III. Работа по теме урока Выборочное чтение
— Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
— Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?
— Кого встретил зайчонок во время путешествия?
— Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Какие роли мы должны распределить?
(Читают по ролям: автор, зайчонок, бобр, бобриха.)
— Почему листопадничек остался в хатке бобров?
— Как провел зайчонок зиму?
IV. Физкультминутка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Раз-два, надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг! — и убежал.
V. Продолжение работы по теме урока
Деление текста на части
- Как вы думаете, это рассказ или сказка? {Это сказка о животных: там животные разговаривают, путешествуют.)
- Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план.
План
1. Мечта Листопадничка.
2. Подготовка животных к зиме.
3. Зайчонок в хатке бобров.
4. Пришлось остаться на зиму.
5. За долгую зиму большого страху натерпелся.
6. Наконец-то дома!
(Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.)
Характеристика героя
- Выполните задание 7 на с. 67. Запишите ответ в рабочей тетради.
— Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?
- Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали.
VI. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
— Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
Домашнее задание
Придумать продолжение этой истории. Записать ее в тетрадь. Какие еще приключения могли бы произойти с зайчонком?
Урок 89. В. Белов «Малька провинилась»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И. Белова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет В.И. Белова; магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
— Прочитайте скороговорку способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением и наоборот, замедляя темп, шепотом, громко, весело, грустно, выразительно, скороговоркой).
III. Проверка домашнего задания
— Расскажите истории, которые вы придумали про приключения зайчонка Листопадничка.
IV. Работа по теме урока
Рассказ о жизни и творчестве В.И. Белова
Сегодня мы будем читать рассказ «Малька провинилась», который написал Василий Иванович Белов.
Из автобиографии
Родился я в октябре 1932 года в Вологодской области, в семье колхозников. Я был у них вторым сыном. Поскольку в то время детей крестьян регистрировали не очень тщательно, то никаких метрических документов на меня не оказалось. День моего рождения также в точности неизвестен. По рассказам родственников и матери, я родился или за неделю до Покрова Богородицы, или неделю спустя.
Еще до школы меня научил читать старший брат Юрий. Я прочитал множество книг.
Подготовка к чтению
— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем в нем может говориться? (Предположения детей.)
Словарная работа
- Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.
кри-во-но-га-я
блуд-ня
ба-тяв-ка
о-ка-зы-ва-ет-ся
с не-до-у-ме-ни-ем
бес-по-мощ-но
ша-ро-мыж-ни-ков
од-на-о-ди-не-шень-ка
- Какие из этих слов вам непонятны?
Шаромыжник — человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.
Блудный - об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.
V. Физкультминутка
(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)