Инструкция по выполнению работы

Контрольных измерительных материалов

Для проведения в 2012 году единого государственного экзамена

По ИСТОРИИ

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по истории даётся 3,5 часа

(210 минут). Работа состоит из 3-х частей, включающих 39 заданий.

Часть 1 включает 21 задание с выбором ответа. К каждому заданию

даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 12 заданий, на которые надо дать краткий ответ в

виде слова (словосочетания) или последовательности цифр.

Часть 3 включает 6 заданий с развёрнутым ответом.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.

Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке под номером выполняемого Вами задания (А1–А21) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1

Что из указанного относится к XII в.?

1) княжение Ярослава Мудрого

2) походы Святослава на печенегов

3) приглашение Владимира Мономаха на княжение в Киев

4) борьба Александра Невского с немецкими и шведскими рыцарями

А2

Феофан Грек, Симон Ушаков известны как

1) писатели-публицисты

2) землепроходцы

3) строители Московского Кремля

4) художники-иконописцы

А3

Что из названного относилось к причинам направления Петром I Великого посольства в Западную Европу?

1) победа в Северной войне

2) необходимость поиска союзников в борьбе против Турции

3) необходимость создания антифранцузской коалиции

4) необходимость принять участие в борьбе за испанское

наследство

А4

Какое из перечисленных событий произошло в России в XVIII в.?

1) создание Славяно - греко - латинской академии

2) открытие высших женских курсов

3) открытие Царскосельского лицея

4) основание Московского университета

А5

Возникновение движения декабристов относится к царствованию

1) Николая I

2) Александра I

3) Павла I

4) Александра II

А6

В годы царствования Николая I Россия принимала участие в

1) освобождении Болгарии от турецкого владычества

2) Семилетней войне

3) Отечественной войне

4) подавлении революционных выступлений в Венгрии

А7

Какое понятие возникло в связи с проведением Великих реформ

1860-х – 1870-х гг.?

1) земские учреждения

2) Правительствующий Сенат

3) Святейший Синод

4) Государственный совет

А8

Кто из перечисленных исторических личностей XIX–XX вв. принимал

участие в общественном движении позже других?

1) А.И. Герцен

2) В.И. Ленин

3) П.Л. Лавров

4) Н.Г. Чернышевский

А9

Что стало одним из итогов русско-японской войны 1904–1905 гг. для

России?

1) потеря Южного Сахалина

2) присоединение Курильских островов

3) рост влияния Российской империи в мире

4) рост экономической экспансии России в Корее

А10

Третьеиюньский переворот, связанный с роспуском царем

II Государственной Думы и изменением избирательного закона,

произошел в

1) 1903 г. 2) 1907 г. 3) 1911 г. 4) 1915 г.

А11

«Брусиловский прорыв» на Юго-Западном фронте в ходе Первой мировой войны был осуществлен в

1) августе 1914 г.

2) мае 1916 г.

3) июле 1917 г.

4) марте 1918 г.

А12

Первой конной армией в годы Гражданской войны командовал

1) П.Н. Врангель

2) А.В. Колчак

3) Н.Н. Юденич

4) С.М. Будённый

А13

По Конституции РСФСР 1918 г. высшим органом государственной

власти являлся

1) Совет народных депутатов

2) Всероссийский съезд Советов

3) политбюро ЦК РКП(б)

4) съезд РКП(б)

А14

План, предполагавший вхождение республик в состав РСФСР на основе принципа автономизации, был разработан

1) И.В. Сталиным

2) В.И. Лениным

3) Л.Б. Каменевым

4) Н.И. Бухариным

А15

Внешняя политика большевиков в 1917–1920 гг. исходила из принципа

1) союза с развитыми западноевропейскими странами

2) невмешательства во внутренние дела других государств

3) нейтралитета по отношению ко всем странам

4) развития мировой социалистической революции

А16

Что из названного относится к результатам государственной политики в области образования в конце 1930-х гг.?

1) обязательное семилетнее образование

2) активный студенческий обмен со странами Европы

3) многообразие типов школ, учебников и программ обучения

4) освобождение образования от идеологического контроля

А17

Что из перечисленного является одним из следствий коллективизации в СССР?

1) разорение крестьянского хозяйства

2) отказ России от экспорта зерна

3) завершение внутрипартийной борьбы в ВКП(б)

4) введение продразвёрстки

А18

Международная организация, объединявшая в 1919–1943 гг.

коммунистические партии различных государств, называлась

1) Коминтерн

2) Коминформбюро

3) Левый фронт

4) РАПП

А19

Какие из перечисленных событий произошли в период с 1922 г. по 1924 г.?

1) введение продразверстки, разгром армии П.Н. Врангеля

2) антоновское восстание, создание Коминтерна

3) введение золотого червонца, принятие первой Конституции СССР

4) принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства,

провозглашение политики раскулачивания

А20

Прочтите отрывок из труда современного историка и укажите, к какому периоду относится описанная в нем политика.

«Местные органы и организации не считали необходимым "церемониться" с кулаком. При осуществлении раскулачивания широко практиковали насилие, часто нарушался закон. Многие местные работники были твердо убеждены, что "предварительное раскулачивание способствует росту коллективизации", поэтому их установку в области раскулачивания можно было сформулировать так: "Раньше раскулачить, а потом организовать колхоз". Подобная практика носила не частный, а общий характер».

1) 1917–1918 гг.

2) 1919–1921 гг.

3) 1922–1926 гг.

4) 1928–1930 гг.

А21

В каком году началась полоса дипломатического признания СССР

ведущими западными державами?

1) 1918 г.

2) 1924 г.

3) 1939 г.

4) 1956 г.

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В12) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой)
В 1

Расположите имена исторических личностей в хронологической

последовательности их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми

обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.

А) Григорий Потемкин

Б) Андрей Курбский

В) Александр Бенкендорф

Г) Александр Меншиков

Ответ:

       
В 2

Какие три имени государственных деятелей из перечисленных ниже относятся к XVIII в.?

1) А.Ф. Адашев

2) П.Д. Киселёв

3) И.И. Шувалов

4) Э. Бирон

5) А.А. Безбородко

6) Н.А. Милютин

Ответ:

     

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

В 3

Установите соответствие между терминами, понятиями и именами правителей, с чьим царствованием связано их появление.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую

позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под

соответствующими буквами.)

ТЕРМИНЫ ИМЕНА ПРАВИТЕЛЕЙ
А) бироновщина Б) рекрутская повинность В) "просвещённый абсолютизм" Г) церковный раскол 1) Пётр I 2) Екатерина II 3) Анна Иоанновна 4) Пётр III 5) Алексей Михайлович

Ответ:

А Б В Г
       
В 4

Какие три положения из перечисленных ниже относятся к "Русской правде" П.И. Пестеля?

1) сохранение в неприкосновенности сословных прав и привилегий

2) установление конституционной монархии

3) унитарное государство

4) федеративное государство

5) установление республики

6) освобождение крепостных крестьян

Ответ:

     

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)

В 5

Какие три из перечисленных документов были приняты в 1920 -х гг.?

1) Декрет о земле

2) резолюция "О единстве партии"

3) первая Конституция СССР

4) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

5) закон "О вхождении Западной Украины в состав СССР"

6) первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР

Ответ:

       
В 6

Установите соответствие между понятиями и именами исторических

личностей XVIII–XX в., с которыми связано возникновение этих понятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПОНЯТИЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
А) Континентальная блокада Б) казацко-крестьянская война В) теория «официальной народности» Г) всесословная воинская повинность 1) Екатерина II 2) Александр I 3) Николай I 4) Александр II 5) Николай II

Ответ:

А Б В Г
       
В 7

Какие три из перечисленных военачальников возглавляли белые войска в

Гражданской войне (1918–1920 гг.)? Обведите соответствующие цифры и

запишите их в таблицу.

1) А.В. Колчак

2) К.Е. Ворошилов

3) С.М. Буденный

4) А.И. Деникин

5) П.Н. Врангель

6) М.В. Фрунзе

Ответ:

     
В 8

Установите соответствие между именами учёных и сферой их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

УЧЁНЫЕ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) А.С. Попов Б) П.Л. Чебышёв В) В.Я. Струве Г) П.Н. Яблочков 1) астрономия 2) физика 3) химия 4) математика 5) радиотехника

Ответ:

А Б В Г
       
В 9

Прочтите выдержку из речи М.И. Калинина и напишите сокращённое название государства, о создании которого идёт речь.

"Самое трудное - положить начало, заложить фундамент. И сегодня четыре советских самостоятельных республики заложили фундамент. Я уверен, что успех начатого нами дела, при поддержке трудящихся, обеспечен".

Ответ: _________________.

В 10

Ниже приведён перечень терминов. Появление всех их, за исключением одного, относится к XIX веку.

Декабристы, народники, петрашевцы, октябристы, марксисты, первомартовцы.

Найдите и запишите термин, появление которого относится к другому историческому периоду.

Ответ: __________________

В11

Напишите пропущенное понятие (термин)

Установившееся повсеместно на селе СССР в результате "великого перелома" форма хозяйствования, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д .) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников, называется ___________.

Ответ: ____________________________

В12

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в

приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной

буквами, выберите номер нужного элемента.

Общественный деятель направление Период активной деятельности
Ю.О. Мартов ______________(А) _______________(Б)
____________(В) декабрист _______________(Г)
Б.Н Чернин ____________(Д) 1850-1880 гг
______________(Е) западник 1830-1850 гг

1) С.М.Соловьев

2) социал-демократ

3) народник

4) 1820-е гг.

5) западник

6) Н.М.Муравьев

7) А.И. Герцен

8) 1890 – 1920-е гг.

9) К.П. Победоносцев

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда современного историка.

«Вокруг его имени вращаются почти все важные события русской

истории конца XI – начала XII века… Он выделялся блестящими

способностями государственного деятеля, умением противопоставить

узким, корыстным интересам нужды своего государства… В период его правления была составлена древнейшая из известных летописей –

"Повесть временных лет". Сам он написал "Поучение детям", которое

показывает, что этот князь обладал литературным талантом. В этом

произведении он отмечал, что совершил более восьмидесяти крупных

походов против половцев, а мелких – и не упомнить. В более поздние

времена появилась легенда о том, что византийский император – его

родной дед – прислал ему знаки царского достоинства».

С1

О каком князе идет речь в документе? Когда и в результате какого

события он занял киевский престол?

С2

Привлекая знания по истории и текст документа, отметьте, в чем

состояли главные заслуги князя. Приведите не менее трёх положений.

С3

Какие черты личности князя выделяет автор? Укажите не менее трёх черт

личности князя.

С4

Вплоть до начала 1920-х гг. Советская Россия находилась в международной изоляции. правительства европейских стран США не торопились с дипломатическим признанием большевиков, а большевики строили свою политику исходя из идеи мировой коммунистической революции. В 1922 г произошли два события, ставшие началом перемен назовите эти события. Укажите не менее трех причин, позволивших нашей стране выйти из международной изоляции

С5

С5. Ниже приведены две точки зрения:

1) России принадлежит ведущая роль в освобождении народов

Балканского полуострова от турецкого ига в 1877-1878 гг. 2) Позиция западных держав во многом противоречила интересам

славянских народов Балканского полуострова.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более

предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые

могут служить аргументами, подтверждающие избранную вами точку

зрения.

С6

Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них

ОДНОГО и выполните задания.

1) Иван Грозный 2) Александр II 3) И.В. Сталин

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений

и результатов его деятельности.

Наши рекомендации