Умозрительно-философские теории
Общенаучные методы
♦ методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент);
♦ методы теоретического исследования (идеализация, индукция, дедукция, моделирование, математические методы, системный подход и др.).
В процессе научного исследования возникает необходимость применения идеализации. Научная теория, будучи системой абстрактных понятий, представляет собой идеализированное отображение объективной действительности. Ее понятия и утверждения описывают не сами явления и процессы материального мира, а те свойства, которые получены искусственным путем, т. е. в процессе идеализации.
Идеализация – это особая форма мыслительной деятельности, когда в процессе изучения проблемы мысленно формируются объекты с определенными идеальными свойствами. Наделение исторических объектов признаками доводится до предела и становится абсолютным или идеальным. Эта абсолютность свойств идеального объекта переносится на действительность. Таким образом, посредством идеализации удается раскрыть сущность изучаемой реальности в ее абстрактном, очищенном от конкретики виде. На этой основе определяются закономерности функционирования и развития исторических объектов, строятся их качественные и формально-количественные модели.
Индукцияпредставляет собой логический прием выведения общих суждений на основе ряда частных наблюдений. Она служит средством получения предположительных суждений-гипотез, которые затем проверяются и обосновываются. В ходе индукции, когда в ряде частных случаев проявляется повторяемость свойств или отношений исторических объектов, строится цепь единичных суждений, которая подтверждается этой повторяемостью. Если при этом отсутствуют противоречащие схеме факты, то подобная цепь становится основанием для более общего заключения (индуктивной гипотезы).
Индукция тесно связана с дедуктивным методом. Обычно они применяются в комплексе.
В основе дедукции лежит переход от общих положений к частным и выведение частного и единичного из общего. К ней постоянно прибегают в процессе познавательной деятельности. Посредством дедукции осуществляется применение любого общего положения (закона) к частному факту. Она активно используется при обосновании выдвигаемых гипотез. Единичные исторические факты можно считать объясненными, если они включены в определенную систему понятий, из которой их можно получить дедуктивным путем.
Дедуктивный метод лежит в основе формирования научных теорий. С его помощью осуществляется схематизация иидеализация структуры практической деятельности.
Если индуктивный метод необходим при накоплении материала, то дедуктивный – в познавательном процессе теоретического характера. Применяя метод дедукции к накопленному материалу, можно получить новое знание, далеко выходящее за границы установленных эмпирических фактов.
Важное значение для исторической науки имеет метод моделирования. Это исследование объектов познания на основе их моделей, воспроизводящих или отражающих эта объекты. Фундаментом метода является теория подобия. По характеру моделей различается предметное и знаковое (информационное) моделирование.
Предметным моделированием называется исследование по моделям, воспроизводящим геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала. Основанием для такой операции служит аналогия.
При знаковом моделировании в качестве моделей выступают схемы, формулы, таблицы и т. д. Важнейшим его видом считается математическое моделирование, осуществляемое выразительными и дедуктивными средствами математики илогики.
Модель – это созданная или выбранная исследователем система, которая воспроизводит с определенной точностью восхождение от абстрактного к конкретному, а затем осуществляется переход от конкретного к абстрактному. При этом конкретизация может быть сколько угодно детальной. В итоге глубоко раскрывается то общее и особенное, что присуще изучаемым объектам, явлениям и процессам.
Такой подход возможен, когда теоретический уровень познания исторических объектов позволяет сконструировать их абстрактную сущностно-содержательную модель. Такая возможность имеется далеко не всегда. Но изучение многих исторических явлений вполне достигло такого уровня. И тогда наиболее эффективным может оказаться математическое моделирование.
Математические методы на уровне моделирования могут применяться и при формировании системы количественных показателей. Это важно как для проверки достоверности и точности количественных и описательных сведений исторических источников и оценки их репрезентативности, так и для решения других информационно-источниковедческих задач.
Широкое применение в историческом исследовании получил общенаучный метод системного подхода. В его основе лежит изучение объектов как систем, что позволяет раскрывать их сущностную природу и принципы функционирования и развития.
Метод предполагает создание некоторого количества упрощенных моделей, имитирующих или заменяющих (в определенном отношении) исходную систему. Такие модели должны допускать адекватный обратный переход к исходному моделируемому объекту без потери информации, существенной для его понимания.
Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет эвристические функции, оставаясь совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Поэтому такой подход требует применения различных общенаучных методов, в том числе таких, как восхождение от абстрактного к конкретному, логический, дедуктивный, а также количественных методов.
Специфическими методами системных исследований являются структурный и функциональный анализы, направленные на изучение структуры систем и выявление их функций. Всестороннее познание любой системы требует рассмотрения ее структуры и функций в органическом единстве, т. е. структурно-функционального анализа.
Общенаучные методы как таковые необходимы на теоретическом уровне исторической науки. Применительно же к конкретным историческим ситуациям их используют с целью разработки специально-исторических методов, для которых они служат логической основой.
Специально-исторические методы. Представляют собой различное сочетание общенаучных методов, адаптированных к особенностям исследуемых исторических объектов.
К специально-историческим методам относят[9]:
♦ историко-генетический;
♦ историко-сравнительный;
♦ историко-типологический;
♦ историко-системный;
♦ диахронического анализа.
♦ ретроспективный метод.
В целях наиболее эффективного применения этих методов вырабатываются соответствующие правила и процедуры, называемые исследовательской методикой, и необходимые инструментальные средства – техника исследования.
Посредством историко-генетического метода изучаются исторические явления в процессе их развития – от зарождения до гибели или современного состояния. По своей логической природе этот метод является аналитически-индуктивным (восхождение от конкретных явлений и фактов к общим выводам), а по форме выражения информации – описательным. Он дает "биографию" исторического объекта (государства, нации и т. д.).
Историко-генетический метод направлен на анализ динамики исторических процессов. Он позволяет выявлять их причинно-следственные связи и закономерности исторического развития.
Этот метод используют на первом этапе исторического исследования, когда происходит извлечение информации из источников, ее систематизация и обработка.
Слабые стороны историко-генетического метода: снижение роли теоретического анализа собранных и систематизированных исторических фактов, отсутствие четкой логической основы и разработанного категориального аппарата. Это означает, что исследования, выполненные с его помощью, невозможно свести воедино и создать на их основе целостную картину исторической реальности. Следовательно, метод фактически не подходит к изучению ряда исторических явлений и процессов, например массовых. Его необходимо применять в сочетании с другими специально-историческими методами.
Историко-сравнителъный метод состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени и в выявлении сходства и различия между ними. Метод предполагает использование различных приемов для сравнения сущности разнородных исторических явлений. Относительно широко применяются сравнительное сопоставление и типологическое сравнение. Посредством историко-сравнительного метода исследователь получает дополнительную информацию о малоизученных исторических объектах. Вместе с тем он может выходить на широкие исторические обобщения.
Метод ориентирован на рассмотрение исторических объектов в определенных временных срезах. Поэтому при его применении основное внимание концентрируется на статическом положении объектов в пространстве и времени, что затрудняет изучение динамики общественных процессов.
С помощью историко-типологического метода выявляют общие черты в пространственных группах исторических событий и явлений и выделяют однородные стадии в их непрерывно-временном развитии. Типологизация имеет целью систематизировать и упорядочить объекты по присущим им общим признакам, разделение их совокупностей на качественно определенные типы (стадии). Типологизация по форме – это разновидность классификации, а по сути – один из приемов качественного анализа.
В настоящее время все более широкое распространение в практике научно-исторического исследования получает историко-системный метод. Это связано с попытками углубленного анализа общественно-исторических систем, раскрытия внутренних механизмов их функционирования и развития.
Дело в том, что все исторические события имеют свою причину и функционально взаимосвязаны между собой, т. е носят системный характер. Даже у простых исторических систем есть многообразные функции, определяемые как структурой системы, так и ее местом в иерархии систем.
Для проведения системного анализа необходимо вычленение из иерархии исторических реальностей системы, интересующей нас. Этот сложный процесс называется декомпозицией (выделением) системы. При его осуществлении выявляются системообразующие (системные) признаки, обычно несколько из них. Эти признаки взаимосвязаны и определяют структуру системы, выражают ее целостность и устойчивость.
Осуществив процедуру декомпозиции системы, исследователь производит ее структурный анализ, который заключается в определении связей элементов системы, а также из основных признаков. Его результатом является непосредственное знание о самой исторической системе.
На следующем этапе – функциональном – раскрывается место системы в иерархии реальностей, изучаются все её функциональные связи. Функциональный анализ позволяет выявить связи системы с окружающим миром, свойства окружающей среды (других систем и организаций иных уровней), которые определяют природу изучаемой системы.
Диахронический методхарактерен для структурно-диахронического исследования, когда решается задача обнаружения особенностей построения во времени разнообразных по природе процессов. Его специфика выявляется через сопоставление с синхронистическим подходом. Термины "диахрония" (разновременность) и "синхрония" (одновременность) характеризуют последовательность развития исторических явлений в некоторой области действительности (диахрония) и состояние этих явлений в определенный момент времени (синхрония).
Диахронический (разновременный) анализ направлен на изучение сущностно-временных изменений исторической реальности.
Прием ретроспективного познаниясостоит в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события[10].
♦ Идеографический – описание исторических событий и явлений
♦ Проблемно-исторический – изучение последовательности исторических событий во времени
♦ Ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое
♦ Синхронный –изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время
♦ Систематический –раскрытий внутренних механизмов функционирования и развития
♦ Сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве и времени
♦ Типологический – классификация исторических явлений, событий и объектов
2. Классификацииконцепций (теорий, теоретических подходов, парадигм, интерпретаций)исторического процесса[11]:
«Исторические концепции– особого рода теоретические построения, призванные отвечать на вопрос о том, как и почему произошел тот или иной расклад исторических событий»[12].
«Историческая концепция – система взглядов как на ход исторического развития в целом, так и на его различные проблемы и стороны»[13].
Несколько подходов к классификации (систематизации):
Классификация 1: По целям (задачам) исторического познания (цель истории как науки, цель историческогознания)[14]
1. Цель исторического познания (знания) – прошлое (воспроизводство, трактовка, понимание прошлого).
Такой взгляд на историю преобладал в науке до XVIII в.
- Цель научного исторического знания: призвано в первую очередь дать человеку нравоучительные примеры из прошлого (морально-этическая задача науки). История – это собрание фактов, которые могут служить образцами, примерами.
Лорд Болинброк: «история – это философия, которая учит нас с помощью примеров»; «изучение истории кажется мне из всех занятий наиболее подходящим, чтобы воспитывать в нас личную и общественную добродетель»[15].
- Научное историческое знание пока не является основой для принятия политических решений.
2. Цель исторического познания (знания) – настоящее
Зарождается в начале XIX в.
(Карл Ясперс: цель истории – «углубление нашего понимания современности»)
- История необходима для понимания настоящего как основы активного социального действия. Функция научного исторического знания – служить основой законотворчества и принятия политических решений.
- Формирование национально-государственной идентичности.
XIX – начало XIX вв. – появление многотомных национальных историй на Западе и в России («История государства Российского» Н.М. Карамзина, «История России» С.М. Соловьева, «Курс русской истории» В.О. Ключевского, «Очерки по истории русской культуры» П.Н. Милюкова).
3.Цель исторического познания (знания) – предвидение будущего (научное прогнозирование истории)
Классический пример – подход Маркса–Энгельса
Маркс: «Философа лишь различным образом объясняли мир, но задача заключается в том, чтобы его изменить».
Классификация 2: по типам теоретических построений
Умозрительно-философские теории