Обучение никогда не заканчивается

Существует дет­с­кая сказ­ка о мо­ло­дом че­ло­ве­ке, ко­то­рый от­п­ра­вил­ся ис­кать са­мо­го глу­по­го че­ло­ве­ка на све­те. Как-то ут­ром, ша­гая по про­се­лоч­ной до­ро­ге, мо­ло­дой че­ло­век ус­лы­шал стран­ный шум, до­но­сив­ший­ся из не­боль­шо­го до­ми­ка у обо­чи­ны. Там раз­да­вал­ся тя­же­лый то­пот, по­том звук па­де­ния и сто­ны. Он ос­та­но­вил­ся и нес­коль­ко ми­нут прис­лу­ши­вал­ся. В кон­це кон­цов сне­да­емый лю­бо­пыт­с­т­вом мо­ло­дой че­ло­век под­нял­ся на крыль­цо и заг­ля­нул в ок­но меж­ду за­на­вес­ка­ми. К сво­ему изум­ле­нию, он уви­дел не­мо­ло­до­го муж­чи­ну в ниж­нем белье, ко­то­рый с то­по­том раз­бе­гал­ся, под­п­ры­ги­вал - и вре­зал­ся в спин­ку сту­ла, на ко­то­рой ви­се­ла па­ра брюк. Муж­чи­на па­дал на пол и нес­коль­ко се­кунд ле­жал там, гром­ко сте­ная. По­том он с тру­дом под­ни­мал­ся, ста­вил стул на мес­то, ве­шал на не­го брю­ки и от­хо­дил в дру­гой ко­нец ком­на­ты. Сно­ва раз­да­вал­ся то­пот. Пры­жок. Тя­же­лое па­де­ние. И сно­ва сто­ны.

Молодой че­ло­век пос­ту­чал в дверь. Не­мо­ло­дой муж­чи­на от­к­рыл дверь и впус­тил его в дом.

«Скажите, су­дарь, - спро­сил мо­ло­дой че­ло­век, - по­че­му вы де­ла­ли то, что де­ла­ли?»

«Так я на­де­ваю брю­ки. Я ве­шаю их на спин­ку сту­ла, раз­бе­га­юсь и пры­гаю в них, - от­ве­тил муж­чи­на. - Мой па­поч­ка так де­лал, а до не­го - па­поч­ка мо­его па­поч­ки. А что го­ди­лось им, то го­дит­ся и мне».

«Разве та­кой спо­соб оде­ва­ния не слиш­ком мед­лен­ный и бо­лез­нен­ный? Боль­шин­с­т­во муж­чин на­тя­ги­ва­ют сна­ча­ла од­ну брю­чи­ну, а по­том вто­рую. Так го­раз­до быс­т­рее и про­ще, - ска­зал мо­ло­дой че­ло­век. - Сядь­те на стул, и я вам по­ка­жу».

Тут уже изу­мил­ся по­жи­лой муж­чи­на.

«Как мне пос­час­т­ли­ви­лось, что вы про­хо­ди­ли ми­мо! По­хо­же, учить­ся ни­ког­да не поз­д­но».

Да, вер­но. На­до ус­во­ить ис­ти­ну: «учить­ся ни­ког­да не поз­д­но».

Возможно, эта ис­то­рия по­ка­жет­ся вам не­ле­пой, но ее смысл по­ня­тен,

Любой, кто счи­та­ет, что зна­ет все, что ему нуж­но, серь­ез­но оши­ба­ет­ся.

Альберт Эй­н­ш­тейн, один из ве­ли­чай­ших ге­ни­ев на­ше­го ве­ка, ска­зал од­наж­ды: «День, в ко­то­рый вы ни­че­го не уз­на­ли, - это по­те­рян­ный день. Нам так мно­го на­до уз­нать - и у нас так ма­ло на это вре­ме­ни!» Он сам сле­до­вал это­му прин­ци­пу, про­дол­жая ра­бо­тать и при­леж­но учить­ся до са­мой смер­ти. И мы мо­жем вдох­нов­лять­ся при­ме­ром мно­жес­т­ва ве­ли­ких лю­дей, ко­то­рые ни­ког­да не пе­рес­та­ва­ли учить­ся.

Бабушка Мо­зес, ху­дож­ни­ца-при­ми­ти­вис­т­ка, за­ня­лась жи­во­писью уже в прек­лон­ном воз­рас­те. Мы не нас­лаж­да­лись бы сей­час ее ра­бо­та­ми, ес­ли бы у нее не хва­ти­ло му­жес­т­ва про­дол­жать свое об­ра­зо­ва­ние и раз­ви­вать твор­чес­кие спо­соб­нос­ти. Пол­ков­ник Сэн­дерс, прос­ла­вив­ший­ся жа­ре­ны­ми цып­ля­та­ми Кен­тук­ки, ос­во­ил пре­муд­рос­ти пред­п­ри­ятий быс­т­ро­го пи­та­ния и поль­зо­ва­ния тор­го­вой мар­кой, ког­да ему бы­ло уже за шес­ть­де­сят. Эби­гейл Ада­ме, суп­ру­га аме­ри­кан­с­ко­го пре­зи­ден­та, так оха­рак­те­ри­зо­ва­ла важ­ность об­ра­зо­ва­ния и обу­че­ния: «Нель­зя при­об­рес­ти зна­ния слу­чай­но. Их на­до упор­но до­би­вать­ся и усер­д­но при­об­ре­тать».

«Век жи­ви - век учись» мо­жет стать для вас прек­рас­ным де­ви­зом, ес­ли вы сог­ла­си­тесь с тем, что обу­че­ние че­ло­ве­ка ни­ког­да не за­кан­чи­ва­ет­ся.

При этом мы при­об­ре­та­ем не­об­хо­ди­мые нам зна­ния не за счет то­го, что вы­жи­ма­ем нуж­ные мыс­ли из кле­ток на­ше­го моз­га. От­к­ры­вая наш ра­зум, ос­во­бож­дая его, пе­рес­тав его на­си­ло­вать, мы мо­жем при­кос­нуть­ся к ве­ли­ко­му и бес­ко­неч­но­му бо­жес­т­вен­но­му ра­зу­му в его все­лен­с­кой сво­бод­ной фор­ме. Кто зна­ет, ка­кие глу­би­ны та­ят­ся в нем, ожи­дая на­ше­го по­ни­ма­ния! Где бы мы ни бы­ли и чем бы ни за­ни­ма­лись, мож­но уз­на­вать что-то, что обо­га­тит на­шу соб­с­т­вен­ную жизнь и жизнь тех, кто нас ок­ру­жа­ет. Воз­мож­но, что­бы ус­во­ить но­вое, нам при­дет­ся ос­во­бо­дить­ся от ус­та­рев­ше­го об­ра­за мыс­лей и дей­с­т­вий. Но ког­да нам уда­ет­ся это сде­лать, мы час­то об­на­ру­жи­ва­ем, что жизнь ста­ла бо­лее ин­те­рес­ной и пло­дот­вор­ной, чем мы мог­ли на­де­ять­ся.

Может быть, имен­но это имел в ви­ду Иисус, ког­да го­во­рил о све­че, спря­тан­ной под со­су­дом? Мы дей­с­т­ви­тель­но не мо­жем зак­лю­чить свет в тем­ни­цу. Ес­ли бы мы взя­ли го­ря­щую элек­т­ри­чес­кую лам­пу и нак­ры­ли бы ее оп­ро­ки­ну­той мис­кой, свет все рав­но вы­би­вал­ся бы из-под мис­ки. Да­же ес­ли бы лам­поч­ка бы­ла спря­та­на в гер­ме­ти­чес­ки за­па­ян­ном со­су­де, свет все рав­но воз­ве­щал бы о сво­ем су­щес­т­во­ва­нии, наг­ре­вая мис­ку и пе­ре­да­вая часть теп­ла ок­ру­жа­юще­му воз­ду­ху. Мо­жет быть, это дол­ж­но ска­зать нам, что мы не мо­жем на­дол­го спря­тать или по­да­вить тот бо­жес­т­вен­ный ра­зум, ко­то­рый сос­тав­ля­ет часть на­шей при­ро­ды?

Иногда мы пы­та­ем­ся нак­рыть со­су­дом че­ло­ве­чес­ких пре­ду­беж­де­ний тот свет, что хо­чет про­си­ять.

Возможно, чув­с­т­во бес­силь­ной до­са­ды и уны­ние, ко­то­рые мы вре­мя от вре­ме­ни ис­пы­ты­ва­ем, - это не­боль­шие про­то­ки энер­гии от то­го ве­ли­ко­го све­та, ко­то­рый стре­мит­ся за­жечь­ся. Воз­мож­но, нам сле­ду­ет уб­рать со­суд-дру­гой, не об­ра­щая вни­ма­ния на убеж­ден­ность ок­ру­жа­ющих в том, что мы слиш­ком ста­ры, слиш­ком ма­ло­об­ра­зо­ва­ны или не­дос­та­точ­но со­об­ра­зи­тель­ны, что­бы до­бить­ся зна­чи­тель­ных ре­зуль­та­тов. Очень от­рад­но знать, что свет твор­чес­кой энер­гии и зна­ния, хо­тя его мож­но по­да­вить и скрыть под бес­чис­лен­ны­ми со­су­да­ми на­ших пре­ду­беж­де­ний, не те­ря­ет сво­ей бо­жес­т­вен­ной при­ро­ды

и сво­ей ог­ром­ной си­лы. Он бу­дет пы­тать­ся про­бить­ся сквозь на­ше под­соз­на­ние - и, воз­мож­но, мы нач­нем ви­деть ин­те­рес­ные сны, ко­то­рые про­из­ве­дут на нас глу­бо­кое впе­чат­ле­ние.

Эдисон ска­зал: «Если вы де­ла­ете что-то точ­но так же, как де­ла­ли это двад­цать лет на­зад, зна­чит, на­вер­ня­ка су­щес­т­ву­ет бо­лее удач­ный спо­соб это де­лать». В этих сло­вах мо­жет зак­лю­чать­ся ве­ли­кая ис­ти­на. Воз­мож­но, сей­час са­мое вре­мя ли­бо ус­во­ить, ли­бо раз­вить даль­ше уве­рен­ность в том, что мож­но уз­нать мно­жес­т­во уди­ви­тель­ных ве­щей. Прис­лу­ши­вай­тесь к сво­ему внут­рен­не­му го­ло­су. Пос­коль­ку вы - жи­вой че­ло­век, то на­вер­ня­ка у вас есть ка­кие-то силь­ные сто­ро­ны. Раз­ви­вай­те свои силь­ные сто­ро­ны и сми­рен­но за­яв­ляй­те свои пра­ва на ве­ли­чие, про­дол­жая жад­но учить­ся.

Мои гла­за мно­го ви­де­ли, но они не ус­та­ли. Мои уши мно­го слы­ша­ли, но жаж­дут боль­ше­го.

Рабиндранат Та­гор

От ста­рос­ти по­яв­ля­ют­ся мор­щи­ны на ли­це, а от ску­ки - на ду­ше.

Генерал Дуг­лас Ма­кар­тур

Уче­ба или про­дол­жа­ет­ся все вре­мя, или ее прос­то нет.

Фрэнк Тай­гер

Об­ра­зо­ва­ние боль­ше не счи­та­ет­ся под­го­тов­кой к взрос­лой жиз­ни: это неп­ре­рыв­ный про­цесс рос­та и раз­ви­тия от рож­де­ния до смер­ти,

Стивен Мит­челл

Че­ло­ве­ку нель­зя прек­ра­щать учить­ся - да­же в пос­лед­ний день его жиз­ни.

Маймонид


Наши рекомендации