Теоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 9 страница
19. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
городская усадьба Ваньковичей.
Валентий-Вильгельм Ванькович — яркая фигура в искусстве Беларуси первой половины XIX века, художник-романтик. Он один из немногих белорусских художников этого времени, не только оставивших след в отечественной культуре, но и получивших известность далеко за пределами Беларуси. В истории европейской культуры имя В. Ваньковича связано дружескими и творческими узами с именами Адама Мицкевича, Александра Пушкина. 12 мая 2000 года белорусская культура отметила 200-летие со дня рождения Валентия Ваньковича, к этой дате было приурочено открытие в усадебном доме постоянной экспозиции, которая дает возможность познакомиться с работами В. Ваньковича и культурой белорусской усадьбы первой половины XIX века. Поскольку дом Эдварда Ваньковича, двоюродного брата Валентия, представлял собой типичную дворянскую постройку, явилось возможным на основе изобразительного и литературного материала воссоздать обстановку комнат усадебного дома того периода. Восстановлены интерьеры кабинета, парадной и музыкальной гостиных. В нескольких залах размещается уникальная коллекция усадебного портрета к.17-19 вв., которая дополняет наши представления о значимой роли усадьбы в развитии культуры Беларуси этого периода.
В доме-музее экспонируются архивные документы, фотографии живописных полотен, подлинные произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, проходят вечера романсов и камерной музыки. Коллекция портретов, которая экспонируется в музее, поступила из разных усадеб. Она дает возможность заглянуть в глаза нашим предкам, перевернуть страницы их жизни, познакомиться с одним из интереснейших разделов нашей духовной культуры.
К сожалению, сейчас в Республике Беларусь нет ни одной оригинальной картины художника. В "Доме Ваньковичей" выставлены копии с автопортрета В. Ваньковича и портрета Адама Мицкевича - самого известного произведения живописца. Искусство первой половины ХІХ в. представлено картинами художников - современников В. Ваньковича.
Несколько комнат имеют целиком восстановленные интерьеры с мебелью, светильниками, предметами быта первой половины XIX века. Это кабинет, столовая, чайная, парадная гостиная.
Кабинет - место занятий, деловых приемов и отдыха хозяина дома. Убранство кабинета обычно состояло из удобной, компактной, многофункциональной по своему назначению мебели. Бронзовые часы, канделябр, чубук и книги дают представление о привычках и интересах хозяина кабинета. Вещи, как правило, живут дольше своих хозяев - на бюро лежит книга "Опыты" Монтеня, изданная в Париже в 1802 г. На ее титульном листе сохранилась надпись на французском языке: "библиотека Эдварда Ваньковича" (Эдвард - двоюродный брат Валентия, владелец усадьбы, в которой расположен наш музей).
Один из залов усадьбы отдан под музыкальную гостиную. В первой четверти ХIХ в. в дворянских усадьбах вошли в моду музыкальные вечера. Подобные вечера проходили и в доме Ваньковичей. Сейчас традиция таких вечеров возрождена в усадьбе. Самый интерактивный экспонат "Дома Ваньковичей" - рояль. На нём играют сотрудники музея во время экскурсий, он же звучит на проходящих в музыкальной гостиной концертах камерной музыки. Вечера в усадьбе проходят не только музыкальные, но и поэтические, и исторические, посвящённые тем или иным событиям и персонажам отечественной истории. В Беларуси многие памятники культуры и искусства в XX веке постигла трагическая судьба: большинство разрушено и не востребовано, а часть и вовсе уничтожена. Тому причиной — военное лихолетье, а порой и недомыслие чиновников. Настало время осознать необходимость сохранить то, что осталось, и воскресить исчезнувшее. В верхнем городе, на ранее носившей название Волоской, а ныне Интернациональной улице в историческом центре Минска в бывшем господском доме усадьбы к. XVIIIвека создан музей. Городской дом Ваньковичей не только памятник архитектуры классицизма, но и мемориальный объект истории нашей культуры. Создавая музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века» в доме, где бывали Чеслав Манюшко, Ян Дамель, играл Кароль Липиньский, авторы проекта преследовали определенную цель — восстановив усадебный дом Эдварда Ваньковича, сделать его центром музыкальной и культурной жизни современного Минска. Но таким образом осуществлена лишь часть замысла авторов проекта — реконструирован усадебный дом — в дальнейшем планируется восстановить саму усадьбу: предстоит построить флигель управляющего, браму, Уже установлен памятник Валентию Ваньковичу. Усадьба Ваньковичей построена в конце ХVIII в. Во время проведения архитектурно — археологических исследований выяснилось, что эта территория начала заселяться еще в концe XVI в., а во второй половине ХYII в. здесь был построен каменный дом, подвалы которого в настоящее время находятся под северной частью дома.Проект экспозиции музея подготовлен сотрудниками Национального художественного музея, филиалом которого является "Дом Ваньковичей".
19. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
Замок в Любче.
Поселение Любча (Любч, Любеч), ныне городской поселок в Гродненской области Новогрудском р-на, известно с XIII в. Князь Миндовг отдал его киевскому боярину Андрею Васильевичу Кияну, который спасался в Новогрудке от татарского нашествия. В 1428 г. Витовт передал Любчу во владение своей жене Ульяне. В 1499 г. великий князь Александр подарил «двор Любч» подскарбию Федору Хрептовичу. Вероятно, тогда селение уже имело статус «местечка». Во всяком случае в ряде документов 1517— 1528 гг. оно называется так. В 1528 г. Любчу приобрел виленский воевода О. Гаштольд, а в 1547 г.— Ян Кишка, который основал здесь типографию. Известно, что в 1590 г. Любча получила магдебургское право, имела свой герб. В XVII в. она принадлежала Радзивиллам.
Замок в Любче был возведен, видимо, в 80-е гг. XVI в. Он стоял на высоком левом берегу Немана и занимал участок размерами 85x85 м. С трех сторон замчище окружал оборонительный ров шириной до 30 м и глубиной от 7—8 м (с запада и юга) до 10 м с востока. С четвертой стороны замок был защищен Неманом.
В юго-западном и юго-восточном углах замчища сохранились две мощные каменные башни. Первая башня (воротная) была сделана в виде мощного куба, который на высоте около 8 м переходил в восьмигранную призму. Основание ее — квадрат размером 9,8x9,8 м. Башня имела четыре яруса боя. На первом ярусе было восемь ружейных бойниц, на втором — двенадцать, на третьем — восемь пушечных бойниц. Под крышей башни в каждой из восьми стен находились по две мушкетные бойницы. По своей объемно-пространственной композиции она очень сходна с башнями в Мирском, Новогрудском и Витебском замках. Смешанная готико-ренессансная кладка позволяет сделать вывод, что башня была возведена в конце XVI в. Фундамент ее из больших валунов уходит в землю на 3 м. Внутри здания находилась тюрьма. Вначале это была единственная каменная башня в деревянном замке.
Согласно инвентарю от 2 июля 1601 г., воротная башня замка в Любче имела «баню», покрытую «железом белым». Слева от башни стояли кухня, а далее над Неманом — «башня недомурованая». Окна в ней были зарешечены «кратами». На всем здании лежала печать запустения, так как строительные работы были прекращены.
Далее на замковом возвышении стояли в ряд жилые и хозяйственные постройки: «дом великий на склепе высоком мурованом», клеть, второй склеп меньшего размера, изба столовая с несколькими коморами и светлицами, где были кафельные печи, «коморка потребная», подклеть, «пивница». На четвертом участке находилась угловая юго-восточная трехъярусная каменная башня (8,9 х 8,9 м в основании). На первом этаже были сделаны четыре ружейные бойницы, на втором — четыре пушечные, на третьем — двенадцать ружейных бойниц. Цокольный этаж башни в 1601 г. занимала «пивница». Находившийся выше этаж тогда выполнял роль склепа с обитыми железом дверями. Окна были закрыты железными решетками. На участке от этой башни и до въездной стояли «дом на подклете, три гмахи и дворец», а рядом — замковый бровар.
Согласно документам и графическим материалам XVII в., в замке было четыре башни, каждую из которых украшали флюгеры с гербами Радзивиллов. Местечко Любча было защищено парканом, имело въездные ворота «прусского муру» из дерева и кирпича.
В 1655 г. Любчу захватили казаки И. Золотаренко, и она сильно пострадала. В 18 веке замок утратил свое оборонительное значение. Согласно описаниям замка за 1813 г., в нем было только две башни. Замок соединялся двумя мостами с местечком и замковым фольварком. В 19 веке на его территории последними владельцами рядом с этими башнями был построен Любчанский дворец в стиле английской неоготики.
20. Историческая и художественная ценность памятника
архитектуры: Спасо-Преображенская церковь, г. Заславль.
Стиль: ренессанс
Наиболее ранним точно датированным каменным протестантским храмом на землях Беларуси является кальвинский сбор в Заславле. Он был заложен в 1577 году по фундации князя Яна Глебовича в центре замковых укреплений Заславля. Ян Глебович с 1571г. по 1585г. занимал должность каштеляна менского.
Протестантизм отрицал все христианские таинства, кроме крещения и причащения. Отрицалась также необходимость алтаря, что отразилось в архитектуре протестантских храмов. Акцент в них делался не на алтаре, а на кафедре проповедника. Семантика протестантских храмов воплощала идеологию, оппозиционную идеологии Ватикана. Поэтому эстетической концепции барокко, которую использовала католическая церковь в строительстве храмов, протестанты противопоставили традиции местного ренессанса.
Первоначально заславский кальвинский сбор – это прямоугольное в плане здание ( 23 х 15м), накрытое высокой двухскатной крышей, без алтарной апсиды и входной башни.
В начале 17 века к храму с западной стороны пристроили 35 метровую многоярусную башню-звонницу, которая доминирует в композиции. Башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах восьмигранная. Два нижние яруса башни имеют общие карнизы с объемом кафаликона, создавая аттиковый ярус, который опоясывает здание по периметру. Следующие ярусы имеют одинаковое сечение и только самый верхний ярус, накрытый шатром- « колпаком», более узкий.
Вход в храм сделан не по оси симметрии здания, как обычно, а с южной стороны нижнего яруса башни, что видимо было обусловлено возможностью попасть в здание только через укрепленную браму, которая прорезывала южную сторону земляных валов замчишча. Внутри храм имеет крестово-купольные своды. Оконные проемы расположены ритмично и имеют полуциркульные арочные завершения. Ярусы башни и фронтоны прорезаны небольшими круглыми люнетами, которые возможно имели оборонительную функцию.
Плоская алтарная стена завершается трехугольным фронтоном. В его декоративно-семантической композиции доминирует крест.
Монолитность и строгую геометричность архитектурных форм храма подчеркивает скромный ренессансный декор в виде рустованных пилястр внешних стен, аркатурного пояса и плоских прямоугольных ниш, которые украшают аттиковый ярус.
Простота и гармоничность здания в совокупности с выразительной ландшафтно-архитектурной средой придают неповторимость его художественному облику.
Князь Ян Глебович предостерегал своих потомков от отступления от протестантской веры. Однако уже его сын Александр, каштелян виленский, перешел в католичество в первой половине 17 века.
В 1676 году кальвинский храм в Заславле стал костелом. Архангела Михаила. При нем Казимир Сапега с женой Кристиной с Глебовичей основал монастырь доминиканцев, который существовал здесь до 1832г. В монастырский комплекс входили: школа, библиотека, госпиталь и т.д. Согласно инвентарю 1772г. в костеле было 5 алтарей: главный каменный и 4 деревянных. На деревянных хорах располагался орган.
В 1840 году храм снова изменил свою конфессиональную принадлежность. Он стал православной Спасо-Пребраженской церковью. Это привело к значительной перестройке. О перестройке церкви свидетельствует не только разнохарактерная обработка отдельных частей фасадов, но и толщина стен: вверху они значительно тоньше, чем внизу. Это позволяет предположить, что существующая верхняя стена с декоративными элементами сменила стены с бойницами. Она трактована как аттик, который получил распространение в архитектуре Беларуси.
Над крышей был надстроен купол. В 1968-1972гг. здание было реставрировано. Были проведены основательные историко-археологические исследования. Памятник входит в историко-культурный заповедник « Заславль».Ныне церковь действующая.
21. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
Дом правительства, г. Минск.
Площадь Независимости – главная площадь нашего государства. Это название бывшая площадь Ленина получила после принятия Верховным Советом «Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь» (27 июля 1990 г.).
Формироваться площадь начала в 30-е годы ХХ века, но современный облик складывался в послевоенный период. Послевоенная застройка на правой стороне площади. Это главный корпус БГУ, за ним высокое с часами и флюгером – управление метрополитена и дальше угловое здание – горисполком. Левая сторона представляет сохранившиеся здания довоенной застройки – Дом правительства – и даже дореволюционной – Красный костел и дома рядом с ним.
На площади построен подземный трехуровневый торгово-развлекательный центр с паркингом и наземная пешеходная зона с фонтанами, скульптурными композициями и зеленью (газоны, кустарники, клумбы). С окончанием комплексной реконструкции площадь не изменит своего лица и назначения, но значительно изменится ее характер. Жизнь на ней будет идти не только днем, как сейчас, но и все 24 часа в сутки.
Центральное место на площади занимает здание Дома правительства(1934, арх. И. Лангбард).
Здесь работает законодательный орган государственной власти – Парламент, состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики; Совет Министров – центральный орган исполнительной власти, другие государственные учреждения. Правительство – Совет Министров – в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь. На здании герб и флаг государства.
Конкурс на проектирование Дома Правительства - главного административного здания республики - проводился в 1929 году. На задание Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров республики откликнулись многие видные архитекторы страны.
Строительство сооружения, включающего в себя все основные республиканские органы управления, началось в 1930 году по проекту Иосифа Григорьевича Лангбарда. Его работа была признана абсолютно лучшей на конкурсе и рекомендована к осуществлению без каких-либо изменений и дополнений. В конкурсе участвовали такие видные архитекторы, как Л.В. Руднев, И.И. Фомин, Н.А. Троцкий Сложности проектирования и возведения правительственного комплекса заключались и в том, что Минск не имел тогда генерального плана реконструкции и развития города. Его центральная часть с главной улицей шириной 18-26 метров была плотно застроена. Поэтому размещение в исторически сложившемся центре города столь значительного комплекса, каким предполагался Дом Правительства, не представлялось возможным. Для его строительства был выбран участок в западной части города, в начале Советской улицы (ныне проспект Скорины) в непосредственной близости от железной дороги. Этот район, сложившийся в дореволюционное время, представлял собой хаотичную преимущественно деревянную малоэтажную застройку.
Здание Дома правительства строилось с 1929 по 1934 год. Строили его вручную без экскаваторов, бульдозеров, башенных кранов. Вручную копали котлован для фундамента, землю вывозили на телегах. Единственная механизация – построенный из бревен шахтный подъемник для поднятия вверх кирпича и других строительных материалов. В начале 1930-х годов здание Дома правительства было самой высокой постройкой в Минске. Оно и сегодня доминирует над окружающей застройкой.
Архитектура здания очень проста и лаконична. Несмотря на холодный серый цвет и большие размеры оно не кажется громоздким и тяжеловесным. Здание Дома правительства выразительно по своему построению с нарастающей высотой от краев к центру. Боковые крылья его образуют парадный двор, при входе в который возвышается памятник В.И. Ленину (1934 г., скульптор. М. Манизер). Памятник является центром композиции этого монументального здания и прилегающей площади. В.И. Ленин изображен выступающим на трибуне с речью перед красноармейцами, уходящими на Западный фронт. Так скульптор попытался связать образ Ленина с нашей страной. На пьедестале памятника из полированного лабрадорита горельефы из бронзы (эпизоды истории довоенного времени): «Октябрьская революция», «Защита Родины», «Индустриализация страны», «Коллективизация сельского хозяйства».
22. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
Национальная библиотека Беларуси, г. Минск
Национальная библиотека Беларуси, являясь особо ценным объектом культурного наследия белорусского народа, выполняет свою миссию – собирать, хранить и предоставлять в пользование обществу универсальный фонд документов, отражающих знания человечества и имеющих, прежде всего, отношение к Беларуси и ее национальным интересам.Еще в 1989 г. был проведен международный конкурс на лучшее архитектурное решение здания. Победителем конкурса стал проект творческого коллектива М.К. Виноградова и В.В. Крамаренко, предложивших оригинальное сочетание функциональности и эффектности "белорусского алмаза". Проект был реализован только через 13 лет.7 марта 2002 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписал Указ "О строительстве здания государственного учреждения "Национальная библиотека Беларуси". Закладка фундамента нового здания библиотеки состоялась 1 ноября 2002 г.В новом здании созданы все не обходимые условия для сохранности уникальных фондов библиотеки, неисчислимые богатства которой вобрали в себя мудрость человеческой цивилизации. Сегодня Национальная библиотека Беларуси – главная библиотека страны, удовлетворяющая информационные потребности общества. С развитием современных информационных технологий на библиотеку возложены новые задачи и требования. В равной степени важно сохранять как электронные, так и печатные документы, чтобы не потерять наше культурное наследие в ущерб детям и внукам. Новая библиотека – современный информационный центр, осуществляющий формирование и эффективное использование информационных ресурсов, надежный инструмент информационного обеспечения всех сфер деятельности общества.Национальная библиотека Беларуси выполняет также миссию социокультурного центра, предлагающего своим посетителям широкий спектр услуг в данной области.Интеграция страны в общемировые информационные, инновационные и культурные процессы, содействие информатизации общества вы водят библиотеку на качественно новый уровень информационного обеспечения интеллектуального потенциала общества.
Архитектурное решение
Храм знаний в алмазе. Именно так выглядит новое здание Национальной библиотеки Беларуси. Не случайно двадцатипятиэтажное строение задумано архитекторами в образе драгоценного камня, символизирующего хранящиеся в библиотеке духовные и материальные ценности, собираемые человечеством тысячелетиями.http://old.nlb.by/newbuilding/images/newbuild_.jpgЗдание библиотеки можно разделить на две части: высотная - центральная и нижние этажи - стилобат. Понимая, что фондохранилище - сердце библиотеки, авторы проекта разместили его в высотной части, напоминающей шарообразный многогранник-"алмаз". Архитекторы исходили из того, что шар является самой компактной в природе формой. Это свойство шара и легло в основу проекта библиотеки. Из размещенного в эпицентре здания компактного хранилища благодаря системе телелифтов читатель может оперативно получить заказанную литературу - всего за 15 мин.Построение нижних этажей библиотеки выполнено уступами. Это сделано для того, чтобы зрительно раскрыть формы "алмаза". Здесь размещаются читальные залы, вестибюли, справочно-информационная зона с генеральными и читательскими каталогами, производственные, административные и технические помещения.Главный вход для читателей, находящийся со стороны проспекта Ф.Скорины, ведет в центральный вестибюль, где осуществляются функции контроля, располагаются гардероб, справочно-регистрационная служба, отдел абонементного обслуживания. По парадной лестнице из вестибюля читатель попадет в главный зал читательских каталогов и картотек, справочно-библиографический отдел, в том числе и электронный, расположенный в самом центре под фондохранилищем. По всем трем этажам читательской зоны вокруг центрального ядра предусмотрены кольцевой коридор-рекреация и холлы. По периметру главного фондохранилища и главного каталога размещаются читальные залы, конференц-зал на 500 мест, кафе, музей книги, выставочные помещения. Читальные залы расположены радиально по отношению к центру, что обеспечивает четкую ориентацию в библиотеке. Вокруг главного зала предусмотрена кольцевая распределительная галерея, из которой читатели и сотрудники могут легко попасть в любой необходимый блок здания.Читальные залы ориентированы на ландшафтные дворики-сады под открытым небом. Из окон библиотеки открывается вид на природный ландшафт Слепянского водохранилища. Зеленая зона, окружающая библиотеку, предохраняет помещения от шума и создает комфортную атмосферу для работы.Блоки административно-служебных, хозяйственных и вспомогательных помещений запроектированы со стороны Староборисовского тракта. В них организованы самостоятельные входы, предусмотрены хозяйственные внутренние дворы для погрузочно-разгрузочных работ, что позволяет изолировать эти процессы от ландшафтной среды, не нарушая ее.Схема построения библиотеки создана таким образом, чтобы здание органично сливалось с природой. Наверху, на высоте 72 м, устроена обзорная площадка, откуда гости и жители города могут обозревать окрестности Минска.
- Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
Кревский замок
Термин «замок» происходит от слова «закрывать» и под нм понимают хорошо укреплённый оборонительный комплекс, который выполнял функции резиденции феодала. Их появление на Беларуси связано с усложнением общественных отношений, когда старая планировка города с детинцем, окольным городом и пасадом перестала соответствовать изменившимся условиям. Появилась необходимость в небольших, но мощных каменных цитаделях, которые бы контролировали целые районы. Образцом для них стали замки крестоносцев в Прибалтике. По композиции они относились к типу «кастелей», что в переводе с французского языка означает – небольшой замковый комплекс. В Беларуси их возведение начинается по приказу великого князя Гедимина.
В начале XIV века замок-кастель был возведён в д. Крево Сморгоньского района. Он был расположен на искусственно созданной насыпи в месте слияния рек Кревянка и Шляхтянка и в плане напоминал четырёхугольник (85-109-72-97). Его стены были 3 м толщиной и 13 м высотой, имели каменную основу и кирпичную боевую галерею в верхней части. Две башни были расположены по диагонали и были возведены поздней. Северная 5-ти пятиэтажная «Княжеская» вежа-донжон выступала за общий периметр и имела большие размеры (18, 7\17 м). Вход в неё был возможен только с боевой галереи. Верхние ярусы предназначались под княжеские покои и имели большие оконные проёмы со стрельчатыми завершениями. Вторая четырёхэтажная «Малая» вежа (11\10, 7) была пристроена к стенам изнутри. После Гедимина Кревский замок принадлежал Альгерду и Ягайло. В 1382 году по приказу последнего был убит великий князь Кейстут. В 1385 году в замке была заключена Кревская уния. В 1503 – 1506 гг. его осаждали крымские татары, а в 1519 г штурмом взяли московские войска. В дальнейшем замок утратил стратегическое значение и пришёл в упадок. В годы первой мировой войны линия фронта проходила через Крево и замок был разрушен русской артиллерией. Несмотря на это, ещё и теперь в Крево сохранились большие фрагменты стен и остатки башен.
24. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
Коссовский дворец.
Коссовский дворец, памятник архитектуры ретроспективно-готического стиля. Размещается в 1,5 км от г. Коссово Ивацевичского р-на Брестской обл., в урочище Меречёвщина. Проект дворца разработан в 1838 архитектором Франтишком Ящольдом по заказу помещика и предпринимателя Вандалина Пусловского. Строительство закончено во 2-й половине 19 в. Завершал работы варшавский архитектор Владислав Маркони. Состоит из центрального 2-этажного корпуса и 2 боковых крыльев. На углах центрального корпуса гранёные башни с зубчатыми завершениями. Углы боковых крыльев дворца фланкированы башнеобразными контрфорсами. Фасады ритмично делятся стрельчатыми арками, оконными проёмами и др. Перед дворцом был разбит парк на 3 террасах с прудами. С дворцом связаны многие легенды, например, о подземном ходе с дворца Сапег в Ружанах. Напротив дворца размещается восстановленная усадьба Костюшек. Дворец является популярным тур. объектом.Хотя у него было несколько владельцев, но всегда называют его по имени основателя - дворец Пусловских. Своими формами дворец напоминал европейские оборонительные замки. Во дворце насчитывалось больше 100 комнат, и не было ни одной похожей. В Белом зале, например, проводились балы, в Черном - играли в карты. Говорят, что стены Черного зала были облицованы черным мрамором, пол одного из залов дворца был стеклянным, а под ним плавали экзотические рыбки. Парадный зал на втором этаже был расписан художником Жмурком. Не менее уникальными и роскошными были сад и оранжерея в усадьбе Пусловских.Замок Пусловских, строительство которого началось в 1830 году, единственный сохранившийся на территории Беларуси архитектурный памятник, который можно отнести к так называемым «регулярным» дворцам. Его правильная геометрическая форма и симметричная композиция ― яркий пример соединения классических приемов в планировке с элементами неоготики в архитектурном оформлении. Во дворце насчитывалось более 130 комнат, и каждая ― особенная. В белом зале проходили балы, в черном играли в карты, в розовом ― музицировали. Было здесь фойе со стеклянным полом, под которым плавали экзотические рыбы, а по дворцовым коридорам разгуливал прирученный лев.Замок, располагавшийся на небольшом плато, стал ядром красивейшего террасного парка, в котором росло более 150 видов экзотических растений. На террасах функционировали фонтаны. Характерными атрибутами парка были скульптуры, брамы — охотничья и въездная, а также оранжерея, которая предположительно располагалась в парковой части. В северо-восточной части дворцово-паркового комплекса, на реке Коссовке, имелась водная система из двух водоемов, разделенных дамбой и обсаженных белыми плакучими ивами, с большим островом округлой формы.25-километровый подземный ход, по легенде, связывал резиденцию Пусловских с Ружанским дворцом.Архитектурная жемчужина была продана за долги по дешевке петербургскому купцу. В Первую мировую войну из дворца пропала коллекция редких рукописей, исчезли скульптуры, картины, драгоценности. Погибли сад и оранжерея, от которой до наших дней сохранились только роскошные кусты сирени и боярышника. После вхождения Коссово в состав Польши дворец стал собственностью государства. До 1939 года в нем размещались окружная управа и школа пчеловодов. Дворец погиб в Великую Отечественную войну. Тогда же в третий раз сгорела и усадьба Костюшко.Сегодня Коссово ― средоточие ценнейшего исторического, культурного, архитектурного и градостроительного наследия. В 1999 году на месте бывшего имения был установлен мемориальный камень. Восстановлено родовое гнездо Костюшко. Накрытый двухъярусной камышовой крышей дом, в точности повторяет изображенное в XIX веке художником Наполеоном Ордой строение на фоне дворца Пусловских.
25. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:
Мемориальный комплекс « Хатынь»
История человечества донесла до нас немало кровавых событий: гибель Карфагена и древней Иудеи, нашествие гуннов и набеги орд Чингисхана, крестовые походы и суды инквизиции. Но ничто не может идти в сравнение с теми зверствами, которые чинили немецко-фашистские изверги на временно оккупированной ими советской земле. Среди этих преступлений самым ужасающим и чудовищным было обращение с мирным населением и военнопленными.
Среди многих десятков белорусских деревень, сожженных вместе с жителями в годы войны фашистскими палачами, небольшая лесная деревня Хатынь Логойского района Минской области. В настоящее время на место сожженной деревни сооружен большой мемориальный комплекс.
Еще издали мы слышим этот памятник. Это не оговорка: именно слышим! Колокольный звон звучит в наших ушах, он, как реквием, плывет над окрестностью, справляя вечную тризну по погибшим, он как бы подготавливает каждого к восприятию мемориала. Но вот перед нами раскинулась обширная поляна. Мы теперь не только слышим, мы видим все элементы этого мемориального комплекса.
На тех местах, где до 22 марта 1943 г.— страшной даты уничтожения Хатыни и ее 149 жителей — стояли дома хатынцев, возвышаются 26 стел — столько дворов насчитывала деревня,— знаменующих остатки печей и труб. На каждой стеле — печальный синодик, перечисляющий людей, живших в этом доме,— стариков, женщин, детей. Стелы увенчаны колоколами. Они печалятся днем и ночью. Стелы окружены нижними венцами прямоугольных «срубов». К каждой такой маленькой частичке хатынской трагедии от главной дороги, выложенной черными шпатами, ведет мемориальная калитка.