Проверка домашнего задания. Определение самых поэтичных строчек, а затем показать, что особенно привлекло в этих эпизодах: например
Определение самых поэтичных строчек, а затем показать, что особенно привлекло в этих эпизодах: например, иней на земле сравнивается с семью миллионами жемчужин; стебельки трав и деревья оделись в тёмные, печальные платья (использование приёма одушевления); ветра получают определение — «резвые сыновья воздуха» и тоже изображены как живые существа (приём персонификации, одушевления). Этот же приём использован автором и при описании волн, которые «напевали у берегов свою, грустную песню», «...заснули под твёрдым ледяным покровом».
Кроме того, важно выявить настроение, созданное описанием осени, и найти слова, которые подчёркивают печаль, грусть, замирание природы.
4. Работа с текстом (появление Солнечного Луча и встреча с ним героев).
¾ Давайте проследим по тексту, с кем встретился Солнечный Луч и как его принимали на земле.
Дети читают описания встреч Солнечного Лучас недовольными муравьями, с замерзающим кузнечиком, с весёлыми школьниками, с девочкой, посадившей отросточек мирты, со старушкой, искавшей ключи.
¾ Каким был Солнечный Луч по отношению к тем, с кем он встречался? (Автор называет его «добрый Солнечный Луч», потому что он творил добрые дела.)
Чтение последнего абзаца сказки, в котором Цакариас Топелиус ненавязчиво, мудро призывает читателей совершать добрые дела: «если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сделал хорошее дело».
¾ Вспомните хорошие дела, которые вы совершили за прошедшую неделю.
Составление плана текста
1. Природа поздней осенью:
а) муравьи,
б) травы, деревья,
в) ветры,
г) море.
2. Встречи с Солнечным Лучом в ноябре:
а) муравьев,
б) кузнечика,
в) школьников,
г) девочки,
д) старушки.
3. Готовность Солнечного Луча к добрым делам.
5. Подробный пересказ сказки по плану «цепочкой».
6. Чтение и анализ «Жемчужин народной мысли».
Подведение итогов урока
8. Домашнее задание:подготовить по плану подробный пересказ сказки.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Проверка навыка чтения по тексту К. Паустовского «Строгий зверь»
Цели:проверить следующие показатели навыка чтения незнакомого текста: способ чтения, темп, правильность, осознанность.
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока
¾ Сегодня мы проверим, как вы научились читать и понимать прочитанное. Постарайтесь читать без ошибок, в привычном для вас темпе, искусственно не ускоряя его. Помните, что главное заключается не в быстроте чтения, а в его правильности, чтении без ошибок. Необходимо читать вдумчиво, понимая то, о чём вы читаете. После чтения я задам вам несколько вопросов для проверки понимания прочитанного.
Проверка навыка чтения
Строгий зверь
На Высокой реке жили бобры. Дед Семён строго наказал Пете не подходить к бобровым норам. Бобёр зверь строгий, самостоятельный. Мальчишек деревенских не боится и может схватить за ногу. Но Пете очень хотелось посмотреть на бобров. Ближе к вечеру бобры вылезали из нор, и мальчик старался сидеть на берегу тихонько, чтобы не напугать зверя.
Однажды Петя увидел, как бобёр вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапами грудь, драть её изо всех сил, сушить. Петя засмеялся, а бобёр оглянулся на него, зашипел и нырнул в воду.
Вдруг с грохотом и плеском обрушилась в реку старая ольха. Петя подбежал к ольхе и увидел, что она прогрызена до сердцевины, а в воде на ветках ольхи сидят бобры и жуют ольховую кору. Тогда дед Семён рассказал Пете, что бобёр сначала подтачивает дерево, потом нажимает на него плечом, валит и питается этим деревом месяц или два. (144 слова)
По К. Паустовскому
1. За кем Петя любил наблюдать, сидя на берегу реки?
2. Что насмешило Петю в поведении бобра?
3. Что интересного о повадках бобров узнал Петя?
Подведение итогов урока
Строгий зверь
На Высокой реке жили бобры. Дед Семён строго наказал Пете не подходить к бобровым норам. Бобёр зверь строгий, самостоятельный. Мальчишек деревенских не боится и может схватить за ногу. Но Пете очень хотелось посмотреть на бобров. Ближе к вечеру бобры вылезали из нор, и мальчик старался сидеть на берегу тихонько, чтобы не напугать зверя.
Однажды Петя увидел, как бобёр вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапами грудь, драть её изо всех сил, сушить. Петя засмеялся, а бобёр оглянулся на него, зашипел и нырнул в воду.
Вдруг с грохотом и плеском обрушилась в реку старая ольха. Петя подбежал к ольхе и увидел, что она прогрызена до сердцевины, а в воде на ветках ольхи сидят бобры и жуют ольховую кору. Тогда дед Семён рассказал Пете, что бобёр сначала подтачивает дерево, потом нажимает на него плечом, валит и питается этим деревом месяц или два.
По К. Паустовскому
1. За кем Петя любил наблюдать, сидя на берегу реки?
2. Что насмешило Петю в поведении бобра?
3. Что интересного о повадках бобров узнал Петя?
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Внеклассное чтение. Знаменитые зарубежные сказки
Цели: ввести детей в мир сказок Братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсена; расширить знания детей о жизни и творчестве писателя; Развивать память, речь, мышление учащихся.
Организационный момент