Ризы смирения

Светоносному отцу совершенно были несвойст­венны ни гордыня, ни тщеславие, ни осознание вели­чия своих духовных дарований и сана. Ему была прису­ща врожденная, Богом благословенная скромность и дивное смирение. О своем епископстве он говорил просто и благодушно, в глубокой простоте сердечной: «такова была воля Божия, Архиерейство мое закон­ное и многолетнее». Достоинство сана и духовных да­рований незабвенного Батюшки Николая несомненно высоко и велико, но чувства, с которыми он жил, были смиренны, что и не дозволяло многим, имеющим о се­бе высокие чувства, даже допустить мысль о его архиерействе.

Батюшка всегда учил всех простоте, той святой простоте и чистоте сердца, которую он стяжал и кото­рая учит видеть мир духовным взором: «Вы должны чувствовать и понимать, — говорил он, — что Бог руко­водит всем, и ничто не происходит без Его воли». Одна­жды в 1997 году к нему обратились из народно-пат­риотического союза Петербурга, из редакции газеты «Земля Русская», выходящей под эгидой Петровской Академии наук и искусств: «Батюшка! Как жить, когда Россией правят люди, ненавидящие и разрушающие ее?» «Нет! — перебил Батюшка Николай. — Нами пра­вит Бог! Живите и радуйтесь!»

И добавил Старец: «Живем неплохо — церкви не разрушают»...

Старец — епископ, «кафедра» которого в смысле духовной ответственности и «земной протяженности» превосходила многие митрополичьи кафедры или же округа, поскольку подвижник имел от Господа послу­шание принимать всех притекающих к нему.

Историк Церкви профессор Е. Голубинский в «Ис­тории Русской Церкви» в главе о каноническом управ­лении ее пишет, что церковное управление слагается из двух элементов: «из того, что есть в нем богоучрежденного, и того, что есть в нем обыкновенного, челове­ческого. Богоучрежденное... что каждое христианское общество, большое или малое, должно иметь свою Ие­рархию, состоящую из епископа, пресвитеров и диако­нов; все же остальное в нем — система так называемой административной централизации, происхождения столь же человеческого... как все порядки всех граж­данских обществ» 7.

Богобоязненный монах епископства себе не искал, он был предызбран Господом, что определяется «богоучрежденностию», он был возвеличен и облечен в вы­сокий епископский сан по Промыслу Божию за свое великое смирение и любовь ко Христу. «Человеческой, административной» чести епископства, с наличием назначения на конкретную, земную кафедру, он не имел... «Так было угодно Богу», — объяснял нам сми­ренный Старец. Ибо Спаситель зрел сердце его: превы­ше всего созерцатель Тайн Божиих праведный Нико­лай любил аскетический, святой, уединенный образ жизни, ведущий ко блаженству. Он желал только одно­го, чтобы из сердца его непрестанно изливалась слад­чайшая молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, помилуй мя, грешного». Эта молитва превращает дыхание в Божественный гимн, возносит ко Христу, соединяет с Ангелами и содевает человека подобием Божиим. Он не хотел терять сердечную молитву, кото­рая открывала мир небесный и возносила в горняя, где он созерцал неизреченные и страшные видения, «по­нять которые не может никто, кроме тех, кому удает­ся достичь этой степени», — объясняет Варсонофий Великий. Чудотворец Иоанн Шанхайский постоянно напо­минал изречение Святого Григория Богослова: «Те, кто оставляют кафедры, не теряют Бога, но будут иметь епископство горнее, что много выше и безопаснее, чем это епископство дольнее».

Наши рекомендации