Хеттское общество и государство
Хеттское государство
Страна, явившаяся ядром Хеттской державы, находится в восточной части центрального плато Малой Азии. Она в основном расположена по среднему течению реки Галис (ныне Кызыл-Ирмак, в Турции). Впоследствии, примерно с VI—V вв. до н. э., эта страна стала называться Каппадокией.
Эта страна представляет собой плато, окружённое горами, отделяющими его от Чёрного и Средиземного морей. Вследствие этого, несмотря на близость морей, климат здесь континентальный, атмосферных осадков выпадает немного. Для земледелия здесь, по большей части, необходимо искусственное орошение; но реки несут мало воды и, в связи с узостью речных долин, для искусственного орошения использовать их трудно. Окрестные горы богаты камнем, лесом, а также рудами; местное население рано освоило плавку металлов.
Древнейшее известное нам население этой страны называло себя хатти. Изучение его языка привело исследователей к заключению, что это был не индоевропейский язык; наиболее часто высказывается предположение, что этот язык был родственен языкам современного Кавказа и Закавказья. Хатти были группой разрозненных, в основном скотоводческих племён, живших в конце III тысячелетия ещё первобытнообщинным строем, хотя этот строй находился уже в стадии разложения. Ещё к началу II тысячелетия хатти серьёзно отставали по уровню своего общественно-экономического развития от рабовладельческих обществ, сложившихся в Двуречье и Египте.
Хозяйственная жизнь и общественные отношения
Источники свидетельствуют о значительном развитии производительных сил в стране хеттов к XVI в. до н. э. Бронзовые орудия труда к тому времени уже решительно преобладали. Хотя скотоводство, возможно, продолжало преобладать в хозяйственной жизни страны, однако относительно развитым стало и земледелие, причём, несмотря на неблагоприятные природные условия, зарождается и ирригационное земледелие. Возникают различные ремёсла, и достигает значительных размеров торговля.
Чрезвычайно обогащавшаяся во время успешных завоевательных походов хеттская знать приобретала в лице рабов, захваченных на войне, необходимую рабочую силу для организации крупных частных хозяйств на землях, ранее бывших племенной собственностью. Процесс приспособления классом рабовладельцев старой племенной организации к своим нуждам и формирования государства был длительным. После его завершения в период царствования Телепину, во второй половине XVI в. до н. э., и был составлен упоминавшийся нами древнейший хеттский исторический источник, описывавший события от времён Табарны (Тлабарны) до времени Телепину.
Для изучения общественных отношений у хеттов большое значение имеют несколько десятков тысяч клинописных документов, обнаруженных в государственном архиве хеттских царей, открытом при раскопках в Богазкёе (в современной Турции, недалеко от Анкары), где находилась столица Хеттской державы — Хаттуса. В этом архиве обнаружены анналы, судебники, договоры с другими государствами, дипломатическая переписка, хозяйственные документы и т. д.
Характерные особенности рабовладельческого Хеттского государства ярко отражаются в договорах хеттских царей с царями других государств. Так, крупнейший из правителей Хеттской державы, Суппилулиума, значительно расширивший победоносными походами границы своего государства на рубеже XV и XIV вв. до н. э., требовал от союзников помощи в том случае, если “царь страны Хатти выступит в поход для захвата добычи”. Необходимо было избежать столкновений между союзниками при разделе добычи, и поэтому в письменных соглашениях тщательно разбирался вопрос, на какую часть военной добычи имело право каждое из союзных войск. Так, например, город, принадлежавший одному из союзных государств, передавался после подавления восстания той из договаривавшихся сторон, которая им раньше владела. При совместных военных действиях против врагов, политически независимых от обоих союзных государств, договор устанавливал для каждой из сторон причитавшуюся ей часть добычи движимого имущества, а вопрос о владении захваченной территорией оставался временно открытым.
Столь детальная разработка вопроса о разделе военной добычи не может удивлять, поскольку войны Хеттского государства вызывались настойчивым стремлением захватить людей и скот. Многочисленные свидетельства хеттских текстов это подтверждают. Так, царь Мурсили II (около 1340 г. до н. э.) с гордостью сообщал в своих анналах о грабительских походах своего отца Суппилулиумы: “Когда мой отец был в стране Каркемиш, послал он Лупакки и Тесубцальма в страну Амка (области, примыкающую к Нижнему Оронту), и они пошли в поход, напали на страну Амка и привели добычу людьми, крупный и мелкий скот к моему отцу”. Сам Мурсили II не отставал от своего отца в жадной погоне за “добычей людьми”. Он сообщает в разделе своих анналов, посвящённом войне в стране Арцава (к югу от страны хеттов), о громадном количестве людей, захваченных, здесь его войском: “Когда я всю страну Арцаву победил, что я, Солнце (титул хеттского царя), добычей людьми в дом царя привел,— это было всего 66 000 людей добычи. То, что владыки (т. е. знать), войска, колесничие из Хаттусы привели в качестве добычи людьми, крупного и мелкого скота, нельзя было сосчитать”. Сообщениями о числе захваченных людей и об отправке их в Хаттусу пестрят анналы Мурсили II. Охота за людьми оставалась основным стимулом войны до конца существования Хеттской державы.
При поверхностном изучении хеттских законов обращает на себя внимание, казалось бы, большая мягкость наказаний, которые устанавливали эти законы, по сравнению с законами шумеров, вавилонян, ассирийцев, евреев, египтян. Однако следует подчеркнуть, что эта “гуманность” хеттских законов является лишь кажущейся, так как законы были мягкими только по отношению к свободным, но они были чрезвычайно жестокими по отношению к рабам.
Действительно, за кражу свободный человек должен был платить лишь штраф в 12 сиклей, заменивший штраф в 1 мину (60 сиклей или около 0,5 кг серебра), установленный более древним законодательством. Раб за то же преступление платил меньший штраф, который вносил, конечно, не он сам, а его хозяин, но зато раб карался отрезанием ушей и носа. В случае поджога свободный должен был лишь снова построить дом, но “если раб поджигает дом и если (даже) хозяин его возместит убыток, то (всё же) рабу отрезают нос и уши и передают его хозяину”. Подобная же дифференциация в наложении кары по отношению к свободным и рабам имеется и в статье, связанной с суеверным представлением о магическом злоупотреблении чьим-либо именем с целью причинить вред: “...если свободный человек убьёт змею и назовёт при этом имя кого-либо, то он должен уплатить за это мину серебра; если же это сделал раб, то он должен за это умереть”. Вообще через все законы хеттских царей проходит красной нитью противопоставление раба свободному человеку, называемому или просто “мужем”, или же “мужем чистым”.
По отношению к непокорным рабам хеттские законы были значительно более жестокими, нежели законы Хаммурапи, поскольку за сопротивление своему господину хеттский раб предавался мучительной смерти, а вавилонский раб подвергался лишь отрезанию уха.
Возможность брака раба со свободной женщиной была ограниченной: наряду с двумя статьями, допускавшими брак между свободной женщиной и рабом, мы имеем две статьи, которые должны были препятствовать сожительству свободной женщины с рабом. Рабы, от сожительства с которыми хеттские законы стремились удержать свободных женщин, были, конечно, не рядовыми рабами, а рабами, занимавшими привилегированное положение, подобно “рабу сокровищницы” или “рабу престолонаследника”. Что же касается большинства рабов, то они, конечно, не могли заплатить требовавшуюся “цену жены”, так как не владели ценным имуществом.
Что рабы были лишены средств производства, засвидетельствовано несколькими документами. Один из них говорит о положении рабов в хозяйстве крупного рабовладельца. Это царская дарственная грамота на рабов, скот и земли конца XIII в. до н. э., данная одной из дворцовых женщин высокого ранга. Здесь за перечислением общего количества рабов по полу, возрасту и профессии следует перечисление скота:
“10 голов крупного скота челяди, 10 голов крупного скота дома повинности царю, 105 овец, 2 лошади, 3 мула”. Первый пункт в перечислении даёт основание думать, что рабам в большом имении могло принадлежать некоторое количество скота, который, однако, включался в состав собственности рабовладельца. Перечисление скота сменяется перечислением земельных участков, но здесь нет указаний на то, чтобы часть земельных участков принадлежала рабам. Основная масса скота, а также вся земля находились в непосредственном владении землевладельца и рабовладельца. В маленьких же хозяйствах, на наделах тяжеловооружённых воинов, рабы не владели и скотом, как об этом свидетельствует одна из статей законов: “...если воин и его оруженосец вели совместное хозяйство и разъединяются и разделяют свой дом, то воин может, если их хозяйству принадлежит 10 голов (т. е. рабов), взять 7 голов, а 3 головы может взять оруженосец. Крупный и мелкий скот они делят так же”. О скоте рабов здесь нет речи, хотя упоминание его было бы весьма естественным при подобном дележе. В пользу того, что раб, как общее правило, был лишён имущества, говорят и статьи законов, посвящённые карам рабов за их преступления, поскольку они свидетельствуют об ответственности рабовладельца за убытки, нанесённые его рабом.
Следует добавить, что если хеттские законы были жестокими в отношении рабов-военнопленных, то они не были мягкими и по отношению к тем свободным, которые попадали в положение рабов-должников. Хеттские законы не содержат оговорок, которые имеются в аналогичном случае в памятниках ассирийского права, о хорошем обращении с такими бедняками.
Новое законодательство хеттских царей требовало уплаты пени не только в случае увечья, но и в случае убийства. За преднамеренное убийство виновный должен был отдать семье убитого 4 рабов, а за убийство по неосторожности —2 рабов, а по более позднему дополнению к законам— убийца платил серебром. Рабовладельческая знать, имущественно наиболее мощная и склонная к насилиям в отношении экономически слабых слоев общества, могла тем самым оставаться почти безнаказанной за совершаемые ею преступления. Крупные рабовладельцы могли, не боясь угрозы применения к ним принципа “око за око, зуб за зуб” и права кровной мести, расправляться со всеми неугодными им лицами. Некоторые представители хеттской знати, как нам известно, имели до сотни и больше рабов, а поэтому им ничего не стоило отдать за убийство своего врага 2 или 4 рабов, а за телесное повреждение — некоторую сумму серебра.
Хеттское законодательство давало возможность знати не только расправляться со своими врагами из среды мелких рабовладельцев, но также и расширять, по существу безнаказанно, своё рабовладельческое хозяйство за счёт хозяйства тех же мелких рабовладельцев. Так, хеттские законы карали лицо, укравшее раба, не смертью, а одним лишь денежным штрафом. За укрывательство беглого или украденного раба хеттское законодательство также налагало один лишь денежный штраф, хотя и весьма значительный. Законы же Хаммурапи, как было указано выше, устанавливали и за кражу раба и за его укрывательство смертную казнь, а не пеню. Последняя, конечно, не могла удержать крупного рабовладельца от соблазна усилить своё хозяйство включением в него беглых рабов. Следовательно, отсутствие в хеттских законах угрозы смертной казнью за кражу и укрывательство рабов следует сопоставить с отказом тех же законов от принципа “око за око, зуб за зуб” и права кровной мести. Это явления одного и того же порядка, свидетельствующие о господстве в Хеттском государстве крупной рабовладельческой знати.
Авторитет суда представителей знати утверждался хеттскими законами в той же мере, как и суд самого царя. Лицо, позволившее себе издеваться над судом царя, уничтожалось вместе со всей семьей, а виновнику и непризнании суда сановника рубили голову.
Основная масса свободного населения была организована в общины, по-видимому уже сельские, а не родовые. Назывались эти общины в хеттских документах термином, означающим и большой город и небольшое селение. В состав территорий сельских общин входили поля “человека оружия”. Документы отмечают и наличие полей “человека повинности”, т. е., по-видимому, тех лиц, которые вели хозяйство на царской земле. Повинности, выполняемые свободными, назывались саххан и луцци. Совокупность работ, требовавшихся повинностью саххан и повинностью луцци, обнимала собой, согласно свидетельству одного из источников, мотыжение, пахоту, доставку телег, колёс, топлива, зерна, соломы, шерсти, мелкого скота, кормление гонцов, а также работы на начальника области, начальника пограничного округа, начальника города, строительные работы, предоставление тягловых лошадей.
Некоторая часть полей “человека повинности” была предоставлена гражданским чиновникам, но число подобных наделов было, несомненно, очень незначительным, поскольку в Хеттском государстве почти все должности государственного аппарата были тесно связаны с военной организацией.
В договорах хеттских царей с союзными или с подчиненными им государствами неоднократно встречается следующее условие: “Если из страны (такой-то) бежит какой-нибудь свободный человек в страну Хатти, то я тебе его не выдам, ибо выдавать беглеца из страны Хатти нехорошо. Если же это пахарь или ткач, плотник, кожевник или какой-нибудь ремесленник и он не захочет работать и станет беглым и придет в страну Хатти, то я его схвачу и выдам тебе”. В такого рода документах противопоставление свободного некоторым категориям тружеников, бывших, видимо, несвободными, обнаруживается вполне отчётливо.
Хотя торговля играла немалую роль в Хеттском государстве, но купец в общественном отношении стоял не выше ремесленника. По крайней мере убивший купца по неосторожности уплачивал ту же пеню, что и виновный в убийстве раба по неосторожности.
Важнейшим источником для определения общественных отношений в Хеттском государстве являются законы хеттских царей, ставшие известными историкам на несколько десятилетий позже, нежели законы царя Хаммурапи. В богатой сокровищнице богазкёйского архива едва ли не самыми ценными текстами являются две большие, правда, несколько повреждённые, клинописные таблицы, сохранившие часть законов хеттских царей. Благодаря ряду имеющихся фрагментов параллельных текстов содержание таблиц, в особенности одной из них, было почти полностью восстановлено. Эту таблицу можно датировать примерно концом XIV в., а другую—первой половиной XIII в. до н. э.
Законоположения, выписанные в первой таблице, позже подвергшиеся переработке, трактуют вопросы уголовного права (убийство, преступления против личности, кража скота, кража в домах и закромах, поджоги закромов, бегство и укрывательство рабов, похищение рабов и свободных), семейного права, положения воинов и т. д. Что касается второй таблицы, то она производит впечатление беспорядочной выписки самых разнообразных дополнительных положений с прибавлением обширного тарифа цен на различные товары. К некоторым статьям, выписанным в первой таблице, писец добавлял замечания о том, что внесло новое законодательство в старое право.
Сравнивая хеттские законы, насколько они нам известны по данным табличек богазкёйского архива, с законами Хаммурапи, можно заметить несколько большую детализацию права в хеттских памятниках. Так, например, кражи различных видов скота трактуются, в противоположность законам Хаммурапи, в различных частях хеттского сборника весьма подробно, что, пожалуй, и неудивительно в обществе, в котором скотоводство играло ещё и в это время значительную роль. В других случаях следует искать причину большей детализации законодательства хеттских царей в большой сложности социально-экономических условий Хеттской державы, объединившей в XIV в. до н. э. на сравнительно долгий срок обширную территорию. В одном отношении хеттское право было значительно более совершенным, нежели законы Хаммурапи, а именно в отношении кары за убийство. Хеттский законодатель принимал во внимание наличие злого умысла или отсутствие его у виновного: умышленное убийство каралось двойным штрафом по сравнению со штрафом за такое убийство, когда “грешит лишь рука” убийцы. В позднейшей переработке первой таблицы в случаях убийства купца предусматривались три возможные причины преступления: убийство купца с целью грабежа, убийство из мести, а не из корысти и, наконец, убийство по неосторожности. Что же касается законов Хаммурапи, то в них лишь в малой степени учитывалась злая воля.
Внешняя политика
На рубеже XVIII и XVII вв. до и. э. в стране хеттов имелось несколько сильнейших племён, боровшихся между собой за гегемонию. Центрами общественной жизни и управления у этих племён были хорошо укреплённые населенные пункты, которые уже можно назвать городами. Наиболее важными из этих городов были Неса, Куссар и Цалпа. Очевидно, диалект области города Неса и лёг в основу хеттского языка. Эти города возглавлялись вождями, которые уже значительно выделились из массы рядовых общинников, поэтому некоторые учёные и считают их царями. В борьбе хеттских царьков за гегемонию успех сопутствовал Анитто —правителю Куссара. Он разрушил город Хаттуса, оплот протохеттских племён, подчинил Несу и сделал её своей столицей.
Ещё более удачливым завоевателем был один из преемников Анитты — Табарна (Тлабарна), имя которого стало нарицательным в качестве титула главы Хеттского государства. Хеттские тексты начинают историю страны именно с его правления.
Табарна (Тлабарна), опираясь на силы племенного союза, подчинил различные территории восточной части Малой Азии. Его сын Хаттусили продолжал завоевания и направил свои походы в Сирию, против города Хална (Алеппо), но после его смерти, согласно позднейшему источнику, восходящему ко времени царя Телепину, “рабы царевичей восстали, они начали их дома разрушать(?), своих господ продавать (?) и проливать их кровь”. Надо полагать, что речь здесь идёт о восстании порабощённого населения покорённых областей, воспользовавшегося раздорами в среде знати хеттского племенного союза. Следует отметить, что текст подчёркивает сплочённость племенного союза, имевшую место как при Табарне, так и при Хаттусили: “...тогда его сыновья, его братья, его свойственники, его родственники и его воины (вокруг царя) были объединены”. Поскольку источник отмечает восстание “рабов” против “царевичей”, а не против “царя”, то, по-видимому, речь идёт о периоде после смерти Хаттусили, когда вопрос о его преемнике ещё не был решён, что и привело к смутам в среде хеттских племён.
Опасность, вызванная восстанием в завоёванных областях, привела к дальнейшему усилению складывающейся царской власти. На царский престол вступил один из сыновей Хаттусили, по имени Мурсили. Источник отмечает, что вокруг него были собраны его сыновья, братья, свойственники, родственники и его воины. Восстание покорённых областей, по-видимому, побудило хеттскую знать к большей сплочённости. При Мурсили столица была переведена в Хаттусу, древний центр протохеттских племён, разрушенный в своё время Аниттой. Переводом столицы в Хаттусу Мурсили, очевидно, хотел подчеркнуть, что теперь завершилось объединение племен, носителей несийского языка, и протохеттских племён — коренного населения страны.
В полном соответствии с интересами знати, жаждавшей грабежа и наживы, опираясь на силы ещё более сплочённого объединения, Мурсили решил предпринять далёкие походы в области, лежавшие за пределами Малой Азии, — в Северную Сирию и вниз по Евфрату — в Вавилонию.
В это время в Передней Азии ещё существовало обширное, но внутренне непрочное объединение гиксосов, которые в середине XVIII в. до н. э. подчинили себе северную часть Египта. Но в конце XVII в. до н. э. Южный Египет уже достиг значительных успехов в борьбе с гиксосами. По-видимому, под влиянием именно этих успехов египетского оружия Хаттусили, а затем и его сын Мурсили получили возможность направить свои походы в область города Халпы, который, как предполагают, являлся опорным пунктом гиксосов на севере. С другой стороны, походы хеттских царей на Халпу, несомненно, должны были облегчить фараонам Египта XVII и XVIII династий окончательное изгнание гиксосов из долины Нила. О походе Мурсили на названный город хеттский источник повествует следующими краткими словами: “Он (т. е. Мурсили) пошёл на Халпу и разрушил Халпу и привёл пленных из Халпы и их имущество в Хаттусу”. Взятие Халпы следует датировать примерно 1600 г. до и. э. Вскоре после этого в результате победы хеттского паря и побед египетского фараона Яхмоса I, основателя XVIII династии, непрочное военное объединение, созданное гиксосами, распалось.
После своей победы в Северной Сирии хетты предприняли поход против Вавилонского государства, которое в это время уже не могло оказать серьёзного сопротивления, будучи ослабленным внутренними смутами и непрерывными внешними войнами. Хеттский царь заручился союзом с хурритским государством Митанни, завладевшим — по-видимому, ещё в конце XVIII в. до н. э. — Северной Месопотамией. Опираясь на помощь своего союзника, Мурсили беспрепятственно достиг Вавилона и, разграбив знаменитый город, вернулся с богатой добычей в Хаттусу. Впоследствии, вероятно, в связи с вопросом о престолонаследии, Мурсили. стал жертвой дворцового заговора, и после этого в течение ряда лет хеттское общество потрясают смуты и восстания.
Опираясь на свою военную организацию Хеттская держава вела непрерывные войны в течение двух с половиной веков, начиная со второй половины XV в. и до конца XIII в. до н. э.
Основным врагом хеттов в XV в. было государство Митанни в Северной Месопотамии, войны с которым начались ещё раньше. Войны эти были для обеих сторон тяжелыми и изнурительными, ни одной из сторон долго не удавалось добиться решительного успеха. Постепенно превосходство, однако, переходит к хеттам, поскольку митаннийцам приходилось воевать и с Египтом.
Хеттский царь Суппилулиума, правивший ряд десятилетий, начиная с конца XV в. до н. э., используя дворцовые перевороты и смуты в Митаннинском государстве, смог вести столь удачные войны, что захватил большую часть территории Митанни. Он превратил эту недавно ещё мощную державу в подвластное ему государство, царём которого был его же, Суппилулиумы, ставленник. После решшительной победы Суппилулиумы над Митаннийской державой для хеттскою наступления на юг серьёзного противника уже не было, так как внутренняя обстановка, сложившаяся в Египте в результате мероприятий фараона Эхнатона, ограничивала возможность проведения прежней египетской военной политики.
В это время Хеттское государство и вступило в борьбу с Египтом за обладание Сирией. Союзниками Суппилулиумы явились степные племена хапиру, которые в это время повели наступление на плодородные земли Сирии и Палестины. Войскам Суппилулиумы противостояли лишь отдельные небольшие государства Сирии и Палестины, почти не поддерживаемые ни одним из крупных государств. Хеттские войска совместно с хапиру завоёвывали город за городом в Сирии и Финикии. Тщетно местные царьки и даже правитель Кипра предостерегали фараона от хеттской опасности. Эхнатон, целиком занятый проведением своих реформ и преодолением сопротивления, оказываемого ему внутри Египта, или не присылал войска, или присылал помощь явно недостаточную. Поэтому хетты и их союзники продвигались все дальше на юг, урезывая Египетские владения в Азии.
После смерти Эхнатона наступил даже момент, когда казалось, что Хеттская держава подчинит себе и Египет. Царица Египта (вдова Тутанхамона), опасаясь смут, обратилась к Суппилулиуме с просьбой о присылке сына его, чтобы последний стал её мужем и тем самым царём Египта. Хеттский царь после повторной просьбы царицы Египта послал своего сына в Египет, но он погиб, как уже говорилось, в результате организованного египетской знатью заговора. Это привело к новой кровопролитной войне между обоими государствами, причём с явным перевесом в пользу хеттов. Но египетские пленные, захваченные в этой войне, занесли в страну хеттов эпидемическую болезнь, свирепствовавшую в то время в долине Нила. В результате убыли населения Суппилулиума уже не был в состоянии в последние годы своего правления вести войну столь энергично, как раньше.
Война возобновилась с прежней силой при его сыне Мурсили II (около 1360— 1330). Своими непрерывными походами, направленными против восставших областей и против врагов, угрожавших границам Хеттского государства, Мурсили II пытался сохранить единство обширной державы, созданной при его отце. В это время Египет уже стал оправляться от внутренних потрясений. На путь завоеваний начала становиться Ассирия, превратившаяся теперь в опасного противника. На северо-востоке усилился напор каскейских (возможно, абхазо-черкесских) племён. Война с Египтом шла некоторое время с переменным успехом. Самым известным событием этой войны была знаменитая битва при Кадеше (1312 г. до н. э.) между войсками хеттского царя Муватталлу и фараона Рамсеса II, в которой хеттский царь, являвшийся искусным полководцем, не был, однако, в состоянии довести свой первоначальный успех до победы. По-видимому, не доверяя своей пехоте, противостоявшей колесничим, происходившим преимущественно из знати, Муватталлу не решился кинуть ее в бой. Этим он выпустил из своих рук победу. После битвы при Кадеше, для которой хетты собрали все силы, какими они располагали, начинается постепенное ослабление Хеттской державы. Впрочем, и египтяне никак не могли добиться решительного успеха, вследствие всеобщей враждебности к ним населения Сирии.
Хеттский царь Хаттусили III был вынужден (по принятой советскими учёными хронологии—в 1295 г. до н. э.) заключить с Рамсесом II мир. Иероглифическая копия мирного договора была увековечена на стенах египетского храма. Клинописных копий договора известно несколько (часть одной из них хранится в Государственном Эрмитаже). Рамсес II согласился заключить мир на условиях, вполне приемлемых для Хеттского государства, удержавшего за собой основную часть Сирии. Заключение мира, возможно, было ускорено угрозой, возникшей для воюющих государств со стороны усилившейся в это время Ассирии. Мир между обеими державами был закреплён бракосочетанием Рамсеса II с дочерью хеттского царя.
Хеттское государство продолжало быстро слабеть. Как кажется, оно вело непосильную борьбу с восстаниями народных масс и рабов, восстаниями, порождёнными хозяйничанием рабовладельческой знати. Слабеющее государство подвергалось постоянным нападениям своих соседей на юго-востоке, на севере и западе. Оно было вынуждено теперь искать постоянной помощи у Египта и в виде вооружённой силы и в виде поставок зерна.
Хеттское государство располагало значительным постоянным войском, в состав которого входили как колесничие, так и тяжеловооружённые пешие воины; их наделы в сельских общинах были обеспечены достаточным количеством рабов, и они поэтому могли на длительное время отрываться от своего хозяйства. Все боеспособные представители знати входили в состав отрядов колесничих. Знать тем самым ещё более укрепляла свое положение, поскольку колесницы были основной ударной силой в войсках того времени. Хеттами применялись боевые колесницы большой мощи, хотя и меньшей маневренности, нежели колесницы, которыми располагали враждебные армии, как, например, войско египетского царя. Хетты ввели колесницы с экипажем из трех лиц (бойца, его оруженосца и возницы), а то из двух (бойца и возницы). Таким образом, боец на хеттской колеснице охранялся от стрел и дротиков своим оруженосцем. Поскольку колесничие решали исход сражения, то и львиная доля добычи людьми, скотом и прочим имуществом доставалась им. Менее значительной была боевая сила хеттской пехоты. Хеттские цари укрепляли своё войско еще вспомогательными отрядами, которые предоставлялись союзными и зависимыми государствами и племенами.
Организация брака и семейных отношений свободных граждан
К свободному классу хеттского общества относились жители коренных хеттских городов. Они были освобождены от повинностей в пользу государства и храма. К таким гражданам относятся жрецы, представители знати, царские сановники (по-видимому представители царя), также крупные землевладельцы.
В Хеттских законам мы встречаем относительно немного статей, посвященных браку и семье, в отличие, например, от законов Хаммурапи. В нашем случае указаны лишь исключительные случаи или преступления, связанные с данной темой. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в Хеттском обществе периода Нового царства (а именно этим периодом датируется большинство законов) хетты все еще пользовались обычным правом и могли урегулировать семейные отношения при помощи традиций. Такими регулировщиками в поселениях являлись старейшины, которые не только решали данные вопросы, но и управляли всеми делами сообщества. Но и из тех законов, что мы имеем для исследования, можно сделать несколько интересных выводов о браке и семье свободных хеттов.
Семья была патриархальной, и авторитет отца был явно непоколебим. Он имел право продать своих детей за долги, продать даже свою жену, в случае, если он от нее уходит.
Если мужчина уходит от женщины…то он может продать ее; тот же, кто ее купит, должен дать 12 сиклей серебра.
Также, как считает О.Р.Генри, в хеттском обществе существовал «обычай лавирата, по которому вдова становилась женой брата покойного мужа, или его отца, или любого другого родственника». А такой обычай мог быть «только в обществе, где главенствующую роль играл мужчина». Слова автора вполне подтверждаются одной из статей закона:
Если у мужчины есть жена и если мужчина умрет, его брат возьмет его жену, потом отец его берет ее. Если его отец также умрет, то один из сыновей его брата возьмет жену, которая была у него.
Целью этого обычая было, очевидно, продолжение рода умершего. Правда, неясно, являлось ли это обязательным принципом для каждой вдовы. Но ясно одно – любое прелюбодеяние женщины при живом муже каралось смертью.
Все вышесказанное совсем не означает, что женщина-жена была абсолютно бесправна. Она имела право вместе со своим мужем выбирать мужа для своей дочери.
«А.Если девушка помолвлена с одним мужчиной, а другой ее уводит, должен возместить первому человеку то, что дал. Отец и мать ее не должны давать возмещение.
Б.Если отец и мать сами отдают ее другому мужчине, то отец и мать дают возмещение».
Также при неясных обстоятельствах мать могла отречься от сына (по мнению Дж.Маккуина – лишить наследства)
«Если мать отбросит свою одежду прочь от сына своего, то она изгоняет своего сына…».
Далее в Хеттских законах мы можем увидеть четко отрегулированный брачный обряд с выкупом, который при расторжении брачного соглашения (скорее всего – помолвки), жених должен получить обратно. За исключением того случая, если он сам откажется от девушки.
«Если мужчина еще не взял девушки себе и откажется от нее, то он должен потерять выкуп, который он за нее заплатил».
После смерти жены ее приданое оставалось там, где она жила. Если семья жила отдельно – все мужу. Если в доме отца – все оставалось там или доставалось ее детям.
«Если мужчина возьмет себе жену и приведет ее в свой дом, то он берет ее приданое вместе с ней. Если женщина там (в его доме) умрет, а ее имущество сжигают во время похорон, то мужчина должен получить ее приданое. Но если она умрет в доме отца своего и если остаются дети, то мужчина не должен получить ее приданое».
1.2 Землевладение и имущественные отношения
В Хеттских законах больше всего статей посвящены охране земельных владений и другого имущества.
Вообще ученые различают три типа земельных владений, существовавших в Хеттском царстве: царские земли, храмовые и земли, принадлежащие сообществу земледельцев.
Но в законах прослеживаются владения двух видов: ремесленников и общинников (по-хеттски «хиппарах»). В обоих случаях вместе с землей всегда прикреплялась какая-либо повинность.
Правда в первом случае земля могла свободно продаваться и покупаться.
«Если кто-нибудь купит все поле ремесленника, то он должен нести службу».
Но поля общинников не могли продаваться, в противном случае, купивший теряет уплаченные деньги.
«Общинник…несет службу, но никто не должен заключать торговой сделки с общинником. Никто не должен покупать его сына, его поля или его виноградника. Тот, кто вступит в сделку с общинником, должен потерять уплаченную цену. Что бы общинник не продал, он должен получить это назад².
Такое различие легко объясняется тем, что общиннику землю предоставлял царь за службу, а царские владения должны были всегда оставаться при нем. Ремесленнику, в свою очередь, как считает О.Р.Генри, земли давали крестьяне, владевшие ей сообща «в награду за то, что эти искусные мастера оказывали сообществу услугу».
Но земли не закреплялись за отдельным классом, а могли передаваться от одного к другому в случае исчезновения пользователя земли. Естественно переход осуществлялся вместе с соответствующей обязанностью.
«Если ремесленник исчезнет, а при нем есть человек, несущий повинность, и если этот человек скажет: «Это – моё дело ремесленника, а – это моя повинность», тогда он обеспечит себе скрепленную печатью запись на право владеть полями ремесленника, он по закону вступает во владения делом ремесленника и он должен нести повинность».
В таком случае, по мнению Э.А.Менабде, человек получает две повинности – ремесленника и свою.
Но царь вправе, подарив землю, освободить человека от повинности.
«Если кто-нибудь имеет поле как дар царя, то он должен нести службу. Если же царь освободит его, то он не должен нести службу»¹.
К крупнейшим землевладельцам относятся и храмы, которые также могли сдавать свои владения в аренду.
К имуществу свободного гражданина Хеттского царства относятся как хозяйственная утварь, скот, так и рабов. Собственность в Хеттских законах строго защищалась. Достаточно много статей посвящены данному вопросу. Из содержания мы видим, что сравнительно много вещей имелось в собственности у свободного человека: это и повозки, и различная хозяйственная утварь (кнуты, плуги, ножи и т.д.), водосточные желоба, скот и другое.
Если какой-нибудь свободный человек украдет плуг, а владелец его это обнаружит, то он его (вора) поставит посреди быков. Прежде делали так. Теперь же он должен дать 6 сиклей серебра»².
Но, несомненно, строже всего защищалось имущество дворца. Кражи порой карались смертью.
Если кто-нибудь украдет эмблему цахраи в воротах дворца, то он должен дать 6 сиклей серебра. Если кто-нибудь украдет бронзовое копье в воротах дворца, то он должен умереть.
Хотя, возможно, эти предметы в воротах дворца имели религиозное значение, отсюда и жестокость наказания, как кара божья.
Кражу же скота возмещали некоторым количеством аналогичных животных, правда, в многократном размере.
Если кто-нибудь украдет рунную овцу или барана, то прежде обычно давали 12 овец. Теперь же он должен дать 6 овец…
Также за порчу скота предусматривалось возмещение:
Если кто-нибудь выбьет глаз быку или лошади, то он должен дать 6 сиклей серебра.
Предусматривалось также наказание за кражу в доме и, кроме того, лишь за намерение ее совершить.
Если заранее схватят свободного человека, пока он еще не забрался в дом, то он должен дать 12 сиклей серебра.
Рабы тоже считались имуществом и защищались законом как любая другая собственность. Дж.Маккуин охарактеризовал ценность рабов в качестве имущества так: «… слуга рассматривался как лицо, жизнь и плоть которого подлежат охране;…и ценность слуг составляет ровно половину ценности жизни и здоровья свободного человека».²
Конечно, если смерть или искалечение было причинено хозяином, то ни о каком возмещении не могло быть и речи. Да и в законах об этом не упоминается. Скорее всего, если телесное повреждение или смерть причинена третьим лицом, тогда можно говорить о компенсации, но не лично рабу, а его хозяину.
Если кто-нибудь убьет во время ссоры раба или рабыню, то он должен сам доставить труп; 2 человека он должен дать взамен, мужчин или женщин соответственно…
Если кто-нибудь откусит нос рабу или бабыне, он должен дать 15 мин серебра.
Также за укрывательство беглого раба человек должен был отдать «плату за мужчину за 1 месяц 12 сиклей серебра, а за женщину за 1 месяц – 6 сиклей серебра».
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что свободные люди не только имели право на собственность, но и на ее законную защиту. В таком случае можно говорить, что в данном обществе уже существовала в какой-то степени неприкосновенность частной собственности. Это, в свою очередь, говорит о правильном пути хеттского законодательства в сторону прогресса.
Рабы
К несвободному классу людей в Хеттском обществе относились рабы (как царского дома и знати, так и простых свободных граждан), военнопленные (некоторые ученые утверждают, что это отдельный класс) или население захваченных территорий, кабальные должники и те, кто продан отцом в голодные годы.
В период Нового царства рабы полностью принадлежат хозяину, который мог делать с ним все что угодно. Раба считали лишь собственностью, вещью
Если свободный человек живет с рабынями-двоюродными сестрами (по материнской линии) и с их матерью, то наказания быть не должно.¹
Такая же ситуация (если она случается в одной и той же стране) со свободными женщинами является тягостным преступлением.
А в статье 196 рабы фактически приравнивались к овцам:
Если чьи-либо раб или рабыня совершат тягостное преступление, то их должны увезти и одного поселить в одном селении, другую в другом. 1 овца должна быть дана в возмещение за одного и одна овца – за другую².
Но рабы все же имели некоторые права и собственность. Они имели право заключать браки со свободными женщинами, прежде, конечно, по традиции, заплатив выкуп.
Если раб дает брачный выкуп за свободную женщину и возьмет ее себе в жены, то никто не может освободить ее от брачных обязательств³.
Сам факт того, что раб дает выкуп за женщину, свидетельствует о том, что у него этот выкуп есть, а, следовательно, есть какая-то собственность. Также за все свои проступки, где требовалась компенсация, раб расплачивался сам, что говорит о том, что у него имелись и денежные средства.
Если раб совершит кражу в хлебном амбаре и возьмет из хлебного амбара зерно, то он должен наполнить амбар зерном и дать 6 сиклей серебра.
Практически во всех случаях за свой проступок раб платил компенсацию в 2 раза меньше, чем свободный человек.
Если какой-нибудь свободный человек украдет плуг,…то он должен дать 6 сиклей серебра…Если он раб, то он должен дать 3 сикля серебра¹.
Но непонятно, почему одно преступление все же меняет этот принцип:
Если заранее схватят свободного человека, пока он еще не забрался в дом, то он должен дать 12 сиклей серебра. Если заранее схватят раба,пока он еще не забрался в дом, то он должен дать 24 сикля серебра².
Я думаю, что это было именно так, потому что рабу вообще возможно запрещалось входить в дом к свободному человеку (кроме дома хозяина, и то не всем), и в этом случае он нарушал фактически два запрета. Но это лишь мои догадки, подтверждение этому я не нашла.
Все же в одном случае хозяин обязан дать возмещение вместо раба – при поджоге дома. Это объясняется тем, что здесь следует построить новый дом и возместить все сгоревшее имущество. Естественно раб этого сделать не мог.
Если раб подожжет дом, то его хозяин должен дать возмещение вместо него. Они должны отрезать у раба нос и уши, и они должны отдать его назад хозяину. Если же тот (хозяин раба) не даст возмещение, то тем саамы он лишается его (раба)³.
Несколько другое положение в обществе имели рабы знати и царя. Они владели не только большей собственностью, чем рабы частных лиц, но и землей, правда, тогда они должны были нести воинскую повинность.
Раб царского мавзолея, раб сына царя и начальник над суппату (какая-то культовая должность), которые имеют поля среди полей ремесленников, должны нести службу.
2.2 Военнопленные
Несколько неясно положение в Хеттском обществе военнопленных. О них в Хеттских законах сказано очень мало, всего лишь в трех статьях, в двух из которых речь идет о земле.
40.Если он (человек, несущий повинность) откажется от дела ремесленника, то поля ремесленника объявляются пустующими и люди селения должны обрабатывать их. Если царь даст военнопленных, то они должны дать ему (одному из пленных) поля, и тот должен стать ремесленником¹
112.Если они дают военнопленному поле ремесленника, которое приносит зерно, то те не должны исполнять повинности в течение 3 лет; начиная с четвертого года он должен будет начать нести повинности вместе с ремесленниками².
По всей видимости государству были невыгодны пустующие земли, так как они не приносили доход. Поэтому военнопленные играли значительную роль в сельском хозяйстве, ведь нехватка рабочих рук особо остро ощущалась именно в новохеттский период, когда большинство свободных граждан уходило на военную службу.
Но получая землю, военнопленный лишь получал статус «ремесленника», а не «человек»
И третья статья, относящаяся к военнопленным, как раз доказывает, что они все же оставались зависимым населением:
…Если кто-нибудь спит с женщиной из рабынь-военнопленных и с матерью ее или с ее сестрой, то наказания быть не должно.³
Как мы уже знаем, что нет наказания, если речь идет в такой же ситуации о рабынях.