Жанр как литературоведческая категория

В литературоведении издавна является актуальной проблема жанра: многие исследователи имеют разные мнения относительно того, к какой категории следует относить жанр: к форме или содержанию.

Г. Н. Поспелов выделял в данном понятии две составляющих: форму ( те средства, которые ее образуют) и содержание (проблемы, которые охватываются жанром.

Жанровое содержание у исследователя – это проблематика, или же «принцип познавательной трактовки и идейной оценки характеров». По мере развития литературы и общества в целом она видоизменяется: от мифологической к героической, далее к этологической и романической (базируется на осознании личностью себя: своей роли). Жанровая форма - «системы поэтической выразительности», которые сложились в связи с ходом истории. Поспелов считал, что сказки, повести относятся не к жанровым, а родовым формам, т.к. они исторически произошли из литературных родов

Б. С. Михайличенко говорит о том, что теория жанра Поспелова является спорной и сложной.

Возникали разногласия у Ю. Н. Тынянова и М. М. Бахтина: Ю. Н. Тынянов полагал, что система жанров склонна сменяться, если меняется эпоха и что жанровые структуры у разных авторов свои, а М. М. Бахтин считал, что «жанр — наиболее устойчивая совокупность способов коллективной ориентацией с установкой на завершение; история литературы — это история жанров». У М. С. Кагана был системный подход к жанру. (Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/zhanry-i-zhanrovyegeneralizatsii#ixzz4YOxVwN00 )

Различные споры вызывает также вопрос, к категории формы или содержания стоит относить жанр: для Г. Н. Поспелова жанр относился к категории содержания, Ю. Петерсен и Р. Петш относили его к «категории «внешней формы». Этот вопрос и в наше время остается открытым.

Исследователь…… указывал на отношение жанра к форме произведения. Он писал о следующих чертах жанра: 1) охват определенных сторон действительности; 2) свои принципы построения и «система характера», за которым находится жизнь. Всё это лишь в совокупности создает жанр.

При исследовании мы опираемся на жанровую теорию Н. Л. Лейдермана, в которой исследователь выделяет три плана жанра, которые тесно взаимосвязаны: третий план – результат первых двух

План содержания включает в себя особую тематику, то есть, наполнение жанра определенным материалом из действительности, присущим ему (выборочность материала, не всё будет описывать конкретный жанр). Учитывается при этом и масштабность описания (широта) и глубина.

Как отмечал Лейдерман, к тематике относится проблематика, экстенсивность/ интенсивность художественного мира, а также эстетический пафос. Всё перечисленное объединяется наименованием «родовой смысл». Он показывает определенную сторону жизни, взаимоотношение и взаимовлияние мира и человека, то есть, конкретный жизненный пласт, доступный только ему.

План структуры соединяется с планом содержания при помощи «способов художественного мышления». Основной принцип: отношения между субъектом и объектом, то есть, между автором и его произведением, тем материалом, который его составляет.

Дистанция: автор (субъект) может отдаляться от объекта повествования, быть вне его, отстраняться, а может непосредственно внедряться в произведение, выступать в роли рассказчика или иначе выражать своё присутствие в произведении и своё отношение к происходящему.

Выраженность: наличие повествователя в произведении, или же его отсутствие, отстраненное повествование от 3-го лица

Тип сообщения, т.е., метод автора сообщать информацию произведения (то, как он это делает):

1. Последовательное сообщение информации, происходящих действий (повествование);

2. Медитация – представление личного, субъективного: мыслей, переживаний, размышлений.

3. Действие (действование) – представлено в драме, представляет собой воссоздание речевого взаимодействия

Жанровое содержание играет определенную роль при выборе способов художественного отображения, эти две , своего рода, категории, у Н. Л. Лейдермана объединяются понятием «жанровая доминанта».

Важными составляющие формы жанра – носители жанра. Они создают, конструируют произведение, по этой причине ими не следует пренебрегать.

1. Субъектная организация

2. Пневматосфера (слияние рационального и иррационального, передача атмосферы, мыслей и чувств в тексте)

3. Пространственно-временная организация (хронотоп)

4. Ассоциативный фон

Находится вне текста, связан с восприятием читателя. Здесь важны такие понятия, как подтекст и интертекст.

5. Интонационно-речевая организация – связана со стилем и компонентами, его образующими

Все эти компоненты дополняют друг друга в произведении и играют определенную роль в воплощении авторского замысла.

План восприятияориентирован непосредственно на того, кто воспринимает, «расшифровывает» произведение, т.е., на адресата. Мотивировки жанра могут помочь читателю целостно воспринимать мир произведения, понять его особенности. Исследователь выделяет приемы введения в жанр: прямое обозначение жанра, эпиграф, зачин, жанровая номинация может быть вынесена и в заголовок произведения

Теория Н. Л. Лейдермана, на наш взгляд, подробно описывает теоретическую структуру и составляющие жанра, которые необходимо учитывать при анализе произведений.

Наши рекомендации