Плюсы и минусы реформ XVIII века

Плюсы Минусы
· Создание регулярной армии и флота · Создание отечественной промышленности · Политика меркантилизма · Выход к Балтийскому морю, строительство каналов · «Табель о рангах» дал возможность представителям народа дослужиться до высших чинов · Попытка ликвидировать неграмотность, открытие школ, музеев, театров, газет, введение европейских обычаев · 25 лет службы · Рост налогов, рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам · Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов · Усиление закрепощения крестьян
Для государства Для народа Для безопасности страны Для положения России в Европе
Укрепление государства и преодоление отсталости, развитие промышленности и торговли, реформа государственного управления, изжито местничество. Для части населения – выборное самоуправление, европеизация быта, образование. Для народа – усиление эксплуатации, разорение и обнищание. Создание армии и флота по европейскому образцу Повышение престижа и репутации страны, Россия вошла в число сильных европейских держав.

Значение Петровских преобразований

Оценка петровских преобразований

Досоветская историография

Западники В. О. Ключевский Славянофилы
Сторонники петровских реформ. Петровские реформы были необходимы, и благодаря им Россия стала великой державой, и приобщилась к Европейской цивилизации. ( С. М. Соловьёв) Петр I делал историю, но не понимал её… Чтобы защитить Отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага… После Петра I государство сталь сильнее, а народ беднее. Противники петровских реформ. Реформы Петра Великого разрушили национальные русские устои и направили Россию по чуждому ей пути развития. ( Н. М. Карамзин)

Советская историография

Советские историки отмечают прогрессивный характер петровских преобразований, ставших импульсом к развитию капитализма в России.

Современная историография

Реформы Петра I носили противоречивый характер

способствовали насильственно-репрессивные модернизации методы осуществления

Заключение

Первому всероссийскому императору удалось создать могущественное абсолютистское государство и добиться признания России как великой державы.

За время его правления Россия обрела выход к морю, появился военный и торговый флот, регулярная армия; металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные предприятия, экспорт товаров впервые превысил импорт. При этом управление государством концентрировалось в руках монарха, а чиновный аппарат создавался «на ходу», параллельно с обучением дворянства и наиболее способных людей низших сословий. Изменения затронули все социальные слои, а также потребовали реформы образования. Были созданы школы, от начальных, обучающих грамоте, до специальных – Навигацкой, Медицинской, горных и прочих. Страна претерпела столь масштабные изменения.

Петра I часто упрекают в отсутствии плана реформаторской деятельности, но она была столь обширна и стремительна, что осуществить её можно было, лишь непрерывно действуя. Оценивая значение петровских преобразований, историки высказывают самые различные, порой противоположные мнения. Одни считают его выдающимся реформатором, другие полагают, что реформы, поспешно ломая устоявшийся порядок, не достигали поставленных целей.

С одной стороны утверждают, что Петр создал новую Россию, с другой возражают, что его преобразования явились продолжением дано созревавших предпосылок. Жесткость и беспощадность, с которыми он действовал, по мнению многих, нарушили естественный рост новых сил в стране и даже затормозили её развитие. Славянофилы и западники – само это разделение уже является следствием петровского периода – по сей день спорят о том, насколько самобытным должен быть путь России, и стоит ли ей ориентироваться на западные достижения. Споры остаются теоретическими, а практика показывает, что своеобразие проявляется в том, что именно заимствуется, и как именно усваивается и приживается мировой опыт в том или ином государстве.

Петр Великий был истинным сыном своей страны и эпохи, и так или иначе это дало ему выбор осуществить то, что он сделал, и именно тем путем, которым он смог пройти.

Список литературы

1. Новейший справочник школьника: Химия, русский язык, Литература, История / Г. П. Шалаева. – М.: Филол. о-во Слово, Изд-во Эксмо, 2005. – 784 с.

2. Отечественная история / И.Ю. Заорская, М.В. Зотова, А.В. Демидов и др. – М.: Логос, 2002. – 560 с.

3. Российские князья, цари, императоры: выпуск 1 – 2 / Савинов А. – М.: Изд-во ООО «Ашет Коллекция», 2012. – 48 с.

Наши рекомендации