Организационно-методический раздел. Для студентов 1 курса очной формы обучения
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
«Утверждаю
Проректор
По учебной работе
________________ Вологдин А.А.
«___» _______________ 2011 г.
П Р О Г Р А М М А
По дисциплине
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
Для студентов 1 курса очной формы обучения
Международно-правового факультета
Направление «Юриспруденция»
Обсуждена и рекомендована к
Утверждению на заседании кафедры
Протокол № от 29 августа 2011 г.
МОСКВА - 2011
Автор программы: к.и.н., профессор Вологдин А.А.
Рецензент программы: д.ю.н., профессор Шумилов В.М., зав. кафедрой Публичного права
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационно-методический раздел 4
2. Распределение учебных часов по дисциплине 5
3. Оценка успеваемости студентов 7
4. Содержание дисциплины 8
5. Темы семинарских занятий 15
6. Глоссарий 36
7. Перечень вопросов к экзамену 41
8. Примерный перечень тем курсовых работ 45
9. Литература по дисциплине 47
Организационно-методический раздел
Программа учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» разработана для студентов МПФ ВАВТ с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция». История государства и права зарубежных стран является одной из ведущих общетеоретических юридических дисциплин, необходимых для формирования высокопрофессиональных специалистов. Ее преподавание и изучение строятся с учетом тесного взаимодействия с учебными дисциплинами, представляющими все отрасли юридической науки.
1.1. Цель изучения дисциплины: получение знаний об основных этапах развития государства и права отдельных стран в хронологической последовательности и учетом конкретно-исторических особенностей, особенностях развития национальных правовых систем, их правовых институтов и норм, формирование юридического понятийного аппарата и навыков юридического мышления.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
- раскрыть основные понятия государства и права;
- сформировать основы юридического правосознания.
1.3. В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
– иметь представление: об основных направлениях развития государства и права, общих закономерностях и особенностях проявления тенденций развития; о структуре органов государственной власти, управления и правосудия, роли юстиции в различных странах на разных этапах исторического развития; об особенностях формирования и действия правовых норм и институтов в различные исторические эпохи;
– знать: основные этапы в истории развития государства и права, качественные отличия содержания государственных и правовых институтов на этих этапах; основные способы правового регулирования экономических и социальных отношений; виды прав, способы реализации, порядок приобретения, объем и способы юридической защиты;
– уметь: определять факторы, влияющие на направления государственного и правового развития отдельных стран; делать содержательный анализ правовых норм на основе памятников права, включая соответствие этих норм требованиям экономики и социально-политической жизни конкретных стран; грамотно формулировать юридическую фабулу конкретной ситуации; соотносить поведение субъекта с правовым эталоном, принятым обществом;
– иметь опыт: ведения дискуссий по правовым вопросам; правового анализа документов, практических ситуаций, правовой квалификации событий и действий.
Согласно учебному плану общий объем изучения дисциплины составляет 108 аудиторных часов и завершается сдачей экзамена.
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО дисциплинЕ
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего (часов) | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
лекции | семинары | ||||
1 СЕМЕСТР | |||||
Раздел I. История государства и права Древнего мира | |||||
1. | Предмет и метод ИГПЗС. Возникновение государства и права. | ||||
2. | Государство и право Древнего Египта. | ||||
3. | Государство и право Древнего Вавилона. | ||||
Законы царя Хаммурапи. | |||||
4. | Государство и право Древней Индии. | ||||
Законы Ману. | |||||
5. | Государство и право Древнего Китая. | ||||
6. | Государство и право Древней Греции. | ||||
Особенности государств Древней Греции. | |||||
7. | Государство и право Древнего Рима. | ||||
Законы ХII таблиц. | |||||
Раздел II. История государства и права в средние века. | |||||
8. | Возникновение и развитие феодального государства и права. | ||||
9. | Государство Франков. | ||||
Салическая правда | |||||
10. | Государство и право Франции в средние века. | ||||
Кутюмы Бовези | |||||
11. | Государство и право Германии в средние века. | ||||
Уголовно-процессуальное уложение «Каролина» | |||||
12. | Государство и право Англии в средние века. | ||||
Великая хартия вольностей 1215 г. | |||||
Формирование правовой системы Англии (XI-XVII вв.) | |||||
13. | Государство и право Византии. | ||||
14. | Феодальное государство стран Центральной и Юго-Восточной Европы | _ | |||
15. | Арабский халифат и мусульманское право. | ||||
Мусульманское право. | |||||
16. | Государство и право Китая в средние века. | ||||
17. | Государство и право Японии в средние века. | ||||
18. | Государство и право Индии в средние века. | _ | |||
Итого: | |||||
2 СЕМЕСТР | |||||
Раздел III. История государства и права Нового времени. | |||||
19. | Возникновение буржуазного государства и права. | ||||
20. | Государство и право Англии в XVII- нач. ХХ вв. | ||||
Конституционное законодательство Англии XVIII-XIX вв. | |||||
21. | Государство и право США в XVIII- нач. ХХ вв. | ||||
Конституция США 1787 г. | |||||
22. | Государство и право Франции в XVIII – нач. ХХ вв. | ||||
Конституционное законодательство Франции в XVIII в. | |||||
Гражданское и торговое право Франции в XIX в. | |||||
Уголовное право и судебный процесс во Франции в XIX в. | |||||
23. | Государство и право Германии XIX – нач. ХХ вв. | ||||
Гражданское и торговое право Германии по ГГУ 1896 г. и ГТК 1897 г. | |||||
Уголовное право и судебный процесс в Германии в кон. XIX - нач. XX вв. | |||||
24. | Государство и право Японии XVII – нач. ХХ вв. | ||||
25. | Государство и право Китая XVII – нач. ХХ вв. | ||||
Раздел VI. История государства и права в новейшее время. | |||||
26. | Основные тенденции государственно-правового развития зарубежных стран в ХХ-ХХI вв. | ||||
27. | Государство и право США в XX-XXI вв. | ||||
Государственное регулирование экономики и социальных отношений в США в XX в. | |||||
28. | Государство и право Великобритании в XX-XXI вв. | ||||
29. | Государство и право Франции в XX-XXI вв. | ||||
30. | Государство и право Германии в XX-XXI вв. | ||||
31. | Государства Центральной и Восточной Европы в ХХ веке. | _ | |||
32. | Государство и право Японии в XX-XXI вв. | ||||
33. | Государство и право Китая в XX-XXI вв. | ||||
Проблемы государственного и правового развития КНР. | |||||
34. | Государство и право стран Латинской Америки в XX-XXI в. | _ | |||
35. | Образование независимых государств Азии и Африки в ХХ веке. | _ | |||
36. | Основные изменения в праве промышленно-развитых стран в новейшее время. | ||||
Итого: |
Промежуточный контроль - контрольные работы 1,2 семестр
Итоговая форма контроля - экзамен 1,2 семестр
- оЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
Работа студентов в ходе семестра будет оцениваться на основании следующих критериев:
1. Работа студента по дисциплине оценивается, исходя из 100 баллов;
2. Работа по дисциплине состоит из двух частей – работа в течение семестра и ответ на экзамене.
3. Распределение 100 баллов по этим двум частям осуществляется поровну – 50 баллов – на оценку работы в семестре и 50 баллов – на оценку экзаменационного ответа.
4. Если студент по уважительной причине (например, отсутствие по болезни) не набрал баллы в семестре, то с разрешения деканата ему предоставляется возможность набрать баллы за счет дополнительных видов работы (написание рефератов, тестов и т.д.).
5. В течение семестра студенты оцениваются по следующим позициям:
· Посещение занятий (не более 8 баллов за семестр)
* Присутствие на всех занятиях месяца – 2 балла
* Присутствие на половине занятий в месяц – 1 балл
Учитывается посещение как лекционных, так и семинарских занятий.
· Работа на занятиях
Семинарских
* Активная работа на семинаре, демонстрирующая владение необходимыми навыками и информацией – 3 балла.
* Менее активная работа с наличием незначительных ошибок или пробелов – 2 балла.
* Малоактивная работа или наличие ошибок в ответе - 1 балл.
* Если присутствующий студент демонстрирует неготовность к занятию – 0 баллов.
Лекционных
* интересные вопросы студентов – 1-2 балла.
* ответы на задаваемые лектором вопросы – 1-2 балла.
* ответы на краткие письменные экспресс-опросы – 1-3 балла.
· Контрольные работы
* Работа, написанная на «отлично» - 5 баллов.
* Работа, написанная на «хорошо» - 4 балла.
* Работа, написанная на «удовлетворительно» - 3 балла.
Активное участие в работе студенческих научных кружков, участие в конференциях, чтениях и т.п. могут стать основанием для получения дополнительных «премиальных» баллов.
6. Оценка ответа на экзамене.
· Ответ на «отлично» - 50 баллов
· Ответ на «хорошо» - 40 баллов
· Ответ на «удовлетворительно» - 30 баллов
7. Оценка в экзаменационную ведомость по дисциплине.
Если в сумме за работу в семестре и ответ на экзамене получено:
· 52 – 69 баллов - в экзаменационную ведомость ставится оценка «удовлетворительно»
· 70 – 84 баллов – в экзаменационную ведомость ставится оценка «хорошо»
· 85 – 100 и более баллов – в экзаменационную ведомость ставится оценка «отлично».