Посвящается 100-летию Ивана Николаевича Ларионова
ЛЕГЕНДЫ ОЗЕРА ЧУДСКОГО, ПРЕДАНЬЯ ПСКОВСКОЙ СТАРИНЫ
Псков. 1992
Переиздается по решению Ученого совета Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Ответственная за выпуск Автор вступительной статьи
М. А. КУЗЬМЕНКО, С. А. ВОЛКОВА
Посвящается 100-летию Ивана Николаевича Ларионова
Книга эта была издана дважды — в 1956 и 1959 гг., и на сегодня является библиографической редкостью.
Легенды и предания собраны и записаны И. Н. Ларионовым — известным краеведом, музейным работником, художником. «С юных лет меня влекло к себе, овеянное великими подвигами русских воинов и поэтическими легендами таинственное озеро Чудское», — пишет И. Н. Ларионов в своих воспоминаниях.
Его трудовая жизнь была посвящена изучению родного края, исторических памятников. Он знал здесь каждую пядь земли, каждый дом, с увлечением рассказывал о родном городе.
Родился Иван Николаевич в 1892 году в Пскове. Учился в городской приходской школе. В 1909 г. закончил Рисовальные классы при Поганкиных палатах.
В молодые годы работал фотографом-ретушером. Известны его фотографические работы коллекций псковского купца Плюшкина Ф. М., фотографии Пскова в журналах «Русский паломник», «Новое время» и др.
В 1914 году он участвовал в подготовке выставки старины к XVI Всероссийскому съезду археологов.
5 декабря 1918 г. Ларионов И. Н. навсегда связал себя с изучением древнего Пскова, с псковскими музеями.
Созданный в первые годы Советской власти Псковский губернский комитет по делам охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы пригласил Ларионова на работу.
Иван Николаевич настойчиво изучает родной край, проводит много лекций, экскурсий, туристских походов, активно включается в собирательскую работу.
1 апреля 1921 года при непосредственном участии Ларионова открывается Губернская картинная галерея.
Полотна, представленные здесь, были вывезены из дворянских поместий, приобретены у частных коллекционеров, приняты из Государственного музейного фонда.
В 1922 году участвует в спецкомиссии по изъятию церковных ценностей из церквей и монастырей Псковщины в помощь голодающим Поволжья. В его обязанности входит отбор изделий из серебра и золота, имеющих художественную или историческую ценность.
Принимает активное участие в создании ленинских музеев, антирелигиозного, исторического, состоит членом Общества краеведения, возглавляя его художественную секцию.
Иван Николаевич никогда не разлучается с мольбертом, охотно делится знаниями и опытом с молодыми художниками. В 1912 году он впервые участвует в городской художественной выставке, организованной художником Н. Ф. Роотом, учеником Репина. Им написано огромное количество работ, посвященных любимому городу.
По его инициативе было создано Творческое объединение псковских художников, которое почти ежегодно, а иногда и чаще, в течение многих лет устраивало выставки своих работ. И. Н. Ларионов был председателем этого общества.
В годы Великой Отечественной войны Ларионов находится в эвакуации на партийной работе.
С освобождением Пскова Ларионов возвращается в родной город, принимает участие в работе Чрезвычайной Комиссии по расследованию фашистских преступлений на Псковской земле.
В период восстановления музея Ларионов работает заместителем директора по научной работе, с 1955 г. по 1963 год возглавляет Псковский музей.
Наряду с огромной организационной работой, читает лекции по искусству, истории, краеведению, атеизму.
Иван Николаевич имеет более 30 печатных работ популярного, познавательного характера. Среди них: «Архитектура Пскова», «Легенды озера Чудского», «По Пскову и области», «Псковская земля— древний льноводный край», «Поганкины палаты», «По туристским тропам Псковской области» и другие.
Эти работы помогали развитию знаний о своем городе, любви к нему, уважению к его прошлому. Ларионов первым из псковичей занесен в Книгу Почета общества «Знание» РСФСР.
За большую работу по развитию музейного дела в области, за заслуги в области советской культуры, огромную общественную работу И. Н. Ларионову в 1968 г. было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», в 1972 г. — звание «Почетный гражданин города Пскова».
С. А. ВОЛКОВА,
научный сотрудник Псковского музея.
Великий творец истории — народ всегда передавал в образных формах искусства и устного творчества свои чаяния, помыслы, горячую любовь к борцам за правду, волю и жгучую ненависть к врагам. Даже в самые мрачные годы — крепостничества, царского произвола народ выражал веру в светлое будущее, в грядущее счастье. Эта вера от поколения к поколению передавалась в форме поэтического устного слова, как наказ грядущим сменам.
С каким глубоким вниманием, любовью и бережливостью относились к народному творчеству наши великие поэты, писатели, композиторы. Многие их бессмертные произведения связаны с мотивами народных преданий и легенд. А. М. Горький писал, что «...нужно почитывать былины, сказки и вообще хорошо знать язык, которым говорит масса. В нем очень много звучного, емкого».
В сказаниях и легендах прославляются смелые, энергичные, талантливые люди; «мать-земля», природа превращается в друга, помощника человека; зримо предстает перед нами прошедшее, воскрешаются яркие образы. Легенды и предания отражают и своеобразные условия Псковской земли,
Легенда о городе Гдове
В далекие времена там, где Гдова-река несет свои воды в Чудское озеро, стояло богатое рыбацкое селение. Наступила весна. Озеро очистилось ото льда, и рыбаки готовились к лову: мужчины смолили ладьи, а женщины чинили сети и пекли в дорогу мужьям, отцам и сыновьям сдобные лепешки.
Когда выезжали на лов, озеро разбушевалось, как море. Женщины остались дома, принялись готовить чаны и бочки для приема большой добычи.
Уже много лет прошло после Ледовой битвы, мир не нарушался, спокойствие царило на Псковской земле, и рыбаки отвыкли брать с собою копья и мечи. Не взяли они их и в этот раз.
Лов был удачным, и рыбаки с радостью возвращались домой. У «Вороньего острова» на них нежданно напали вооруженные до зубов ливонские рыцари. Безоружных с вооруженными — битва равная...
Рыбаки погибли, а лодки с добычей увели рыцари в Омовжу.
На третий день гибели рыбаков волны озера Чудского вернули трупы родному селению. Долго горевали вдовы и матери. Смерть дорогих и близких ожесточила их сердца, и они поклялись отомстить коварным ливонским разбойникам. Рыбачки сразу же принялись за работу. Взяли в руки лопаты, и в один день опоясали свое селение глубокими ямами. На дне ям вбили острые колья, а поверхность заложили валежником.
Убийцы-рыцари не заставили себя долго ждать и вскоре напали на селение, уверенные, что женщины не окажут сопротивления. Ночью на ладьях тихо подплыли недруги к берегу, бесшумно высадились, окружили селение, по пронзительному крику-сигналу начали нападение.
Но случилось неожиданное, о чем никто из них и не помышлял: валежник не выдержал тяжести тел, рыцари падали в ямы на острые колья. Если кто из них и не попал на острый кол, то был уничтожен огнем. Ни один из ливонских разбойников не избег сети храбрых рыбачек!
Вскоре на этом месте образовался город — северный щит Псковской земли, созданный отважными вдовами. И часто местные жители свой город Гдов именуют Вдовом.
Каретное озеро
Есть близ города Гдова живописное озеро, носящее странное название: «Каретное озеро».
С давних пор об озере Каретном живет легенда, передаваемая из поколения в поколение.
...Жил в этих местах богатый помещик и на всю Псковскую губернию славился своими рысаками. Лошади у него были холеные, стояли в каменных конюшнях с зеркальными стенами А крепостные крестьяне жили в курных лачугах и питались мякиной с ключевой водой.
Крутым нравом отличался барин: кого не взлюбит, того до смерти доведет. После каждого запоротого насмерть крепостного собственной рукой вырубал он крестик на стене скотного двора: так велся счет. Никому не известно, за что запорол он и последнего своего ямщика. Никто не мог угодить помещику. За малейшую оплошность наказывал людей кнутом и сажал на цепь.
Однажды к помещику пришел наниматься в ямщики рослый и крепкий мужик. Приглянулся он барину. А для испытания повелели ему объездить пару диких коней. Стрелой понеслись кони и вскоре скрылись с ямщиком в дорожной пыли.
Только в конце дня ввел ямщик в конюшню покоренных лошадей. Барин остался доволен мастерством мужика. Вскоре тот вошел в доверие и часто возил помещика к соседям и на прогулку по Нарвскому тракту на усмиренных жеребцах.
Однажды ямщик получил приказ срочно доставить своего барина в город к губернатору на бал.
Кони неслись, будто молния, но вдруг сбились с дороги. Впереди, как бы навстречу, быстро приближалось озеро. Ямщик стал для вида сдерживать лошадей, а украдкой еще больше подгонял их.
Напуганный помещик стал умолять мужика спасти его от верной гибели...
Давно это было. Уже много лет, как лежит на дне озера карета со злодеем-помещиком. Местные жители говорят, что в тихие солнечные дни, когда озеро становится прозрачным, можно простым глазом видеть на песчаном дне очертания кареты, белые кости помещика и лошадей...
В памяти народной не сохранилось имя злодея-помещика, но имя защитника угнетенных, атамана Авдоши живет.
Ольгин город
Никто не может точно сказать, когда и кем был основан древнейший русский город Псков. В немногих дошедших до нас летописях и других письменных документах Псков упоминается, как большой ремесленно-торговый и военный город, уже насчитывающий немало сотен лет. «Псков же град тверд стенами, и людей бе множество в нем».
А в народе из поколения в поколение передавалась легенда о прекрасной девушке — основательнице города.
...Было это давным-давно, более тысячи лет назад. На том месте, где теперь стоит город, росли дремучие непроходимые леса, в гуще которых редко появлялся человек. В двенадцати верстах от этих лесов, вверх по течению реки Великой, неподалеку от ее каменистого берега, раскинулась небольшая русская деревня. Жители ее занимались хлебопашеством, разводили скот, выращивали лен, ловили рыбу, били калеными стрелами диких зверей и собирали в изобилии растущие в лесах грибы и ягоды.
Называлась эта деревня Выбуты (Лыбуты). И жила в ней дивной красоты девушка по имени Ольга, которой суждено было стать русской княгиней.
Происходила Ольга из бедной крестьянской семьи. Чтобы скопить себе на приданое, она занималась перевозом на лодке через реку Великую путников, купцов с разными товарами.
Река возле деревни Выбуты была бурной. Бежала она по многочисленным подводным камням и, разбиваясь о них, шумела и пенилась. Но это не устрашало Ольгу. От своих подруг она отличалась мужеством, силой. Ловко и уверенно вела девушка ладью через бурные пороги и ничуть не уставала, работая веслами и шестом.
Однажды к реке подошел молодой красивый витязь и любезно попросил Ольгу перевезти его на другой берег. Он взял в руки весла, помог девушке бороться с бурной рекой. Весь путь витязь не отводил взора от смущенной красавицы. А выйдя из лодки на берег, ласково спросил ее:
— Как звать-то тебя, милая девица, чья ты, откуда родом?
Ольга скромно ответила. Неожиданно витязь снял со своей руки кольцо с ярким самоцветом и протянул его девушке. Прощаясь сказал, что они еще встретятся.
Долго глядела Ольга вслед молодому путнику, пока тот не скрылся в густом лесу... То был Игорь, сын новгородского князя.
Когда Игорю настало время выбирать себе в жены девушку, он вспомнил об Ольге и послал к ее родителям, по русскому обычаю, сватов. Простая и скромная псковитянка стала женою князя Игоря.
Плыла однажды Ольга в нарядной ладье вниз по реке Великой, мимо того места, где теперь возвышается псковский Кремль. Оглядывая широкие берега, залюбовалась она высокой скалой, вершину которой украшал величественный бор.
Очень понравилось молодой княгине это красивое место, возвышающееся над двумя реками. Указала Ольга своим спутникам на скалу и сказала:
— Быть здесь городу великому и славному!
После того, как появились на скалистом берегу первые постройки, стало это место в народе называться «Ольгиным городом».
...Есть и другие места, связанные с именем Ольги. Возле деревни Выбуты, в которой Ольга жила до замужества, чистоструйные родники носят название «Ольгиных ключей».
А на реке Великой сохранился камень, на котором будто бы стояла Ольга и оставила след своего сафьянового сапожка. Этот камень так и зовется: «Ольгин след». Говорят, что Ольга тут некогда устраивала встречи с простыми людьми.
Древний русский летописец, вспоминая княгиню Ольгу, писал, что «сени Ольги стоят в Пскове и до сего дня».
Сгоревшая печь
Быль
Построил дедушка Антоша себе новую тесовую избу на том месте, где стояла ветхая курная лачуга. Все ладно, а вот печь сложить не из чего: не было поблизости глины кирпичной, а далеко не хотелось Антону идти. И порешил Антоша печь сложить из местной легкой плиты, которой в здешних местах хоть «пруд пруди». Печь получилась добротная, не хуже кирпичной.
Повесил Антон в большом углу образа, на стол хлеб с солью положил, затопил печь, а сам в соседнюю деревню пошел: пригласить друга на новоселье.
Вернулся дед Антон домой, а избы как и не было: сгорела дотла. Несчастье — несчастьем, а вот диво случилось: вместе с избой сгорела и печь, выложенная из легкой плиты.
Долго соседи охали, судили-рядили, но так ничего и не вырядили.
Дошла весть о сгоревшей печи до Петербурга, оттуда чиновники были присланы для расследования «бесовского дела».
Но дело так и заглохло...
Примечание. По инициативе Сергея Мироновича Кирова создан мощный сланцевый комбинат на том самом месте, где около ста лет тому назад сгорела печь дедушки Антона, якобы натолкнувшая на местонахождение горючих сланцев.
Сороковой бор
В глуши лесов Сорокового бора, в тайной пещере жил со своими товарищами защитник угнетенных и гроза самодуров-помещиков славный атаман Авдоша.
Много в народе сложено легенд о храбром и справедливом атамане. Часто он надевал крестьянское платье, с посохом и котомкой за плечами ходил от деревни к деревне, от одной дворянской усадьбы к другой.
Своими глазами видел он великую несправедливость: холод и голод одних и чрезмерное богатство других.
Год за годом наступали для крестьян еще более тяжкие времена. Много за эти годы поумирало от голода людей, а закрома бар ломились от избытков.
Часто умирали крепостные люди, ребята, женщины и старики, у Плющина. Чем тяжелее жилось алчнее становился помещик.
Однажды к Плющину явился, переодетый в крестьянское платье, сам атаман Авдоша и попросил барина взять его в услужение.
Красивый и статный Авдоша привлек внимание помещика и после краткого торга был принят на работу. Батрак за один только хлеб и пристанище трудился на совесть и расположил к себе хозяина, а вскоре и в доверие вошел.
В это время в барской усадьбе проходили большие приготовления к приему гостей по случаю бракосочетания старика Плющина с младшей дочерью соседнего, промотавшегося помещика.
Были приглашены знатные гости со всей округи. Из Пскова доставили опытных поваров, прибыло несколько подвод, нагруженных дорогими винами и разными яствами.
А в другую сторону, на погост отвозили трупы умерших от голода и болезней крепостных крестьян.
Настал торжественный день. Пир был в разгаре. Играл оркестр. Гости уже изрядно охмелели. В этот момент перед изумленным женихом предстал с пистолетом в руке грозный атаман Авдоша и приказал хозяину и его гостям:
— Закончить пир, открыть закрома, запрячь лошадей, нагрузить подводы хлебом и лично отвезти голодающим!
Для подкрепления своего верного слова Авдоша «представил» хозяину и гостям своих товарищей.
Долго в народе толковали об этом событии и о том, как знатные бары развозили крестьянам то, что было у тех отнято жадным помещиком.
Изо дня в день среди народа росла слава атамана Авдоши и его товарищей. На поимку их были посланы из Пскова войска, но все попытки захватить Авдошу оказались напрасными. Он был защитником бедноты, а беднота — защитой его.
Дополнительно:
..\..\Чудское озеро и Нарова\Легенды Чудского озера.doc
..\Сланцы\Ларионов И.Н. Сгоревшая печь. Быль.doc
БВИ. М. 2009.