Организационно-методический раздел. Для студентов 1 курса очной формы обучения

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

«Утверждаю

Проректор

По учебной работе

________________ Вологдин А.А.

«___» _______________ 2011 г.

П Р О Г Р А М М А

По дисциплине

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Для студентов 1 курса очной формы обучения

Международно-правового факультета

Направление «Юриспруденция»

Обсуждена и рекомендована к

Утверждению на заседании кафедры

Протокол № от 29 августа 2011 г.

МОСКВА - 2011

Автор программы: к.и.н., профессор Вологдин А.А.

Рецензент программы: д.ю.н., профессор Шумилов В.М., зав. кафедрой Публичного права

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел 4

2. Распределение учебных часов по дисциплине 5

3. Оценка успеваемости студентов 7

4. Содержание дисциплины 8

5. Темы семинарских занятий 15

6. Глоссарий 36

7. Перечень вопросов к экзамену 41

8. Примерный перечень тем курсовых работ 45

9. Литература по дисциплине 47

Организационно-методический раздел

Программа учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» разработана для студентов МПФ ВАВТ с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция». История государства и права зарубежных стран является одной из ведущих общетеоретических юридических дисциплин, необходимых для формирования высокопрофессиональных специалистов. Ее преподавание и изучение строятся с учетом тесного взаимодействия с учебными дисциплинами, представляющими все отрасли юридической науки.

1.1. Цель изучения дисциплины: получение знаний об основных этапах развития государства и права отдельных стран в хронологической последовательности и учетом конкретно-исторических особенностей, особенностях развития национальных правовых систем, их правовых институтов и норм, формирование юридического понятийного аппарата и навыков юридического мышления.

1.2. Задачи изучения дисциплины:

- раскрыть основные понятия государства и права;

- сформировать основы юридического правосознания.

1.3. В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

– иметь представление: об основных направлениях развития государства и права, общих закономерностях и особенностях проявления тенденций развития; о структуре органов государственной власти, управления и правосудия, роли юстиции в различных странах на разных этапах исторического развития; об особенностях формирования и действия правовых норм и институтов в различные исторические эпохи;

– знать: основные этапы в истории развития государства и права, качественные отличия содержания государственных и правовых институтов на этих этапах; основные способы правового регулирования экономических и социальных отношений; виды прав, способы реализации, порядок приобретения, объем и способы юридической защиты;

– уметь: определять факторы, влияющие на направления государственного и правового развития отдельных стран; делать содержательный анализ правовых норм на основе памятников права, включая соответствие этих норм требованиям экономики и социально-политической жизни конкретных стран; грамотно формулировать юридическую фабулу конкретной ситуации; соотносить поведение субъекта с правовым эталоном, принятым обществом;

– иметь опыт: ведения дискуссий по правовым вопросам; правового анализа документов, практических ситуаций, правовой квалификации событий и действий.

Согласно учебному плану общий объем изучения дисциплины составляет 108 аудиторных часов и завершается сдачей экзамена.


  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО дисциплинЕ
№ п/п Наименование тем и разделов Всего (часов) Аудиторные занятия Самостоятельная работа
В том числе
лекции семинары
  1 СЕМЕСТР        
Раздел I. История государства и права Древнего мира
1. Предмет и метод ИГПЗС. Возникновение государства и права.  
2. Государство и право Древнего Египта.  
3. Государство и право Древнего Вавилона.  
  Законы царя Хаммурапи.  
4. Государство и право Древней Индии.  
  Законы Ману.  
5. Государство и право Древнего Китая.  
6. Государство и право Древней Греции.  
  Особенности государств Древней Греции.  
7. Государство и право Древнего Рима.  
  Законы ХII таблиц.  
Раздел II. История государства и права в средние века.
8. Возникновение и развитие феодального государства и права.  
9. Государство Франков.  
  Салическая правда  
10. Государство и право Франции в средние века.  
  Кутюмы Бовези      
11. Государство и право Германии в средние века.  
  Уголовно-процессуальное уложение «Каролина»  
12. Государство и право Англии в средние века.  
  Великая хартия вольностей 1215 г.  
  Формирование правовой системы Англии (XI-XVII вв.)      
13. Государство и право Византии.  
14. Феодальное государство стран Центральной и Юго-Восточной Европы   _  
15. Арабский халифат и мусульманское право.  
  Мусульманское право.  
16. Государство и право Китая в средние века.  
17. Государство и право Японии в средние века.  
18. Государство и право Индии в средние века. _  
  Итого:
  2 СЕМЕСТР        
Раздел III. История государства и права Нового времени.
19. Возникновение буржуазного государства и права.  
20. Государство и право Англии в XVII- нач. ХХ вв.  
  Конституционное законодательство Англии XVIII-XIX вв.  
21. Государство и право США в XVIII- нач. ХХ вв.  
  Конституция США 1787 г.  
22. Государство и право Франции в XVIII – нач. ХХ вв.  
  Конституционное законодательство Франции в XVIII в.  
  Гражданское и торговое право Франции в XIX в.  
  Уголовное право и судебный процесс во Франции в XIX в.  
23. Государство и право Германии XIX – нач. ХХ вв.  
  Гражданское и торговое право Германии по ГГУ 1896 г. и ГТК 1897 г.  
  Уголовное право и судебный процесс в Германии в кон. XIX - нач. XX вв.  
24. Государство и право Японии XVII – нач. ХХ вв.  
25. Государство и право Китая XVII – нач. ХХ вв.  
Раздел VI. История государства и права в новейшее время.
26. Основные тенденции государственно-правового развития зарубежных стран в ХХ-ХХI вв.  
27. Государство и право США в XX-XXI вв.  
  Государственное регулирование экономики и социальных отношений в США в XX в.  
28. Государство и право Великобритании в XX-XXI вв.  
29. Государство и право Франции в XX-XXI вв.  
30. Государство и право Германии в XX-XXI вв.  
31. Государства Центральной и Восточной Европы в ХХ веке. _  
32. Государство и право Японии в XX-XXI вв.  
33. Государство и право Китая в XX-XXI вв.  
  Проблемы государственного и правового развития КНР.  
34. Государство и право стран Латинской Америки в XX-XXI в. _  
35. Образование независимых государств Азии и Африки в ХХ веке. _  
36. Основные изменения в праве промышленно-развитых стран в новейшее время.  
  Итого:

Промежуточный контроль - контрольные работы 1,2 семестр

Итоговая форма контроля - экзамен 1,2 семестр

  1. оЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

Работа студентов в ходе семестра будет оцениваться на основании следующих критериев:

1. Работа студента по дисциплине оценивается, исходя из 100 баллов;

2. Работа по дисциплине состоит из двух частей – работа в течение семестра и ответ на экзамене.

3. Распределение 100 баллов по этим двум частям осуществляется поровну – 50 баллов – на оценку работы в семестре и 50 баллов – на оценку экзаменационного ответа.

4. Если студент по уважительной причине (например, отсутствие по болезни) не набрал баллы в семестре, то с разрешения деканата ему предоставляется возможность набрать баллы за счет дополнительных видов работы (написание рефератов, тестов и т.д.).

5. В течение семестра студенты оцениваются по следующим позициям:

· Посещение занятий (не более 8 баллов за семестр)

* Присутствие на всех занятиях месяца – 2 балла

* Присутствие на половине занятий в месяц – 1 балл

Учитывается посещение как лекционных, так и семинарских занятий.

· Работа на занятиях

Семинарских

* Активная работа на семинаре, демонстрирующая владение необходимыми навыками и информацией – 3 балла.

* Менее активная работа с наличием незначительных ошибок или пробелов – 2 балла.

* Малоактивная работа или наличие ошибок в ответе - 1 балл.

* Если присутствующий студент демонстрирует неготовность к занятию – 0 баллов.

Лекционных

* интересные вопросы студентов – 1-2 балла.

* ответы на задаваемые лектором вопросы – 1-2 балла.

* ответы на краткие письменные экспресс-опросы – 1-3 балла.

· Контрольные работы

* Работа, написанная на «отлично» - 5 баллов.

* Работа, написанная на «хорошо» - 4 балла.

* Работа, написанная на «удовлетворительно» - 3 балла.

Активное участие в работе студенческих научных кружков, участие в конференциях, чтениях и т.п. могут стать основанием для получения дополнительных «премиальных» баллов.

6. Оценка ответа на экзамене.

· Ответ на «отлично» - 50 баллов

· Ответ на «хорошо» - 40 баллов

· Ответ на «удовлетворительно» - 30 баллов

7. Оценка в экзаменационную ведомость по дисциплине.

Если в сумме за работу в семестре и ответ на экзамене получено:

· 52 – 69 баллов - в экзаменационную ведомость ставится оценка «удовлетворительно»

· 70 – 84 баллов – в экзаменационную ведомость ставится оценка «хорошо»

· 85 – 100 и более баллов – в экзаменационную ведомость ставится оценка «отлично».

Наши рекомендации