев раскрываются в поступках.

Диалоги как средство раскрытия характеров.

Правдоподно-смешная речь, раскрывающая внутреннюю сущность героев.

Проиллюстрировать на примере одного, двух рассказов ("Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Дочь Альбиона", "С женой поссорился", "Тоска", "Пришибеев" и др.)

Проиллюстрировать на примере одного, двух рассказов ("Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Дочь Альбиона", "С женой поссорился", "Тоска", "Пришибеев" и др.) Ранні оповідання Чехова вирізняються яскравим гумором, дотепністю і легкістю оповіді. Молодий письменник дарує читачеві блискучий водевільний гумор. Разом із тим, тоді ж, у середині 80-х років, у його творах з'являється нещадна сатира.
"Смерть чиновника", "Товстий і тонкий", "Довідка", "Хамелеон", "Унтер Пришибєєв" по-новому продовжують і розвивають кращі традиції Гоголя і Салтикова-Щедріна. Смерть маленького чиновника від страху, що в театрі він ненавмисне чхнув на лисину генерала, є сатиричним перебільшенням, яке підкреслює всю сумну і ганебну правду життя. Вершиною чеховської сатири 80-х років є "Унтер Пришибєєв" та "Хамелеон". "Унтер Пришибєєв" мав підзаголовок "Побутова сценка". Але в цій побутовій сценці втілено монументальний сатиричний образ, який став поряд із найкращими образами сатиричної літератури. Пришибєєвщина стала символом нахабною і тупого хамства, грубого втручання не в свої справи, прагнення придушити все живе. Для свого часу образ Пришибєєва став символом усіх реакційних сил епохи.
Образ Хамелеона також був характерним для епохи, коли поширювались явища ренегатства, пристосовництва до дійсності. Звичайний поліцейський наглядач Очумєлов стає типовим представником свого часу та свого класу.
Так Чехов відроджував традиції російської сатири. Образи з багатьох чеховських оповідань увійшли в наш побут, імена персонажів стали загальними. У цьому і є сила сатиричної типізації, якою володів А. П. Чехов уже в ранніх своїх творах.

48. Роман Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» А.Пушкина открыл новую эпоху в развитии русской литературе как первый русский реалистический общественно-бытовой и психологический роман.

Новаторство романа:

изображение широкого потока жизни «со всей ее прозой и пошлостью»;

роман написан в стихах ( когда, по словам В.Белинского, «не было ни одного порядочного романа в прозе»);

в центре внимания обычная жизнь обычных людей ( отказ от всего эффектного и нарочитого):

Не муки тайные злодейства

Я грозно вам перескажу,

Преданья русского семейства…

В этой обычной, будничной жизни Пушкин сумел увидеть человеческие страсти, характеры, прекрасные чувства.

Необычна форма свободного романа, где повествование о жизни героев переплетается с авторскими лирическими отступлениями, разнообразными по тематике ( о жизни и смерти, о любви и дружбе, о свободе, о природе, о литературе, о театре, об искусстве, торговле и др.) Автор же в лирических отступлениях выступает человеком, способным к критическому самоанализу, чем отличается от своего героя.

Простота сюжета «Евгения Онегина» связана с перенесением действия с внешней событийной стороны на разработку человеческих характеров, внутреннего мира героев.

Впервые был создан тип социально-психологического романа, в котором действительность изображалась на основе художественных принципов реализма:

в центре внимания не отдельные драматические эпизоды (как в романтическом произведении), а вся история жизни героя;

характер героя раскрывается в развитии;

характер детерминирован окружающей средой;

характер являет сумму противоречий, происходит преодоление односторонности, так как Пушкин, по словам В.Белинского, «рисовал не чудовищ, а людей».

роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» раскрывается прежде всего через проблематику произведения и его основные темы: процесс пробуждения личности и ее взаимопонимания с обществом, современная Пушкину русского жизнь в социальном и бытовом срезе, духовный мир и моральные ценности молодого поколения дворян, проблемы любви, семейных отношений, воспитания, образования и т. д.

Все эти проблемы раскрываются через характеры главных героев романа-- Евгения Онегина, Владимира Ленского и Татьяны Лариной. Общей заставкой и в то же время определяющей драму каждого из них могут быть следующие слова:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она;

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Исчезли быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

… Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

В то же время каждый из героев – это отдельный мир, это субъективная жизненная позиция, это индивидуальная судьба.

Евгений Онегин сначала задумывался Пушкиным чем-то вроде байроновского Дон-Жуана. Однако очень скоро стало понятно, что из Онегина получается абсолютно «русское явление». Оказалось, что для «английского сплина» нашлось вполне русское соответствие, именуемое «русской хандрой». К тому же и причины для этой хандры были также совершенно русские, прочувствованные молодыми современниками Пушкина и отразившиеся в судьбе Онегина как «лишнего человека». Наиболее важные моменты, реально обусловившие судьбу Онегина:

воспитание и образование на иностранный лад, данное «французом убогим», привело к отрыву от национальных основ, а затем и непониманию проблем современной ему русской действительности;

отсутствие привычки к какому бы то ни было труду усиливало скуку и неудовлетворенность жизнью;

страсть к призрачной свободе (как отголосок романтических идей) оттолкнула его от так сильно полюбившей его Татьяны Лариной;

и в то же время живой ум и способность чувствовать привели его в конечном итоге к состоянию глубокого внутреннего дискомфорта, когда человек уже точно знает, что ему не нужно, и не знает, к чему ему стремиться;

Онегин постепенно превращается в «страдающего атеиста» (В.Белинский).

Владимир Ленский, безусловно, оттеняет Онегина, хотя и сам по себе он самостоятельное остаточное явление романтического мира («поклонник Канта и поэт, он из Германии туманной привёз учености плоды,

ум пылкий и довольно странный …»). Его романтический идеализм проявляется во всем (и в его поэтическом творчестве, и в отношении к людям, и в понимании любви). Нельзя не признать жестокой и беспочвенной дуэль которая свела Ленского в могилу. Однако и романтические иллюзии Ленского, мешавшие ему развиваться и уводившие его от реальной и подчас жестокой жизни все дальше и дальше, скорее всего не принесли бы ему счастья .

Быть может он для блага мира,

Иль хоть для славы был рожден:

Его умолкнувшая лира

Гремучий непрерывный звон

В веках поднять могла…

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел.

Прошли бы юношества лета:

В нем пыл души бы охладел.

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганый халат;

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру б в сорок лет имел

Пил, ел, скучал, толстел, хирел,

И, наконец, в своей постели

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

Татьяна Ларина: и милый идеал поэта и «образ первой в русской литературе реальной русской женщины» (В.Белинский).

Как реальная женщина она имеет обычное (без романтических затей) русское имя – Татьяна. Она не красавица, у нее спокойный, тихий нрав (в отличие от бушующих вулканом страстей романтических героинь). Она должна подчиняться законам домашнего быта и семейных традиций. На ярмарку невест не хочет ехать не только потому, что видит в этом унижение своего достоинства, но и потому, что у нее платья старого фасона… Привычка к чтению научила ее самостоятельно мыслить и разбираться в людях. Как «милый идеал» поэта, Татьяна искренна, доверчива, чистосердечна, способна на истинную любовь и на сострадание. Ей в высшей мере присуще чувство глубокого женского достоинства. Она может дважды признаться Онегину в любви, однако она из тех, кто в силу своего внутреннего убеждения «никогда не построит своего счастья на несчастии другого человека» (Ф.Достоевский).

Историзм романа (в котором в числе его героев, по словам Белинского, нет ни одного исторического лица), позволяет видеть как совершено конкретные реалии времени, так и определить время действия в романе – (1819-1825).

Современному читателю совершенно необходимо обращаться к многочисленным комментариям в приложении, сопровождающим роман, чтобы уяснить для себя смысл многих слов, понятий, названий, имен и фамилий действительно давно уже ушедших в историю, но так точно представляющих пушкинское время. Вот только некоторые примеры:

Семенова – знаменитая трагическая актриса;

Дидло – автор и постановщик балетов;

Милльонная – улица в Петербурге, ныне Халтурина; охтенка – жительница Охты, петербургской окраины; «облатки (розовая сохнет)» - бумажные кружочки, которыми заклеивались конверты во времена Пушкина; «Толстого кисть…» - Федор Толстой, известный художник; архивны юноши – шутливое прозвище молодых людей, служивший в министерстве иностранных дел; Собранье – Московское «Благородное собрание», где проводились балы и спектакли; олиргахические беседы - беседы избранного круга общества; Макарьев – имеется в виду ярмарка в городе Макарьеве, где она устраивалась до 1817 года, а позже переместилась в Нижний Новгород; Туманский – поэт В.Туманский (1800-1860), служивший в Одессе вместе с Пушкиным и т.д.

Неотъемлемой частью романа является стихия юмора, с помощью которой Пушкин воспринимает противоречивость жизни и ее драматизм, рассказывает о своих героях, делает философские выводы и наблюдения.

… любите самого себя,

достопочтенный мой читатель

…привычка свыше нам дана –

замена счастию она.

Наши рекомендации