Разработка конспекта урока по обучению сочинению

Занятие № 6

АКМЕИЗМ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Задание (для всех)

Выучить стихотворения каждого поэта из списка. Выделить в них характерные акмеистические черты.

Инд. задание:

Акмеизм в живописи (презентация).

План

1. Акмеизм в культуре России начала ХХ века.

2. Возникновение акмеизма в литературе. Доклад Н. Гимилёва «Наследие символизма и акмеизм». Создание «Цеха поэтов». Художественные ориентиры акмеистического искусства. Жанровый состав лирики.

3. Ранняя лирика А. Ахматовой. Основные мотивы циклов «Вечер», «Чётки», «Белая стая». Жанровое своеобразие лирики. Образ лирической героини. «Вещественный мир» мир поэзии А. Ахматовой.

4. Эволюция лирики Н. Гумилёва.

5. Художественные принципы раннего О. Мандельштама. Культурно-историческая концепция творчества.

Зад.: Прочитать, выделить основные тезисы и законспектировать статьи О. Мандельштама. Подумать над вопросом: как программные заявления поэта соотносятся с его глубокими теоретическими размышлениями о природе поэтического творчества?

6. Значение акмеизма для развития русской литературы.

Зад.: В.Н. Жирмундский в 1922 году определил творчество акмеистов как «преодолевших символизм». Затем, полвека спустя, он доказывал иную точку зрения. Подумайте, в каких отношениях действительно находятся символизм и акмеизм?

Основная литература

1. Мескин В.А. История русской литературы «серебряного века»: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 385 с.

2. Мандельштам О. Утро акмеизма. О природе слова. Слово и культура. Заметки о поэзии // Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. Т. 2. – М., 1990.

3. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 501 с.

Дополнительная литература

1. Аннинский Л.А. Серебро и чернь. Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. - М.: Книжный сад, 1997. - 224 с.

2. Басинский П.В. Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века и первой эмиграции: пособие для учителя. - М.: Академия, 2000. - 524 с.

3. Безелянский Ю.Н. 99 имен Серебряного века. - М.:Эксмо, 2007. - 637 с.

4. История русской литературы конца XIX-начала XX века. В 2 т. Т. 1: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В.А. Келдыша. - М.: Академия, 2007. – 285 с.

5. Клинг О.А. «Латентный» символизм в «Камне» (1913) О. Мандельштама // Филологические науки. – 1998. – № 2.

6. Кузьмина С.Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2004. – 395 с.

7. Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века. - М.: Наш дом; Екатеринбург: У-Фактория, 2000. - 393 с.

8. Минералов Ю.И. История русской литературы XX века (1900-1920-е годы): учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Высш. шк., 2004. – 429 с.

9. Поэзия серебряного века в школе: поурочное планирование. Материалы к урокам. Вопросы и задания. Анализ произведений. Внеклассная работа. Межпредметные связи: Книга для учителя / Болдырева Е.М., Леденев А.В. - М.: Дрофа, 2002. - 378 с.

Электронные ресурсы

1. Портал, посвящённый Серебряному веку: «Серебряного века силуэт…». – Режим доступа: http://www.silverage.ru/ (режим доступа 16.09.14).

2. Портал, посвящённый Н.С.Гумилёву. – Режим доступа: http://www.gumilev.ru (режим доступа 16.09.14).

3. Портал, посвящённый А.А. Ахматовой. – Режим доступа: http://www.akhmatova.org/index.htm (режим доступа 16.09.14).

4. Портал, посвящённый О.Э.Мандельштаму. – Режим доступа: http://mndstam.ru (режим доступа 16.09.14).

Занятие № 7

ФУТУРИЗМ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

План:

1. Возникновение футуризма. Западные аналоги русского направления. Футуристичекие группы (эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифуга», «Мезонин поэзии»). Литературные манифесты, сборники. Художественные декларации, общественные выступления.

2. Поэты-футуристы. Их художественная практика и литературное «поведение». Связь футуристической поэзии с авангардом в искусстве (кубизм, супрематизм и др.). Стремление футуристов к художественному синтезу (Б. Лившиц, А. Крученых, И. Зданевич, бр. Бурлюки, В. Каменский).

3. Футуристический период творчества И. Северянина. Основные средства художественной выразительности и изобразительности.

4. Творчество В. Хлебникова. Поиски «самовитого слова». Значение художественных открытий Хлебникова для развития русской поэзии.

Задания

1. Выучить стихотворения И. Северянина и В. Хлебникова из списка.

2. Для понимания историко-литературного контекста возникновения футуризма советуем прочитать «Охранную грамоту» Б. Пастернака, в которой факты литературной борьбы переданы через лирическое восприятие событий самим участником-поэтом.

3. Подумайте, какие современные виды искусства возникли под непосредственным влиянием футуризма.

Инд. задание: Получить представление о стремлении футуристов к обновлению форм выражения поможет сопоставление поэтического искусства и футуристической живописи (В. Кандинского, М. Шагала, К. Малевича, С. Филонова и др.), а также синтетических художественных опытов самих поэтов (визуальной поэзии).

Основная литература

1. Мескин В.А. История русской литературы «серебряного века»: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 385 с.

2. Роговер Е.С. Русская литература XX века: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - СПб.; М.: САГА: Форум, 2010. - 493 с.

3. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 501 с.

Дополнительная литература

1. Аннинский, Л.А. Серебро и чернь. Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. - М.: Книжный сад, 1997. - 224 с.

2. Басинский П.В. Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века и первой эмиграции: пособие для учителя. - М.: Академия, 2000. - 524 с.

3. Безелянский Ю.Н. 99 имен Серебряного века. - М.: Эксмо, 2007. - 637 с.

4. История русской литературы конца XIX-начала XX века. В 2 т. Т. 1: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Келдыша. - М.: Академия, 2007. – 285 с.

5. Кузьмина С.Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2004. – 395 с.

6. Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века. - М.: Наш дом; Екатеринбург: У-Фактория, 2000. - 393 с.

7. Минералов Ю.И. История русской литературы XX века (1900-1920-е годы): учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Высш. шк., 2004. – 429 с.

8. Поэзия серебряного века в школе: поурочное планирование. Материалы к урокам. Вопросы и задания. Анализ произведений. Внеклассная работа. Межпредметные связи: Книга для учителя / Болдырева Е.М., Леденев А.В. - М.: Дрофа, 2002. - 378 с.

Электронные ресурсы

1. Портал, посвящённый Серебряному веку: «Серебряного века силуэт…». – Режим доступа: http://www.silverage.ru/ (режим доступа 16.09.14).

Занятие № 8

РАНЕЕ ТВОРЧЕСТВО В.МАЯКОВСКОГО. ПОЭМА «ОБЛАКО В ШТАНАХ».

План:

1. Раннее творчество В. Маяковского. Темы и мотивы его лирики. Образ лирического героя.

2. Поэма «Облако в штанах» как программное произведение раннего В. Маяковского. Биографическая основа поэмы.

3. Образ лирического героя. Драматизм его сознания, организующий развитие сюжета.

4. Особенности структурной композиции поэмы (четыре «Долой…»).

5. Основные мотивы и образы. Трагедия «украденной любви» как лейтмотив поэмы. Мифологические аллюзии.

6. Новаторство поэта в области стиха (особенности ритмического рисунка, рифмы, фонетического, синтаксического, лексического, графического уровней текста).

Основная литература

1. Мескин В.А. История русской литературы «серебряного века»: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 385 с.

2. Роговер Е.С. Русская литература XX века: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - СПб.; М.: САГА: Форум, 2010. - 493 с.

3. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 501 с.

Дополнительная литература

1. Вейс З.А. С Маяковским по Санкт-Петербургу. - СПб. :, 1993. - 229 с.

2. Ерахторина О.М. Пропаганда художественной литературы в помощь учебному процессу (А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, В.В. Маяковский): метод. материалы. - М., 2006. - 64 с.

3. История русской литературы конца XIX-начала XX века. В 2 т. Т. 1: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Келдыша. - М.: Академия, 2007. – 285 с.

4. Карпов А.С. Маяковский-лирик: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

5. Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 775 с.

6. Кормилов С.И. Владимир Маяковский. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 125 с.

7. Мелик-Нубаров С.О. Я знаю слов набат... Творчество Владимира Маяковского: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980. - 172 с.

8. Михайлов А.А. Мир Маяковского. Взгляд из восьмидесятых. - М.: Современник, 1990. - 462 с.

9. Тренин В.В. В мастерской стиха Маяковского. - М.: Сов. писатель, 1991. - 238 с.

10. Шалков Д. «Обыкновенное евангелие» «тринадцатого апостола»: библейская символика в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах» // Русская словесность. – 2008. – № 4.

11. Эвентов И.С. Три поэта: В. Маяковский, Д. Бедный, С. Есенин. Этюды и очерки. - 2-е изд., доп. - Л.: Сов. писатель, 1984. - 461 с.

12. Янгфельдт Б. Любовь - это сердце всего. В.В. Маяковский и Л.Ю. Брик. Переписка 1915-1930. - М.: Книга, 1991. - 285 с.

Электронные ресурсы

1. Портал, посвящённый Серебряному веку: «Серебряного века силуэт…». – Режим доступа: http://www.silverage.ru/ (режим доступа 16.09.14).

2. Портал, посвящённый В.Маяковскому. – Режим доступа: http://www.mayakovsky.narod.ru/ (режим доступа 16.09.14).

Методические рекомендации

После прочтения поэмы целесообразно сравнить, какой психологический портрет героя предстает в сознании нескольких человек, насколько он соотносим с реальным Маяковским-поэтом и пережитыми им ощущениями, нашедшими отражение в поэме; какие художественные средства способствуют созданию максимальной экспрессивности авторского самовыражения.

Грамотный анализ поэмы невозможен без понимания жанрово-родовой специфики поэмы, уяснения дефиниций лейтмотив, архетип, аллюзия, реминисценция, аллитерация (см. КЛЭ, ЛЭС).

Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы станет не только прекрасной иллюстрацией к изучаемому материалу, но и поможет почувствовать программную установку Маяковского на «звучащее слово», «сотворчество» читателя.

Занятие № 9

ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ НАЧАЛА ВЕКА. ТВОРЧЕСТВО Л. АНДРЕЕВА-ДРАМАТУРГА.

План:

1. Новаторские поиски в театральном искусстве Вл. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, Вс. Мейерхольда.

2. Драматургическая деятельность Л. Андреева на русской сцене. Теория панпсихизма. «Письма о театре».

3. «Жизнь Человека» Л. Андреева: сценическая история пьесы.

4. Проблематика пьесы.

5. Новаторство Андреева-драматурга:

- Своеобразие драматического конфликта. Богоборческие мотивы в пьесе.

- Специфика системы персонажей.

- Особенности художественного метода Л. Андреева. Экспрессионистическое начало в пьесе. «Неореалистический» синтез драматургической традиции в пьесе. Соотношение реалистического и символического в драме. Символические образы.

Основная литература

1. Роговер Е.С. Русская литература XX века: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - СПб.; М.: САГА: Форум, 2010. - 493 с.

2. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 501 с.

Дополнительная литература

1. Демидова С.А. Антиномизм как принцип философского мировоззрения Леонида Андреева. – Культурология: Дайджест. – 2006. – № 3. – С. 46-52.

2. История русской литературы конца XIX-начала XX века. В 2 т. Т. 1: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Келдыша. - М.: Академия, 2007. – 285 с.

Электронные ресурсы

4. Портал, посвящённый Серебряному веку: «Серебряного века силуэт…». – Режим доступа: http://www.silverage.ru/ (режим доступа 16.09.14).

16. Портал, посвящённый Л. Андрееву. – Режим доступа: http://www.leonidandreev.ru/ (режим доступа 16.09.14).

Методические рекомендации

При подготовке к занятию студентам предлагается повторить основные категории, определяющие драматический жанр (действие, конфликт, драматический персонаж, реплики персонажей, авторские ремарки, диалоги персонажей и т. д.), вспомнить, какие новаторские поиски в русском драматическом искусстве были осуществлены А.П. Чеховым, какие открытия Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда лежат в основе современной теории театра.

Для понимания особенностей андреевской драмы необходимо ознакомиться с дефинициями экспрессионизм, неореализм (см. КЛЭ, ЛЭС).

Практическому постижению особенностей андреевской драмы поможет домашнее чтение отрывков вслух по ролям, предваряющее чтение в аудитории.

Объективный взгляд на открытия, совершенные Андреевым в области драмы, невозможен без столкновения полярных точек зрения – студентам предлагается сопоставить негативное мнение Ю. Айхенвальда о творчестве писателя с оценкой других критиков.

Лабораторное занятие 4

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ СОЧИНЕНИЮ

1. Повторить теорию.

2. Составить конспект урока обучения сочинению:

1 подгруппа: в жанре сравнительной характеристики литературных персонажей

- Онегин и Печорин – образы «лишних людей» в литературе 19 века;

- Обломов и Штольц – два характера, две судьбы.

2 подгруппа: по одной из тем, предлагаемых в задании С5 (формат ЕГЭ).

Литература

1. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному. М., 1997. С. 53–100 (гл. «Как работать над сочинением»).

2. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену см. на сайте: www.ege.ru.

3. Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10–11 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2015.

4. Также см. литературу к практическому занятию.

Наши рекомендации