III. Сообщение темы урока.

– Прочитайте числовые выражения.

80 – 30   90 – 30
70 – 20   65 – 20
97 – 30   80 – 50
60 – 40   70 – 20

– В каждом столбике назовите «лишнее» выражение.

– Сегодня на уроке будем выполнять вычитание вида 97 – 30.

IV. Работа по теме урока.

1. Задание 1.

– Вычислите и запишите значение выражения.

(30 – 20) + 7 = 10 + 7 = 17

2. Задание 2.

– Объясните способ вычисления значения разности 37 – 20.

37 – 20 = (30 + 7) – 20 = (30 – 20) + 7 = 10 + 7 = 17

– На какие слагаемые разложили уменьшаемое 37? (На разрядные слагаемые.)

– Какое правило применили при вычитании числа 20? (Правило вычитания числа из суммы чисел.)

– Можно ли утверждать, что окончательный результат нашли через сумму разрядных слагаемых? (Можно.)

3. Задание 3.

– Вычислите значение разностей.

75 – 30 = (75 + 5) – 30 = (70 – 30) + 5 = 40 + 5 = 45

98 – 70 = (90 + 8) – 70 = (90 – 70) + 8 = 20 + 8 = 28

94 – 40 = (90 + 4) – 40 = (90 – 40) + 4 = 50 + 4 = 54

95 – 80 = (90 + 5) – 80 = (90 – 80) + 5 = 10 + 5 = 15

4. Задание 4.

– Прочитайте числовые выражения.

– Чем они похожи? (Это разности, в которых вычитаемое – 20.)

– Выполните вычитание.

73 – 20 = 53 75 – 20 = 55 53 – 20 = 33 83 – 20 = 63

74 – 20 = 54 76 – 20 = 56 63 – 20 = 43 93 – 20 = 73

– Почему у всех значений разностей первых двух столбиков в разряде десятков стоит цифра 5? (7 дес. – 2 дес. = 5 дес.)

– Какая цифра стоит в разряде единиц в записи каждого из полученных значений?

– Почему у всех значений разностей третьего и четвертого столбиков в разряде единиц стоит цифра 3? (В каждом уменьшаемом – 3 единицы, а в каждом вычитаемом – 0 единиц.)

    =  

– Какая цифра стоит в разряде десятков в записи каждого из полученных значений?

Физкультминутка

5. Задание 5.

– Выпишите те разности, в которых «круглое» число вычитается из двузначного.

77 – 60 = 17 39 – 10 = 29

– Как можно найти цифры записи числа, которое получается в результате вычитания «круглого» числа из двузначного? (Десятки надо вычитать из десятков, а единицы из единиц.)

6. Задание 6.

– Составьте задачу так, чтобы ее решением было выражение 48 – 30.

Запись:

Было – 48 цв.

Продали – 30 цв.

Осталось – ? цв.

Решение:

48 – 30 = 18 (цв.) – осталось.

Ответ: 18 цветов.

7. Работа по карточкам.

– Закрасьте: восьмиугольники – зеленым, семиугольники – коричневым, шестиугольники – красным, четырехугольники – желтым, треугольники – голубым.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как выполнить вычитание «круглого» числа из двузначного?

Домашнее задание: учебник, с. 52, № 7.

Урок 25
дополнение до «круглого» числа

Цели урока:повторить состав числа 10; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умение решать текстовую задачу, используя круговую схему; развивать логическое мышление и внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Найдите значения выражений:

5 + 2 + 3 – 6 + 5 – 1 – 3 + 5 – 1

9 – 2 – 6 + 8 – 7 + 8 – 6 + 4 + 2

50 + 20 + 30 – 60 + 50 – 10 – 30 + 50 – 10

90 – 20 – 60 + 80 – 70 + 80 – 60 + 40 + 20

2. Из 7 счетных палочек составьте 3 равных треугольника. Сравните с образцами.

3. Прочитайте условие задачи:

У зайчика было 19 морковок. Он съел 5 морковок утром, а в обед еще 4.

– Подумайте, на какие вопросы вы сможете ответить, пользуясь этим условием:

а) Сколько всего морковок съел зайчик?

б) На сколько больше морковок зайчик съел утром, чем в обед?

в) На сколько меньше морковок зайчик съел в обед, чем утром?

г) Сколько яблок съел зайчик?

д) Сколько морковок у зайчика осталось?

4. Рассмотрите рисунок.

– Сколько горошин может быть в каждом стручке?

Наши рекомендации