Развивающие игры для детей второго года жизни

Введение

«Что ты больше всего любишь делать?» На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!». Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостах. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. В Младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Кроха с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель — познание мира, остается неизменной. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не всегда в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей родителей на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Рассмотрим ситуацию: перед крохой выложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребенок первым делом? Конечно, возьмет их в руки, попробует на зуб, попытается куда-нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Взрослый же может показать малышу, как из треугольника и прямоугольника строится домик, обратит внимание на то, что все фигурки отличаются друг от друга, но даже разные изображения могут иметь что-нибудь общее, например, цвет и т.д. Малыш вновь заинтересуется, и материал, не заслуживший с первого взгляда его одобрения, будет восприниматься как источник вдохновения. И это касается любой сферы деятельности ребенка. Родители — первые наставники своего ребенка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь зависит от его ближайшего окружения, от того, насколько правильно мама и папа сумеют выбрать ориентиры для воспитания и развития своего ребенка. В последние несколько лет молодые, родители все чаще сталкиваются с термином «раннее развитие ребенка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов еще не высказал мнения о том, что раннее развитие - вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребенка в возрасте до трех лет особенно восприимчив к

информации, идущей извне, и может усваивать ее в достаточно большом объеме. По утверждениям специалистов, именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Как уже было сказано, основной деятельностью детей на данном этапе является игра, и задача родителей — сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. Создание индивидуальной программы обучения ребенка в наше время не представляет особой сложности: большое количество методической литературы, специализированные детские центры, готовые развивающие игрушки и многое другое — готовы прийти на помощь родителям в их стремлении

воспитать ребенка, как гармонично развитую личность.

Глава 1.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ИГР

Для того чтобы игра принесла ребенку максимальную пользу, следует придерживаться ряда несложных правил, в основном они касаются организационных моментов игры.

1. В раннем возрасте внимание детей довольно неустойчивое, поэтому, планируя проведение какой-либо игры, учитывайте эту возрастную особенность и не затягивайте процесс — любая игра должна длиться не более 5—10 минут, иначе малыш утеряет к ней интерес и действие не получит логического завершения.

2. Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед приемом пищи. Да и потом могут возникнуть трудности с восстановлением хода игры.

3. Если планируется занятие с использованием дидактических материалов, позаботьтесь заранее обо всех необходимых предметах, расположите их под рукой. Ведь маленький ребенок не станет

ждать, пока вы найдете ту или иную картинку или сходите в магазин за клеем.

4. Применяя готовые развивающие игры, не отдавайте их детям в постоянное пользование.

5. После проведенного занятия вместе с малышом аккуратно сложите и уберите игру до следующего урока.

6. Играя в ту или иную игру, не стоит слепо следовать приложенным к ней рекомендациям! Обязательно учитывайте уровень развития и индивидуальные особенности вашего малыша. Не старайтесь заставить кроху усвоить больше, чем он может. Каждую игру подстраивайте именно под своего ребенка.

7. Приучайте малыша к аккуратности. Побуждайте его приводить территорию в порядок после каждого

занятия. Кстати, уборку тоже можно провести в виде веселой игры.

Глава 2.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Вашему малышу - 1 год. Пройден один из самых важных и самых трудных этапов жизни ребенка — период младенчества. Какой же опыт сумел накопить кроха, преодолев 12 месяцев жизни? Скорее всего, ваш ребенок уже может стоять и ходить без посторонней помощи. Он уже не желает постоянно находиться в ограниченном пространстве—в кроватке или манеже. Именно в этот период познавательная деятельность малыша активизируется особенно интенсивно, а это значит, что юный исследователь обследует все шкафы, коробки и ящики в доме, проверит на вкус и прочность все предметы, попадающие в его поле зрения. Постарайтесь сделать ваш дом максимально безопасным для ребенка, но в то же время не перегружайте малыша гиперопекой. Ведь ушибы и падения тоже являются частью необходимого жизненного опыта. Не ограничивайте поисковую деятельность ребенка, позволяйте ему познавать окружающий мир всеми доступными для него способами и средствами, если они не противоречат правилам безопасности. Умение ходить в совокупности с повышенной активностью требует от малыша определенных навыков, поэтому старайтесь уделять больше времени физическому развитию ребенка. Проводя занятия в игровой форме, учите кроху бегать, прыгать, лазать. Подбирайте упражнения, способствующие развитию координации движений, укреплению мышц тела. Специальных занятий требует и развитие свода стопы ребенка, так как в этот период она обычно уплощена. Разрешайте малышу ходить босиком по поверхностям с разными покрытиями, одновременно это способствует и развитию тактильных ощущений.

Что же еще умеет ребенок второго года жизни? Вполне возможно, что хватательная функция рук вашего малыша уже достаточно развита и он может подбирать с пола как крупные предметы, так и мелкие, с помощью большого и указательного пальцев. Чтобы усовершенствовать эти навыки, способствуйте развитию мелкой моторики и тактильных ощущений: знакомьте ребенка с предметами

различных форм и размеров, используйте в играх бумагу и ткань разной фактуры, организовывайте игры с мелкими предметами — пуговицами, крупой, бусинами и т.п. Но при этом внимательно следите за тем, чтобы предметы игры не оказались во рту у ребенка. В этот же возрастной период ребенок овладевает основными навыками самообслуживания: в течение второго года жизни малыш обучается самостоятельно есть, пить из чашки, снимать с себя некоторые предметы одежды. В этот же период начинается интенсивное развитие речи малыша. Если к первому Дню рождения ребенок оперирует несколькими короткими словами — «мама, папа, баба, дай», — то к концу года умеет строить простые

предложения, формулировать свои просьбы, выражать некоторые чувства и эмоции. Помогайте крохе в освоении этой нелегкой науки. Как можно больше разговаривайте с малышом, задавайте ему вопросы, требующие развернутого ответа, интересуйтесь мнением ребенка по тому или иному поводу, побуждайте его выражать свои желания словами, а не мимикой. Как можно чаще играйте в речевые игры, используя потешки, стихи, песенки. Читайте ребенку сказки, забавные истории. Следите за тем, чтобы ваша речь была понятна ребенку, но не стоит переходить на «детский» язык и общаться с малышом, копируя его произношение. К любому занятию с ребенком подходите творчески, старайтесь увлечь, заинтересовать кроху. Придумывайте и творите вместе с малышом, будьте искренни в любых проявлениях, ведь ни одна, даже самая интересная, игра не займет ребенка, если мама рядом будет зевать от скуки.

Наши рекомендации