III. Работа над новым материалом. Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие по России
Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие по России. Велика наша страна. Мы побываем на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в старых русских городах, на юге России. Каждый уголок нашей Родины чем-нибудь знаменит.
Вы узнаете географию и историю России, поэтому в путешествие отправляетесь самостоятельно.
Учащиеся будут работать группами. Задания-маршруты лежат на столе у учителя номером вверх, на обратной стороне указано задание.
Маршрут № 1 – «Дальний Восток и Сибирь России» (группа учащихся изучает материал на с. 180–186 учебника).
Маршрут № 2 – «Урал и Русский Север» (группа учащихся изучает материал на с. 187–194 учебника).
Маршрут № 3 – «Путешествие по Волге и по югу России» (группа учащихся изучает материал на с. 198–205 учебника).
На физической карте России учащиеся прикрепляют красные флажки, где будут сделаны остановки в большом путешествии: Дальний Восток, Сибирь, Урал и т. д.
Учитель. Изучите материал и расскажите о каждом уголке России по плану:
1. Какие народы населяют.
2. Занятия и обычаи населения.
3. Знаменитые города.
4. Достопримечательности.
Учащиеся работают самостоятельно 10 минут.
Заслушиваются ответы детей по маршрутам № 1 и № 2.
Учащиеся класса заполняют таблицу «Путешествие по России».
Остановка | Народы | Обычаи и занятия населения | Города | Достопримечательности |
Дальний Восток | Чукчи, коряки, удэгейцы и др. | Оленеводство | Владивосток | Бухта Золотой Рог |
Сибирь | буряты, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, ненцы, эвены, эвенки, ханты, манси и др. | Охота на пушного зверя, праздник кумыса, сурхарбан | Якутск Улан-Удэ Иркутск Красноярск Дудинка Тобольск | Институт Мерзлотоведения, мост длиной в 2 км, природный заповедник «Столбы», Кремль в Тобольске |
Урал | башкиры, русские и др. | Металлургия, добыча самоцветов | Златоуст Челябинск Екатеринбург Уфа Оренбург | Каповая пещера, обелиск Европа–Азия |
Русский Север | Карелы, коми и др. | Деревообработка, строительство, резьба по кости, мореплавание | Архангельск Вологда Псков | Церковь на острове Кижи, Вологодский кремль, Псков-ский кремль |
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вниз,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
Учитель знакомит учащихся с гербами старинных русских городов на с. 195 учебника. Далее заслушиваются ответы группы учащихся «Путешествуем по Волге и югу России». Учащиеся класса продолжают заполнять таблицу «Путешествие по России».
Остановка | Народы | Обычаи и занятия населения | Города | Достопримечательности |
На Волге | Марийцы, чуваши, мордва, татары, калмыки | Растениеводство, праздники, посвященные земле-кормилице, Хохломская роспись по дереву, татарский праздник плуга – сабантуй, национальный калмыцкий чай, животноводство | Ярославль, Кострома, Нижний Новгород (село Хохлома), Казань, Саратов, Волгоград, Астрахань, Элиста | Первый в России театр, Нижегородский кремль, башня Сююмбике, Мамаев курган, монумент «Родина-мать» |
Юг России | Более 30 народов: аварцы, адыгейцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, осетины, ногайцы, ингуши и др. | Полеводство, курорты России, зона отдыха | Ростов-на-Дону Ставрополь Краснодар Новороссийск Нальчик Пятигорск Кисловодск Грозный Махачкала | Цемесская бухта, минеральные воды Кавказа |