НЕМОТА - отсутствие речи — бывает первичная и вторичная
I. ПЕРВИЧНАЯ (повреждение в центрах речи)
· Безречевые дети — поражение ЦНС при микроцефалии,). Полная умственная неполноценность.
· При нормальном слухе — Мутизм (от лат. немой) - нарушение речевого общения вследствие психические травмы. Абсолютный и выборочный (на ситуацию, лицо конкретное ребенок теряет речь, например, после смерти матери).
· Алалия (слухонемота) - недоразвитие или отсутствие речи при нормальном слухе и первично сохранных умственных данных но восстановить можно. (Пример: немота Саньки из романа В. Каверина "Два капитана").
II. ВТОРИЧНАЯ(центры речи — норма, повреждение - в центре слуха).
· Глухонемота (вторично, т.к. отсутствие слуха и вследствие этого — отсутствие речи). У глухонемых нет нарушений ни в периферических, ни в центральных отделах речевого аппарата. Роль наследственности!!! Если во время не заметить, что ребенок слышит и не учить его, то можно получить умственно неполноценных. При низкой культуре развития общества это явление весьма распространенное.
Существует специальные виды речи глухих - дактильная и звуковая - обучение перед зеркалом - чтение по губам.
ДАКТИЛЬНАЯ (дактиль – палец) - двигательная, жестовая речь - мимико-жестикулярная. Она более бедная, чем словесная (отсутствует звуковая, интонационно-эмоциональная сторона), поэтому дополняется мимикой и пантомимикой.
Дактильной речью овладеть может любой человек со слухом (чтобы их не понимали другие, на расстоянии – если нет возможности говорить иначе, при особых видах деятельности - разведка).
Самая сложная ситуация со СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМИ детьми. Могут ли они обучаться и развиваться. Да, могут, существует специальная методика - О. Скороходова, М. Келлер - Студенты МГУ – она построена на основе ощущения и восприятия вибрации связок.
Недостаток общения до 3 лет приводит к задержке психического умственного развития - ГОСПИТАЛИЗМУ.
V. ВИДЫ РЕЧИ.
Активная Пассивная
(говорю, пишу) (слушаю, читаю)
Внешняя Внутренняя
диалог
(письменная и устная)
монолог
Виды речи разделяются по нескольким классификациям:
I. АКТИВНУЮ-ПАССИВНУЮ -по участию органов артикуляции. Активная – конструируемая каждый раз заново (реактивная – цепочка динамических речевых стереотипов).
II. ВНЕШНЮЮ и ВНУТРЕННЮЮ.
ВНЕШНЯЯ – произносится вслух или пишется, предназначена для других. Внешняя включает устную и письменную речь.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ- это особый вид речевой деятельности, предназначена для себя и произносится про себя (внутри). Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.
Характеризуется в отличие от внешней - отрывочностью, фрагментарностью, отрывочностью, сокращенностью, одним словом особым синтаксисом, с одной стороны. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Внутренняя речь не служит целям общения, не должна быть понятна другим людям. Она свернутая, сокращенная, максимально интериоризирована. В форме внутреннего диалога с самим собой. Поток сознания в чистом виде: опускается то, что само собой разумеется.
Если бы можно было ее зафиксировать, то мы увидели бы символы, обрывки слов, междометия, знаки препинания и т.п. Например, фраза "температура раствора должна быть 10º плюс - минус один градус" выглядела бы так - tº р-ра дб 10º ± 1º. Слово доллар - §, номер - № и т.д.
Внешняя и внутренняя речь – имеют одни физиологические механизмы. Нередко работа периферических органов становится ощутима (движение губ, языка, вибрация связок и т. д., особенно когда мы испытываем затруднение, мысленно эмоционально включены в ситуацию - (произнесение вслух отдельных слов, фраз, при усталости). Часто это проявляется у пожилых людей и особенно у детей.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Существует особый вид речиу детей - ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ - направлена не на партнера по общению, а на себя - как бы руководство собственными действиями вслух. Это промежуточный этап интериоризации речи. При переходе во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. Как писал Выготский Л.С. - на убывание эгоцентрической речи следует смотреть, как на усиливающуюся абстракцию мысли (что свойственно внутренней речи) от звуковой стороны.
Сеченов писал: "Когда ребенок думает, он в то же время говорит. У детей до 5 лет душа выражается словами в разговоре шепотом, или по крайней мере движение языка и губ.
III. УСТНАЯ речь разделяется на диалогическую и монологическую. В устной речи больше спонтанности и оценка используемых речевых средств сведены к минимуму. В письменной речи значительное место занимает сознательный выбор, строгое грамматическое построение, тогда как в устной речи допускаются значительные отклонения.
Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монолог - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь - связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, - неразрывно связанное с первым, грамматически правильное построение предложений – логическая речь.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Особое место занимает художественная речь.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - наиболее развернутое речевое высказывание - это длительная и сложная умственная работа по переводу смысла в значение.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.