Упоминание о Воронеже в Никоновской летописи
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1: «Древняя история Воронежского края»
План
1. Археологические древности Воронежского края:
а) от палеолита к энеолиту;
б) бронзовый и железный век на территории края;
в) кочевые племена на территории края: хазары (аланы), печенеги, половцы.
2. Славянское население на Дону в VIII–X вв.
3. Воронеж летописный.
4. Слово «Воронеж»: происхождение, значение, историографические споры.
Источники и литература
1. Археологическое открытие древнего Воронежа / В.Н. Ковалевский [и др.]. – Воронеж: ЦЧКИ, 2014. – 128 с.
2. Аббасов А.М. Воронеж исторический / А. М. Аббасов. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. Изд-во, 2003. – 352 с.
3. Археологические древности земли воронежской / В.Д. Березуцкий [и др.] – Воронеж : Научная книга, 2012. – 198 с.
4. Винников А.З. Еще раз о летописном Воронеже / А.З. Винников // Из истории воронежского края. – Вып. 7. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998. – С. 5–12.
5. Винников А.З. Юго-восточная окраина славянского мира в VIII– нач. XIII вв. / А.З. Винников. – Воронеж: Кварта, 2014. – 396 с.
6. Винников А.З., Синюк А.Т. Дорогами тысячелетий: археологи о древней истории Воронежского края / А.З. Винников, А.Т. Синюк. – 2–е изд., испр. и доп. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. – 280 с.
7. Воронежская энциклопедия: в 2–х т. / гл. ред. М.Д. Карпачёва. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008.
8. Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века: документы и материалы по истории края / сост. и авт. поясн. текста В.П. Загоровский. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. – 190 с.
9. Ефименко П.П. Костенки I / АН СССР. Ин–т истории материальной культуры.– М.: Б.и., 1958.– 453 с.
10. Загоровский В.П. О древнем Воронеже и слове Воронеж / В.П. Загоровский. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 1977. – 102 с.
11. Москаленко А. Н. Городище Титчиха: из истории древнерусских поселений на Дону / А. Н. Москаленко. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1965.– 310 с.
12. Древнерусские повести / [Ред.-сост. И. Остапенко; Худож. О. Коровин]. – Пермь: Кн. Изд-во, 1991 – 270 с.
13. Полное собрание русских летописей. – Т. 1. Лаврентьевская летопись. – М., 2001. – 733 с.
14. Полное собрание русских летописей. – Т. 1. Ипатьевская летопись. – М., 2001. – 938 с.
15. Попов П. Каверзное слово – «Воронеж» / П. Попов // Коммуна. – 2015. – №№ 16–18, 20–32, 34.
16. Синюк А.Т. Бронзовый век бассейна Дона: монография / А. Т. Синюк. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1996. – 350 с.
17. Синюк А.Т. Мостищенский комплекс древних памятников: эпоха бронзы – ранний железный век / А.Т. Синюк, В.Д. Березуцкий. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2001. – 192 с.
18. Федюнин И. В. Мезолитические памятники Среднего Дона / И.В. Федюнин. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2007. – 144 с.
19. Шоков А.Ф. Скифы на Среднем Дону / А.Ф. Шоков. – Воронеж: Обл.кн.Изд-во, 1952. – 39 с.
Темы докладов
1. Урочище Частые курганы на северо-западе г. Воронеж
2. Маяцкое городище: жители, их быт и культура.
3. Вантит: историко-географическая локализация, население, быт.
4. Гипотезы происхождения слова «Воронеж».
Методические рекомендации
На территории Воронежского края люди жили десятки тысяч лет назад, о чем свидетельствует множество памятников палеолита, бронзового и железного веков, сохранившихся в регионе. Археологическое изучение Подонья имеет давнюю традицию и активно продолжается в настоящее время.
В первую очередь следует охарактеризовать археологические памятники Костенковского-Боршевского района, включающего 26 верхнепалеолитических стоянок. Детальный анализ предметов материальной культуры, обнаруженных в Костенках, позволит воссоздать хозяйственно-бытовую жизнь древнего человека, его религиозные представления, художественно–эстетический мир. Опираясь на данные археологии, следует дать обзор развития края в различные периоды каменного века.
Изучая эпоху бронзы на территории края, следует проследить эволюцию быта человека, связанную с появлением металла, а также дать характеристику интереснейшему памятнику этого периода – Мостищенскому лабиринту. Обзор эпохи раннего железа предполагает исследование присутствия скифских племен в регионе на основе анализа остатков городищ (напр., Мостищенского), а также содержимого курганов на северо-западе г. Воронеж (урочище Частые курганы) и у с. Мастюгино Острогожского района. Следует остановиться также на культуре сарматов, пришедших в Подонье в последние века до нашей эры, в частности, обратить внимание на их ювелирное искусство.
Изучение жизнедеятельности восточных славян в регионе невозможно без характеристики их окружения, в частности ближайших соседей – алан, выходцев из Хазарского каганата. Описание их быта следует основывать на исследовании Маяцкого городища – крепости, руины которой сохранились до наших дней на территории современного Лискинского района. Внимание следует также уделить изучению деятельности кочевых племен в районах Донского право– и левобережья в IX – начале XII вв.
Славянская культура VIII–X вв. в бассейне среднего и верхнего течения р. Дон получила название Боршевской. Ее характеристику следует основывать на анализе предметов быта, орудий труда, остатков жилищ, найденных на городищах в с. Борщево Хохольского района, у хутора Титчиха Лискинского района, в с. Староживотинное Рамонского района. Особое внимание необходимо уделить религиозным воззрениям донских славян, проанализировав их погребения.
Становление и последующее расширение Древнерусского государства привело к включению северо-западной части современной Воронежской области в его состав. Однако эта далекая окраина славянского мира попадает в орбиту внимания лишь в период политической раздробленности. Первое летописное упоминание о Воронежских землях относится только к XII веку. Следует детально проанализировать сведения о Воронеже, содержащиеся в Лаврентьевской, Ипатьевской и Никоновской летописях; охарактеризовать имеющиеся в историографии споры о существовании города Воронеж в XII в.
Дальнейшее развитие Воронежского края связано с монголо-татарским нашествием и установлением Золотоордынского владычества на Руси. Начало этих событий следует проанализировать на основе данных Повести о разорении Рязани Батыем и Никоновской летописи.
Изучение вопроса о происхождении и значении слова «Воронеж» предполагает анализ и сопоставление различных позиций, имеющихся в отечественной историографии.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
О донских славянах
Археологические памятники донских славян в научной литературе называют памятниками «боршевской» или «роменско-боршевской» культуры. Название дано по населенным пунктам – городищам и могильнику у с. Боршево на Дону и пос. Ромны на Северском Донце. Территория распространения памятников доходит на севере до р. Красивая Меча в пределах Тульской и Липецкой областей. На юге – до лесостепного пограничья с аланами и болгарами. Таким образом, территория распространения славянских памятников включает в себя как Верхнее Подонье, так и Средний Дон…
В настоящее время на Верхнем и Среднем Дону известно более 80 славянских памятников…
…Славяне жили оседло. Это не кочевники, передвигающиеся с места на место. А оседлому образу жизни соответствовали и жилища. Что собой представляет славянское жилище? Ответить на этот вопрос можно полно, так как они хорошо изучены.
Жилища славян Дона были однокамерными, как бы мы сказали, «однокомнатными». Площадь их совсем небольшая – от 10–20 до чуть более 20 квадратных метров. Комната–дом для одной небольшой семьи. Сам «дом», во-первых, – сруб из бревен, срубленных «в обло». Сруб углублялся на различную глубину в материк. На Большом Боршевском городище эта глубина прямо стандартная – чуть более 1 м. Если сруб стоял на склоне, то, естественно, для выравнивая на мысу пола, его углубляли в грунт, а на склоне эта глубина была незначительная.
Часть жилищ имела столбы, поставленные между стеной вырытой ямы и стеной жилища. Этой стеной являлась облицовка плахами, которые крепились чаще всего в пазы, вырезанные в столбах. Получалась каркасно-столбовая конструкция. Крыша, судя по реконструкции, была двускатная. Ее засыпали землей и глиной. Иногда глину обжигали. Пол досками не покрывали. Стены забирались досками.
Жилище невозможно представить без печи. На ней готовили пишу, ею отапливались в холодное время года. Печи делались из камня без какого–либо связующего раствора или из камня и глины. Печь строили либо в северном, либо в южном углу в зависимости от расположения самого жилища. Во всяком случае вход печки был направлен к входу в жилище.
Отапливались жилища «по–черному». Никаких признаков устройства труб не обнаружено.
Рядом с жилищами располагались хозяйственные сооружения–ямы–погреба или наземные сооружения на столбовой конструкции.
Археологические древности земли воронежской / В.Д. Березуцкий [и др.] – Воронеж: Научная книга, 2012. – С. 385-389.
Вопросы и задания к документу № 1:
1. Какое название носит археологическая культура донских славян?
2. Опишите славянское жилище.
О славянах на р. Воронеж
В низовьях р. Воронеж возникла целая сеть хорошо укрепленных городищ боршевской культуры. В частности в Воронежской нагорной дубраве, которая входит в современный Центральный район Воронежа, на участке протяженностью всего в 7 км располагалось четыре славянских городища: Кузнецовское на территории санатория им. Горького, у Михайловского кордона, а также 1 и 2 Белогорские городища. Расстояние между ними не превышало 2–3 км. Укажем, что городище у Михайловского кордона имело размеры 300×300 м и занимало площадь около 9 га. Со стороны поля его защищали две линии укреплений. На хорошо защищенной городищенской площадке отмечено 630 западин, оставшихся от углубленных в грунт котлованов жилищ полуземляночного типа.
Разумеется, все эти жилища могли использоваться не одновременно. Но по самым скромным расчетам численность населения только одного этого городища могла достигать 3000 человек. Таким образом, городище у Михайловского кордона являлось одним из крупнейших славянских укрепленных поселений IX–X вв. на Юго-Востоке Руси. Не случайно, академик Б.А. Рыбаков предложил его отождествление с вышеупомянутым арабскими путешественниками городом Вантит. Другое славянское поселение на р. Воронеж на Белой Горе имело размеры 100×400 м, а также три линии укреплений. Его жилая площадь составляла около 4 га. На площади городища зафиксировано около 300 западин от славянских жилищ.
Рядом с городищами на р. Воронеж находились славянские курганные могильники. Наиболее крупными из них являются Лысогорский (в настоящее время насчитывает 237 курганов) и II Белогорский (565 курганов). Они служат яркими свидетельствами язычества древних славян. До принятия христианства у них существовало многобожие и своеобразный обряд погребения. Своих усопших соплеменников наши далекие предки сжигали на костре, затем собирали прах в сосуд–урну, помещали его в домовину из дерева, над которой насыпали курган. Причем последний представлял не простую земляную насыпь, а довольно сложное архитектурное сооружение, позволявшее время от времени приносить жертвы усопшему, прах которого хранился в дубовой домовине.
…Естественный процесс развития древнеславянской культуры на Дону и Воронеже был внезапно прерван к середине XI в. Самые последние находки боршевских древностей выявлены на Животинном городище, расположенном южнее пос. Рамонь. Ученые спорят о причинах этого явления. Одни связывают прекращение жизни на городищах по берегам р. Воронеж с участившимися набегами степных кочевников, другие – с политикой великих киевских князей, стремившихся подчинить своей власти все славянские племена Восточной Европы…
Археологическое открытие древнего Воронежа / В.Н. Ковалевский [и др.]. – Воронеж: ЦЧКИ, 2014. – С. 11–16.
Вопросы и задания к документу № 2:
1. Какие славянские городища находились на территории Воронежской нагорной дубравы?
2. Какую информацию о славянах можно получить, исследуя их курганные могильники?
3. С чем связан уход славян с Дона и Воронежа в середине XI века?
Упоминание о Воронеже в Никоновской летописи
В лето 6685 [1177] «…Князь велики же Всеволод Юрьевич... в Рязань посла, сице глаголя: «выдайте ми врага моего шурина Глебова, князя Ярополка Ростиславичя; аще ли не сотворите ми тако, иду убо на вас со многими воинствы». Резанци же реша в себе, глаголюще: «сих ради князей Ростиславичев и нашим князем беда бысть и изгибоша; идем убо в Воронож и имем его»; отбежа бо князь Ярополк Ростиславич в Воронож, и тамо прехожаше от града во град, от многие печали и скорби не ведый себя камо ся дети. И тако шедше в Воронож, изымаша его, и ведоша в Володимерь ко князю Всеволоду Юрьевичю; он же повеле взяти его у них, и всажен бысть к прочим».
Полное собрание русских летописей. – Том десятый. – VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. – Спб., Тип. Министерства внутренних дел, 1885. – С. 5. – http://www.runivers.ru/bookreader/book479810/#page/13/mode/1up
Вопросы и задания к документу № 3:
1. Выясните исторический контекст описываемых событий.
2. На основании анализа рекомендуемой литературы определите, каким образом упоминание о Воронеже в данном документе трактуется в краеведческой литературе.