Короткие советы выпускникам
Составитель: И.А.Суязова
п.г.т. Каменка, 2015
Оглавление
№ | Содержание | Стр. |
1. | Короткие советы выпускникам | |
2. | Речевые клише | |
3. | Схема № 1. Художественное время | |
4. | Комментарий к схеме № 1 | |
5. | Сочинение на тему «Время - ткань, из которой состоит жизнь». (Б.Франклин) | |
6. | Схема 2. Переплетение исторического и личного времени | |
Комментарий к схеме № 2 | ||
Примерные темы | ||
Варианты вступлений, тезисы, примеры аргументов к сочинению на тему «Победившие время...» | ||
Наброски будущих сочинений... | ||
Так можно начать сочинение... или завершить | ||
Фразы, которые могут пригодиться... | ||
Цитатный материал |
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАПРАВЛЕНИИ «ВРЕМЯ»
«Время» –направление ориентировано на широкое осмысление ВРЕМЕНИ как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
КОРОТКИЕ СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ и РЕКОМЕНДАЦИИ от Г.Т.Егораевой[1]: — суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения; — на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; — не менять тему в процессе написания сочинения; — на черновике составить план (переносить в чистовик не надо); — удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; — нумеровать страницы черновика; — строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис; — не сбиваться на пересказ текста; — не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объём сочинения; — если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.); — то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.; — главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация, которая только испортит впечатление от сочинения; — удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов; — привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять; — рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы. |
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Клише для вступления или для оформления тезиса | Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что… |
Могу предположить, что …(тезис) | |
Позволю себе высказать свою точку зрения | |
Переход к основной части | В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. |
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема ... | |
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к … | |
Обратимся к произведениям художественной литературы | |
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы | |
Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором… | |
Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому) | Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… |
Можно привести и другой пример. | |
В качестве второго аргумента обратимся к произведению… | |
Эта же тема рассматривается и в произведении… | |
Заключение | К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо… |
И в заключение мне хотелось бы сказать, что… | |
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… | |
Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: | |
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны… | |
Обобщая сказанное, хочу сказать, что… |
СХЕМА № 1
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ
КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ № 1
ВРЕМЯ БИОГРАФИЧЕСКОЕ– детство, юность, зрелость, старость.
ВРЕМЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ- характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества.
ВРЕМЯ КОСМИЧЕСКОЕ– представление о вечности и вселенской истории.
ВРЕМЯ КАЛЕНДАРНОЕ– смена времени года, будней и праздников.
ВРЕМЯ СУТОЧНОЕ– день и ночь, утро и вечер.
Сочинение на тему
«Время - ткань, из которой состоит жизнь. (Б.Франклин)»
Нас всегда окружает время. Мы – в нём! Нет ни одного человека, который бы жил отдельно от времени. Мы рождаемся, взрослеем, становимся старше... И никто из нас не может ни повернуть вспять своё биографическое время, ни изменить... Однако человек, как мне кажется, может замедлить его движение или ускорить! Это зависит от «качества» жизни[2]. Такое время описывается во многих художественных произведениях. (61 слово)
Вспомним героя романа Ивана Александровича Гончарова Илью Ильича Обломова. Его жизнь происходит на наших глазах. Вот мы видим маленького Илюшу, который растёт подвижным ребёнком. А вот Обломов уже на службе. Однако домашний и избалованный, он быстро разочаровывается в жизни чиновника. Спешка, суета, ежедневный приход на службу быстро утомляют Илью Ильича, и он сначала уходит в отпуск на основе «медицинского свидетельства», а затем и вовсе подаёт в отставку. И постепенно «прирастает» к дивану. Писатель в нескольких частях показывает «биографическое время» героя – этапы его жизненного пути. Первая часть длится несколько часов, и всё это время Илья Ильич либо лежит, либо сидит на диване. Время для него остановилось. Затем во второй и третьей частях время стремительно нарастает: приехал Штольц, друг детства, поднял Обломова с дивана, познакомил с Ильинской. Под влиянием Ольги происходит пробуждение главного героя. И время действия здесь – несколько месяцев. Жизнь Ильи Ильича наполнена движением. Наконец, четвёртая часть – Выборская сторона. Здесь Обломов проводит долгие восемь лет. Долгие! Время вновь останавливается, потому что герой возвращается в то состояние, в котором мы видим его в начале романа: он лежит на диване и ничего не делает. И, что самое страшное, ему комфортно – на диване, в халате, в мечтах... Поэтому совершенно неважно, сколько времени он живёт у Пшеницыной, важно другое: сонный покой обволакивает Обломова, настоящее и прошлое сливается и перемешивается в неизменяемое, застывшее время, которое остановилось: каждый день похож на прошедший. Так на протяжении романа мы видим, как Обломов замедляет или ускоряет своё время. А остановив время, герой останавливает и саму жизнь: «ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».(271 слова)
К какому же выводу я пришла, размышляя над предложенной темой «Время – ткань, из которой состоит жизнь». Думаю, стоит согласиться с высказыванием Б.Франклина, политического деятеля США: наша жизнь состоит из тонких нитей-мгновений, и от каждого из нас зависит, насколько крепкими и долговечными будут эти нити, насколько интересной будет наша жизнь, проспим мы её, как Обломов, или проживём ярко и правильно...(59 слов)
Всего: 391 слово
Схема 2: