Условность вымысла в сказке 6 страница
Каждая сказка несет в себеобобщенную мысль. Каким бы множеством правильных наблюдений над повадками зверей и птиц ни были наполнены сказки, они всегда говорят об общем. Условность вымысла и здесь соответствует широте художественных обобщений. Мысль сказочных историй о зверях, о птицах переходит в пословицы, в которых явно ощущается переносный смысл. Лисица со своими сказочными чертами плутовки, хитруньи-пройдохи предстала в пословицах: «Лисица хвоста не замарает», «Лисица лжет, на хвост ся шлет (т. е. шлется, ссылается), а оба изверились», «Нанималась лиса на птичий двор беречь от коршуна, от ястреба». Про хитрого человека так и говорят: «лиса», «лисий хвост». Глупый и жадный волк тоже перешел из сказок в пословицы: «Не клади волку пальца в рот», «Выть тебе волком за твою овечью простоту». «Волка в пастухи поставили», — говорит пословица о глупых хозяевах, неосторожно распорядившихся своим добром. Жестокого человека называют точно и выразительно: волчий зуб. Из сказок в пословицы переместился и медведь: «В медведе думы много, да вон нейдет», «Силен медведь, да в болоте лежит». И здесь медведь наделен огромной, но неразумной силой. Сказочные истории и прямо вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везет!»—и вспоминается сказка о незадачливом волке.
Упоминание в речи о лисе, волке, медведе порой заставляет думать о каких-то несбывшихся, но явно сказочных историях. «Увидимся у скорняка на колочке» (на деревянном крюке),— будто бы сказала лиса волку. Пословичная шутка способна вместить в себя емкий смысл иронической ситуации и точнее передает его, чем любые длинные рассуждения. Таков юмор и в намеке на тяжбу кобылы с волком: «Кобыла с волком тягалась — одна шкура осталась». Сказочные истории, и те, которые обрели вид устных рассказов, и те, которые стали всего лишь пословичными шутками, живут в сознании миллионов русских людей. Они часть нашей памяти, мы часто обращаемся к ним в нашей речи. Иносказательность некоторых сказок менее естественна: особенно у тех, которые рано попали в рукописи грамотеев, в книгу, испытали литературное влияние. Поэтому их иносказания усложнились. Таковы, например, сказки о Ерше Ершовиче, неправом суде птиц. Иносказания напоминают басенные. Однако и в этих сказках персонажи-животные не отвлеченные олицетворения добра и зла, а живые существа со всеми чертами, присущими им в действительности. Психологическая правда сказок при условности изображения столь неотразима, что можно говорить о глубоком проникновении народного творчества в реальный мир социальных отношенийи,порядков. За иносказаниями таких сказок угадывается широкий мир действительности.
Бойкий человек, проходимец и ябедник, ерш сначала предстает в сказке шцущим ночлега, бегущим от нужды переселенцем. «Проскудалось ершу, прибеднялось ему; поехал Ершишка в Ростовское озеро на худеньких санишках об трех копылишках». Сжалились над ним рыбы — пустили в озеро ночь ночевать. Ерш ночь ночевал, другую ночевал, да целых пол-лета и прожил в озере. «Детишек расплодил, и дочь свою Ершиху замуж за Карпушкина сына выдал, а после того «стакався с племянники своими и детишки» перебить всю рыбу, «животишки их пограбить» и озером Ростовским овладеть.
Вызванный в суд, Ерш сказал, что озеро его, потому что оно горело «с Петрова дня и до Ильина дня, выгорело оно снизу и доверху и запустело»: на пустышь — на свободную землю, мол, и прибыл. В довершение всего Ерш сослался «на московские крепости, письменные грамоты» и в свидетели, что озеро горело, ваял сорогу-рыбу, которая «на пожаре была, глаза запалила и поныне у нее красны».
В немногих, но характерных бытовых деталях изображен здесь ерш-ябедник, ерш — верткий человек, наглец и плут. Сказка знает все, что обычно говорят сутяги, как они вызывают расположение к себе, как применяют все доступные им способы, чтобы стать хозяевами положения. В богатстве смысла и содержательности бытовых и психологических деталей — замечательное свойство этих сказок. В сказках сосредоточен житейски-бытовой, социальный опыт народа, в них отражено знание нравственной жизни и облика самых разнообразных социальных типов.
Появление социальной иносказательностисказок, усиление в них социально-критического начала привело к изобилиюв сказках многочисленных и разнообразных приемов комического изображения действительности. Так, в сказках воспроизводятся постоянная и неослабевающая борьба и соперничество зверей. Борьба, как правило, кончается жестокой расправой над противником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь часто попадает в смешное, нелепое положение.
Юмор сказок о животных часто основан на воспроизведении нелепых ситуаций. Верткая и быстрая лиса уговорила рака бежать наперегонки. Раку, чтобы быстро передвигаться, надо пятиться, а не стремиться вперед, но он все же «обогнал» лису: уцепился за хвост, добежала лиса до места — хотела поглядеть, где рак, повернулась, вильнула хвостом. Рак отцепился, говорит: «А я давно уже жду тебя тут». Ситуация от начала до конца невероятная: нелепость на нелепости — и тем язвительнее насмешка над лисой.
Пустили лису в избупереночевать, говорится в другой сказке. Ироническая ситуация разрешилась так, как и должна была разрешиться: пострадали простодушные хозяева, которым надлежало знать обычай лисы. Попросила гостья положить свой лапоток к курочкам. Хозяева не стали перечить. Лиса ночью забросила лапоть. Утром мужик говорит: «Пропал лапоток!»— «Ну, отдайте мне за него курочку!»—потребовала лиса. Делать нечего — отдали ей курочку. Еще и еще раз просится лиса ночевать в деревне и за курочку, будто бы пропавшую, взяла гу-сочку, а за гусочку — барашка, а за барашка — бычка. Но и это не последняя проделка лисы, умеющей извлечь пользу, когда ей уступают даже в самой малости: «Да много ли нужно мне места! Я сама на лавку, а хвост под лавку!»
Абсурдность ситуации усугублена еще и тем, что лиса не только добыла мясо: ей вздумалось посмеяться над другими зверями, которые не так ловки, как она. Передушила лиса птицу и скотину, а шкуру бычка набила соломой — выставила чучело на дороге. Идут волк с медведем. Лиса решила их покатать. Медведь с волком украли сани, хомут. Впрягла лиса бычка, взялась за вожжи — вскрикнула: «Шню, шню, бычок — соломенный бочок! Сани чужие, хомут не свой, погоняй — не стой!» Бычок — ни с места. Выпрыгнула лиса из саней — будто рассердилась, крикнула медведю и волку: «Оставайтесь, дураки!» Медведь с волком рады, что лиса их оставила, кинулись на бычка, разорвали его, а внутри-то — солома. Так лиса «прокатила» волка и медведя. Весь ход действия нелепый: как волк с медведем не заметили, что бычок неживой, как они не поняли слов лисы о соломенном бычке? Здесь целое нагромождение глупостей. Однако так и должно быть: медведь и волк, у которых на уме одно — поживиться за счет лисы, готовы принять любое ее несуразное предложение. Невероятное становится источником комического.
Часто комическое начало обнаруживается и в самом тоне сказок. Сначала воробей и мышь жили мирно: оба тащили в нору все, что попадало. «Заживу теперь припеваючи», — думает воробей, — а он, сердечный, порядком-таки поустал на воровстве». Это обычная форма выражения комических, нередко и сатирических оценок в сказках. Мышь выгнала воробья. Вызванная по жалобе воробья, она явилась в суд. В сказке говорится: «Прикинулась такой смиренницей, такие лясы подпустила, что воробей стал кругом виноват: «Нигде-де уговору у нас не было, а хотел воробей насилком в моей норе проживать; а как не стала его пущать — так он в драку полез! Просто из сил выбилась; думала, что смерть моя пришла! Еле отступился, окаянный!»
Даже небольшой этот отрывок дает основание говорить об интонационно-звуковом богатстве речевых характеристик персонажей. Сказки воспроизводят бытовую речь людей разных сословий и разного индивидуального облика. В сказке о воробье и мыши перед нами речь разбитной женщины-хозяйки, может быть, вдовы, горластой и наглой.
Общий иронический замысел сказки иногда сопровождается ритмизацией повествования. Таковы «Ерш Ершович», «Курочка ряба», «Колобок», сказка «Бобовое зернышко» о том, как петух подавился зерном, сказка «Нет козы с орехами». Иронический стиль таких сказок выражается в нарочито подчеркнутых рифмовках и созвучиях слов по ходу рассказа. Простые рифмы звучат насмешливо и комически: «В старые годы, в старопрежние, в красну весну, в теплые лета сделалась такая соморота,«в мире тягота: стали появляться комары да мошки, людей кусать, горячую кровь пропускать» («Мизгирь»),
При склонности сказочника к иронии ритмизованный рассказ становится существенной приметой стиля. Охотно прибегал к ритмизованной речи известный волжский сказочник А. К. Новопольцев: «Жила-была лиса, при беседе краса... Пошла по гуменью гулять, Кутафея Ивановича поискать. Кутафей Иванович идет, на плечах саблю несет, хочет Лисыньку срубить, ее душу погубить. Лиса его в гости позвала, Кутафеем назвала».
Не длявсех сказок, однако, характерно сплошное ритмизованное повествование. В иных случаях рифма и созвучия появляются в тексте только там, где этого требует ироническое развитие темы. Красно говорит лиса, ее речи умиляют до слез: «Сниди на землю пониже, — говорит она петуху, — будешь к покаянию поближе; прощен и разрешен и до царствия небесного допущен». В ласковых и складных речах лисы есть своя правда: петух в когтях у лисы, конечно, будет ближе к царству небесному! Столь важные в художественном отношении смысловые места, как правило, передаются сказочниками ритмической прозой.
В большинстве сказок используется богатство образности, скрытое в разговорной речи. Ведь сказка — это прежде всего проза. В сказках встречаются и стилевые ритмические клише: зачины вроде «жил-был», концовки типа «стали жить-поживать и добра наживать», типичные формулы с характерными инверсиями: «Прибежала лиса и говорит»; «Вот идет лиса и говорит мужику» и т. д. Правда, эти свойства сказочного стиля в природе повествовательной речи.
Естественно, что и в сказке должны были отразиться именно эти особенности повествовательной речи. В целом для стиля сказок характерна разговорная речь. Она составляет основу словесной ткани сказок о животных.
Речь точно передает душевное и психологическое состояние говорящего. Состояние это зависит и от отношения человека ко всему, что его окружает в жизни, и к тому, о чем он говорит. Неожиданно попавший в опасное положение обязательно выразит свои чувства в междометиях, а сказочник, рассказывая об этом тоже найдет такие слова и такой порядок их во фразе, которые передадут его внутреннее волнение. Эмоциональная реакция на окружающее всегда влияет на течение речи, на отбор слов, построение фраз. Такая речь отражает эмоции в лексике, в построении предложения и способна вызвать те же эмоции у слушателей. «Жила-была лиса», — начинается сказка о лисе и журавле. Это обычная начальная интонация сказок. Вслед за тем возникают интонации живого рассказывания —они меняются от картины к картине: «Вот пришла осень, журынька облинял, и нечем ему лететь; пришлось зимовать». После повествовательной интонации, и здесь запечатленной в обратном порядке слов («вот пришла осень»), идет часть фразы с прямым порядком слов — «журынька облинял». Это первое упоминание о журавле и о том, что с ним случилось. Интонационным контрастом в сообщении по сравнению с предыдущим выделена часть фразы, где сказочник особо поясняет главный момент рассказа—что журавлю нельзя улететь («нечем») и «пришлось зимовать». Здесь и сожаление, и тревожное сознание беды. Далее в сказке говорится — увидала журавля лиса: «Ах, журынька, мерзнешь». Речевая реплика соединила в себе и удивление лисы («ах!»), и ее скорую догадку («журынька, мерзнешь!»). Журавль признается: «Мерзну, лисынька». Лиса предлагает:
«Пойдем ко мне в нору, прокормлю я тебя всю зиму, только выучи меня весной летать». «Выучу, лисынька»,—соглашается журавль. Как немногословен журавль и как словоохотлива лиса. Ее речь прямая, деловая, оживленная: очень ей хочется научиться летать! Пришла весна, лиса сказала журавлю: «А не пора ли нам с тобой, журынька, полететь?» Это не просто вопрос: лиса напоминает журавлю, что настало время держать слово. Журавль говорит: «Пора, лисынька» — и уже удало прибавляет: «Ну-ка, айда-ка, садись на меня!» Найдена словесная форма, которая соответствует эмоционально-психологическому содержанию действия. Порядок слов, построение фраз передают те эмоции, которые вызывают у сказочника воображаемые ситуации, действия и поступки персонажей. Образ создается с помощью точного отбора слов, их определенной расстановки во фразах, найденной в процессе живого рассказа.
Рассмотрим еще сказку о беззаботном тетереве, который не захотел себе дома заводить. Начинается она так: «Захотел тетерев дом строить». Вероятно, это единственно возможный в данном случае строй предложения, и выбор его связан прежде всего с передачей живой повествовательной интонации. Перестроим предложение: «Тетерев захотел строить дом». Такое построение предложения не годится для начала сказки. Подчеркнутая грамматическая правильность оборота и прямой порядок слов делают предложение излишне ровным, а ровность не соответствует волнению сказочника, той живой повествовательной интонации, с которой обычно он начинает сказку. Для ее первых предложений характерен обратный порядок слов: «Жили-были петушок и курочка»; «Пошел козел лыки драть»; «Посадил дед репку» и пр. И в данном случае следует поставить глагол на первое место: «Захотел тетерев...»
Устная образная речь отлично выделяет самим своим строем логически ударные слова. Именно дом, а не что-либо иное нужно тетереву. Это слово ударное. Вариант: «Захотел тетерев строить дом» — не выделяет логически ударного слова. Оно будет выделено, если предложение примет такой вид: «Захотел тетерев дом строить». Найденный сказочником в устной речи строй предложения естественно и точно передает интонацию живого рассказа. Сказочник словно бы говорит: «А вот послушайте-ка. что сейчас расскажу» — и начинает: «Захотел тетерев...» Сделав на этом месте едва заметную паузу, заканчивает, выделив логически ударное слово: «дом строить». Слова и порядок слов в предложении передают не только смысл, но и характер воображаемых картин.
Продолжая свой рассказ о тетереве, сказочник говорит:
«Подумал-подумал: топора нет. кузнецов нет — топор сковать некому». Как характерны все эти словесные повторения, передающие течение мыслей и недолгие размышления тетерева! Сказка повествует: «подумал-подумал», а не «думал-думал». И как итог звучит вывод, неутешительный и печальный: «Некому выстроить тетереву домишко». Логически ударное слово «некому», подчеркивающее одиночество и беспомощность тетерева, поставлено на первое место.
Но тетерев не из тех, кто долго печалится. Беззаботно сбросив ношу думы, он рассудил: «Что же мне дом заводить?» — и уже почти весело, беспечно заключает: «Одна-то ночь куда ни шла! Бултых в снег». С помощью точного отбора и порядка слов в сказке изображается, как тетерев кинулся в снег ночь ночевать. Отмечаемое нами свойство — это общая черта всех сказок независимо от того, к какой разновидности они принадлежат. Если говорить о проявлении этого качества в сказке о животных, то надо заметить, что ей эта черта присуща, может быть, больше, чем остальным сказкам, так как сказке о животных менее всего свойственны особые формы поэтического стиля. Ее стилистика строга. Сила и поэтичность такой сказки прежде всего в том, что она внутренне организована в соответствии со всеми законами образности. Ее особенность — в богатстве интонаций, в емкости смысла разговорной речи. Не случайно в сказках о животных много диалогов. Речевые реплики так многообразны и характерны, что дополнительной словесной характеристики текст уже не требует. Некоторые сказки почти целиком состоят из диалогов: «Лиса и тетерев». «Кочеток и курочка». «Бобовое зернышко» (или «Смерть петушка»). Диалог дал основание многим исследователям заметить, что сказка — своеобразная монологическая пьеса, которую сказочник, как актер, один на голоса разыгрывает перед слушателями. Диалогическая игра действительно ведет к появлению в сказках целого ряда моментов исполнительски - игрового искусства. Такие сказки, как «Волк и козлята», «Колобок», «Лиса, кот и петух», «Коза-дереза», включают в свой текст небольшие песенки.
Появление их надо объяснять игровой развлекательной установкой сказочника: чтобы дети не утомлялись, рассказ перемежался пением, а самая сказка делалась наполовину игрой.
Словесный текст точно и полно запечатлевает смысл и подробности картин и образов, передаваемых сказкой. Сказочный образ параллельно может передаваться и в мимике и в жесте, но слова всегда воплощают в себе все богатство идей и образов повествования.
Возьмем, к примеру, сказку «Лиса-плачея». Содержание ее несложно. Жили старик и старуха. Пришло время — старуха померла. Загоревал старик, пошел искать плачею. Идет, а навстречу ему медведь. «Куда, старик, идешь?» — «Плачею ищу, старуха померла». — «Возьми меня». — «А умеешь ли ты плакать?» Медведь и заревел. «Не умеешь, медведь, плакать». Повстречался старику волк, тот тоже оказался негож; понравилось старику, как лиса плачет.
Рассказывание этой сказки, конечно, сопровождается причитанием — яркой игрой голосом: одно дело причитает медведь, другое — волк, лиса. Медведь ревет: «Ах, ты, моя родимая бабушка! Как тебя жалко!» А вот как «заплакала, запричитала» лиса:
У ста-рич-ка бы-ла ста-руш-ка,
По-у-тру ра-но вста-ва-ла,
Боль-ши прост-ия пря-ла,
Щи, ка-шу ва-рила,
Ста-ри-ка кор-ми-ла!
Слово в сказке полностью передает устно-исполнительскую игру. В сказке прямо указано, что медведь «ревет», что голос его «нехорош». Сдвоенным сочетанием слов «заплакала-запричитала» в сказке точно изображается бойкий характер причитаний лисы. «Мастерица плакать», — говорит о ней старик. А причитает она действительно умело: достаточно сравнить текст лесьей и медвежьей причети. У медведя одни восклицания, невразумительность слов «родимая бабушка» — это старуха-то старику бабушка! Иной причет у лисы: здесь и богатство ритмики, отлично' переданной делением слов на слоги, богатство рифм-созвучий: «вставала — пряла», «варила —кормила». Здесь и богатство житейских подробностей, которые воссоздают облик работящей старушки, ее заботы о старике. Устно-исполнительская игра голосом раскрывает лишь то, что заключено, выражено в слове. В том и состоит мастерство сказочника как рассказчика, что он в живой и яркой игре интонаций передает смысл словесного текста. Конечно, теоретически и практически допустимо отдельные слова и даже предложения произносить в пределах разной актерско-исполни-тельской игры. Образ раскрывается целиком лишь во всем словесном тексте и, только исходя из него всего, можно понять устно-исполнительскую игру сказочника-актера. Игра и слово в сказк< связаны столь прочно, что рассматривать их как взаимно допол няющие начала можно, лишь признавая при этом определяющуи роль словесного текста, в котором заключается все богатство ска зочного повествования.
В сказках о животных проза обычно перемежается с небольшими песенками. Они нередко отделяются от сказок и живут самостоятельно, в виде прибауток, которыми забавляют маленьких детей. Такова песенка Колобка, песенка медведя про то, как баба «его шерстку прядет, его мясо варит», припевка козы, возвращающейся к козлятам: «Бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечку, из копытечка во сыру землю», крик петушка, которого лиса несет за темные леса, за крутые горы, угроза козы-дерезы: «Топу, топу ногами, заколю тебя рогами, ножками затопчу, хвостиком замету» и пр. Песенки будят в воображении ребенка знакомые по сказкам истории.
Порой такая песенка становится столь самостоятельной, что сама превращается в маленькую сказочку — прибауточку, вроде истории о том, как лиса переполошила весь лес, шла по тропке и нашла грамотку, уселась на пенек, стала читать, читала весь день, и, когда прочла, возопила громким голосом, «будто небо провалится и земля загорится». Пришлось лисе топиться с горя. Смешной конец смешной истории!
Нам приходилось уже по разным поводам говорить о том, что сказки о животных со временем вошли в круг детского чтения. Некоторые исследователи прямо относят их к детскому фольклору*. Вряд ли это в целом правильно, так как серьезный «взрослый» смысл многих сказок о животных очень хорошо сохранился и сейчас. К числу «взрослых» и одновременно детских особенностей сказок можно отнести предельную простоту их фабульно-сюжетных основ, композиционного строя. В особенности часто встречается в сказке повторяемость главного эпизода повествования. Так построен «Колобок»: катится колобок через лес, поет задорную песенку. С этой песней он уходит от зайца, медведя, пока не гибнет, поверив речам лисы. Похожее композиционное строение и у «Теремка». С неизменным вопросом «Чей домок-теремок?» обращается в сказке каждый новый персонаж к ранее поселившимся в тереме. Повторяемость основного сказочного эпизода делает мысль повествования особенно ясной. Один из художественных приемов сказки — передача сходства ситуаций и контраста следствий. Вывод напрашивается сам собой. Так сказка «Колобок» передает мысль: доверчивому и задорному не страшны откровенные враги, но его может погубить лесть скрытого недруга.
Композиция сказок с повторяющимися эпизодами — с нарастанием напряжения и усложнением действия — названа специалистами цепной, а сами сказки — кумулятивными (от латинского слова cumulatio, которое означает увеличение, скопление). Важно понять художественное назначение такой композиции. Оно особое в каждом отдельном случае. Тянут-потянут репку из земли, а она не поддается. Уцепились друг за друга дед, бабка, внучка, Жучка —не могут вытянуть. Но вот пришла мышка. Много ли в ней силы?! А вместе с ней вытянули репку. В каждом деле есть некий незаметный край, едва переступив за который достигают результата. Так может понять сказку взрослый, а ребенку просто станет понятным, что никакая, даже самая маленькая, сила в деле не лишняя.
Для кумулятивной сказки обязательно соединение однотипных сюжетных звеньев. Однако смысл сказки заключен не в самой ее композиции. Контраст причин и следствий, причудливость связей и зависимостей, как правило, свидетельствуют об иронии. Шутливому замыслу соответствует и нарочитость складной речи в сказке. Фразы становятся предельно короткими и при своей однотипности обретают черты словесной формулы. В сказке «Лиса, заяц и петух» зайцу, которого лиса выгнала из избушки, решаются помочь собака, медведь, бык, и каждый сначала спрашивает у зайца, о чем он плачет. И каждому заяц одинаково рассказывает: «Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала». Потом собака, а после нее медведь, бык идут к заячьей избушке и требуют: «Поди, лиса, вон!» А лиса каждому грозит одним и тем же: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
Повторение звеньев сюжетной цепи сопровождается точным воспроизведением готовой словесной формулы. По ходу сюжетного развития к ней присоединяются все новые и новые подробности. Заяц рассказывает медведю, что до него лису гнала собака, да не выгнала, а быку — что лису гнали собака, медведь. Петуху заяц тоже поведал обо всем случившемся и теми же словами, но перечисляются уже и собака, и медведь, и бык. Происходит наращение словесной формулы. На фоне этой однотипной речи персонажей вне шаблона звучит свободная речь петуха, который с криком «Кукареку!» трижды повторяет угрозу: «Несу косу на плечи, хочу лису посечи!» Только после этих слов следует прежняя формула: «Поди, лиса, вон!»
В словесную формулу облекались наиболее выразительные реплики сказочных персонажей. Словесные повторы нередко превращались в присловья, которые вошли в нашу повседневную речь. Наиболее распространенным типом кумулятивных сказок исследователи считают те, в которых содержится отсылка героев: пострадавший посылает кого-нибудь за помощью, первый встречный отказывается помогать, отсылает ко второму, второй — к третьему и т. д. К этому типу относится сказка о петушке, подавившемся зерном. Следующий тип кумуляции основан на цепи эпизодов, в которых герои покушаются на жизнь других персонажей (съедают их). Сюда относятся «Колобок», «Глиняный парень» и т. д. Для третьего типа кумулятивных сказок характерны обмены: например, лиса требует взамен лычка ремешок, взамен ремешка курочку и пр. Действие в четвертом типе кумулятивных сказок основано на повторяющемся эпизоде, когда кто-либо просится в избу или, напротив, изгоняется из нее. Это — «Теремок» и уже названная «Лубяная и ледяная избушка» и др. Встречаются и другие типы кумуляции. Они подробно рассмотрены в сборнике В. Я. Проппа «Фольклор и действительность». Эта классификация полезна выделением типов сказок, однако ей присуще формальное понимание кумуляции как принципа строения сказок. По мнению ученого, интерес кумулятивной сказки состоит в нагромождении эпизодов: «Они не содержат никаких интересных или содержательных «событий» сюжетного порядка». Это, однако, не так. Каждая кумулятивная сказка заключает в себе определенную мысль. Кумуляция — не бессодержательна. При разнообразии есть у всех кумулятивных сказок одно неизменное свойство — их педагогическая направленность. Сказки с повторами содействуют пониманию и запоминанию. По этой причине такие сказки о животных называются детскими: они отвечают духовным запросам ребенка. Во всех сказках о животных вообще много действия, движения, энергии — т. е. того, что любят дети. Сюжет в сказке развертывается стремительно, быстро. Сломя голову бежит курица по воду: петух проглотил зерно и подавился. Река воды не дала, просит дать ей листа с липки. Курица — к липке, липка не дает, просит принести нитку от девушки и т. д. В конце концов курица принесла воды, петух спасен, но скольким он обязан своим спасением! («Бобовое зернышко»). Пошел град — курица с петухом решили: «Палят, стреляют, нас убивают». Кинулись бежать, увлекая за собой всех встречных. Бегут не переводя духа, некогда даже ответить, почему бегут. Бежали до тех пор, пока не свалились в яму («Звери в яме»).
Комическое содержание сказок о животных развивает у ребенка чувство реального и просто веселит, активизируя душевные силы ребенка. Однако сказки ведают и печаль. Как контрастны в них переходы от печального к веселому! Чувства, высказываемые сказкой, столь же ярки, как и эмоции у ребенка. Ребенка может огорчить пустяк, но столь же легко его утешить. Плачет зайчик у порога своей избушки. Его выгнала коза-дереза- Неутешенон в горе. Пришел петух с косой:
Я иду в сапожках,
В золотых сережках,
Несу косу — Твою голову снесу
По самые плечи,
Полезай с печи!
Коза кинулась вон из избы. Радостям зайца нет конца. Весело и слушателю («Коза-дереза»).
Резкое разграничение света и тени, положительного и отрицательного также в природе детской сказки. У ребенка никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам: петух — герой, лиса — коварная, волк — жадный, медведь - глупый, коза — лживая Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи.
Остается заметить, что сказки о животных в русском фольклоре исчисляются сравнительно небольшим числом сюжетов. Они занимают десятую часть сказочного репертуара. У некоторых других народов (у североафриканских племен, у народностей Австралии, Океании и Северной Америки) таких сказок значительно больше. Было высказано предположение, что чем ниже народ стоит на ступенях общественного прогресса, тем больше у него этих, идущих из древности, фантастических рассказов. Такая теория, получившая распространение за рубежом, глубоко ошибочна: количественное богатство сказок о животных не зависит от стадии общественного развития народа, а объясняется своеобразием его исторического развития и художественной культуры. Сказки о животных у каждого народа несут печать той неповторимости, которая по большей части объясняется историческим временем их возникновения как явления искусства. Так, по мнению специалистов, полинезийские сказки запечатлены особенностями, которые уже отличают их от тотемных мифов. Эти сказки еще не приобрели тех нравоучительных тенденций, которые характерны для творчества, когда оно сближается с басней. Русские сказки о животных возникли в другое историческое время, при других исторических обстоятельствах — отсюда и проистекает их художественное своеобразие в содержании и формах.
Глава пятая ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
Отличить волшебную сказку от других видов не всегда легко. Была попытка принять за главное в волшебных сказках то, что «центральным субъектом повествования» в них сделан человек, а не животное. Но этим признаком как критерием пользоваться оказалось затруднительно, так как не выявлена специфика волшебных сказок. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Кощей, огненный зтей; и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы; чудесные события: воскрешение из мертвых, обращение человека в зверя, птицу, в какой-нибудь предмет, путешествие в иное, далекое царство. Чудесный_ вымысел -лежит в основах этого вида сказки. Надо понять происхождение этого вымысла.