Stressmatic, The Federation
В проектах The Federation как правило продюсер один, Rick Rock, поэтому он и делает нам подсказки типа “тут надо зачитать вот так”. Это очень помогает, потому что он работал со многими артистами, [продюсировал среди прочих Snoop Dogg, E-40, Jay-Z и G-Unit] , и знает, как вокал должен звучать, а как не должен.
Dr. Dre и DJ Premier, два наиболее прославленных хип хоп продюсера, известны не только тем, что дают артистам указания по исполнению текста, но и тем, что не стесняются прерывать запись на полуслове, если по их мнению эмси не выкладывается на сто процентов.
The Lady of Rage
Это то, что мне в них нравится, эта особенность присуща им обоим. Если я, записывая вокал, недостаточно стараюсь или читаю не так, они меня прерывают, не дают дочитать до конца и говорят: “Не, не, не, давай ещё разок”, – или – “Зачитай получше”, – или – “Зачитай вот так”. И мне это нравится, меня это не оскорбляет и не раздражает.
Devin the Dude
Когда я работал с Dr. Dre [над его альбомом Dr.Dre 2001], он принимал в моей записи активное участие. Он был очень скрупулёзен в том, как я должен был читать, или говорил: “А теперь сделаем бридж ещё раз”, – и таким образом руководил ходом записи. И это прикольно, в те времена для меня такой подход был непривычен, но работать было прикольно, мне посчастливилось стать свиделем его методичности, и я был удивлён.
Продюсер, который сам является опытным эмси и артистом, может быть полезен в качестве консультанта, потому что он понимает твою задачу в процессе записи. Stat Quo, артист Shady Records, говорит, что Eminem даёт ему советы, не обязательно касющиеся сочинения текста, но “касающиеся его записи, произношения – [Eminem] обязательно участвует в этом процессе.”
В то время, как большинство эмси открыты для советов продюсера, их реакция зависит от личности продюсера и сути его рекомендаций.
Hell Rell, Dipset
Если я уважаю их вкус, то я позволяю им давать мне советы, там например зачитать припев как-то иначе, чтобы он гармонировал с битом или ещё что-то. И если совет по делу, то я только “за”. Я умею воспринимать конструктивную критику. Я позволяю далеко не всем подряд говорить мне, что делать, а только определённым продюсерам, чьи мнение и творчество я уважаю, таким я позволяю давать мне советы.
Ill Bill
Я считаю, что если продюсер отвечает за музыкальную сторону трека, не зазорно прислушаться к его советам, если в них есть рациональное зерно. У меня это происходит избирательно, то есть я не обязательно стану прислушиваться к мнению какого-нибудь щегла только потому, что он сделал понтовый бит, с которым я работаю, это не означает, что я позволю ему рассказывать мне как читать, но если это DJ Premier, я буду готов выслушать всё, что он захочет сказать.
Живое выступление
Умение общаться с аудиторией, уверенность, результаты репетиций, умение импровизировать – всё это реализуется на сцене, и там уже или пан, или пропал, или плыви, или тони.
- Evidence, Dilated Peoples -
Выступление вживую, будь это перед несколькими людьми в комнате, клубной публикой или толпой на большом концерте, считается важным аспектом ремесла эмси. По-сути, живое выступление неразрывно связано с самим термином “эмси” (происходящим от аббревиатуры МС, обозначающей “master of ceremonies” – конферансье, человека, ведущего концерты).
Thes One, People Under the Stairs
Сцена – это то место, где эмси по-настоящему проявляется, что, я думаю, определяет всю суть ремесла эмси. Потому что на сцене случаются разные неожиданности, не взирая на которые ты должен продолжать выступление, что-то читать, будь-то фристайл или что-то другое, что было бы выше твоих возможностей в более комфортных условиях.
Evidence, Dilated Peoples
[Выступление живьём определяет] станет ли рэппер эмси. Именно здесь проходит водораздел.
Для многих эмси живые выступления – это также то, что они больше всего любят в профессии артиста.
Planet Asia
Я люблю выступать, эту сторону своей деятельности я люблю больше всего, потому что ты реально видишь чего стоит каждый твой трек.
Buckshot, Black Moon
Ничто не может сравниться с живым выступлением. Хип хоп сам по себе заключается в выступлении живьём.
Умение дать качественный концерт для своих поклонников является неотъемлемой частью успешной карьеры в хип хопе. Если ты умеешь дать отличный концерт, это заметят как поклонники, так и коллеги.
Kool G Rap
Трек “Men at Work” (052) трудно исполнять живьём, поэтому я не слишком любил выступать с ним, он требует нереальной дыхалки. Но однажды мне прислали видео The Roots, где они на концерте исполняли “Men at Work” (190), и [Black Thought] читал все три куплета, я не мог в это поверить – он порвал трек в клочья и толпа стояла на ушах.
Joell Ortiz
Если у тебя имеется хитовый трек, но шоу твоё херня – ты в жопе. Когда люди тратят свои деньги, им нужно шоу. Если ты называешь себя эмси, ты должен быть готов предоставить людям то, за что они заплатили.
Del the Funky Homosapien
[Выступления важнее], чем наличие хороших записей. Концерты – это главный способ доказать, что ты заслуживаешь своих денег. Если на концерте ты не можешь читать так же хорошо, или даже лучше, ты долго не продержишься. Если на записи ты звучишь хорошо с автотьюном и так далее, а на сцене читаешь ужасно, тебя будут воспринимать как фальшивку и считать, что ты этим занимаешься только ради денег.
Выступления живьём также могут придать твоей музыке новую грань и помочь установить более непосредственный контакт с поклонниками, чем это позволяет запись.
MC Serch
В середине 80-х у меня был круг преданных поклонников, было достаточно людей, которые слышали обо мне и которым нравилось то, что я делал, мой стиль, которые регулярно ходили в клубы на мои выступления. [Тогда] выступления для меня были гораздо важнее записей, потому что на тот момент мои записи мало покупали. Я понимал, что моё влияние на людей исходит больше от моих выступленеий, чем от моих записей.
Big Pooh, Little Brother
[Выступления вживую] чрезвычайно важны. Именно так ты общаешься с поклонниками, на таких мероприятиях ты и слушатель становитесь участниками общего переживания. Одно дело слушать запись, но приход на концерт артиста предполагает опыт совсем другого рода – здесь их отношение к тебе становится более интенсивным, живое выступление должно обострить их чувства по отношению к тебе. Часто после знакомства с нашими записями люди приходят на концерт и такие: “Ого, вот теперь я въезжаю. По записи у меня о вас сложилось другое впечатление, но поход на ваш концерт изменил моё мнение…” Так что я думаю это важно.
Мастерство живого выступления не приходит водночасье. Никто не становится мастером в тот самый момент, как он поднялся на сцену.
B-Real, Cypress Hill
Поначалу все мы, когда только берём в руки микрофон, не имея практики, звучим не слишком хорошо, и требуется время на то, чтобы начать чувствовать себя комфортно на сцене, научиться владеть голосом, дыханием и вообще правильно исполнять трек, на всё это нужно время.
Полезно начинать по-чуть-чуть и накапливать опыт, проверяя звучание своих тем в разных условиях и так оттачивая мастерство.
B-Real, Cypress Hill
Нужно тренироваться исполнять [свои текста], даже без аудитории, просто у себя дома под звучание стереосистемы, или ходить по клубам [где есть открытый микрофон] и там исполнять свои треки.
Нужно, тем не менее, иметь в виду, что советы по исполнению не являются универсальными. У разных эмси разные исполнительские стили, поэтому трудно найти критерий “хорошего” живого выступления. Нужно определить, какие приёмы годятся именно для тебя. Если аудитория покидает концерт довольная, можно считать, что ты выполнил свою задачу.