I. Проверка домашнего задания. Вступительная беседа.
Ход урока
Вступительная беседа.
На первом занятии целесообразно поздравить детей с началом школьной поры, расспросить, как они провели каникулы, спросить, какие книга прочли самостоятельно. Рассказать о предстоящем изучении дисциплины.
Вы уже взрослые и вполне хорошо можете читать сами, поэтому я вам читать буду редко, и мы познакомимся с разными техниками чтения.
Перед нами книга «Литературное чтение» часть первая.
Откройте и пролистайте ее.
Вопрос | Ответ |
- Как вы думаете, почему эта книга так называется? - Вспомните аналогию с первым классом. | - Включает в себя много классических литературных произведений. - На уроках будем много читать. |
- Зачем нам нужна эта книга? | - Это учебник, и мы будим разбирать и анализировать произведения. |
- Докажите. Давайте полистаем его. Найдите в книге информацию, которая будет учебной, познавательной. | - В учебнике есть полезная научная информация, пометки, условные обозначения. Ориентируясь на них, мы выполняем задания. - Также есть информация для обобщающих и закрепляющих занятий («Книжная полка», «Проверь себя»). - К учебнику прилагается рабочая тетрадь с вопросами и заданиями, которые мы будем выполнять. |
- Наверное, скучно и неинтересно читать книгу, которая содержит только лишь какую-то информацию. - Что добавляет нашей книге живость и яркость, помогает ярче представить произведение и делает учебник просто красивым и красочным? | - Иллюстрации. |
- До Нового года мы должны разобрать первую часть «Литературного чтения», а во втором полугодии - вторую. - Также нам понадобятся рабочие тетради, в которых вы будете выполнять творческие задания. | |
- А где можно узнать, с какими произведениями предстоит нам познакомиться? | - «Содержание» помещено в конце книги. |
- Внимательно ознакомьтесь с содержанием. С какими авторами мы уже знакомы? Встретились ли вам знакомые произведения? Расскажите, где вы с ними познакомились. | |
- Мы отчетливо видим, что перед нами учебник, который поможет разобраться в сложностях, постичь тайны русской речи, познакомиться с произведениями классиков. | |
- Помимо текущих уроков по литературному чтению у нас будут проходить уроки внеклассного чтения. - На таких занятиях мы будем использовать книгу «Литературное чтение. Учебная хрестоматия». Также по ней будут задаваться домашние задания. | |
- Почему хрестоматия называется учебной? | - Также, как и в учебнике, в хрестоматии есть пометки, условные обозначения. Ориентируясь на них, мы выполняем задания. |
II. Знакомство с новым материалом | |
Вопрос | Ответ |
Мы открываем первый раздел учебника. Прочитайте, как он называется. | «О нашей Родине». |
В этом разделе мы будем читать произведения о Родине. В них рассказывается о родной природе, любви к Русской земле, о ее прошлом и настоящем. | |
Перед нами стихотворение Ф. Савинова «Родина». Прочитайте его «про себя». | |
С какими новыми словами вы встретились при чтении стихотворения? | Исполины - великаны. Приволье - широкое, просторное место, раздолье. |
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? | Гордость, любовь, уважение. |
Как нужно читать это стихотворение? Прочитайте, как вы считаете нужным. | (Несколько учеников выразительно читают стихотворение). |
Какие слова в стихотворении повторяются? | Русский, Русская земля, Родина. |
Для чего нужны эти повторы? | Чтобы с большей полнотой и выразительностью показать любовь к Родине. |
На странице 5 - условный значок - «Обрати внимание, это | (Ученики знакомятся с информацией о рифме). |
важно знать». Прочитайте, что под ним написано. А также воспользуйтесь «подсказкой». | |
Какие еще в тексте слова рифмуются? | Исполины - картины, Моря - моя - соловья, Жаворонка - сторонка. |
III. Практические задания. | |
Вопрос | Ответ |
РТ «Литературное чтение»: стр. 3 № 1. | 1. «Русское раздолье», «русская земля». 2. «Русская сторонка». |
РТ «Литературное чтение»: стр. 3 №2. | Русское, русская, русские. Родина. |
РТ «Литературное чтение»: стр. 3 №3. | Приволье - раздолье, Поля - земля, Исполины - картины, Моря - моя - соловья, Жаворонка - сторонка. |
IV. Домашнее задание. |
1. Выучите стихотворение наизусть.
2. РТ «Литературное чтение»: стр. 3 № 4.
Урок 2. И. Никитин «Русь»
Цели:
• Формирование умения рассуждать;
• Понимать смысл произведения;
• Развитие творческой деятельности;
• Познакомиться с новыми произведениями.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Проверка наличия выполненного творческого задания (РТ «Литературное чтение»: стр.3 № 4).
2. Чтение стихотворения Ф. Савинова наизусть.