Задачи преподавания истории в школе

Из всех общественных наук важное место занимает история. Предмет исторической науки - это установление фактов и явлений исторического прошлого, раскрытие их внутренних причинно-следственных связей, закономерностей исторического развития. С 1930-х и до 1985 г. тоталитарный режим в СССР попирал все закономерности, последовательно насаждая исторической науке методологию, в основе которой был классовый партийный подход к оценке всех процессов мировой истории при игнорировании исторических ценностей. Единой теоретической базой признавалось учение классиков марксизма-ленинизма и смена общественных формаций в ходе классовой борьбы, которая объявлялась двигателем общественного развития. В ранг законов возводились решения съездов и конференций КПСС, выступления отдельных партийных лидеров. Учебные программы предписывали пропагандировать многие теоретические положения классиков марксизма, которые не подтвердились.

Учебный курс истории - это формирование знания основ исторической науки. Изучение истории в школе начинается с изучения важнейших конкретных исторических событий и фактов в историко-хронологической последовательности и связи с обязательным закреплением в памяти учащихся важнейших исторических положений, имен исторических деятелей, исторических дат. Такое построение курса обеспечивает необходимую для учащихся доступность и конкретность изучаемого материала. К сожалению до сих пор при таком построении школьного курса недостаточно наглядности.

Есть надежда, что сочетание формационного принципа с цивилизационным и иными оживит историю и придаст ей красочности, привлекательности. На этой основе станет легче проводить разбор исторических событий, приводящих учеников к пониманию истории как процесса.

Наука история, как и ее учебный курс, имеют одну и ту же основу - дата, факт, имя, событие. Задачи школьного курса истории значительно разнообразнее задач исторической науки. Их можно разделить на три группы:

Образовательные

Обогатить память учеников сведениями о важнейших фактах, именах, событиях, о развитии цивилизации с древнейших времен до наших дней

Выработать в доступной для учащихся форме научное понимание исторического процесса

Научить их находить причинно-следственные связи, определять факторы, что повлияли на темпы, характер и особенности исторического развития разных стран и народов

Воспитательные

Воспитывать сознательных патриотов Отечества, которые знают и чтут историю своего народа, неповторимость его многовековой культуры как составной части мировой, чувствуют личную ответственность за ее историческую судьбу

На основе истории формировать личность, которая сознает приоритет общечеловеческих и национальных ценностей перед классовыми, партийными, групповыми интересами

Воспитывать у детей трудолюбие, готовность к труду и уважение к людям труда

Развивающие

Развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность

Прививать самостоятельность в учебной работе, вырабатывать умение самостоятельно пополнять свои знания из источников внешкольной информации, критически оценивать разные исторические источники

Стимулировать интерес к науке, искусству, развивать политическую активность, поощряя в ней гуманные стороны

Условия успешного преподавания школьного курса истории

Успешное выполнение названных задач зависит от многих условий учебной деятельности, частных и общих. Частные условия складываются в каждой отдельной школе, отдельном классе. Общими условиями выполнения задач преподавания истории являются:

Улучшение качества обучения

Выработка доступной структуры школьного курса истории

Учет возрастных особенностей учащихся.

Наши рекомендации