III. Формирование новых понятий и способов действия.

Русский язык

Тема. Имена существительные. На - мя (разносклоняемые)

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

- Что называется именем существительным?

- Как определить род имени существительного?

- Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам?

- Как различить одушевленные и неодушевленные существительные?

- Что называется склонением имен существительных? Какие существительные относятся к каждому из склонений?

Мини тест

1.Какое из указанных слов не является существительным?

1)пятак, 2) пять, 3) пятиклассник

Укажите существительное среднего рода.

1) клубника, 2) стол, 3) окно

3.Укажите существительное второго склонения.

1) тропинка 2) аллея 3) иней 4) деревня 5) постель

Укажите существительное третьего склонения.

1) деталь 2) березка 3) медведь 4) дорога 5) хвоя

5.Укажите неодушевленное существительное?

1) белка 2) фамилия 3) ученик 4) школьник 5) ребенок

II. Актуализация знаний учащихся.

Тема урока «Разносклоняемые имена существительные».

- Что необходимо повторить для успешного усвоения материала. Что такое имя сущ. уже знаете .

- Склонение имен сущ. Что такое склонение? Типы склонений.

Склонение - это изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числе.

Существительные, которые при изменении по падежам имеют окончания разных склонений — второго и третьего, называются РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМИ.

Это существительные среднего рода на -мя:

Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода путь.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1.Разносклоняемые имена существительные (а их 11: 10 сущ. ср.р. на –мя и сущ. муж.р. путь) склоняются по-особому, и поэтому не относятся ни к одному типу склонений.

Обратите внимание на падежные формы разносклоняемых существительных.

ПадежЕдинственное числоМножественное число
И. имя, семя, путьимена, семена, пути
Р. имени, семени, путиимён, семян, путей
Д. имени, семени, путиименам, семенам, путям
В. имя, семя, путьимена, семена, пути
Т. именем, семенем, путём именами, семенами, путями
П. (об) имени,(об) именах,
(о) семени, пути (о) семенах, путях

У существительных на -мя в родительном, дательном, творительном и предложном падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню добавляется суффикс -ен- (-ён-).

В словах семя, стремя в родительном падеже множественного числа к корню добавляется суффикс-ян-: семян.

- Послушайте стихотворение, по ходу которого выпишите все имена существительные, относящиеся к разносклоняемым.

В стародавнее древнее ВРЕМЯ

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое племя

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,

Как написать свою фамилию и ИМЯ,

Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –

Необразованное было это ПЛЕМЯ.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их БРЕМЯ забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,

Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.

Над тем, как в булку превратить

Простое СЕМЯ,

С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.

Мы сегодня пропели вам песню

Из истории древних веков,

Чтоб она получилась полезной,

Мы включили в неё десять слов.

Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ,

СЕМЯ, ПЛАМЯ,

В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ,

СТРЕМЯ, ЗНАМЯ.

А для того, чтоб облегчить учебы

БРЕМЯ,

Вы повторяйте эту песенку все

ВРЕМЯ.

А. Хайт

Работа с учебником, выучить правило

Упражнение 245

Наши рекомендации