II. Проверка домашнего задания.
– Дома вы еще раз прочитали сказку М. Горького «Случай с Евсейкой». Какой вам показалась эта история: веселой, грустной, страшной?
– Когда (в какой момент) вы поняли, что с Евсейкой ничего плохого не случится?
– Кто из вас захотел рассказать эту историю от лица ее главного героя – Евсейки?
Учащиеся, подготовившие пересказ от 1-го лица, рассказывают его.
– История какого «Евсейки» вам понравилась больше всего? Чем?
– Кто приготовил пересказ от лица автора?
– Послушаем этих ребят.
Учащиеся пересказывают сказку от лица автора, остальные ученики оценивают их.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним воробьем, по кличке Пашка, а рассказал о нем удивительный знаток и любитель природы Константин Георгиевич Паустовский.
– Константин Паустовский с детства мечтал о путешествиях. позже эта мечта осуществилась, он объездил много мест нашей родины, побывал в других странах. Каждая поездка так или иначе «отзывалась» в творчестве писателя – иногда это был небольшой рассказ, иногда целая книга. Вдоль и поперек исходил он все черноморское побережье, и с полной уверенностью можно сказать: именно морю он обязан тем, что стал писателем. На всю жизнь он остался верен любви к морю, и хотя не раз попадал в гибельные ситуации, в жестокие штормы, всегда благодарил судьбу, приведшую его к морю.
Но «самым плодотворным и счастливым» для К. Паустовского «оказалось знакомство со средней полосой России»… «Она завладела мной сразу и навсегда», – писал он. – С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля».
Писатель Михаил Шолохов сказал о Паустовском, что он – «писатель тончайшей наблюдательности». Всю силу своего воображения он направил на то, чтобы увидеть необычное в обычном и обычное в необычном.
И вы убедитесь в этом, познакомившись с произведением Константина Паустовского «Растрепанный воробей».
Учитель выразительно читает сказку до слов: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видала» (с. 19, часть 2-я).
– Что вас удивило?
– Кто вам понравился? Чем? (Милиционер – внимательный, добрый; Маша – заботливая, любящая животных, любознательная; воробей Пашка – умный, помнил то доброе, что сделала для него Маша, и все время старался отблагодарить ее, немного смешной, потому что решил принести Маше в «подарок» замерзшую гусеницу.)
– Какой вы представили себе ворону? (Бессовестная, воровка, разбойница, хитрая, так как ждала, пока все уйдут из комнаты, и только потом влетела в нее.)
– Как вы думаете, что случится, если Маша откроет форточку?
Высказывания детей.
– А вот что же произошло на самом деле, мы с вами узнаем на следующем уроке.
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что вас особенно взволновало, поразило?
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Кто считает, что мог бы работать лучше? Что для этого следовало бы сделать?
Домашнее задание:перечитать ту часть сказки, которая была прочитана в классе (с. 12–19, часть 2-я); подготовить выразительное чтение особо понравившегося отрывка, выполнить к нему рисунок.
Урок 46
К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»
Цели:продолжить работу над произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»; учить детей сопереживать; прививать интерес к чтению, развивать выразительную правильную речь.
Ход урока