III. Изучение нового материала. €

– Сегодня мы начнем читать сказки из сборника уральского писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки».

– Как вы думаете, почему Мамин-Сибиряк дал такое необычное, нежное название своему сборнику?

– Давайте проверим, кто из вас прав.

– А начинаются «Аленушкины сказки» с присказки.

– Что такое присказка?

Присказка– короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

Учитель читает присказку.

– Почему же эти сказки – Аленушкины?

– Сегодня мы прочитаем одну сказку из этого сборника – «Сказку про храброго Зайца...».

Учитель и ученики читают сказку.

– Каким вам показался заяц?

– Проследите, как по-разному называет писатель зайца? (Смешной, глупый, несчастный, бесстрашный, храбрый.)

– А как бы вы назвали зайца?

– Какой эпизод в сказке вас рассмешил?

– А когда вы волновались, переживали за зайца?

– Как относится автор к своему главному герою?

IV. Итог урока.

– Какое настроение осталось у вас от урока?

– Что понравилось?

– Что бы хотели выполнить еще?

– Что бы сделали по-другому?

 Домашнее задание:перечитать еще раз «Сказку про храброго Зайца...» Д. Н. Мамина-Сибиряка (с. 183–187, часть 1-я), выполнить задания 1, 2 (с. 209).

Урок 40
ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН.
«ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»

Цели:познакомить учащихся с произведением В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»; учить детей понимать глубину содержания произведения, рассуждать; развивать внимание, наблюдательность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Испытывали ли вы какие-то затруднения при выполнении домашнего задания?

– Какое задание вам показалось самым интересным?

– Как бы вы объяснили смысл пословицы «Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет»?

– Какие слова из текста сказки были пропущены в задании 2? (Сбежались, приплелись.)

– Почему автор выбрал именно эти слова?

– Какие из этих выражений, по вашему мнению, лучше подходят к тексту сказки: те, которые подобрал Д. Н. Мамин-Сибиряк, или другие, близкие им по смыслу? Почему так считаете?

III. Изучение нового материала. € - student2.ru Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– От литературных сказок, главными действующими лицами которых были люди, мы переходим к сказкам, где главные герои – звери. И сегодня нас ждет встреча с «Лягушкой-путешественницей» В. М. Гаршина.

Учитель и учащиеся читают сказку «Лягушка-путешественница».

– Что хотите сказать?

– Какие бы слова вы подобрали для характеристики лягушки?

– Можно ли назвать ее изобретательной, смелой, хвастливой, находчивой?

– Почему путешествие лягушки закончилось так быстро?

– Как вы относитесь к лягушке? Объясните ваше отношение.

IV. Итог урока.

– Какое настроение появилось у вас после чтения сказки?

– Что вас рассмешило?

– Что заставило задуматься?

 Домашнее задание:перечитать сказку В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» (с. 188–195, часть 1-я), подготовиться читать по ролям один из отрывков:

1. Со слов: «Кря, кря! – сказала одна из них. – Лететь еще далеко: надо покушать» до слов: «Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно» (с. 189–191, часть 1-я).

2. Со слов: «На следующем отдыхе она сказала...» до конца сказки (с. 193–195, часть 1-я).

Урок 41
ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ.
«МОРОЗ ИВАНОВИЧ»

Цели:познакомить учащихся с понятием «литературная сказка»; начать работу над сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»; учить детей рассуждать; прививать трудолюбие, работать над развитием речи.

Ход урока

Наши рекомендации