Понятие научного сообщества и его структура.
ТЕМА 2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ.
Предмет, структура и функции истории науки. Общекультурное значение истории наукии ее роль в понимании сущности науки. История науки и развитие научного мировоззрения.Философия и история науки. Возникновение и развитие науки, генезис науки. Понятие научно-исследовательскойпрограммы. Научные школы, условия их формирования и роль в развитии науки. Концепции генезиса науки. Взаимозависимость степени развития общества и уровня научного знания. Модели историографии науки. Кумулятивная модель развития науки.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ.
Пранаука.Особенность этапа в том, что его исследование, изучение опирается на своеобразные исторические источники. Их своеобразие в том, что это не столько письменные источники, сколько остатки материальной культуры и др., такие как следы первобытных костров, орудий труда, пищи, стоянок. Некоторые памятники духовной культуры – древние наскальные изображения (животных), первые древние статуэтки, первые письменные свидетельства в виде криптограмм (нечто среднее между изображением и знаком), устные предания в виде сказок, мифов и т.д. На рубеже палеолита и мезолита – произошла мыслительная революция. Этот этап называется революцией потому, что у человека в этот период сформировался определенный комплекс физических и психологических качеств, развитый мозг и способность к мышлению. Произошли важнейшие изменения – возникли все материальные и духовные предпосылки, необходимые для жизни человека. На этом этапе созданы условия для ускоренного дальнейшего развития экономики, культуры, науки. Первым крупным шагом на этом пути развития стала античная наука.
Античная наука.
Античная наука – колыбель современной науки, т.е. на этом этапе сформировались основные понятия, проблемы науки, культура мышления, научные термины: теория, система, метод, способ, анализ, синтез. Наука была по преимуществу доказательной, опирающейся на логику, законы, она была рациональной; использовала некоторые логические, диалектические методы; использовала методы проверки новых знаний. Она создала первые крупные научные системы знаний. Эта системность проявлялась в том, что античный ученый пользовался определенной совокупностью, системой научных методов. Главными считались рациональные методы.
Средневековье.
Достижения науки в средние века были заслугой не только ученых Запада, но и заслугой ученых Востока (преодоление европоцентризма в рассуждениях о средневековой науке). Обоснование мысли о возможности и важности сочетания, взаимодействия религии и науки, как разных проявлений человеческой культуры. С точки зрения религиозного познания, процесс познания рассматривался как путь к Богу, который находится внутри нас – самопознание. Природа является дополнительным, второстепенным источником познания, но дело это не столь важное, как познание Бога в самом себе. В природе, среди вещей, мы ищем нечто божественное, в этих вещах тоже есть частица Бога. Все знания, сведения, накопленные в средние века, были результатом средневекового типа мышления. Структура: важную роль в системе средневекового знания играли физические, астрономические, математические знания, которые базировались на достижениях античной науки, на аристотелевской картине мира. В структуре средневекового знания выделяется учение о живых организмах. Учению о свойстве живого присуще учение о присутствии души, это свойство было сообщено Творцом. Этим свойством наделялся весь мир растений, животных и человек. Средневековое знание включало комплекс алхимических и астрологических знаний с присутствием определенных компонентов эмпирического знания. В средние века в университетах изучались следующие дисциплины: тривиум: грамматика, риторика и логика; квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эта система знаний просуществовала в Европе вплоть до 18 в., когда в результате развития механики привело к появлению новой дисциплины – физики.
Эпоха Возрождения. Классическая наука Нового времени 17 – 19 вв. Классическая наука – это огромный период в истории науки, это время величайших изобретений и открытий, именно поэтому этот период определяется как классика, эталон науки, ее образец. В этот период была создана механистическая картина мира – в основе этого представления о мире было заложено представление о том, что законы механики, физики распространяются не только на природу, но и на другие области жизни, включая и общество. Основной областью знаний в классической науке стала физика и на ней, как стали считать, базируются все другие науки, причем не только естественные, но и гуманитарные. Весь мир сводился к механическим силам притяжения и отталкивания. Все явления, в том числе, и социальные можно представить как перемещение частиц вещества, лишенных каких-либо качественных особенностей. Первостепенное значение в научных методах приобрели расчеты, особое внимание уделялось точным измерениям.
Наука эпохи Просвещения (17 – конец 18 вв.).Этот этап характеризуется огромным влиянием на весь корпус науки идей И. Ньютона (1643 – 1727 гг.). Прочное утверждение в сознании ведущих ученых рационалистического мировоззрения в противовес религиозному (основанному на догмах). Поэтому этот период стали называть веком разума. Считали, что Вселенная развивается по собственным присущим ей законам. Заменителем Библии стала знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» - основатели Дидро, Вольтер, Руссо. Самым престижным занятием стала считаться в это время наука. Основанием стал лозунг Ф. Бэкона «Знание – сила». Утвердилось мнение, что человеческое познание имеет огромные возможности, а также в огромных возможностях социального прогресса – умонастроение, получившее наименование познавательного и социального оптимизма. Начался активный процесс институционализации науки, появились институты, которых раньше не было. Именно в это время сложилась классическая система организации науки, просуществовавшая до настоящего времени. Стали появляться особые учреждения, которые стали объединять профессиональных ученых – академии наук. В 1603 г. появилась первая – Римская – академия наук. Одним из первых академиков стал Галилей, академия вскоре стала защищать его от нападок церкви.
Промышленная революция (конец 18 – 19 вв.).Промышленная революция – широкое понятие, под которым понимается развитие энергетики и машинного производства. Крупнейшие изобретения не всегда были связаны с чисто научными теоретическими открытиями. Эти изобретения непосредственно возникали в результате потребностей практики (общества, промышленности). Основные научные и технические достижения XIX в. Крупнейшие достижения в области науки были достигнуты, прежде всего, в области физики: в электродинамике. Большую роль в физике стала играть термодинамика – исследование общих законов механизма превращения различных видов энергии. Химическая наука: Д.И. Менделеевым (1869) открыт периодический закон и создана периодическая система элементов. Биология: достижения связаны с именем Ч. Дарвина («О происхождении видов» - 1859). Именно его наблюдения заставили его отвергнуть традиционные божественные концепции творения мира. Крупнейшие технические достижения: расширение применения парового двигателя не только в промышленности, но и на транспорте (сначала на железной дороге, а затем и на водном транспорте). Достигнуты успехи в электротехнике – возможность производства электроэнергии и передачи ее на большие расстояния, что обусловило более широкое ее применение. Исследование металлургических процессов: развитие химических технологий (химических удобрений, химических красителей). В XIX в. произошли существенные организационные изменения в науке: центры стали перемещаться из академий наук в университеты. Кроме того, появились специализированные научно-исследовательские учреждения. В XIX в. усилились коммуникации между учеными не только на национальном, но и на международном уровне. Стали появляться научно-технические выставки, конференции.
Основные выводы по классической науке XVII – XIX вв.
Развитие классической науки – лавинообразный рост научных открытий и технических изобретений, который привел к созданию новой сферы жизни – техносферы (которую иногда называют второй природой) в виде машинного производства, систем транспорта, связи. К концу XIX в. заложены основы современной промышленной цивилизации. К концу периода сформировалась современная система наук, которая включала математику, физику, химию, биологию и комплекс социологических наук. Причем методы естественных наук (экспериментальные методы) стали все теснее сближаться с методами гуманитарных наук. Образовался единый фронт науки и научная сфера стала одной из ведущих сфер в социальной жизни.
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Классификация наук. Естественные, технические, социальные, гуманитарные науки
Научное познание есть целостная система, которая находится в постоянном движении. Наука имеет довольно сложную структуру.
Структура– это устойчивые связи между элементами в системе, а проще говоря – элементный состав чего-либо.
Структуру науки можно анализировать с различных сторон, использовать разные основания для выделения элементов научного знания.
С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания выделяются четыре основных компонента научного познания:
1. Субъект познания – это тот, кто познает и действует. Субъект познания подразделяется на индивидуальный субъект (отдельный ученый) и коллективный субъект (исследовательская группа, научное сообщество и т.д.).
2. Объект познания – это то, что изучает данная научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя.
В самом общем виде объектами познания могут выступить природа, об-
щество, культура и сам человек.
3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория.
4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков.
По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:
1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.
2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.
3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.
4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.
Классификация наук
Наука является целостной системой знания. В то же время эта единая, целостная система внутренне дифференцирована, расчленена. Она состоит из отдельных относительно самостоятельных дисциплин. Отсюда возникает проблема классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке, последовательности.
Глубокую для своего времени классификацию наук предложил О. Конт. Он выделил шесть основных наук:
1. Математика (включая механику);
2. Астрономия;
3. Физика;
4. Химия;
5. Биология;
6. Социология.
Значительный вклад в понимании специфики социальных, гуманитарных наук внесли неокантианцы Вильгельм Дильтей и Генрих Риккерт. Они отделяют науки о духе от наук о природе. Науки о природе – естественные науки (механика, физика, биология и т.д.) – изучают внешний по отношению к человеку мир. Науки о духе – это гуманитарные науки (история, психология и т.д.), которые изучают человеческие отношения, чувства, переживания.
Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, не-повторимых, уникальных явлений. Науки о природе свободны от ценностей – добра или зла, справедливости или несправедливости,
а науки о духе – это царство ценностей.
По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы
1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);
2. Естественные науки (физика, химия, биология);
3. Технические науки (изучают закономерности искусственно созданных человеком материальных систем, они достаточно разнообразны);
4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).
Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности
от практики. В этой связи выделяются:
1. Фундаментальные науки – изучают основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику;
2. Прикладные науки – предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике. Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
Научная картина мира.
Исторические формы научной картины мира. Любой ученый находится под влиянием определенного мировоззрения, потому что он – человек своей эпохи, своего исторического времени. Так, ученые средних веков находились под влиянием мировоззрения, составной частью которого явился геоцентризм. В XVI – XVII вв. в мировоззрение ученых внедряется гелиоцентризм.
Мировоззрениеэто совокупность взглядов человека на мир, на свое место в этом мире. В состав мировоззрения входят:
1. Знания о природе, об обществе, о культуре, о самом человеке. Эти знания исторически развиваются.
2. Идеалы и ценности. Это те предметы (материальные или духовные), на которые ориентируется человек в своей жизни, к достижению которых он стремится.
3. Убеждения людей и их вера. Различаются религиозная вера
(вера в сверхъестественное) и научная вера (вера в прогресс научного знания).
Для просвещенного человека, то есть человека, который оценивает мир на основе достоверных знаний, ядром мировоззрения является наука и научная картина мира.
Научная картина мира – это упорядоченная система знаний, которая обобщает результаты естественных, технических и социальных наук на том или ином отрезке исторического времени.
Научная картина мира, в отличие от ненаучной картины мира, опирается на достоверные знания, т.е. на такие знания, которые подтверждены практикой. Достоверные знания можно воспроизвести неоднократно, опытно подтвердить их.
Основная функция и предназначение научной картины мира –обеспечение синтеза, интеграции научных знаний. Она выполняет задачу упорядочивания, систематизации научных знаний. В содержание научной картины мира входят не все наличные научные знания, а лишь те научные знания, которые имеют наиболее важный и принципиальный характер на данном этапе научного развития.
Очень часто в научной картине мира законы природы формулируются в образной форме. Это делается для того, чтобы научная картина мира была понятна не только узкому кругу ученых, но и широкой просвещенной публике. Нередко законы природы выражаются в форме отрицания. Выражение «Нельзя создать вечный двигатель» формулирует закон сохранения энергии.
Научная картина мира не остается неизменной. Она эволюционирует и в связи с этим можно выделить три основные исторические формы научной картины мира:
1. Классическая научная картина мира
2. Неклассическая научная картина мира
3. Постнеклассическая научная картина мира
Классическая научная картина мира господствует в XVII-XIX вв. Она основана на достижениях науки Нового времени. Основателями этой картины мира явились Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон. Эталоном объяснения мира здесь считается однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое изначально определяет настоящее, настоящее изначально определяет будущее. Считалось, что все состояния мира могут быть однозначно просчитаны и предсказаны. Эталоном познания считалась объективность, то есть независимость научных знаний от субъекта, от наблюдателя.
Неклассическая научная картина мира зарождается на рубеже XIX – ХХ вв. На возникновение этой картины мира повлияли достижения в области термодинамики, открытие явлений электромагнетизма, исследование микромира, идея относительности А. Эйнштейна. В данной научной картине мира случайность считается не чем-то внешним и побочным в развитии объекта, а важнейшей стороной происходящих событий. Изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел, т.е. выдвигается идея статистического понимания причинности. Кроме этого, утверждается, что на результат познания значительное влияние оказывает наблюдатель (субъект), а также используемые приборы.
Постнеклассическая научная картина мира начинает формироваться в 70-е годы ХХ в. На эту картину мира серьезное влияние оказали труды бельгийского ученого И. Пригожина о синергетике. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается непредопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений. Предсказать, в каком именно направлении пойдет будущее развитие событий, невозможно. Направление развития чаще всего определяется каким-то незначительным фактором. Достаточно небольшого «укола» и система перестраивается, выбирает иное направление развития. Придается очень большое значение роли случайности в развитии.Случайное и незначительное событие может вызвать глобальные изменения в мире и в развитии системы.
Главные черты постнеклассического социально-гуманитарного знания:
1) выдвигается идея ценности хаоса и «беспорядочного мира». На смену идее упорядоченности мира приходит идея «привнесения хаоса в порядок». Мир теряет свой стержень, теряет свой смысл, теряет порядок и разумность. В мире «все больше информации и все меньше смысла», говорил Ж. Бодрияр, философ постмодернизма. Отсюда в культуре современного мира теряется «вера в смысл», а сознание общества выступает как продукт осмысления хаоса – «бессмысленности бытия». Поскольку смысл связан с порядком, утрата смысла означает и утрату порядка;
2) новое понимание свободы как «свободы от чего бы то ни было», т.е свободы от норм и традиций жизни общества, от любых авторитетов. В ряду таких принципов свободы стоит и свобода от любой общепринятой научной методологии, а также свободы от разума»;
3)отказ от разума, естественно, есть отказ признавать ценность познавательной истины сама проблема, которой объявляется бессмысленной. Поскольку деятельность разума проявляется с помощью вербального языка постмодернисты предлагают преодолеть диктат (научного) разума посредством «деконструкции целостных текстов» - процедуры расслоения, разборки, разложения лингвистических, исторических и других структур высказываний, целью выявления существующей в скрытом виде «инаковости другого».
Так, Лиотар считал, что любое знание есть «языковая игра», где действуют принципы свободы, воображения, где субъект принимает ответственность за правила игры, которые он сам же и вводит. Главное в знании – новизна говорения, которая способна принести наслаждение. Ряд тем и проблем, поднятых философами постмодерна, обратили на себя внимание ученых. В частности идеи постмодернизма были учтены в теории «нелинейной динамики культуры», теории катастроф (Р. Тома).
В процессе развития науки и возникновения нового знания взаимодействуют две тенденции:
а) Традиции. Это устоявшиеся знания, которые связаны с предше-
ствующим этапом развития науки, с накопленными научными знаниями.
б) Новации. Это новые знания, выступающие в виде гипотез, не-
привычных идей, новейших теорий.
По вопросу о связи традиции и новаций в развитии науки суще-
ствует две точки зрения:
1. Кумулятивизм
2. Революционизм
Кумулятивизм утверждает, что новое знание является простым расширением и продолжением старого знания. Согласно такой точке зрения, развитие науки сводится к количественному накоплению новых истин. Действительно, в периоды спокойной эволюции науки данный процесс может иметь место.
Революционизм критикует кумулятивный подход. Сторонником революционизма считается американский философ науки Т. Кун. Он полагает, что новаторские изменения в науке наблюдаются на этапе научных революций. Именно в ходе этих революций обеспечивается подлинный прирост научных знаний. В процессе развития науки и возникновения нового знания взаимодействуют две тенденции:
а) Традиции. Это устоявшиеся знания, которые связаны с предше-
ствующим этапом развития науки, с накопленными научными знаниями.
б) Новации. Это новые знания, выступающие в виде гипотез, не-
привычных идей, новейших теорий.
По вопросу о связи традиции и новаций в развитии науки суще-
ствует две точки зрения:
1. Кумулятивизм
2. Революционизм
Понятие научного сообщества и его структура.
Наука как социальная система всегда направлена, с одной стороны, на производство нового знания, с другой, на сохранение научно-исследовательских традиций.
Понятием, отражающим организацию ученых в целях обеспечения выполнения наукой ее социальных функций, является концепт научного сообщества.
Понятие научного сообщества было введено в научный оборот британским ученым Майклом Полани в середине 20 в. Впоследствии это понятие стало фундаментальным в рамках науковедения. Значительный вклад в его теоретический анализ внесли такие ученые как Роберт Кинг Мертон, Толкотт Парсонс, Томас Кун.
Под научным сообществом понимается совокупность ученых и научных организаций, занятых решением общих профессиональных задач на основе общепринятых норм и правил.
Научное сообщество обладает следующими специфическими чертами:
- обладание совокупностью особых знаний, а также ответственность за их производство, хранение, прирост и трансформацию;
- заинтересованность в получении нового знания и владеющих ими специалистов, гарантирующая как существование профессии;
- наличие достаточных стимулов для мотивации относительно профессиональной деятельности.
Исследовательская деятельность в рамках научного сообщества осуществляется на основе утвердившейся парадигмы. Данный термин был предложен Т. Куном; под ним понимается единая методология исследования, общая программа деятельности и единый стиль мышления. Смена парадигмы означает революцию в науке.
Важную роль в функционировании научного сообщества играют научные традиции, под которыми понимается устойчивая совокупность навыков мастерства, методологических предпочтений, фундаментальных теоретических убеждений и т.п.Научные традиции, как правило, существуют достаточно длительно; они постоянно воспроизводятся благодаря вхождению в их русло новых поколений исследователей. Но при этом традиция является обновляющимся когнитивным комплексом: ее жизнеспособность как раз зависит от того, насколько она умеет сохранять и использовать свои лучшие эвристические способности (являющиеся как бы ядром традиции), сочетая это с открытостью, возможностью постоянного роста и совершенствованием.
В научном сообществе также велика роль научной элиты – выдающихся ученых, являющихся генераторами новых идей, основоположниками фундаментальных теорий, основателями и руководителями научных школ. Заслуги представителей научного сообщества оцениваются и признаются путем повышения его профессионального статуса.
Структура научного сообщества может быть представлена путем выявления нескольких ее уровней:
1) выделение дисциплинарных научных сообществ (физики, химики, биологи и т.д.);
2) выделение национальных научных сообществ;
3) выделение формальных и неформальных научных сообществ:
К формальным научным сообществам относятся созданные административными методами научные коллективы, работающие в одном месте и объединяющиеся, как правило, для выполнения какой-то конкретной работы. Наибольшую эффективность они имеют там, где требуется координирование совокупности научных учреждений (часто различного профиля), совместное достижение сложных стратегических целей, реализация дорогостоящих, требующих мощного технического обеспечения проектов. В таком случае создаются целенаправленные программы (программа космических исследований, экологические, биомедицинские и другие программы).
Неформальные научные сообщества складываются на основе естественной консолидации ученых вокруг исследуемого ими предмета, научной темы. Созданные неформальным образом научные группы демонстрируют высокий уровень солидарности относительно достижения общей цели и часто характеризуются многолетним сотрудничеством. Подобные группы могут возникать как в рамках одного исследовательского коллектива, так и в качестве объединения исследователей, работающих в разных коллективах, городах и странах.
Британско-американский ученый Дерек Прайс ввел относительно подобных групп термин «незримые колледжи». Для «незримого колледжа» первостепенное значение имеют личные коммуникации ученых, независимые от их официального статуса. Включение ученого в «незримый колледж» означает признание его личного вклада в развитие определенного научного направления, высокую оценку его профессионального уровня и результатов исследований и отражает высокий неформальный статус ученого в научном сообществе. Участие в «незримом колледже» добровольно и воспринимается учеными как ценность, определяющая мотивацию их научной активности. По мнению Д. Прайса, «незримые колледжи» объединяют наиболее продуктивных ученых в определенной исследовательской области. Существенным плюсом неформальных сообществ является высокая производительность труда благодаря большой частоте информационных контактов.
В рамках как формальных, так и неформальных научных сообществ происходит формирование и развитие научных школ, являющихся формой проявления преемственности в науке. Под научной школой понимается объединенный единой программой и общим стилем мышления коллектив исследователей.
Выделяют два основных вида научных школ:
- классические научные школы – научно-исследовательские центры, возникшие начиная с 19 в. на базе университетов, где наряду с образовательными задачами решаются научные проблемы; как правило, возглавляются широко известным и признанным ученым, выполняющим функции лидера и генератора идей;
- современные научные школы – научно-исследовательские центры, возникающие на базе научных институтов и лабораторий, направленные на решение научных программ, складывающихся вне рамок самой школы; научно-исследовательская деятельность определяется не столько ролью и влиянием научного лидера школы, сколько базисными целевыми установками исследования.
Переход науки к исследованию сложных систем (космические станции, информационные системы, автоматизированные комплексы, объекты экологии и т.д.) потребовал решения сложных задач, которые способны осуществлять междисциплинарные современные научные школы, в то время как классические школы сохраняются преимущественно на базовом уровне науки. В то же время классические школы в большей степени способствуют поддержанию научных традиций.
Следует заметить, что, несмотря на возрастающую роль коллективов, базовой единицей научного сообщества является все же ученый как индивидуальный субъект научного познания. И хотя тот или иной научный результат часто создается сегодня коллективными усилиями, именно ученый остается субъектом научной аргументации, принятия решений, личной ответственности за свою научную деятельность.
Концепция Имре Лакатоса: Основным понятием данной концепции выступает научно-исследовательская программа, под которой понимается серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов.
В структуру научно-исследовательской программы входят:
- «жесткое ядро», включающее неопровержимые для сторонников программы исходные положения;
- «защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с фактами, не согласующимися с ядром программы (например, расхождение между расчетным положением и реальной ситуацией объясняется неточностью измерения, присутствием не установленных возмущающих факторов, но фундаментальные положения сомнению не подвергаются) «защитный пояс» может быть модифицирован, частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами;
- методологические правила-регулятивы, предписывающие какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования («позитивная эвристика») и каких следует избегать («негативная эвристика») – то есть, это ряд положений, на основании которых можно изменять и пересматривать те варианты исследовательской программы, которые оказались под угрозой опровержения.
Исследовательская программа реализуется в исторически развивающейся последовательности теорий, каждая из которых возникает из предыдущей путем модификации, вызванной встречей с противоречащими ей экспериментальными контрпримерами. «Жесткое ядро» программы переходит от одной теории данной программы к другой, а «защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез, может частично разрушаться. По И. Лакатосу, рост знания осуществляется в форме критического диалога конкурирующих исследовательских программ. Выбор между программами осуществляется рационально, на основе того что одна из них признается прогрессирующей, а другая регрессирующей. Программа признается прогрессирующей, если ее теоретический рост превышает ее эмпирический, то есть если она успешно предсказывает новые факты, программа регрессирует тогда, когда ее теоретический рост отстает от эмпирического. Таким образом, источником развития науки выступает конкуренция исследовательских программ.
В рамках истории науки существует два противоположных подхода к анализу развития науки и механизмов этого развития: кумулятивизм и антикумулятивизм.
Кумулятивизм– концепция, согласно которой развитие научного знания происходит путем его постепенного и непрерывного накопления. Данная концепция исходит из идеализированной предпосылки, согласно которой в науке в отличие от других форм культуры знание с течением времени не теряется и не подвергается радикальному отрицанию, а аккумулируется, обеспечивая непрерывный рост существующего фонда совокупной научной информации; при этом научное сообщество действует всегда рационально и критично. Такое понимание динамики науки абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки.
Кумулятивизм был широко распространен в позитивистской философии и истории науки второй половины 19 – начала 20 вв. Его видными представителями выступали британский философ-позитивист Герберт Спенсер, австрийский ученый Эрнст Мах, французские ученые Анри Пуанкаре, Пьер Дюгем. Сторонники кумулятивизма представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов. Так, Г. Спенсер мыслил механизм развития знания по аналогии с биологическим механизмом наследования благоприобретенных признаков: истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию.
В рамках постпозитивистской философии науки середины – второй половины 20 в. наиболее ярким его представителем кумулятивизма является концепция критического рационализма Карла Поппера. Последний изучал отношения между конкурирующими и сменяющими друг друга научными теориями, в результате чего пришел к выводу, что в процессе развития знания растет глубина и сложность решаемых проблем, но эта сложность зависит от самого уровня науки на определенном временном этапе её развития. Научный прогресс осуществляется по следующей схеме:
Т1 Р Т2, где Т1 – изначальная теория, Р – новая проблема, с которой сталкиваются ученые, Т2 – новая теория, которая возникает в результате тщательного анализа возникшей проблемы и критического пересмотра прежней теории. При этом между Т1 и Т2 сохраняется преемственность.
Антикумулятивизм – концепция, согласно которой развитие науки происходит в виде качественных скачков, сопровождающихся сменой научных теорий. В рамках данной концепции предполагается наличие в динамике науки этапов революционного пересмотра сложившихся теоретических представлений, радикальной смены метатеоретических оснований науки.
Впервые антикумулятивистские идеи были высказаны в конце 1930-х гг. в творчестве Александра Койре. Однако, широкое распространение антикумулятивизм получил в постпозитивистской философии науки во второй половине 20 в. В этой связи можно выделить три основные антикумулятивистские концепции: