Землевладение и межевание в государстве Русь
Начало разграничения земель у восточных славян и появление межевания на территории Древнерусского государства в истории четко не обозначено.
В летописи Нестора и других письменных памятниках истории описано только географическое расселение славянских племен на территории нынешней России, но нет таких данных, каким образом поселения и отдельные лица первоначально разграничивали и отличали свои земли от земель соседей.
Видный историк профессор Иван Егорович Герман (1859-1916 гг.) писал о русском межевании, что дошедшие до нас сведения о способах устройства древнеславянских заимок, поселений и землепользования значительно отличаются по различным источникам. С этим свидетельством согласуется и рассказ нашего летописца Нестора о братьях Кие, Щеке и Хориве, живших на трех горах, удаленных друг от друга.
Учитывая многообразие природных и исторических особенностей территории нашего государства, можно предположить наличие двух форм поселений древних славян: по отдельности (индивидуально, семьями, родами) и в городищах (совместно).
Данным формам соответствуют и два вида разграничения земель и соответствующие способы землепользования.
В первом случае, при разбросанности поселений отдельных лиц представлялась возможность не заботиться об искусственном разграничении земель. Обилие свободных земель позволяло тогда каждому пользоваться ими до тех пределов, как это было необходимо. При этом пограничные знаки либо не появлялись вообще, либо ими служили рубежи (реки, ручьи, лощины и т. п.), а межи, засечки на деревьях (грани) могли появиться с течением времени при полном сближении границ смежных осваиваемых территорий.
Во втором случае, при проживании людей в городищах и совместной деятельности, каждый поселенец стремился, чтобы выделяемые ему для обработки земли размещались, по возможности, ближе к селению, были удобны и производительны. Все это заставляло общину на первых же порах ее оседлой жизни принять к руководству какой-либо способ распределения земель между членами.
Летопись Нестора говорит о существовании такого способа, как распределение земель по жребию: "Сим, Хам и Афет, разделивши землю, жребий метавше, не преступати никому же в жребий братень, живяхо каждо в своей части".
Исходя из изучения памятников истории, профессор И. Е. Герман описал следующую модель землевладения и землепользования восточных славян того времени.
Первоначально, чтобы обезопасить себя от набегов и грабежей иноземцев и не стеснять себя недостатком земель, необходимых для хлебопашества, скотоводства и охоты, славянские племена селились плотными организованными группами в удаленных друг от друга, хорошо укрепленных городках (городищах). Между такими поселениями оставались обширные пространства свободных степей, лесов, болот и других угодий, которые служили и пределами земельных владений поселения, и его запасным земельным фондом. Границами таких владений являлись естественные урочища: реки, озера, на берегах которых преимущественно селились славяне, а также леса, болота и т. п.
Все удобные земли, окружающие такие поселения, считались общей принадлежностью. Они оставались неделимыми, обрабатывались сообща или делились на равные участки в каждом угодье (на пашне, лугах), а затем распределялись по жребию между отдельными лицами или семьями.
Такое деление не противоречило ничьим интересам, не требовало сложных измерений и соглашения отдельных лиц.
Достаточно было участки пашни и луга разделить на полосы равной ширины (площади), обозначить их границы ямками, колами, камнями или бороздами, чтобы различить на местности. Некоторое неравенство в качестве участков или в их площадях не имело существенного значения, тем более что их распределение осуществлялось по жребию уже после того, как само деление земель было завершено.
В том случае, если поселенцы занимались звероловством, птицеловством, рыболовством, скотоводством, разделение земель при городищах могло и не производиться. Однако и в этих случаях условия промысла и ведения хозяйства могли послужить причиной разделения земель и появления искусственных (межевых) знаков, указывающих места землепользования. Такими знаками служили зарубки на деревьях, просеки для вешания сетей (перевесы), знаки на бортных деревьях (с дуплами и с пчелами), расставленные силки, волчьи и лосиные ямы и др. Они указывали, что земля и места для промысла уже являются занятыми, о чем знали, как правило, проживающие в округе люди.