Посвящается 100-летию Ивана Николаевича Ларионова

ЛЕГЕНДЫ ОЗЕРА ЧУДСКОГО, ПРЕДАНЬЯ ПСКОВСКОЙ СТАРИНЫ

Псков. 1992

Переиздается по решению Ученого совета Псков­ского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповед­ника.

Ответственная за выпуск Автор вступительной статьи

М. А. КУЗЬМЕНКО, С. А. ВОЛКОВА

Посвящается 100-летию Ивана Николаевича Ларионова

Книга эта была издана дважды — в 1956 и 1959 гг., и на сегодня является библиографической редкостью.

Легенды и предания собраны и записаны И. Н. Ларионовым — известным краеведом, музейным работником, художником. «С юных лет меня влекло к себе, овеянное великими подвигами русских вои­нов и поэтическими легендами таинственное озеро Чудское», — пишет И. Н. Ларионов в своих воспоминаниях.

Его трудовая жизнь была посвящена изучению родного края, исторических памятников. Он знал здесь каждую пядь земли, каждый дом, с увлечени­ем рассказывал о родном городе.

Родился Иван Николаевич в 1892 году в Пскове. Учился в городской приходской школе. В 1909 г. закончил Рисовальные классы при Поганкиных палатах.

В молодые годы работал фотографом-ретушером. Известны его фотографические работы коллекций псковского купца Плюшкина Ф. М., фотографии Пскова в журналах «Русский паломник», «Новое время» и др.

В 1914 году он участвовал в подготовке выставки старины к XVI Всероссийскому съезду археологов.

5 декабря 1918 г. Ларионов И. Н. навсегда связал себя с изучением древнего Пскова, с псковскими музеями.

Созданный в первые годы Советской власти Псковский губернский комитет по делам охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы пригласил Ларионова на работу.

Иван Николаевич настойчиво изучает родной край, проводит много лекций, экскурсий, туристс­ких походов, активно включается в собирательскую работу.

1 апреля 1921 года при непосредственном участии Ларионова открывается Губернская картинная га­лерея.

Полотна, представленные здесь, были вывезены из дворянских поместий, приобретены у частных кол­лекционеров, приняты из Государственного музей­ного фонда.

В 1922 году участвует в спецкомиссии по изъятию церковных ценностей из церквей и монастырей Псковщины в помощь голодающим Поволжья. В его обязанности входит отбор изделий из серебра и золота, имеющих художественную или историчес­кую ценность.

Принимает активное участие в создании ленин­ских музеев, антирелигиозного, исторического, сос­тоит членом Общества краеведения, возглавляя его художественную секцию.

Иван Николаевич никогда не разлучается с моль­бертом, охотно делится знаниями и опытом с молодыми художниками. В 1912 году он впервые участ­вует в городской художественной выставке, органи­зованной художником Н. Ф. Роотом, учеником Ре­пина. Им написано огромное количество работ, по­священных любимому городу.

По его инициативе было создано Творческое объ­единение псковских художников, которое почти ежегодно, а иногда и чаще, в течение многих лет устраивало выставки своих работ. И. Н. Ларионов был председателем этого общества.

В годы Великой Отечественной войны Ларионов находится в эвакуации на партийной работе.

С освобождением Пскова Ларионов возвращает­ся в родной город, принимает участие в работе Чрезвычайной Комиссии по расследованию фашист­ских преступлений на Псковской земле.

В период восстановления музея Ларионов работа­ет заместителем директора по научной работе, с 1955 г. по 1963 год возглавляет Псковский музей.

Наряду с огромной организационной работой, чи­тает лекции по искусству, истории, краеведению, атеизму.

Иван Николаевич имеет более 30 печатных работ популярного, познавательного характера. Среди них: «Архитектура Пскова», «Легенды озера Чуд­ского», «По Пскову и области», «Псковская земля— древний льноводный край», «Поганкины палаты», «По туристским тропам Псковской области» и дру­гие.

Эти работы помогали развитию знаний о своем городе, любви к нему, уважению к его прошлому. Ларионов первым из псковичей занесен в Книгу Почета общества «Знание» РСФСР.

За большую работу по развитию музейного дела в области, за заслуги в области советской культу­ры, огромную общественную работу И. Н. Ларио­нову в 1968 г. было присвоено почетное звание «За­служенный работник культуры РСФСР», в 1972 г. — звание «Почетный гражданин города Пскова».

С. А. ВОЛКОВА,

научный сотрудник Псковского музея.

Великий творец истории — народ всегда переда­вал в образных формах искусства и устного творче­ства свои чаяния, помыслы, горячую любовь к бор­цам за правду, волю и жгучую ненависть к врагам. Даже в самые мрачные годы — крепостничества, царского произвола народ выражал веру в светлое будущее, в грядущее счастье. Эта вера от поколе­ния к поколению передавалась в форме поэтическо­го устного слова, как наказ грядущим сменам.

С каким глубоким вниманием, любовью и береж­ливостью относились к народному творчеству наши великие поэты, писатели, композиторы. Многие их бессмертные произведения связаны с мотивами на­родных преданий и легенд. А. М. Горький писал, что «...нужно почитывать былины, сказки и вообще хорошо знать язык, которым говорит масса. В нем очень много звучного, емкого».

В сказаниях и легендах прославляются смелые, энергичные, талантливые люди; «мать-земля», при­рода превращается в друга, помощника человека; зримо предстает перед нами прошедшее, воскре­шаются яркие образы. Легенды и предания отра­жают и своеобразные условия Псковской земли,

Легенда о городе Гдове

В далекие времена там, где Гдова-река несет свои воды в Чудское озеро, стояло богатое рыбац­кое селение. Наступила весна. Озеро очистилось ото льда, и рыбаки готовились к лову: мужчины смоли­ли ладьи, а женщины чинили сети и пекли в дорогу мужьям, отцам и сыновьям сдобные лепешки.

Когда выезжали на лов, озеро разбушевалось, как море. Женщины остались дома, принялись гото­вить чаны и бочки для приема большой добычи.

Уже много лет прошло после Ледовой битвы, мир не нарушался, спокойствие царило на Псковской земле, и рыбаки отвыкли брать с собою копья и ме­чи. Не взяли они их и в этот раз.

Лов был удачным, и рыбаки с радостью возвра­щались домой. У «Вороньего острова» на них не­жданно напали вооруженные до зубов ливонские рыцари. Безоружных с вооруженными — битва равная...

Рыбаки погибли, а лодки с добычей увели рыца­ри в Омовжу.

На третий день гибели рыбаков волны озера Чуд­ского вернули трупы родному селению. Долго горе­вали вдовы и матери. Смерть дорогих и близких оже­сточила их сердца, и они поклялись отомстить ко­варным ливонским разбойникам. Рыбачки сразу же принялись за работу. Взяли в руки лопаты, и в один день опоясали свое селение глубокими ямами. На дне ям вбили острые колья, а поверхность заложи­ли валежником.

Убийцы-рыцари не заставили себя долго ждать и вскоре напали на селение, уверенные, что женщины не окажут сопротивления. Ночью на ладьях тихо подплыли недруги к берегу, бесшумно высадились, окружили селение, по пронзительному крику-сигна­лу начали нападение.

Но случилось неожиданное, о чем никто из них и не помышлял: валежник не выдержал тяжести тел, рыцари падали в ямы на острые колья. Если кто из них и не попал на острый кол, то был уничтожен огнем. Ни один из ливонских разбойников не избег сети храбрых рыбачек!

Вскоре на этом месте образовался город — северный щит Псковской земли, созданный отважными вдовами. И часто местные жители свой город Гдов именуют Вдовом.

Каретное озеро

Есть близ города Гдова живописное озеро, нося­щее странное название: «Каретное озеро».

С давних пор об озере Каретном живет легенда, передаваемая из поколения в поколение.

...Жил в этих местах богатый помещик и на всю Псковскую губернию славился своими рысаками. Лошади у него были холеные, стояли в каменных конюшнях с зеркальными стенами А крепостные крестьяне жили в курных лачугах и питались мяки­ной с ключевой водой.

Крутым нравом отличался барин: кого не взлюбит, того до смерти доведет. После каждого запоро­того насмерть крепостного собственной рукой выру­бал он крестик на стене скотного двора: так велся счет. Никому не известно, за что запорол он и пос­леднего своего ямщика. Никто не мог угодить поме­щику. За малейшую оплошность наказывал людей кнутом и сажал на цепь.

Однажды к помещику пришел наниматься в ям­щики рослый и крепкий мужик. Приглянулся он ба­рину. А для испытания повелели ему объездить пару диких коней. Стрелой понеслись кони и вскоре скрылись с ямщиком в дорожной пыли.

Только в конце дня ввел ямщик в конюшню поко­ренных лошадей. Барин остался доволен мастер­ством мужика. Вскоре тот вошел в доверие и часто возил помещика к соседям и на прогулку по Нарвскому тракту на усмиренных жеребцах.

Однажды ямщик получил приказ срочно доста­вить своего барина в город к губернатору на бал.

Кони неслись, будто молния, но вдруг сбились с дороги. Впереди, как бы навстречу, быстро при­ближалось озеро. Ямщик стал для вида сдерживать лошадей, а украдкой еще больше подгонял их.

Напуганный помещик стал умолять мужика спа­сти его от верной гибели...

Давно это было. Уже много лет, как лежит на дне озера карета со злодеем-помещиком. Местные жи­тели говорят, что в тихие солнечные дни, когда озе­ро становится прозрачным, можно простым глазом видеть на песчаном дне очертания кареты, белые кости помещика и лошадей...

В памяти народной не сохранилось имя злодея-помещика, но имя защитника угнетенных, атамана Авдоши живет.

Ольгин город

Никто не может точно сказать, когда и кем был основан древнейший русский город Псков. В немно­гих дошедших до нас летописях и других письмен­ных документах Псков упоминается, как большой ремесленно-торговый и военный город, уже насчи­тывающий немало сотен лет. «Псков же град тверд стенами, и людей бе множество в нем».

А в народе из поколения в поколение передава­лась легенда о прекрасной девушке — основатель­нице города.

...Было это давным-давно, более тысячи лет назад. На том месте, где теперь стоит город, росли дрему­чие непроходимые леса, в гуще которых редко появ­лялся человек. В двенадцати верстах от этих лесов, вверх по течению реки Великой, неподалеку от ее каменистого берега, раскинулась небольшая рус­ская деревня. Жители ее занимались хлебопашест­вом, разводили скот, выращивали лен, ловили рыбу, били калеными стрелами диких зверей и собирали в изобилии растущие в лесах грибы и ягоды.

Называлась эта деревня Выбуты (Лыбуты). И жила в ней дивной красоты девушка по имени Оль­га, которой суждено было стать русской княгиней.

Происходила Ольга из бедной крестьянской се­мьи. Чтобы скопить себе на приданое, она занима­лась перевозом на лодке через реку Великую пут­ников, купцов с разными товарами.

Река возле деревни Выбуты была бурной. Бежала она по многочисленным подводным камням и, раз­биваясь о них, шумела и пенилась. Но это не устра­шало Ольгу. От своих подруг она отличалась муже­ством, силой. Ловко и уверенно вела девушка ладью через бурные пороги и ничуть не уставала, работая веслами и шестом.

Однажды к реке подошел молодой красивый ви­тязь и любезно попросил Ольгу перевезти его на другой берег. Он взял в руки весла, помог девушке бороться с бурной рекой. Весь путь витязь не отво­дил взора от смущенной красавицы. А выйдя из лодки на берег, ласково спросил ее:

— Как звать-то тебя, милая девица, чья ты, отку­да родом?

Ольга скромно ответила. Неожиданно витязь снял со своей руки кольцо с ярким самоцветом и протянул его девушке. Прощаясь сказал, что они еще встретятся.

Долго глядела Ольга вслед молодому путнику, пока тот не скрылся в густом лесу... То был Игорь, сын новгородского князя.

Когда Игорю настало время выбирать себе в же­ны девушку, он вспомнил об Ольге и послал к ее ро­дителям, по русскому обычаю, сватов. Простая и скромная псковитянка стала женою князя Игоря.

Плыла однажды Ольга в нарядной ладье вниз по реке Великой, мимо того места, где теперь возвышается псковский Кремль. Оглядывая широкие бе­рега, залюбовалась она высокой скалой, вершину которой украшал величественный бор.

Очень понравилось молодой княгине это красивое место, возвышающееся над двумя реками. Указала Ольга своим спутникам на скалу и сказала:

— Быть здесь городу великому и славному!

После того, как появились на скалистом берегу первые постройки, стало это место в народе назы­ваться «Ольгиным городом».

...Есть и другие места, связанные с именем Ольги. Возле деревни Выбуты, в которой Ольга жила до замужества, чистоструйные родники носят название «Ольгиных ключей».

А на реке Великой сохранился камень, на кото­ром будто бы стояла Ольга и оставила след своего сафьянового сапожка. Этот камень так и зовется: «Ольгин след». Говорят, что Ольга тут некогда устраивала встречи с простыми людьми.

Древний русский летописец, вспоминая княгиню Ольгу, писал, что «сени Ольги стоят в Пскове и до сего дня».

Сгоревшая печь

Быль

Построил дедушка Антоша себе новую тесовую избу на том месте, где стояла ветхая курная лачуга. Все ладно, а вот печь сложить не из чего: не было поблизости глины кирпичной, а далеко не хотелось Антону идти. И порешил Антоша печь сложить из местной легкой плиты, которой в здешних местах хоть «пруд пруди». Печь получилась добротная, не хуже кирпичной.

Повесил Антон в большом углу образа, на стол хлеб с солью положил, затопил печь, а сам в сосед­нюю деревню пошел: пригласить друга на новосе­лье.

Вернулся дед Антон домой, а избы как и не было: сгорела дотла. Несчастье — несчастьем, а вот диво случилось: вместе с избой сгорела и печь, выложен­ная из легкой плиты.

Долго соседи охали, судили-рядили, но так ниче­го и не вырядили.

Дошла весть о сгоревшей печи до Петербурга, оттуда чиновники были присланы для расследования «бесовского дела».

Но дело так и заглохло...

Примечание. По инициативе Сергея Мироновича Кирова создан мощный сланцевый комбинат на том самом месте, где около ста лет тому назад сгорела печь дедушки Антона, якобы натолкнувшая на мес­тонахождение горючих сланцев.

Сороковой бор

В глуши лесов Сорокового бора, в тайной пещере жил со своими товарищами защитник угнетенных и гроза самодуров-помещиков славный атаман Авдоша.

Много в народе сложено легенд о храбром и справедливом атамане. Часто он надевал крестьян­ское платье, с посохом и котомкой за плечами хо­дил от деревни к деревне, от одной дворянской усадьбы к другой.

Своими глазами видел он великую несправед­ливость: холод и голод одних и чрезмерное богат­ство других.

Год за годом наступали для крестьян еще более тяжкие времена. Много за эти годы поумирало от голода людей, а закрома бар ломились от из­бытков.

Часто умирали крепостные люди, ребята, женщины и старики, у Плющина. Чем тяжелее жилось алчнее становился помещик.

Однажды к Плющину явился, переодетый в крестьянское платье, сам атаман Авдоша и попро­сил барина взять его в услужение.

Красивый и статный Авдоша привлек внимание помещика и после краткого торга был принят на работу. Батрак за один только хлеб и пристанище трудился на совесть и расположил к себе хозяина, а вскоре и в доверие вошел.

В это время в барской усадьбе проходили боль­шие приготовления к приему гостей по случаю бра­косочетания старика Плющина с младшей дочерью соседнего, промотавшегося помещика.

Были приглашены знатные гости со всей округи. Из Пскова доставили опытных поваров, прибыло несколько подвод, нагруженных дорогими винами и разными яствами.

А в другую сторону, на погост отвозили трупы умерших от голода и болезней крепостных кре­стьян.

Настал торжественный день. Пир был в разга­ре. Играл оркестр. Гости уже изрядно охмелели. В этот момент перед изумленным женихом пред­стал с пистолетом в руке грозный атаман Авдоша и приказал хозяину и его гостям:

— Закончить пир, открыть закрома, запрячь лошадей, нагрузить подводы хлебом и лично отвез­ти голодающим!

Для подкрепления своего верного слова Авдо­ша «представил» хозяину и гостям своих това­рищей.

Долго в народе толковали об этом событии и о том, как знатные бары развозили крестьянам то, что было у тех отнято жадным помещиком.

Изо дня в день среди народа росла слава ата­мана Авдоши и его товарищей. На поимку их были посланы из Пскова войска, но все попытки захва­тить Авдошу оказались напрасными. Он был защитником бедноты, а беднота — защитой его.

Дополнительно:

..\..\Чудское озеро и Нарова\Легенды Чудского озера.doc

..\Сланцы\Ларионов И.Н. Сгоревшая печь. Быль.doc

БВИ. М. 2009.

Наши рекомендации