Проверка домашнего задания. Определение самых поэтичных строчек, а затем показать, что особенно привлекло в этих эпизодах: например

Определение самых поэтичных строчек, а затем показать, что особенно привлекло в этих эпизодах: например, иней на земле сравнивается с семью миллионами жем­чужин; стебельки трав и деревья оделись в тёмные, пе­чальные платья (использование приёма одушевления); ветра получают определение — «резвые сыновья воз­духа» и тоже изображены как живые существа (приём персонификации, одушевления). Этот же приём ис­пользован автором и при описании волн, которые «на­певали у берегов свою, грустную песню», «...заснули под твёрдым ледяным покровом».

Кроме того, важно выявить настроение, созданное описанием осени, и найти слова, которые подчёркива­ют печаль, грусть, замирание природы.

4. Работа с текстом (появление Солнечного Луча и встреча с ним героев).

¾ Давайте проследим по тексту, с кем встретился Солнечный Луч и как его принимали на земле.

Дети читают описания встреч Сол­нечного Лучас недовольными муравьями, с замерзающим кузнечиком, с весёлыми школьниками, с девоч­кой, посадившей отросточек мирты, со старушкой, искавшей ключи.

¾ Каким был Солнечный Луч по отношению к тем, с кем он встречался? (Автор называет его «доб­рый Солнечный Луч», потому что он творил добрые дела.)

Чтение последнего абзаца сказки, в котором Цакариас Топелиус ненавяз­чиво, мудро призывает читателей совершать добрые дела: «если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сде­лал хорошее дело».

¾ Вспомните хоро­шие дела, которые вы совершили за прошедшую не­делю.

Составление плана текста

1. Природа поздней осенью:

а) муравьи,

б) травы, деревья,

в) ветры,

г) море.

2. Встречи с Солнечным Лучом в ноябре:

а) муравьев,

б) кузнечика,

в) школьников,

г) девочки,

д) старушки.

3. Готовность Солнечного Луча к добрым делам.

5. Подробный пересказ сказки по плану «цепочкой».

6. Чте­ние и анализ «Жемчужин народной мысли».

Подведение итогов урока

8. Домашнее задание:подготовить по плану подроб­ный пересказ сказки.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Проверка навыка чтения по тексту К. Паустовского «Строгий зверь»

Цели:проверить следующие показатели навыка чтения незнакомого текста: способ чтения, темп, правильность, осознанность.

Организационный момент

Сообщение темы и целей урока

¾ Сегодня мы проверим, как вы научились читать и понимать прочитанное. Постарайтесь читать без ошибок, в привычном для вас темпе, искусственно не ускоряя его. Помните, что главное заключается не в быстроте чтения, а в его правильности, чтении без ошибок. Необходимо читать вдумчиво, понимая то, о чём вы читаете. После чтения я задам вам несколько вопросов для проверки понимания прочитанного.

Проверка навыка чтения

Строгий зверь

На Высокой реке жили бобры. Дед Семён строго наказал Пете не подходить к бобровым норам. Бо­бёр зверь строгий, самостоятельный. Мальчишек деревенских не боится и может схватить за ногу. Но Пете очень хотелось посмотреть на бобров. Ближе к вечеру бобры вылезали из нор, и мальчик старался сидеть на берегу тихонько, чтобы не на­пугать зверя.

Однажды Петя увидел, как бобёр вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапами грудь, драть её изо всех сил, сушить. Петя засме­ялся, а бобёр оглянулся на него, зашипел и нырнул в воду.

Вдруг с грохотом и плеском обрушилась в реку старая ольха. Петя подбежал к ольхе и увидел, что она прогрызена до сердцевины, а в воде на ветках ольхи сидят бобры и жуют ольховую кору. Тог­да дед Семён рассказал Пете, что бобёр сначала подтачивает дерево, потом нажимает на него пле­чом, валит и питается этим деревом месяц или два. (144 слова)

По К. Паустовскому

1. За кем Петя любил наблюдать, сидя на берегу реки?

2. Что насмешило Петю в поведении бобра?

3. Что интересного о повадках бобров узнал Петя?

Подведение итогов урока

Строгий зверь

На Высокой реке жили бобры. Дед Семён строго наказал Пете не подходить к бобровым норам. Бо­бёр зверь строгий, самостоятельный. Мальчишек деревенских не боится и может схватить за ногу. Но Пете очень хотелось посмотреть на бобров. Ближе к вечеру бобры вылезали из нор, и мальчик старался сидеть на берегу тихонько, чтобы не на­пугать зверя.

Однажды Петя увидел, как бобёр вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапами грудь, драть её изо всех сил, сушить. Петя засме­ялся, а бобёр оглянулся на него, зашипел и нырнул в воду.

Вдруг с грохотом и плеском обрушилась в реку старая ольха. Петя подбежал к ольхе и увидел, что она прогрызена до сердцевины, а в воде на ветках ольхи сидят бобры и жуют ольховую кору. Тог­да дед Семён рассказал Пете, что бобёр сначала подтачивает дерево, потом нажимает на него пле­чом, валит и питается этим деревом месяц или два.

По К. Паустовскому

1. За кем Петя любил наблюдать, сидя на берегу реки?

2. Что насмешило Петю в поведении бобра?

3. Что интересного о повадках бобров узнал Петя?

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Внеклассное чтение. Знаменитые зарубежные сказки

Цели: ввести детей в мир сказок Братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсена; расширить знания детей о жизни и творчестве писателя; Развивать память, речь, мышление учащихся.

Организационный момент

Наши рекомендации