I. Проверка домашнего задания. Вступительная беседа.

Ход урока

Вступительная беседа.

На первом занятии целесообразно поздравить детей с началом школьной поры, расспросить, как они провели каникулы, спросить, какие книга прочли самостоятельно. Рассказать о предстоящем изучении дисциплины.

Вы уже взрослые и вполне хорошо можете читать сами, поэтому я вам читать буду редко, и мы познакомимся с разными техниками чтения.

Перед нами книга «Литературное чтение» часть первая.

Откройте и пролистайте ее.

Вопрос Ответ
- Как вы думаете, почему эта книга так называется? - Вспомните аналогию с первым классом. - Включает в себя много классических литературных произ­ведений. - На уроках будем много читать.
- Зачем нам нужна эта книга? - Это учебник, и мы будим разбирать и анализировать произведения.
- Докажите. Давайте полистаем его. Найдите в книге информацию, которая будет учебной, познавательной. - В учебнике есть полезная научная информация, пометки, условные обозначения. Ориен­тируясь на них, мы выполняем задания. - Также есть информация для обобщающих и закрепляющих занятий («Книжная полка», «Проверь себя»). - К учебнику прилагается рабочая тетрадь с вопросами и заданиями, которые мы будем выполнять.
- Наверное, скучно и неинтересно читать книгу, которая содержит только лишь какую-то информацию. - Что добавляет нашей книге живость и яркость, помогает ярче представить произведение и делает учебник просто красивым и красочным? - Иллюстрации.
- До Нового года мы должны разобрать первую часть «Литературного чтения», а во втором полугодии - вторую. - Также нам понадобятся рабочие тетради, в которых вы будете выполнять творческие задания.  
- А где можно узнать, с какими произведениями пред­стоит нам познакомиться? - «Содержание» помещено в конце книги.
- Внимательно ознакомьтесь с содержанием. С какими авторами мы уже знакомы? Встретились ли вам знакомые произведения? Расс­кажите, где вы с ними познакомились.  
- Мы отчетливо видим, что перед нами учебник, который поможет разобраться в слож­ностях, постичь тайны русской речи, познакомиться с произ­ведениями классиков.  
- Помимо текущих уроков по литературному чтению у нас будут проходить уроки внеклассного чтения. - На таких занятиях мы будем использовать книгу «Литературное чтение. Учебная хрестоматия». Также по ней будут задаваться домашние задания.  
- Почему хрестоматия назы­вается учебной? - Также, как и в учебнике, в хрестоматии есть пометки, услов­ные обозначения. Ориентируясь на них, мы выполняем задания.
II. Знакомство с новым материалом  
Вопрос Ответ
Мы открываем первый раздел учебника. Прочитайте, как он называется. «О нашей Родине».
В этом разделе мы будем читать произведения о Родине. В них рассказывается о родной природе, любви к Русской земле, о ее прошлом и настоящем.  
Перед нами стихотворение Ф. Савинова «Родина». Прочитайте его «про себя».  
С какими новыми словами вы встретились при чтении стихот­ворения? Исполины - великаны. Приволье - широкое, просторное место, раздолье.
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Гордость, любовь, уваже­ние.
Как нужно читать это стихотворение? Прочитайте, как вы считаете нужным. (Несколько учеников выра­зительно читают стихотворе­ние).
Какие слова в стихотворении повторяются? Русский, Русская земля, Родина.
Для чего нужны эти повторы? Чтобы с большей полнотой и выразительностью показать любовь к Родине.
На странице 5 - условный значок - «Обрати внимание, это (Ученики знакомятся с информацией о рифме).
важно знать». Прочитайте, что под ним написано. А также восполь­зуйтесь «подсказкой».  
Какие еще в тексте слова рифмуются? Исполины - картины, Моря - моя - соловья, Жаворонка - сторонка.
III. Практические задания.
Вопрос Ответ
РТ «Литературное чтение»: стр. 3 № 1. 1. «Русское раздолье», «русская земля». 2. «Русская сторонка».
РТ «Литературное чтение»: стр. 3 №2. Русское, русская, русские. Родина.
РТ «Литературное чтение»: стр. 3 №3. Приволье - раздолье, Поля - земля, Исполины - картины, Моря - моя - соловья, Жаворонка - сторонка.
IV. Домашнее задание.

1. Выучите стихотворение наизусть.

2. РТ «Литературное чтение»: стр. 3 № 4.

Урок 2. И. Никитин «Русь»

Цели:

• Формирование умения рассуждать;

• Понимать смысл произведения;

• Развитие творческой деятельности;

• Познакомиться с новыми произведениями.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Проверка наличия выполненного творческого задания (РТ «Литературное чтение»: стр.3 № 4).

2. Чтение стихотворения Ф. Савинова наизусть.

Наши рекомендации